Решение б/н РЕШЕНИЕ от 1 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 121/04-14-р

                                                                                                                                                       г. Киров

Резолютивная часть решения оглашена 05 февраля 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 09 февраля 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия Кировского УФАС России) в составе: Председателя Комиссии – <...> –  заместителя руководителя управления, Членов Комиссии – <...>– начальника отдела финансовых рынков и рекламы, <...> - специалиста 1 разряда отдела финансовых рынков и рекламы,

в присутствии ответчика – директора ООО «Экспресс – Займ» (610000, г. Киров, ул. <...>) <…>.,

в отсутствие надлежащим образом извещенных:

заявителя – <…>;

заинтересованного лица – ООО «Консультация. Продажа. Покупка. Обмен» (610000, г. Киров, ул. <...>);

 лица, располагающего сведениями об обстоятельствах дела, - ООО «Автохозяйство» (610000, г. Киров, <...>),

 при ведении протокола <...> – начальником отдела финансовых рынков и рекламы,

рассмотрев дело № 121/04-14-р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения  рекламы следующего содержания «Экспресс займ. Легкие займы. От 1%. Т. 45-3<…>. ООО «Экспересс займ» на транспортном средстве – автобусе, работающем по муниципальному заказу: маршрут №16, государственный регистрационный номер <...> АК 249 43 RUS, обслуживающая организация ООО «Автохозяйство»оссийскрой Федерации о рекламаеРо,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Кировское УФАС России поступило заявление физического лица <…> по факту размещения в мае – июне 2014 года  рекламы следующего содержания «Экспресс займ. Легкие займы. От 1%. Т. 45-3<...>. ООО «Экспресс займ» на транспортном средстве – автобусе, работающем по муниципальному заказу: маршрут №16, государственный регистрационный номер <...> АК 249 43 RUS, обслуживающая организация ООО «Автохозяйство».

По мнению заявителя в рассматриваемом рекламном модуле указаны только часть условий оказания финансовых услуг, а именно, проценты по договору займа исчисляются «от 1%», порядок начисления процентов не указывается. Иные условия оказания финансовых услуг, влияющий на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, такие как срок займа, процентная ставка (постоянная), сумм займа, порядок уплаты взносов и другие условия, влияющие на фактическую стоимость займа и расходов заемщика – в рекламе не указаны.

Отсутствие каких-либо из указанных условий предоставления займа может привести к искажению смысла информации, содержащейся в рекламе, и ввести в заблуждение потребителей данной рекламы.

Определением от 07.11.2014 Кировским УФАС России возбуждено дело №121/04-14-р по признакам нарушения ООО «Экспресс – Займ» ч.7 ст. 5, п.2 ч.2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), выразившегося в определении содержания рекламы финансовых услуг, в которой отсутствует часть существенной информации о товаре, об условиях его приобретения, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, а также которая умалчивает об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов или на сумму расходов, при этом в рекламе сообщается одно из таких условий. Рассмотрение дела назначено на 04.12.2014.

Согласно письменных пояснений ООО «Экспресс Займ», Организация согласовала спорный рекламный макет, на дату 04.12.2014 рекламная продукция демонтирована. На момент выявления нарушения договор аренды рекламного поля в салонах автобусов истек.

На заседании комиссии, состоявшемся 04.12.2014, представитель ООО «Экспресс Займ» пояснил, что согласование спорной рекламы организацией производилось в 2012 году, данный макет рекламы в 2014 году ООО «Консультация. Продажа. Покупка. Обмен» не предоставлялся. В настоящее время зафиксированный на фото автобус не существует.

Определением от 04.12.2014 срок рассмотрения дела №121/04-14-р продлен до 07.02.2015. К рассмотрению дела №121/04-14-р в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Консультация. Продажа. Покупка. Обмен».

ООО «Консультация. Продажа. Покупка. Обмен» представило пояснения, согласно которым следует, что макет рекламы был согласован ООО «Экспресс займ», размещение рекламы на автобусах регулярно оплачивалось ООО «Экспресс займ».

На заседании комиссии, состоявшемся 24.12.2014, представитель ООО «Экспресс Займ» пояснил, что согласование спорной рекламы организацией производилось в 2012 году. В 2014 году организацией был произведен заказ на размещение макетов рекламы на основании договора от 28.03.2012 аренды рекламного поля на стеклах и бортах автобусов.

Определением от 24.12.2014  рассмотрение дела №121/04-14-р отложено в связи с привлечением ООО «Автохозяйство» в качестве лица, располагающего сведениями об обстоятельствах дела, а также запросом у лиц, участвующих в деле, дополнительных документов и сведений.

На заседании комиссии, состоявшемся 22.01.2015, представитель ООО «Экспресс Займ» поддержал позицию, изложенную ранее.

Представитель ООО «Консультация. Продажа. Покупка. Обмен» пояснил, что макет рекламы был согласован ООО «Экспресс займ». На основании договора от 28.03.2012 аренды рекламного поля на стеклах и бортах автобуса организацией была размещена реклама следующего содержания «Экспресс Займ. Легкие деньги. От 1%. Т. 45-3<...>. ООО «Экспресс займ». В августе 2014 года данную рекламу демонтировали на основании договора аренды от 28.03.2012. Данная реклама размещалась с 2012 года на автобусе с регистрационным номером АК <…> RUS.

Определением от 22.01.2015 рассмотрение дела №121/04-14-р отложено в связи с выявлением комиссией Кировского УФАС России признаков нарушения ч.3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» и установлением необходимости получения антимонопольным органом дополнительных доказательств.

На заседании комиссии, состоявшемся 05.12.2015, представитель ООО «Экспресс – Займ» сообщил, что на период использования спорного модуля при заключении договора финансовых услуг процент и сроки устанавливались организацией самостоятельно, индивидуально к каждому клиенту. Критериями принятия решения служили следующие факторы: кредитная история, размеры доходов заемщика, место работы. Процентный диапазон с сентября 2012 г. составлял от 0,5 до 2%. Возрастные ограничения по займам составляли от 18 до 75 лет.

ООО «Консультация. Продажа. Покупка. Обмен», ООО «Автохозяйство», <..> надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела №121/04-14-р, на заседание комиссии не явились. Стороны не возражали рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закон «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая организация – хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, к которым в том числе относится и кредитно-потребительские кооперативы.

Финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Информация следующего содержания «Экспресс займ. Легкие займы. От 1%. Т. 45-3<...>. ООО «Экспресс займ» распространялась в мае – июне 2014 года посредством размещения на автобусе с регистрационным номером АК 249 43 RUS, была адресована неопределенному кругу лиц (рекламу могли видеть пассажиры автобуса, люди на улицах, по которым перемещался автобус), направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – финансовые услуги (предоставление займа) и их продвижение на рынке услуг, то есть соответствует требованиям статьи 3  Федерального закона «О рекламе» и является рекламой.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Исходя из анализа положений Федерального закона «О рекламе», целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге). Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить.

Указывая в рекламе займов величину ставки от 1%, ООО «Экспресс – Займ» привлекает внимание к оказываемым ею финансовым услугам, вместе с тем информация о том, что размер ставки зависит от таких критериев, как кредитная история, размеры доходов заемщика, место работы, а также ограничен возраст лиц, которым предоставляется финансовая услуга – от 18 до 75 лет, является существенной, и ее отсутствие в любом случае вводит потребителей в заблуждение относительно возможности получения займа под 1%.

Согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Статья 432 Гражданского кодекса РФ к существенным относит условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Между тем распространенная обществом реклама по предоставлению займов содержала только часть условий, а именно: процентную ставку (от 1 %), иные же условия оказания соответствующей финансовой услуги (возрастные ограничения, наличие таких критериев для предоставления займа, как кредитная история, размеры доходов заемщика, место работы) в рекламе не указаны.  Эти условия являются существенными и влияют на окончательную сумму расходов потребителя, воспользовавшегося предложением ООО «Экспресс – Займ» по займу.

Поскольку распространенная реклама финансовой услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие всех существенных условий предоставления займа может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

С учетом названных обстоятельств и положений части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» следует признать, что рассматриваемая реклама не отвечает требованиям данного закона.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель. Рекламопроизводитель несет ответственность в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что спорная реклама, следующего содержания: «Экспресс займ. Легкие займы. От 1%. Т. 45-3<...>. ООО «Экспресс займ», была размещена на транспортном средстве – автобусе, государственный регистрационный номер <...> АК <…> RUS, по инициативе ООО «Экспресс – Займ» в соответствии с договором от 28.03.2012 аренды рекламного поля на стеклах и бортах автобусов, заключенным ООО «Экспресс – Займ» (Арендатор) с ООО «Консультация. Продажа. Покупка. Обмен» (Арендодатель).

Из Договора от 28.03.2012 следует, что Арендодатель передает, а Арендатор принимает в срочное возмездное пользование рекламное поле формата 200х800 мм. для размещения информационных материалов на стеклах и бортах автобусов. Арендатор обязуется использовать рекламное поле автотранспорта для размещения рекламной информации только в соответствии с Законом «О рекламе». На основании счета от 06.05.2014 №226, выставленного ООО «Консультация. Продажа. Покупка. Обмен» за аренду информационных материалов в салоне автобусов с 10.05.2014 по 09.06.2014, ООО «Экспресс – Займ» произведена оплата услуг (платежное поручение от 04.06.2014 №492).

Изготовление спорного рекламного модуля  произведено ООО «Консультация. Продажа. Покупка. Обмен» на основании договора от 28.03.2012 на изготовление и монтаж рекламного – информационного материала на стекла автобусов, заключенного ООО «Экспресс – Займ» (Заказчик) с ООО «Консультация. Продажа. Покупка. Обмен» (Исполнитель). В соответствии с условиями данного договора Исполнитель обязуется изготовить рекламно – информационный материал по согласованию с Заказчиком и смонтировать их на стекла и борта автобусов. Заказчик несет полную ответственность за содержание представленных Исполнителю материалов. В материалы дела №121/04-14-р представлен модуль следующего содержания: «Экспресс займ. Легкие займы. От 1%. Т. 45-3<...>. ООО «Экспресс займ», согласованный ООО «Экспресс – Займ» путем проставления печати организации и подписи директора.

В рассматриваемой ситуации ООО «Экспресс – займ», являясь продавцом товара, то есть единственным лицом, имеющим интерес к рекламированию товара (в том числе путем доведения до сведений потенциальных потребителей информации о финансовых услугах, предоставляемых ООО «Экспресс – Займ»), является рекламодателем по смыслу Федерального закона «О рекламе».

Договор аренды рекламного поля на стеклах и бортах автобусов от 28.03.2012, договора от 28.03.2012 на изготовление и монтаж рекламного – информационного материала на стекла автобусов,  оплата услуг за размещение спорной рекламы: «Экспресс займ. Легкие займы. От 1%. Т. <…>. ООО «Экспресс займ» платежным поручением от 04.06.2014 №492, признаны антимонопольным органом доказательствами, подтверждающим, что именно ООО «Экспресс – Займ» является рекламодателем спорной рекламы, который определил содержание и объект рекламирования, и несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссией Кировского УФАС России не установлен в действиях ООО «Экспресс – Займ» факт нарушения п.2 ч.2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

В целях прекращения дальнейшего нарушения комиссия Кировского УФАС России решила выдать ООО «Экспресс – Займ» предписание об устранении нарушения.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 28, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу «Экспресс займ. Легкие займы. От 1%. Т. 45-3<…>. ООО «Экспресс займ», размещенную в мае – июне 2014 года на транспортном средстве – автобусе, государственный регистрационный номер <...> АК 249 43 RUS, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2. Признать в действиях ООО «Эксперсс – Займ», выразившихся в определении содержания рекламы, указанной в пункте 1 настоящего решения, в которой отсутствует часть существенной информации (размер ставки от 1% до 2% зависит от таких критериев, как кредитная история, размеры доходов заемщика, место работы, а также ограничен возраст лиц, которым предоставляется финансовая услуга – от 18 до 75 лет) о рекламируемой финансовой услуге, и которая не содержит всех условий, определяющих полную стоимость займа (возрастные ограничения, наличие таких критериев для предоставления займа, как кредитная история, размеры доходов заемщика, место работы), факт нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

3. Выдать ООО «Экспресс – Займ» предписание об устранении нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд - в порядке,  предусмотренном ст. 198 АПК РФ, в суд - в порядке, предусмотренном ст. 131 ГПК РФ.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны