Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ от 19 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

«13» марта 2018 г.                                                                                                           г. Киров

 

 

15.02.2018 г. в Кировское УФАС России поступило заявление <...> о нарушении антимонопольного законодательства Слободской городской Думой при организации похоронного дела на территории пгт. Мурыгино.

Для установления наличия или отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства у администрации города Слободского были запрошены документы и пояснения.

Из содержания письма главы города Слободского от 01.03.2018 №829-01-19 следует, что на территории муниципального образования «город Слободской» Кировской области расположены пять кладбищ.

Услуги по содержанию действующих общественных кладбищ оказываются в соответствии с заключенным администрацией муниципального образования «город Слободской» Кировской области муниципальным контрактом с подрядной организацией в соответствии с Законом о контрактной системе.

Так, 09.01.2018 заключен муниципальный контракт между АНО «Память» и администрацией города Слободского на выполнение работ по содержанию и благоустройству мест захоронений города Слободского.

Материалами дела подтверждается, что Слободской городской Думой принято решение от 19.04.2017 №15/102 «О наделении АНО «Память» статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела в муниципальном образовании «город Слободской».

Порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «город Слободской» утвержден решением Слободской городской Думы от 20.12.2017 №27/174 (далее – Порядок деятельности службы).

 

 

 

Имеющиеся материалы позволяют прийти к следующим выводам:

Согласно п. 4.1. Порядка деятельности службы к вопросам специализированной службы относится учет (регистрация) захоронений, организация деятельности действующих общественных кладбищ муниципального образования «город Слободской».

В соответствии с п. 4.2. Порядка деятельности службы специализированная служба обеспечивает в соответствии с действующим законодательством формирование и сохранность архивного фонда документов по приему и исполнению заказов на услуги по погребению.

Решением Слободской городской Думы от 20.12.2017 №27/174 утвержден «Порядок деятельности общественных кладбищ и содержания мест погребения на территории муниципального образования «город Слободской» (далее – Порядок деятельности кладбищ).

В соответствии с п. 2.8 Порядка деятельности кладбищ каждое захоронение регистрируется специализированной службой в книге регистрации захоронений.

Согласно п. 3.1 Порядка деятельности кладбищ определение мест захоронения умерших, выдачу разрешения (наряда) на захоронение, регистрацию, учет и инвентаризацию захоронений на территории муниципального образования «город Слободской» осуществляет специализированная служба по вопросам похоронного дела. 

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Согласно статье 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

При этом под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Имеющиеся материалы, в том числе муниципальный контракт №0140300004617000143-0103711-01 от 09.01.2018, заключенный с администрацией города Слободского, позволяют прийти к выводу о том, что АНО «Память» является хозяйствующим субъектом в понимании Закона о защите конкуренции.

Как следует из пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Согласно пункту 2 статьи 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 названного Закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

При этом в силу части 1.1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 данного Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

В силу статьи 17 Закона о погребении деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

Возможность наделения хозяйствующего субъекта функциями по учету (регистрации) захоронений, формированию архивного фонда документов по приему и исполнению заказов на услуги по погребению,  определению мест захоронения умерших, выдаче разрешения (наряда) на захоронение, регистрации, учета и инвентаризации захоронений на территории муниципального образования «город Слободской» указанными Законами не предусмотрена и прямо противоречит законодательству.

Органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела хозяйствующим субъектам.

У органов местного самоуправления отсутствует право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления, что нашло отражение, в частности, в Определении ВАС РФ от 18.12.2012 № ВАС-16422/12 по делу № А12-5260/2012, Постановлении ФАС Поволжского округа от 05.03.2013 по делу А12-18556/2011, ФАС Уральского округа от 14.07.2009 Ф09-4848/09-С1 по делу № А60-7979/2009-С12, Постановления 2ААС по делу № А28-3788/2013.

Таким образом, действия Слободской городской Думы, выраженные в наделении хозяйствующего субъекта (АНО «Память») функциями и правами органа местного самоуправления по организации похоронного дела, а именно функциями контрольно-распорядительного характера путем принятия решения от 19.04.2017 №15/102 «О наделении АНО «Память» статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела в муниципальном образовании «город Слободской», имеют признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Наделение АНО «Память» указанными функциями создает преимущественные условия для деятельности специализированной службы как хозяйствующего субъекта по отношению к другим участникам рынка похоронных услуг, ставит их в зависимость от волеизъявления специализированной службы.

В соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ) в случаях выявления в действиях органа местного самоуправления, признаков нарушения ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства не допускается без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения.

С учетом изложенного, и на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Кировское УФАС России предупреждает Слободскую городскую Думу о необходимости прекращения в срок до 15.05.2018 г. указанного действия, а именно:

- принять меры по прекращению осуществления АНО «Память» функций органа местного самоуправления по организации похоронного дела, в том числе функций контрольно-распорядительного характера.

Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (часть 6 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

            При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135 - ФЗ «О защите конкуренции»).

            В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (часть 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»)

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны