Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 144/05-14 от 31 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 144/05-14

 

                                                                                                                                                         г. Киров

 

Резолютивная часть решения оглашена 29 декабря 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 29 декабря 2014 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – Никоновой М.Л. – заместителя руководителя управления, Членов Комиссии – Гуляева Ю.В. – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, Юрьевой А.С. – специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти,

в присутствие ответчика – федерального государственного унитарного предприятия «Центр информационно-технического обеспечения и связи» (далее – ФГУП ЦИТОС ФСИН России, Предприятие), надлежащим образом уведомленной о дате, месте, времени рассмотрения дела № 144/05-14,

в отсутствие заявителя – <…>, надлежащим образом извещенного о дате, месте, времени рассмотрения дела № 144/05-14,

в отсутствие заинтересованных лиц – общества с ограниченной ответственностью «Росбытхим», индивидуального предпринимателя <…>, надлежащим образом уведомленных о дате, месте, времени рассмотрения дела №144/05-14,

рассмотрев дело № 144/05-14 по признакам нарушения ФГУП ЦИТОС ФСИН России <…> ч. 1, ч. 3 ст. 17.1 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  - Федеральный закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

09.10.2014 г. в Кировское УФАС поступило заявление физического лица <…> по факту передачи в аренду без проведения процедуры торгов помещения, находящего в собственности Российской Федерации и расположенного по адресу: Кировская область, Верхнекамский район, п. Лесной, ул. Мопра, д. 29, индивидуальному предпринимателю <…>.

В результате проверки обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в следующем.

25.04.2014 г. между ФГУП ЦИТОС ФСИН России, в лице директора Кировского филиала <…> и индивидуальным предпринимателем <…> заключен договор возмездного оказания услуг № 12/1 (срок действия договора с 25.04.2014 по 25.10.2014 г.). По истечении срока действия договора Предприятием заключен договор возмездного оказания услуг № 12 от 27.10.2012 г. с ООО «Росбытхим» (срок действия договора с 27.10.2014 по 26.11.2014 г.).

Согласно п. 1.1 договора № 12/1 от 25.04.2014 Предприятие обязуется оказать услуги индивидуальному предпринимателю <…> (Заказчику) по предоставлению части помещения общей площадью 250 кв. м., расположенного по адресу: Кировская область, Верхнекамский район, п. Лесной, ул. Мопра, д. 29.

Согласно п. 1.1 договора № 12 от 27.10.2014 г. Предприятие обязуется оказать услуги ООО «Росбытхим» (Заказчику) по предоставлению части помещения общей площадью 100 кв. м., расположенного по адресу: Кировская область, Верхнекамский район, п. Лесной, ул. Мопра, д. 29.

В настоящее время новых договоров Предприятием не заключалось.

Из содержания договоров следует, что фактически предметом данных договоров является предоставление части помещения во временное владение и пользование за определенную плату. Таким образом, на данные правоотношения в полном объеме распространяется действие ограничений ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», касающихся заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным имуществом, независимо от того, каким образом данные договоры поименованы.

Согласно сведениям, предоставленными Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кировской области в письме от 11.11.2014 г. № 05-6909, объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Кировская область, Верхнекамский район, пгт. Лесной, ул. Мопра, д. 29, находится в собственности Российской Федерации и закреплен на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Центр информационно-технологического обеспечения и связи Федеральной службы исполнении наказаний».

Указанные выше договоры заключены без проведения процедуры торгов. Согласие собственника на заключение договоров не запрашивалось.

Учитывая тот факт, что в действиях ФГУП ЦИТОС ФСИН России, выразившихся в заключении договора оказания услуг № 12/1 от 25.04.2014 с индивидуальным предпринимателем <…>, а также в заключении договора оказания услуг № 12 от 27.10.2014 г. с ООО «Росбытхим», предусматривающих переход права владения и пользования государственным имуществом без процедуры проведения торгов, содержались признаки нарушения ч. 1, ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», приказом от 16.12.2014 г. № 516 в отношении предприятия было возбуждено производство по делу №144/05-14.

До рассмотрения дела ответчик направил пояснения, из которых следует, что здание, расположенное по адресу: Кировская область, Верхнекамский район, пгт. Лесной, ул. Мопра, д. 29, не используется с 2011 года. Предприятие неоднократно обращалось к руководству ФСИН России о передаче указанного здания в собственность муниципального образования Верхнекамский район Кировской области. До настоящего времени вопрос передачи здания в казну не решен. В целях сокращения значительных затрат по содержанию здания и его охраны Предприятие было вынуждено заключить договоры с ИП <…> и ООО «Росбытхим».

Кроме того, ответчик пояснил, что заключение договора возмездного оказания услуг № 12 от 27.10.2014 на срок 30 календарных дней (с 27.10.2014 г. по 26.11.2014 г.) с ООО «Росбытхим» не противоречит п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции». В настоящее время у Предприятия с индивидуальным предпринимателем <…> и ООО «Росбытхим» договорные отношения отсутствуют.

На заседание Комиссии УФАС России, состоявшееся 29.12.2014, заявитель и заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о дате, месте, времени рассмотрения дела №144/05-14, не явились, письменных ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не поступало.

Изучив материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 294 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Согласно положениям пункта 2 статьи 18 Федерального закона  от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», пункта 2 статьи 295 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать  принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Частью 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что  заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, осуществляется в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

В свою очередь в соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что законодательство не устанавливает возможность заключения государственными или муниципальными унитарными предприятиями договоров, соглашений, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит им на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, без проведения процедуры торгов, а также без согласия собственника имущества. Не проведение торгов приводит к ограничению равного доступа хозяйствующих субъектов к данной публичной процедуре.

В заключении договора возмездного оказания услуг № 12 от 27.10.2014 г. с ООО «Росбытхим» (срок действия договора с 27.10.2014 по 26.11.2014 г.) не усматривается нарушение антимонопольного законодательства, поскольку в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества может быть осуществлено без проведения конкурса или аукциона на право заключения соответствующего договора, за исключением предоставления указанных прав на такое имущества на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев.

В отношении договора возмездного оказания услуг с ИП <…> № 12/1 от (срок действия договора с 25.04.2014 по 25.10.2014 г.) Комиссией Кировского УФАС усматриваются признаки нарушения ФГУП ЦИТОС ФСИН части 1, части 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», так как торги при передаче во временное владение и пользование указанного имущества не проводились.

Непроведение конкурсов и аукционов на право заключения договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса, аукциона в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставить товары, выполнить работы, услуги, получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем. Необеспечение конкурентных процедур приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение договоров по владению и пользованию государственным (муниципальным) имуществом, и соответственно, необоснованно препятствует осуществлению ими деятельности.

Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что передача прав пользования и (или) владения государственным имуществом, целевым образом, без проведения торгов, является нарушением статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Заключение ФГУП ЦИТОС ФСИН России договора возмездного оказания услуг № 12/1 от 25.04.2014 с индивидуальным предпринимателем <…> лишило иных лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, возможности получить данное имущество в пользование на тех же условиях. Передавая во временное владение и пользование имущество без применения процедуры торгов, ФГУП ЦИТОС ФСИН России совершило действия, которые привели и (или) могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке владения и пользования государственным имуществом, что противоречит ч .1, ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

 

Комиссия Кировского УФАС России считает, что нарушение антимонопольного законодательства произошло по вине ФГУП ЦИТОС ФСИН России.

Учитывая то, что ФГУП ЦИТОС ФСИН России на момент принятия решения по делу № 144/05-14 не заключались новые договоры по передаче прав владения и (или) пользования помещением, расположенным по адресу: Кировская область, Верхнекамский район, пгт. Лесной, ул. Мопра, д. 29, это расценивается Комиссией Кировского УФАС России в качестве добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства.

Основания для выдачи предписания отсутствуют.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4, 17.1, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 49, Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кировского УФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

 

  1.  Признать в действиях ФГУП «Центр информационно-технического обеспечения и связи» факт нарушения ч. 1, ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в заключении договора возмездного оказания услуг № 12/1 от 25.04.2014 с индивидуальным предпринимателем <…>, предусматривающего переход права владения и пользования государственным имуществом, расположенного по адресу: Кировская область, Верхнекамский район, пгт. Лесной, ул. Мопра, д. 29, без процедуры проведения торгов, что привело и (или) могло привести к ограничению равного доступа хозяйствующих субъектов к процедуре торгов, создало преимущества хозяйствующему субъекту – <…>, и необоснованно препятствует осуществлению деятельности иным хозяйствующим субъектам.

 

2.Производство по делу № 144/05-14 в отношении России прекратить ввиду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                      М.Л. Никонова

 

 

Члены Комиссии                                                                                                       Ю.В. Гуляев

 

 

А.С. Юрьева

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в трехмесячный срок.

Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны