Предупреждение б/н Предупреждение № 14ф/04-2017 о прекращении действий (бездей... от 7 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Предупреждение № 14ф/04-2017

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

«23» августа 2017 года                                                                                                     г. Киров

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступили перенаправленные из Государственной жилищной инспекции (вх. № 3806 от 29.05.2017) и Прокуратуры Ленинского района города Кирова (вх. № 3856 от 30.05.2017) копии обращений физических лиц о нарушении, по мнению заявителей, антимонопольного законодательства путем введения в заблуждение при распространении потребителям заявок о заключении договора с ООО «Облбытгаз».

Исходя из документов и обращений, направленных в Управление, следует, что коммерческая организация Общество с ограниченной ответственностью «Областная организация бытового газового обслуживания» (далее – ООО «Облбытгаз», Общество, организация) направляла потребителям – жильцам многоквартирных домов, заявки на заключение договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту внутриквартирного газового оборудования в многоквартирных домах. Сам договор являлся приложением к заявке. В заявке Общество разъясняет потребителям необходимость добровольного заключения договора (на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту внутриквартирного газового оборудования), а в случае отказа потребителя - возможность принудительного заключения договора в судебном порядке, при этом ООО «Облбытгаз» указывает потребителю на его обязанность нести судебные издержки в сумме не менее 6000 рублей, не раскрывая их содержание и законное обоснование.

Также Общество уведомляет, что в случае отказа от заключения договора, направленного потребителю вместе с заявкой через 40 дней ООО «Облбытгаз» вправе приостановить подачу газа, в том числе, на время судебного разбирательства.

Таким образом, по мнению заявителей, ООО «Облбытгаз» вводит потребителей в заблуждение относительно услуг, предлагаемых ООО «Облбытгаз», а именно об обязательности заключения договора с ООО «Облбытгаз», а также о возможности и правомерности отключения от газа потребителей, отказавшихся от заключения договора, нарушая тем самым пункт 1 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»).

Изучив обстоятельства, изложенные в заявлениях, установлено следующее.

Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее – Правила).

Согласно Правил работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонту ВДГО и (или) ВГКО, заключенным между заказчиком и исполнителем.

Согласно п. 30 Правил специализированная организация вправе по собственной инициативе направить заявку (оферту) заявителю о заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта указанного договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами и Гражданским кодексом Российской Федерации и подписанного со стороны специализированной организации.

В соответствии с п. 31 Правил в случае если сторона, направившая заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения этой заявки (оферты) другой стороной не получила от нее ответа о согласии заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на предложенных условиях либо иных условиях, соответствующих гражданскому законодательству Российской Федерации и настоящим Правилам, или об отказе от заключения указанного договора по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения указанного договора по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение этого договора является обязательным, к заключению договора.

Согласно ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

В соответствии с ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Согласно ч. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Установлено, что ООО «Облбытгаз» направил заявки с договорами потребителям (далее – Заявка) по адресам, указанным в приложении к ответу ООО «Облбытгаз» на запрос Кировского УФАС России (вх. № 4974 от 13.07.2017 на 11 л.). На основании направленных заявок было заключено 305 договоров.

В данной заявке отсутствует наименование адресата-получателя, то есть заявка обезличена, она выполнена на фирменном бланке ООО «Облбытгаз», подписана директором Общества <…>, содержит следующий текст: «<…> ЗАЯВКА. ООО «Областная организация бытового газового облуживания» (далее – ООО «Облбытгаз») уведомляет Вас о том, что в соответствии с Правилами пользования газом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 года №410 (далее - Правила) собственник (пользователь) жилого помещения для обеспечения исправности газового оборудования обязан заключить договор на обслуживание и ремонт газового оборудования (далее - Договор). На основании Договора обеспечивается безопасность при поставке газа и использовании газового оборудования, в связи с чем заключение договора предусмотрено, не только в добровольном (подписание договора, прилагаемого к настоящей заявке), но и в судебном порядке (принуждение к заключению договора). Руководствуясь вышеизложенным, а также пунктом 30 Правил <…>, предлагаем Вам заключить договор технического обслуживания и ремонта внутриквартирного газового оборудования (далее - ВГКО) с ООО «Облбытгаз» <…>. Копия договора прилагается. В соответствии с п. 31 Правил рассмотрение данной заявки необходимо осуществить в срок не позднее 30 дней с момента ее получения. О результатах рассмотрения заявки необходимо уведомить ООО «Облбытгаз» по телефону <…> либо прибыть в офис организации по адресу: <…>. <…>. Также ООО «Облбытгаз» уведомляет Вас о последствиях отказа и уклонения от заключения Договора. Собственник, не заключивший договор в добровольном порядке и не уведомивший о результатах рассмотрения Заявки, заключает договор в судебном порядке, в результате чего несет судебные издержки в размере не менее 6000 рублей. В соответствии с п.б) ст. 80 Правил уведомляем Вас, что в случае отсутствия договора о техническом обслуживании и ремонте ВГКО через 40 дней ООО «Облбытгаз» вправе приостановить подачу газа, в том числе на время судебного разбирательства. <>».

Использование таких фраз как: «….Собственник, не заключивший договор в добровольном порядке и не уведомивший о результатах рассмотрения Заявки, заключает договор в судебном порядке, в результате чего несет судебные издержки в размере не менее 6000 рублей. В соответствии с п.б) ст. 80 Правил уведомляем Вас, что в случае отсутствия договора о техническом обслуживании и ремонте ВГКО через 40 дней ООО «Облбытгаз» вправе приостановить подачу газа….» в совокупности с приложенным проектом договора создает у потребителя впечатление о том, что договор на обслуживание и ремонт ВГКО необходимо заключить именно с ООО «Облбытгаз».

Вышеуказанное фактически вводит в заблуждение жильцов многоквартирных домов об обязательном характере исполнения указанной заявки, поскольку п. 31 Правил не установлено обязанности заключения договора с указанной в оферте организацией. То есть у потребителя существует возможность отказа от заключения договора с ООО «Облбытгаз» с правом выбора заключения договора с любой специализированной организацией, что в заявке не отражено.

Вместе с тем на сегодняшний день на рынке услуг по обслуживанию внутридомового и внутриквартирного оборудования на территории города Кирова и Кировской области зарегистрированы и другие специализированные организации: ООО «Статус», ООО «Вятгазсервис», АО «Газпром газораспределение Киров», которые имеют право заключать аналогичные договоры.

В обращениях граждан содержатся фразы: «…если данная услуга законна, то имеет ли право наниматель жилого помещения самостоятельно выбрать организацию по обслуживанию газового оборудования?», «…насколько правомочны действия ООО «Облбытгаз» и обязаны ли мы такой договор заключать?», что дополнительно подтверждает факт введения в заблуждение граждан относительно обязательности заключения договора именно с ООО «Облбытгаз».

В заявке указано, что в случае если собственник не заключит договор в добровольном порядке, заключает договор в судебном порядке, в результате чего несет судебные издержки в размере не менее 6000 руб. Однако данная сумма законодательно не определена и может быть установлена исключительно судом по результатам рассмотрения судебного дела после вступления судебного акта в законную силу.

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей (статьи 2, 35 ГПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер. Соответственно указание на конкретную сумму судебных издержек вводит потребителей в заблуждение относительно обязательности их уплаты в отсутствие вступившего в законную силу решения суда и их размера, который фактически устанавливает суд. 

В соответствии с п. 80 Правил исполнитель вправе приостановить подачу газа с предварительным письменным уведомлением заказчика. Однако ООО «Облбытгаз» не имеет технической возможности приостановить подачу газа, поскольку не имеет статуса как исполнителя, так и поставщика газа. ООО «Газпром межрегионгаз Киров» - является единственным оператором поставок природного газа, добываемого ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, а также независимыми организациями на территории Кировской области (реализует природный газ промышленным предприятиям и организациям, юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям на территории Кировской области). Тем самым Общество «Облбытгаз» вводит потребителей в заблуждение относительно факта возможности приостановления им поставки газа.

Вольная интерпретация положений Правил ООО «Облбытгаз» в заявке формирует неверное убеждение у потребителей об императивном характере правоотношений с ООО «Облбытгаз», об отсутствии альтернативного выбора другой специализированной организации – конкурента при заключении договора на техническое обслуживание и ремонт  ВГКО, о наличии ООО «Облбытгаз» технической возможности приостановки подачи газа в качестве превентивной меры.

Таким образом, в действиях ООО «Облбытгаз» усматриваются признаки нарушения п. 3, 4 ст. 14.2 Федерального закона «О рекламе», поскольку граждане были введены в заблуждение относительно обязательности заключения договора исключительно с названной организацией, относительно установления судебных издержек в размере 6000 рублей и возможности приостановления ООО «Облбытгаз» поставки газа в случае отказа от заключения договора.

Понятие конкуренции установлено пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», в соответствии с которым конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. При этом согласно пункту 4 вышеуказанной статьи Федерального закон «О защите конкуренции» товарный рынок – это сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности потребитель может приобрести товар.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

При условии наличия конкурентных отношений не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:  места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя; условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара  (пункт 3,4 статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции»).

В соответствии с Правилами организация, оказывающая услуги по техническому обслуживанию внутридомового или внутриквартирного газового оборудования в установленном порядке должна иметь в своем аварийно-диспетчерскую службу. Кроме того, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 05.12.2016 №412-ФЗ, указанная организация обязана уведомить органы государственного жилищного надзора об осуществлении деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию  ВДГО и ВГКО.

Согласно информации с сайта Государственной жилищной инспекции по Кировской области в реестр зарегистрированных уведомлений входят: ООО «Эгида», ООО «Облбытгаз»,  АО «Газпром газораспределение Киров»,  ООО «Вяткагазсервис», ООО «Статус». Соответственно, вышеперечисленные организации являются конкурентами ООО «Облбытгаз» на рынке по техническому обслуживанию внутридомового и/или внутриквартирного газового оборудования на территории города Кирова и Кировской области.

Согласно ответу АО «Газпром газораспределение Киров» на запрос Кировского УФАС России (вх. № 4236 от 15.06.2017) действиями ООО «Облбытгаз» акционерному обществу были нанесены убытки, поскольку с начала деятельности указанной организации сократилось количество договоров на техническое обслуживание и ремонт ВДГО и (или) ВГКО, так как граждане, получив информацию о возможности приостановки подачи газа, заключают договоры с ООО «Облбытгаз». Также были отмечены факты заключения ООО «Облбытгаз» договоров с гражданами, с которыми были заключены аналогичные договоры Обществом, срок действия которых еще не истек.

Таким образом, действия ООО «Облбытгаз» приводят к перераспределению спроса на рынке технического обслуживания и ремонта ВГКО, ООО «Облбытгаз» отвлекает потенциальных и фактических потребителей от услуг добросовестных субъектов предпринимательской деятельности.

В связи с наличием в действиях ООО «Облбытгаз» (ИНН 4345460493, ОГРН 1174350001231), выразившихся в совершении недобросовестных действий по отношению к конкурентам (в том числе, АО «Газпром газораспределение Киров») путем направления заявок с приложенными договорами, которые вводят потребителей в заблуждение относительно факта возможности приостановления Обществом поставки газа, обязательности заключения указанного договора именно с этой организацией, оплаты судебных издержек в размере не менее 6000 рублей в случае заключения договора на техническое обслуживание и ремонт ВГКО в судебном порядке, что привело к созданию необоснованных преимуществ для данного хозяйствующего субъекта на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту ВГКО, а также привело к причинению убытков конкуренту, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктами 3, 4 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Кировское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает о необходимости в пятнадцатидневный срок с момента получения настоящего предупреждения прекратить указанные действия путем принятия мер: по направлению в адрес лиц, получивших заявки с договорами, письма-опровержения:

1) о наличии права у граждан при заключении договора на техническое обслуживание и ремонт ВГКО выбрать любую специализированную организацию, зарегистрированную в установленном законом способом;

2) об отсутствии у ООО «Облбытгаз» технической возможности приостановки подачи газа в случае отказа от заключения договора с Обществом;

3) о том, что в случае заключения договора на техническое обслуживание и ремонт ВГКО в судебном порядке, судебные издержки устанавливаются судом на основании вступившего в законную силу судебного акта и не могут быть заранее определены;

4) о праве потребителей отказаться от заключения договора с ООО «Облбытгаз».

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

 

 

Заместитель руководителя управления  -

начальник отдела контроля закупок                                                               <>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<>

Связанные организации

Связанные организации не указаны