Решение б/н Решение №150/03-12, по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ... от 3 июня 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

14.02.2013 г.                                                                                                        № 150/03-12

                                                                     Р Е Ш Е Н И Е

 

     Резолютивная часть решения оглашена  14.02.2013 г.

 В полном объеме решение изготовлено  28.02.2013 г.

 

       Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

Молчанова А.В. –  руководителя управления;

Членов комиссии:

Кузнецовой А.М. -  главного специалиста-эксперта КРЗ;

Гуляева Ю.В –  ведущего специалиста-эксперта отдела КРЗ;

в присутствии:

        <...>–  представителя администрации муниципального образования городского округа Город Вятские Поляны, по доверенности;

        <...> - представителя администрации муниципального образования городского округа Город Вятские Поляны, по доверенности;

рассмотрев  дело №150/03-12, возбужденное по признакам нарушения  ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в отношении администрации городского округа город Вятские Поляны (Кировская обл., г. Вятские Поляны мкр. Центральный, д. 5), а также по признакам нарушения Вятскополянской городской Думой (612960 Кировская обл., г. Вятские Поляны мкр. Центральный, д. 5) ч.ч.1,3 ст.15 указанного закона, выразившегося в утверждении Порядка организации похоронного дела, мест погребения и их содержании не соответствующего требованиям Закона о погребении,

 

У С Т А Н О В И Л А

 

Инспекцией Кировского УФАС России при проведении плановой проверки администрации городского округа город Вятские Поляны Кировской области выявлены признаки нарушения администрацией городского округа город Вятские Поляны Кировской области ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в  передаче в ведение МУП «Ритуальные услуги» общественных кладбищ, расположенных в городе Вятские Поляны, а так же нарушения Вятскополянской городской Думой ч.ч.1,3 ст.15 указанного закона, выразившегося в утверждении Порядка организации похоронного дела, мест погребения и их содержании не соответствующего требованиям Закона о погребении. 

Приказом руководителя Управления ФАС по Кировской области от 19.10.2012 года № 418 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело № 150/03-12 по признакам нарушения администрацией городского округа «Город Вятские Поляны Кировской области» ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в передаче в ведение МУП «Ритуальные услуги» общественных кладбищ, расположенных в городе Вятские Поляны, а также по признакам нарушения Вятскополянской городской Думой ч.ч.1,3 ст.15 указанного закона, выразившегося в утверждении Порядка организации похоронного дела, мест погребения и их содержании не соответствующего требованиям Закона о погребении.

Определением от 22.11.2012 года дело № 150/03-12 назначено к рассмотрению на 19.12.2012 года.

Определением от 19.12.2012 года дело № 150/03-12 отложено на 17.01.2013 года.

Определением от 17.01.2013 года дело № 22/03-12 отложено на 14.02.2013 года.

Ответчики по делу факт нарушения признают, просят прекратить дело в связи с добровольным устранением нарушений.

Заслушав пояснения, изучив материалы дела, комиссия приходит к следующим выводам.

Решением городской Думы от 04.05.2007г. № 46 (с изменениями, внесенными от 02.06.2009г., от 28.10.2009г., от 17.02.2010г.)  утвержден Порядок организации похоронного дела, мест погребения и их содержания (далее - Порядок похоронного дела).

В соответствии с п.п. 5.1.3. Порядка похоронного дела специализированная служба по вопросам похоронного дела, созданная администрацией города в соответствии с действующим законодательством относится к субъектам похоронного дела.

Пунктом 5.9. и пунктом 5.10 Порядка похоронного дела определены услуги специализированной службы по вопросам похоронного дела в том числе:

- оформление документов, необходимых для погребения;

-перевозку умершего на кладбище копка могилы и погребения;

-предоставление креста;

-погребения тела умершего.

Пунктом 7.2 Порядка организации похоронного дела установлено, что деятельность, содержание и осуществление погребения производится исключительно специализированной организацией.

Правоотношения, связанные с погребением умерших граждан, регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее – Закон о погребении). Указанный закон определяет гарантии осуществления погребения, требования к местам погребения, организации похоронного дела, кроме того, определены функции специализированной службы, в качестве субъекта правоотношений по организации похоронного дела не предусмотрена администрация кладбища.

Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Вместе с тем данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Порядок организации похоронного дела не содержит указания на конкретный хозяйствующий субъект, выполняющий функции специализированной организации, а только предусматривает наличие такого субъекта и его функции.

Решением Вятскополянской городской Думы Кировской области №119 от 20.11.2012 года «О признании утратившим силу некоторых решений Вятскополянской городской думы»  «Порядок организации похоронного дела, мест погребения и их содержании» утвержденный решением Вятскополянской городской Думы от 04.05.2007г. № 46, признан утратившим силу.

Постановлением от 21.11.2012 №2326 утверждено Положение об организации ритуальных услуг, порядке создания и содержания мест погребения и захоронения на территории муниципального образования городского округа город Вятские Поляны Кировской области.  

Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, об отсутствии в действиях Вятскополянской городской Думы нарушения антимонопольного законодательства выраженных в принятии Порядка организации похоронного дела, мест погребения и их содержании утвержденного решением Вятскополянской городской Думы от 04.05.2007г. № 46.

Согласно ст. 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок их деятельности.

Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, согласно пункту 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится к вопросам местного значения городского округа.

Часть 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94–ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под муниципальной нуждой понимает обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Следовательно, выполнение работ по содержанию муниципальных кладбищ на территориях мест захоронений должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94–ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», так как содержание кладбища в надлежащем санитарном состоянии входит в компетенцию органов местного самоуправления и является муниципальной нуждой (Письмо Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 30.09.2009 № АК/34001 «О разъяснении применения норм антимонопольного законодательства»).

Общественные кладбища, расположенные в городе Вятские Поляны, закреплены за МУП   «Ритуальные услуги» на праве хозяйственного ведения, что следует из договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 01.06.2010г заключенного между УДМС города Вятские Поляны и МУП «Ритуальные услуги».

Как установлено статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8–ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, Законом о погребении не предусмотрена. Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования (на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение).

В связи с тем, что договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 01.06.2010 г. заключен между управлением по делам муниципальной собственности города Вятские поляны и МУП «Ритуальные услуги» комиссия кировского УФАС приходит к выводу об отсутствии действиях администрации городского округа Вятские Поляны нарушения антимонопольного законодательства.

Статья 16 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Часть 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции установлено, что запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Таким образом, Договор  о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения вводит ограничения в отношении создания хозяйствующих субъектов на рынке содержания и благоустройства муниципальных кладбищ, необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, поскольку создает преимущественные условия деятельности для МУП «Ритуальные услуги», по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг, чем нарушает ч.4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.

При решении вопроса об устранении нарушения законодательства комиссия УФАС исходит из следующего: на основании постановления администрации города Вятские Поляны от 09.11.2012  №2169 «О включении в реестр казны кладбищ» право хозяйственного ведения МУП «Ритуальные услуги» на общественные кладбища прекращено, передача кладбищ в казну города Вятские Поляны произведена по актам приема-передачи основных средств от 09.11.2012 г. №1,2,3.

На основании изложенного и в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

Р Е Ш И Л А

 

  1. Прекратить рассмотрение дела в отношении Вятскополянской городской Думы Кировской области в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
  2. Прекратить рассмотрение дела в отношении администрации городского округа город Вятские Поляны в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Признать факт нарушения управлением по делам муниципальной собственности администрации города Вятские Поляны и МУП «Ритуальные услуги» ч. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции выразившегося в закреплении общественных кладбища, расположенных в городе Вятские Поляны за МУП   «Ритуальные услуги» на праве хозяйственного ведения на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 01.06.2010г.
  4.  В связи с добровольным устранением нарушения рассмотрение дела прекратить.
  5. Передать материалы начальнику отдела Кировского УФАС для возбуждения административного производства.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны