Постановление №153р-17/22-04-2017р  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е №  153р-17/22-04-2017р о наложен... от 21 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                П О С Т А Н О В Л Е Н И Е №  153р-17/22-04-2017р

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

 

«16» ноября 2017 года                                                                                                                г. Киров

 

Заместитель руководителя – начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области <…>, рассмотрев протокол № 153р-17/22-04-2017р от 30.10.2017, в отношении физического лица <…> по нарушению ч. 13 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»  (далее – Федеральный закон «О рекламе»),

У С Т А Н О В И Л:

 

Решением Комиссии Кировского УФАС России по делу 22/04-2017р (резолютивная часть решения оглашена 27 сентября 2017 года; в полном объеме решение изготовлено 03 октября 2017 года) признана ненадлежащей реклама, размещенная в печатном издании газете «Мой PRO ГОРОД» № 1 (1) от 18.11.2016 на странице 43, следующего содержания: «ДЕНЬГИ ПОД ЗАЛОГ БЕЗ БАНКОВ!  (консультации) <…>», так как она противоречит ч. 13 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Нарушение заключается в следующем.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило обращение Прокуратуры Первомайского района о нарушении рекламного законодательства при размещении рекламы следующего содержания: «ДЕНЬГИ ПОД ЗАЛОГ БЕЗ БАНКОВ! (консультации) <…>» в печатном издании газете «Мой PRO ГОРОД» № 1 (1) от 18.11.2016 г. Общества с ограниченной ответственностью «Вятка Займ» (далее по тексту – ООО «Вятка Займ»), которая является ненадлежащей.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная в печатном издании газете «Мой PRО Город» № 1 (1) от 18.11.2016 на странице 43 следующего содержания: «ДЕНЬГИ ПОД ЗАЛОГ БЕЗ БАНКОВ!  (консультации) <…>», адресована неопределенному кругу лиц (читателям газеты), поскольку размещена в бесплатном издании газете «Мой PRО Город»,  доступна без ограничения для всех, направлена на привлечение внимания покупателей к объекту рекламирования (ООО «Вятка Займ»), способствует формированию интереса к рекламируемым товарам, услугам (выдача займов под залог ООО «Вятка Займ») и их продвижению на рынке, и по своему содержанию является рекламой.

Согласно ч. 13 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к финансовым организациям относятся хозяйствующие субъекты, оказывающие финансовые услуги.

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Таким образом, лицо осуществляющее деятельность по выдаче денежных средств на основании договора займа, должно обладать специальным статусом и состоять в государственном реестре микрофинансовых организаций.

ООО «Вятка Займ» (<…>), учредителем которого является <…> согласно информации Отделения по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, не включено в реестр микрофинансовых организаций и займы выдавать не имеет право. Таким образом, Комиссия установила, что ООО «Вятка Займ» не обладает специальным статусом, подтверждающим полномочия по выдаче физическим лицам денежных средств (займов).

Исходя из  содержания спорной рекламы Кировским УФАС России сделан вывод о том, что спорная реклама  является рекламой финансовых услуг  по предоставлению займов. 

Спорная реклама была вынесена на обсуждение Экспертного Совета по применению рекламного законодательства при Кировском УФАС России. Согласно мнению членов Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе при Кировском УФАС России, высказанному на заседании 05.07.2017, рекламная информация создает впечатление о возможности ООО «Вятка Займ» оказывать услуги по выдаче займов. Наличие восклицательного знака после слова «деньги» может быть расценено как призыв к получению денежных средств у Общества. Указание в рекламе мелким шрифтом слова «консультация» в скобках может быть расценено как предложение дополнительной, не основной, услуги ООО «Вятка Займ», либо для «маскировки рекламы незаконного вида деятельности», первая реакция после прочтения рекламы- выдаются деньги под залог. В состав Экспертного Совета при Кировском УФАС России входят представители органов местного самоуправления, научных организаций, общественных организаций, экспертов и специалистов в области лингвистки, психологии, журналистики, соответственно их мнение можно принять в качестве надлежащего доказательства   ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, реклама финансовых услуг, размещенная в печатном издании газете «Мой PRО Город» № 1 (1) от 18.11.2016 на странице 43, следующего содержания: «ДЕНЬГИ ПОД ЗАЛОГ БЕЗ БАНКОВ!  (консультации) ООО <…>», привлекает внимание к <…>», не занимающемуся профессиональной деятельностью по выдаче потребительских займов, что является нарушением ч. 13 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований ч. 13 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Из документов, представленных в материалы дела, а именно: акта № 2946 от 25.11.2016, счета на предоплату № 2946 от 08.11.2016, письменных пояснений ООО «Вятка Займ» (вх. 3854 от 30.05.2017), письменных объяснений от 28.04.2017 вх. № 3064, представленных ИП <…>., следует, что лицом, определившим содержание рекламы и осуществившим заказ рекламы (строчного объявления) и, следовательно, рекламодателем является физическое лицо – <…>.

Таким образом, действия физического лица <…>, выразившиеся в определении содержания спорной рекламы, не соответствуют требованиям ч. 13 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Решением по делу №  22/04-2017р установлено, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине <…>.

Указанный факт нарушения законодательства РФ о рекламе в полном объеме подтверждается имеющимися материалами и решением по делу № 22/04-2017р.

Срок давности привлечения лица к административной ответственности исчисляется с 18.11.2016 г. (дата  выпуска газеты «Мой PRO ГОРОД» № 1 (1) от 18.11.2016).

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Срок давности привлечения лица к административной ответственности исчисляется с 18.11.2016 (дата размещения  рекламы в печатном издании газете «Мой PRO ГОРОД» № 1 (1) от 18.11.2016).

О дате, месте и времени рассмотрения протокола <…> уведомлен надлежащим образом, обеспечил явку.

Событием административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ является установленный факт нарушения законодательства РФ о рекламе в действиях физического лица <…>, выразившийся в определении содержания рекламы: «ДЕНЬГИ ПОД ЗАЛОГ БЕЗ БАНКОВ!  (консультации) <…>», размещенной в печатном издании газете «Мой PRO ГОРОД» № 1 (1) от 18.11.2016 на странице 43, нарушающей требования  ч. 13 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы.

Объективной стороной административного правонарушения являются действия физического лица <…> по определению содержания спорной рекламы в нарушение ч. 13 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

В силу части 2 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Согласно ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется виной субъекта в форме неосторожности, поскольку <…> не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законодательством требований, при рассмотрении дела не установлены.

Таким образом, рассматриваемое правонарушение совершено  по вине физического лица – <…>  в форме неосторожности.

Место и время совершения правонарушения: место размещения рекламной информации следующего содержания: «ДЕНЬГИ ПОД ЗАЛОГ БЕЗ БАНКОВ! (консультации) <…>», газета «Мой PRO ГОРОД» № 1 (1) от 18.11.2016 (адрес редакции СМИ: <…>; время: дата выпуска газеты: 18.11.2016.

В ходе рассмотрения дела были исследованы все обстоятельства совершенного нарушения рекламного законодательства. Факты, изложенные в протоколе № 153р-17/22-04-2017р об административном правонарушении от 30.10.2017, подтверждаются в полном объеме материалами дела № 22/04-2017р.

В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Совершенные физическим лицом Синцовым Ю.В. действия по определению содержания рекламы  в газете  «Мой PRO ГОРОД» № 1 (1) от 18.11.2016 следующего содержания: «ДЕНЬГИ ПОД ЗАЛОГ БЕЗ БАНКОВ!  (консультации) <…>», в нарушение требований части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, является формальным и существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении виновного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных законом о рекламе, что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы.

Согласно Постановлению Пленума от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

С учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая характер  и степень общественной опасности совершенного правонарушения, которое выразилось в пренебрежительном отношении к исполнению публично – правовых обязанностей в сфере рекламного законодательства, основания для освобождения <…> от административной ответственности ввиду малозначительности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ из смягчающих обстоятельств установлено совершение административного  правонарушения впервые. В соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ отягчающих вину обстоятельств не установлено.

Оснований для прекращения производства по делу не имеется.

С учетом изложенного, исходя из характера совершенного физическим лицом <…>правонарушения и соразмерности его тяжести, наложение административного штрафа осуществляется в минимальном размере санкции, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 3,  ч. 13 ст. 28, ст. 33, ст. 38 Федерального закона «О рекламе», статьями 2.1, 2.2, 2.4, 14.5, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

 

1.Признать физическое лицо – <…> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.Применить к физическому лицу – <…> меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 2 000 (две тысячи) рублей.

Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе,

зачисляются в соответствующие бюджеты в следующем соотношении:

40 процентов – в федеральный бюджет;

60 процентов – в бюджет субъекта Российской Федерации.

Получатель: ИНН 4347021540

КПП 434501001 УФК  по Кировской области

(Кировское УФАС России) л/с 04401233690

Банк получателя

Отделение Киров

Расчетный счет:

№ 40101810900000010001

БИК 043304001

КБК 161 1 16 26000 01 6000 140

Плательщик: <…>

 

161 1 16 26000 01 6000 140

Штраф за нарушение законодательства о рекламе

ОКТМО 33701000

К оплате:  2 000 (две тысячи) рублей

УИН 16120111600001007874

 

 

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа <…> надлежит представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области копии платежных документов. В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано  в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Заместитель руководителя – начальник отдела

 товарных рынков и естественных монополий                                                     <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны