Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е от 10 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

от "22" января 2013 г.                                                                                          г. Киров

 

 

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 158

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии – <…>. – зам.руководителя управления и членов Комиссии – <…>. – начальника отдела финансовых рынков и рекламы, <…> – ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы;

в отсутствии представителя ООО «Альянс Капитал», надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени рассмотрения дела;

протокол вела <…>– специалист 1 разряда отдела финансовых рынков и рекламы;

рассмотрев дело № 158 по признакам нарушения ООО «Альянс Капитал» (<…>) п. 2 ч. 3 и ч. 7 ст. 5, ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Кировским УФАС России при осуществлении государственного надзора за соблюдением рекламного законодательства было зафиксировано, что на территории города Кирова, на фасаде дома № 117 по ул. Воровского г. Кирова размещена рекламная информация следующего содержания: «Альянс капитал. Займы до 100 000 рублей, принятие решения за 15 минут, нужен только паспорт <...> Займы под залог авто до 500 000 р., авто, мототехника, спецтехника, принимаем вклады до 24 % годовых, ул. Воровского, 117, 777-115».

Реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (пункт 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе»).

Между тем распространенная реклама по предоставлению займов содержала только часть условий, а именно: сумму займа (до 100 000 рублей, до 500 000 рублей), иные же условия оказания соответствующей финансовой услуги (размер процентной ставки по займу, срок предоставления займа и др.) в рекламе не указаны.

В силу части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга – «займ», которая направлена на формирование у потребителей желания ей воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Таким образом, в рекламе содержатся признаки нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

Так как в рекламе финансовых услуг отсутствует полное наименование лица, оказывающего данные финансовые услуги, то содержатся также признаки нарушения ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама¸ которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Использование в тексте рекламы «Альянс Капитал» слова «вклады» является не допустимым, так как хоз/субъект «Альянс Капитал» не является банком и не может привлекать вклады, что содержит признаки нарушения п. 2 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Альянс Капитал».

Учитывая тот факт, что вышеуказанная реклама содержит признаки нарушения п. 2 ч. 3 и ч. 7 ст. 5, ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе» Федерального закона «О рекламе» ответственность за которые в соответствии со ст. 38 несет рекламодатель, было возбуждено производство по делу в отношении ООО «Альянс Капитал». Рассмотрение дела было назначено на 22.01.2014 г.

Изучив имеющиеся материалы, Комиссия установила, что ООО «Альянс Капитал» нарушило ч. 7 ст. 5, п. 7 ст. 7, ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Выводы комиссии основаны на следующем:

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Спорная информация «Альянс капитал…займы…вклады…», размещенная на фасаде дома № 117 по ул. Воровского г. Кирова, является рекламной, так как предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и поддержанию интереса к нему, его продвижению на рынке, по своему характеру разовым предложением не является.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Закона).

В ходе рассмотрения дела было установлено, что на фасаде дома № 117 по ул. Воровского, 117 размещена  рекламная информация следующего содержания: «Альянс капитал. Займы до 100 000 рублей, принятие решения за 15 минут, нужен только паспорт <...> Займы под залог авто до 500 000 р., авто, мототехника, спецтехника, принимаем вклады до 24 % годовых, ул. Воровского, 117, 777-115».

В силу пункта 1 статьи 835 ГК РФ, статей 1 (абзаца второго), 36 Федерального Закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» исключительное право на привлечение денежных средств во вклады имеют банки, которым такое право предоставлено в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законом порядке.

Согласно п. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и  (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

 Микрофинансовая организация «Альянс Капитал» не является банком, так как не имеет соответствующего разрешения (лицензии), и поэтому не может привлекать денежные средства физических лиц во вклады, что является нарушением п. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе».

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использовании, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. 

Реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (пункт 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе»).

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» финансовой услугой является услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Кроме того, финансовые услуги могут оказываться не только специализированными финансовыми организациями, но также и иными организациями.

Учитывая изложенное, деятельность организаций по предоставлению денежных средств рассматривается как реклама финансовых услуг.

Статья 432 ГК РФ к существенным относит условия о предмете договора, условия которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Между тем распространенная реклама по предоставлению займов содержала только часть условий, а именно: сумму займа (до 100 000 рублей, до 500 000 рублей), иные же условия оказания соответствующей финансовой услуги (размер процентной ставки по займу, срок предоставления займа и др.) в рекламе не указаны.

Поскольку распространенная реклама финансовой услуги направлена на формирование у потребителей желания ей воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие всех существенных условий предоставления займов может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

С учетом названных обстоятельств и положений части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе следует признать, что рассматриваемая реклама не отвечает требованиям закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

В спорной рекламе речь идет о финансовой услуге – предоставление займов.

Согласно ч. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименование некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Частью 2 ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Согласно учредительным документам, «Альянс Капитал» имеет полное фирменное наименование -  Общество с ограниченной ответственностью «Альянс Капитал» и сокращенное наименование – ООО «Альянс Капитал»,   которое в рекламе в таком виде указано не было.

Поэтому размещение рекламы без полного фирменного или сокращенного наименования лица, предоставляющего финансовую услугу - займы, нарушает ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, п. 7 ст. 7, ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе»  несет рекламодатель. Факт нарушения п. 2 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» Комиссией Кировского УФАС не установлен.

Нарушение рекламного законодательства произошло по вине ООО «Альянс Капитал», который является рекламодателем рассматриваемой рекламы.

Учитывая тот факт, что на момент рассмотрения дела отсутствует документальное подтверждение устранения нарушения, Комиссия решила выдать ООО «Альянс Капитал» предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 7, ст. 28, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Альянс капитал. Займы до 100 000 рублей, принятие решения за 15 минут, нужен только паспорт <...> Займы под залог авто до 500 000 р., авто, мототехника, спецтехника, принимаем вклады до 24 % годовых, ул. Воровского, 117, 777-115», размещенную на фасаде дома № 117 по ул. Воровского г. Кирова, так как она противоречит ч. 7 ст. 5, п. 7 ст. 7, ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

2. Признать ООО «Альянс Капитал», нарушившим ч. 7 ст. 5, п. 7 ст. 7, ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

3. ООО «Альянс Капитал» выдать предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

 

Решение изготовлено в полном объеме   05  февраля 2014 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке,  предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны