Постановление №17/02-15 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17/02-15 о наложении штрафа по д... от 20 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17/02-15

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении

 

«29» октября  2015 г.                                                                                                г. Киров

 

Исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области <>, рассмотрев протокол № А-17/02-15 от 14.10.2015 г. и материалы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении ОАО «Российские железные дороги» по нарушению ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

 

Местонахождение: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2

ИНН 7708503727

КПП  770801001

ОГРН 1037739877295

р/счет  40702810029243044446

в филиале ОАО Банк ВТБ в г. Нижнем Новгороде

к/с 30101810200000000837

БИК 042202837

У С Т А Н О В И Л:

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 01/02-15 в отношении ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») 13.05.2015 года признала факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном затягивании сроков рассмотрения заявки «…», что не соответствует положениям действующего законодательства и имеет (может иметь) своим результатом ущемление интересов ...

Данные действия являются правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В отношении юридического лица ОАО «РЖД»  возбуждено административное производство в соответствии с ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

 

Суть нарушения заключается в следующем:

 

 

Пунктом 1 распоряжения ОАО «РЖД» от 06.03.2013 № 587р «О передаче функций по технологическому присоединению сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО «РЖД» и энергопринимающих устройств ОАО «РЖД» к объектам электросетевого хозяйства иных сетевых организаций» установлено передать ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» функции по технологическому присоединению сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО «РЖД» и энергопринимающих устройств ОАО «РЖД» к объектам электросетевого хозяйства иных сетевых организаций.

Во исполнение п. 3 Распоряжения № 587р Распоряжением ОАО «РЖД» от 30.03.2013 г. № 799р был утвержден Регламент взаимодействия структурных подразделений, филиалов ОАО "РЖД" с ООО "Энергопромсбыт" по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства ОАО "РЖД", а также объектов электросетевого хозяйства ОАО "РЖД" к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций (далее – Регламент, введен в действие с 01 апреля 2013 г.).

Согласно п. 1.1 Регламента, он определяет порядок взаимодействия структурных подразделений, филиалов ОАО "РЖД" с ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" в лице «Желдорэнерго» - филиала ООО "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" при принятии заявок на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ОАО "РЖД" энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, подготовке технических условий для присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц, заключении и исполнении договоров об осуществлении технологического присоединения.

Пункт 1.2 Регламента предусматривает, что «Желдорэнерго» осуществляет юридические и иные действия (мероприятия), связанные с заключением договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств третьих лиц к электрическим сетям ОАО "РЖД", а также юридические и иные действия (мероприятия), связанные с заключением договора об осуществлении технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства ОАО "РЖД" к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций.

В соответствии с п. 2.3 Регламента, «Желдорэнерго», получив заявку, в установленном порядке подпунктом 2.1 настоящего Регламента:

- регистрирует заявку как входящий документ и в течение 5 рабочих дней с даты получения проводит ее проверку на предмет полноты содержащихся в ней сведений и комплектности приложенных документов в соответствии с требованиями Правил;

- если в ходе проверки выявлено отсутствие необходимых сведений и (или) документов, то Желдорэнерго направляет в адрес заявителя письменное уведомление, содержащее перечень недостающих сведений и (или) документов, с указанием о приостановлении работы по заявке до предоставления недостающих сведений и (или) документов в Желдорэнерго;

- запрос в соответствующую службу электрификации и электроснабжения о подготовке проекта технических условий и предоставлении необходимых документов, связанных с их подготовкой, направляется в день определения соответствия заявки требованиям Правил с приложением копии заявки;

- Желдорэнерго направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный им проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в 3-х экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в сроки, установленные Правилами.

Пунктом 3.1 Регламента предусмотрено, что служба электрификации и электроснабжения в течение 5 дней со дня получения запроса от Желдорэнерго по заявкам с запрашиваемой мощностью не более 150 кВт включительно и в течение 7 дней со дня получения запроса от Желдорэнерго по заявкам с запрашиваемой мощностью более 150 кВт разрабатывает и направляет в Желдорэнерго проект технических условий для присоединения к электрическим сетям по утвержденной Правилами форме.

Пунктом 3.7 Регламента предусмотрено, что «Желдорэнерго» направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный им проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в сроки, установленные Правилами технологического присоединения.

Также во исполнение п. 2 Распоряжения № 587р между ОАО «РЖД» и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» заключен договор поручения, подписанный 23.10.2013 и распространенный на отношения, возникшие с 01 марта 2013 г. (п. 10.1 Договора).

       Согласно п. 1.1.1 указанного договора, Поверенный от имени и за счет Доверителя обязуется осуществить комплекс юридических действий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств третьих лиц (далее - Заявители) к электрическим сетям Доверителя, которые предусмотрены подпунктами «а» и «е» пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 861 от 27 декабря 2004 г.

       В соответствии с п. 2.4 настоящего договора, Поверенный руководствуется при исполнении обязанностей по настоящему Договору Регламентом взаимодействия.

       Согласно информации, размещенной на официальном сайте ОАО «РЖД», его доля в уставном капитале ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» составляет 51 %, что также подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

       Таким образом, ОАО «РЖД» и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» образуют группу лиц по основаниям, указанным в п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции.

       Выполнение от имени сетевой организации третьими лицами юридических и иных действий, предусмотренных процедурой технологического присоединения, согласно письма ФАС России от 05.07.2013 № АГ/26172/13 действующему законодательству не противоречит, а действия данных лиц можно рассматривать как действия группы лиц, т.е. как одного хозяйствующего субъекта.

Постановлением Администрации города Кирова от 17.08.2012 г. № 3294-П … в рамках программы помощи многодетным семьям предоставлен в собственность земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером: 43:40:003904:33 площадью 1051 кв.м. по адресу: Кировская область, г. Киров, мкр. Лянгасово, для ведения личного подсобного хозяйства.

17.08.2012 г. актом № 3294 приема-передачи земельного участка … был передан в собственность вышеуказанный земельный участок.

В начале июля 2013 года ... направила в адрес «Желдорэнерго» - филиала ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» заявку на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «РЖД» земельного участка, расположенного по адресу: Кировская область, г. Киров, мкр. Лянгасово, кадастровый номер <...> :40:003904:33. Максимальная мощность энергопринимающих устройств, указанная в заявке, составляет 15 кВт, заявленный уровень надежности энергопринимающих устройств – 3, количество точек присоединения – 1, заявленный характер нагрузки – бытовой.

Указанная заявка получена 11.07.2013 г., что подтверждается отметкой «Желдорэнерго» - филиала ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» (вх. № 5287).

29.04.2015 г. ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» письмом (исх. № 3040и-ЖДЭ) в адрес Кировского УФАС сообщило, что заявка на технологическое присоединение ... была принята в работу клиентским отделом «Желдорэнерго» - филиала ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» 01.08.2013 г., где проверялась правильность оформления заявки и приложенного к ней пакета документов.

Руководствуясь п. 2.3 Регламента, в день определения соответствия заявки требованиям Правил № 861 должен быть направлен запрос в соответствующую службу электрификации и электроснабжения ОАО «РЖД» о подготовке проекта технических условий.

Таким образом, запрос о подготовке проекта технических условий должен был быть направлен в срок до 18 июля 2013 года. 

Однако, только 28.08.2013 г. заявка была передана в технический отдел «Желдорэнерго» - филиала ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ», которым согласно п. 2.3 Регламента был отправлен запрос в службу электрификации и электроснабжения Горьковской дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» на выдачу проекта технических условий для подключения заявителя, что подтверждается письмом от 28.08.2013 г. (исх. № 2079и-ЖДЭ).

В соответствии с п. 3.1 Регламента, служба электрификации и электроснабжения в течение 5 дней со дня получения запроса от Желдорэнерго разрабатывает и направляет в Желдорэнерго проект технических условий для присоединения к электрическим сетям по утвержденной Правилами форме по факсу или электронной почте.

Однако, только 26.09.2013 г. письмом (исх. № Э/2218) служба электрификации и электроснабжения Горьковской дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» направила в адрес «Желдорэнерго» - филиала ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» проект технических условий на технологическое присоединение энергопринимающих устройств.

Кроме этого, в письме от 29.04.2015 г. (исх. № 3040и-ЖДЭ) ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» указало, что подготовленные и утвержденные «Желдорэнерго» технические условия 11.11.2013 г. были переданы в тарифный отдел филиала для расчета платы за данное технологическое присоединение, а 26.12.2013 г. документы по заявителю, включающие расчет платы, были переданы в договорной отдел «Желдорэнерго» для подготовки проекта договора технологического присоединения (документального подтверждения данных фактов Общество не представило).

Договор об осуществлении технологического присоединения № 2025-02-14/ТП и технические условия были направлены в адрес заявителя сопроводительным письмом  от 28.02.2014 г. (исх. № 1091и-ЖДЭ).

Согласно Правилам № 861, предельный срок рассмотрения заявки ... - 10.08.2013 г.

Таким образом, установленный законодательством срок был нарушен более чем на 6 месяцев.

15.04.2014 «Желдорэнерго» был получен подписанный со стороны Заявителя договор № 2025-02-14/ТП об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «РЖД».

08.04.2015 г. на заседании Комиссии Кировского УФАС заявителем в материалы дела представлена расшифровка телефонных соединений в адрес ОАО «РЖД» и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» в подтверждение того, что ... неоднократно обращалась по поводу нарушения срока рассмотрения заявки.

Из указанной информации следует, что ... неоднократно звонила на телефонные номера, принадлежащие ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» - (495)9959226, (495)6630079, а также «Желдорэнерго» - филиалу ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» - (495)9959227, а именно 19.11.2013 г. в 16:09, 16:10, 16:47, 16:48, 20.11.2013 г. в 10:30, 10:31, 11:35, 11:40, 21.11.2013 г. в 11:00, 11:02, 11:11 по номерам: (495)9959226, (495)6630079, (495)9959227, 02.12.2013 г. в 15:22, 15:42, 16:08, 03.12.2013 г. в 10:52, 10:54, 12:14, 12:16, 04.12.2013 г. в 09:57, 10:03, 10:10, 24.12.2013 г. в 16:17 на телефонный номер <...> )9959227, а также 27.03.2014 г. в 11:38, 11:40, 11:41, 11:49 на телефонный номер <...> )9959226.

       Пункт 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, определяет сетевые организации как организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

       Согласно части 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

       Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

       Порядок технологического присоединения установлен в Правилах № 861.

       Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пункте 14 данных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

       Пунктом 6 данных Правил предусмотрено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

       Пунктом 8 Правил № 861 определено, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них.

       На наименьшем расстоянии от границ участка заявителя расположены объекты электросетевого хозяйства ОАО «РЖД».

       В пункте 14 содержатся сведения, которые должна содержать заявка, направляемая заявителем – физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

       Пунктом 15 предусмотрено, что сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту – со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. При сложном характере технологического присоединения указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен на срок согласования технических условий с системным оператором. В этом случае заявитель уведомляется об увеличении срока и дате его завершения. При этом сетевая организация направляет заявителю для подписания проект договора и технические условия, согласованные с системным оператором, не позднее 3 рабочих дней со дня их согласования с системным оператором.

       Материалами дела подтверждается, что ..., имея намерение заключить с Обществом договор на технологическое присоединение своего объекта к электрическим сетям ОАО «РЖД», в начале июля 2013 года обратилась к ОАО «РЖД» с соответствующей заявкой. Заявка и документы, представленные в целях заключения договора, соответствовали требованиям пункта 14 Правил № 861. Доказательств обратного Общество не представило. Вместе с тем, в установленный срок проект договора и технические  условия в адрес ... направлены не были.

       Предусмотренная пунктом 15 Правил № 861 обязанность сетевой организации в тридцатидневный срок направить в адрес заявителя проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия Обществом исполнена не была; договор об осуществлении технологического присоединения был направлен только 28.02.2014 г. вместо 10.08.2013 г., то есть со значительным пропуском установленного срока.

       Решениями РСТ Кировской области от 28.12.2012 г. № 53/4, от 20.12.2013 г. № 49/8 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между Горьковской дирекцией по энергообеспечению - структурное подразделение Трансэнерго - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» на 2013-2014 годы.

       Привлечение ОАО «РЖД» сторонних организаций для выполнения части функций сетевой организации  не должно повлечь неблагоприятных последствий для контрагентов. Обязанность по исполнению требований Правил № 861 возложена именно на сетевую организацию.

       Предусмотренный пунктом 15 Правил № 861 тридцатидневный срок для направления заявителю заполненного и подписанного проекта договора и технических условий подлежит неукоснительному соблюдению любой сетевой организацией вне зависимости от ее структуры и регламентов. Данный срок может быть продлен только в строго предусмотренных Правилами случаях. В рассматриваемой ситуации основания для продления сетевой организацией данного срока отсутствовали, обратное из материалов дела не следует.

       В соответствии с действующим законодательством, Правилами № 861 услуга по технологическому присоединению энергопринимающих устройств может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства. Сетевой организацией в рассматриваемом случае является именно ОАО «РЖД». Заключение договоров поручения и наличие регламента взаимодействия не свидетельствует о том, что ОАО «РЖД» в силу этого перестало быть сетевой организацией и с Общества снимается ответственность за невыполнение обязанностей сетевой организации. В силу пункта 1 статьи 971 Гражданского кодекса Российской Федерации права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

       Анализ положений статей 971, 963 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет также сделать вывод о том, что наличие договора поручения не исключает возможности ОАО «РЖД» самостоятельно осуществлять комплекс юридических действий, связанных с технологическим присоединением. Наличие договора поручения не является обстоятельством, освобождающим сетевую организацию от ответственности за неисполнение возложенных на нее обязательств.

       С учетом предусмотренного пунктом 15 Правил № 861 нормативного срока рассмотрения заявки и имевшей место в рассматриваемом случае значительной по отношению к данному сроку просрочки, рассмотренные действия ОАО «РЖД» нельзя признать разумными и добросовестными, совершенными в пределах осуществления гражданских прав. В результате деяния Общества на ... были возложены неразумные ограничения, что отражено в заявлении данного лица в Кировское УФАС, а именно были затянуты сроки строительства жилого дома, кроме этого, заявителю пришлось приобретать дизель-генератор и покупать топливо для его работы.

       Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

       Состав правонарушения, выражающегося в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением, является материальным, поскольку в его конструкцию включены определенные последствия, одним из которых может быть ущемление интересов других лиц.

       Таким образом, для выявления в действиях субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.

       В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

       Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом важно отметить, что услуги по технологическому присоединению являются составной частью технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

       При таких обстоятельствах Общество является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение в границах балансовой принадлежности электрических сетей на товарном рынке «Услуги по передаче электрической энергии» и обязано соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

       В ходе рассмотрения дела Комиссия пришла к следующим выводам:

       - противоправные действия (бездействия) Общества продолжались на протяжении длительного периода времени;

       - хозяйствующий субъект не предпринимал мер по прекращению противоправных действий (бездействия);

       - его действия (бездействие) повлекло ущемление интересов заявителя - затягивание срока строительства жилого дома.

Таким образом, действиями ОАО «РЖД» по необоснованному затягиванию сроков рассмотрения заявки ..., нарушен запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что имело (могло иметь) своим результатом ущемление интересов ...

Действия ОАО «РЖД» не соответствуют признакам допустимости, установленным ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку на заявителя налагаются неразумные ограничения в реализации его права на своевременное рассмотрение заявки.

       Поскольку на момент вынесения антимонопольным органом решения между сторонами заключен договор об осуществлении технологического присоединения к сетям ОАО «РЖД» отсутствовали основания для выдачи предписания.

 

Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Решение по делу № 01/02-15 принято 13.05.2015 г.,  изготовлено в полном объеме 27.05.2015 г.

Уведомлением о составлении протокола по делу об административном правонарушении от 16.09.2015 г. (исходящий номер <...> /02) составление протокола об административном правонарушении в отношении ОАО «РЖД» было назначено на 14 октября 2015 г. в 10 час. 00 мин. по месту расположения Кировского УФАС России. Указанное уведомление получено 01.10.2015 г. представителем ОАО «РЖД», о чем имеется отметка в уведомления о вручении почтовой корреспонденции.

На момент составления протокола нарушение антимонопольного законодательства  устранено.

Протокол составлен в присутствии представителя ОАО «РЖД» <>., действующего на основании доверенности от 03.09.2015 № 253.

На рассмотрение протокола законный представитель ОАО «РЖД», уведомленный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела (о чем имеется отметка в уведомления о вручении почтовой корреспонденции от 20.10.2015 г.) на рассмотрении протокола не явился.

На рассмотрении протокола присутствовал представитель ОАО «РЖД» <>., действующий на основании доверенности от 03.09.2015 г. № 270, который просил учесть характер и степень общественной опасности совершенных ОАО «РЖД» действий, принять во внимание, что указанные действия не повлекли за собой наступление неблагоприятных последствий. Представитель ОАО «РЖД» указал на то, что имеются достаточные основания для освобождения Общества от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.     

Исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области <>, изучив материалы административного дела, находит вину ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения установленной и доказанной.

Факт совершения правонарушения ОАО «РЖД» подтверждается:

- решением Комиссии от 27.05.2015 г. по делу № 01/02-15 о нарушении ОАО «РЖД» антимонопольного законодательства;

  - материалами дела;

- протоколом об административном правонарушении № А-17/02-15 от 14.10.2015 г.

Оценивая собранные по делу доказательства, и.о. руководителя Кировского УФАС России находит, что действия ОАО «РЖД» верно квалифицированы по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ как совершение действий, «…признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации» - ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, и.о. руководителя Кировского УФАС России учитывает характер совершенного правонарушения, его длительность, форму вины нарушителя, имущественное и финансовое положение правонарушителя, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Субъектом правонарушения является ОАО «РЖД».

С субъективной стороны юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Виновность ОАО «РЖД» выразилась в том, что оно не предприняло никаких действий со своей стороны по пресечению и недопущению противоправных действий, посягающих на принципы законности, добропорядочности, разумности, справедливости, хотя такая возможность у Общества имелась. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о принятии ОАО «РЖД» мер по недопущению нарушения антимонопольного законодательства и невозможности его предотвращения представлено не было.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, при осуществлении которой обязательным является соблюдение таких конституционных принципов, как единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении незаконных действий (либо бездействие), выразившихся в необоснованном затягивании сроков рассмотрения заявки …, что не соответствует положениям действующего законодательства и имеет (может иметь) своим результатом ущемление интересов ...

  Место совершения правонарушения: Кировская область, г. Киров.

Событие административного правонарушения установлено решением Комиссии Кировского УФАС по делу № 01/02-15 от 27.05.2015 г.

Время совершения правонарушения: 11.08.2013 г.

Рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным. Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 18 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 Постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По своему характеру правонарушение имеет высокую степень социальной опасности, поскольку содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, что в результате повлекло за собой нарушение прав и законных интересов ... О существенной общественной опасности нарушения свидетельствует и значительная санкция, предусмотренная законом за данное нарушение, подтверждающая, что законодателем данное нарушение отнесено к значительным. Поэтому, исходя из характера нарушения, роли нарушителя в его совершении, значительной угрозы охраняемым правоотношениям, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.

В соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ отягчающих вину обстоятельств не установлено.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение.

На основании изложенных обстоятельств административное наказание ОАО «РЖД» должно быть установлено в пределах санкций ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, размер выручки определяется в соответствии со ст.ст. 248-249, 271 НК РФ, а исчисление срока получения выручки, в соответствии с правилами, предусмотренными ч. 4 ст. 3.5 КоАП РФ, и соответствует году, предшествующему выявлению нарушения – 2014 г.

Согласно представленной ОАО «РЖД» информации, выручка Общества от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, за 2014 г. составила 48 190,43 руб. без НДС.

Согласно форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2014 год, совокупная выручка от реализации всех товаров (работ, услуг) составила 1 401 729 000 000 тыс. руб.

Поскольку административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), в отношении ОАО «РЖД» должен применяться административный штраф в пределах от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Три тысячных от суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, составляет 144,57 руб.

Три сотых от суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, составляет 1445, 71  руб.

Одна пятидесятая совокупного размера выручки от реализации всех видов деятельности (товаров, работ, услуг)  составляет 28 034 580 000 руб.

Половина разницы максимального и минимального размера штрафа:

(1445,71  рублей -  144,57 рублей) : 2 =  650,57 рублей.

Одна восьмая разницы максимального и минимального размера штрафа:

(1445,71  рублей -  144,57 рублей) : 8 = 162, 64 рублей.

Установлено 1 обстоятельство, смягчающее ответственность:

добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

В связи с тем, что ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии,  то расчет размера штрафа производится по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, исходя из формулы:

Минимальный размер штрафа + ½ разницы между максимальным и минимальным размером штрафа - 1/8 разницы между максимальным и минимальным размером (2 смягчающих обстоятельства), что составляет:

144,57 рублей + (1445,71  рублей -  144,57 рублей) : 2 -  162,64 рублей = 632,5 рублей.

С учетом изложенного, принято решение о применении минимального штрафа в размере 100 000 рублей, что соответствует ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

 

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статьями  4.1, 4.2, ч. 2 ст. 14.31,                  ст. 23.48, частью 1 статьи 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

Применить к ОАО «Российские железные дороги» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) меру ответственности в виде административного штрафа за нарушение антимонопольного законодательства в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет  в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 и ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ  постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа ОАО «РЖД» надлежит представить в Кировское УФАС России надлежащим образом заверенные копии платежных документов.

Согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ  при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

 

Реквизиты для перечисления штрафа: 

Получатель: ИНН 4347021540

КПП 434501001 УФК по Кировской области

(Кировское УФАС России) л/с 04401233690

Банк получателя: отделение Киров

Расчетный счет:  40101810900000010001

БИК 043304001

Назначение платежа:  КБК 161 1 16 02010 01 6000 140 - штраф за нарушение антимонопольного законодательства

ОКАТО 33401000000

Плательщик: ОАО «Российские железные дороги»

УИН: 0319805920110500000298939

К оплате  100 000 (сто тысяч) рублей.

 

И.о. руководителя  управления                                                                        

Связанные организации

Связанные организации не указаны