Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ от 25 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

«11» апреля 2018 г.                                                                                                  г. Киров

 

29.03.2018 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило информационное письмо Федеральной антимонопольной службы от 29.03.2018 № ИА/21589/18.

На основании указанного письма Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кировской области была проведена проверка, в результате которой были обнаружены признаки нарушения норм антимонопольного законодательства, которые выразились в следующем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федерального закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности) пользователи автомобильными дорогами имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, за исключением случаев использования платных автомобильных дорог, платных участков автомобильных дорог и случаев временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в соответствии с указанным Федеральным законом.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции. Основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативным и правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог; в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения; в период повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог; в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, а в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения в границах населенных пунктов, в том числе в целях повышения их пропускной способности, законами субъектов РФ.

Часть 2.1 статьи 30 Федерального закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности предусматривает, что временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Правительством Кировской области принято Постановление от 27.02.2018         № 98-П «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области в весенний период 2018 года» (далее – Постановление о введении временных ограничений) с целью обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий в связи со снижением несущей способности конструктивных элементов автомобильных дорог, вызванным их переувлажнением.

В соответствии с пунктом 1 Постановления о введении временных ограничений временное ограничение движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения с превышением предельно допустимой нагрузки на ось транспортного средства, вводится в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог в период весенней распутицы с 23 апреля по 22 мая 2018 года.

Пунктом 2 Постановления о введении временных ограничений установлена обязанность по оплате вреда, причиняемого транспортными средствами в результате проезда по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения в период временного ограничения движения. Размер платы за причиненный вред установлен в соответствии с Постановлением Правительства Кировской области от 02.02.2015       N 23/35 «Об определении размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения».

Однако, пункт 8 Постановления о введении временных ограничений указывает, что временное ограничение движения не распространяется на международные перевозки грузов, оформленные международной транспортной накладной CMR. Соответственно, хозяйствующие субъекты, осуществляющие международные перевозки грузов, которые оформлены международной транспортной накладной CMR, освобождаются от платы за причиненный транспортными средствами вред.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий.

Пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции под дискриминационными условиями следует понимать условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Указание в Постановлении о введении временных ограничений на то, что временное ограничение движения не распространяется на международные перевозки грузов, оформленные международной транспортной накладной CMR, и соответственно, освобождение лиц, осуществляющих международные грузоперевозки, от уплаты за вред, причиняемый транспортными средствами во время проезда по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения в период временного ограничения движения, ставит внутрироссийских грузоперевозчиков в неравное положение по сравнению с международными грузоперевозчиками, т.е. приводит к созданию дискриминационных условий в отношении внутрироссийских грузоперевозчиков. Таким образом, на внутрироссийских грузоперевозчиков, следующих по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения с превышением допустимой нагрузки на ось транспортного средства, возлагается дополнительная обязанность по возмещению вреда, причиняемого их транспортными средствами.

Для признания оспариваемых актов либо действий (бездействий) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нарушающим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, необходимо установить, что такие акты либо действия (бездействие) привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и что они не основаны на законе.

При этом для квалификации действий (бездействий) по части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления. Кроме того, из указанной нормы не вытекает обязанность антимонопольного органа устанавливать конкретные факты ущемления прав хозяйствующих субъектов, так как действия (бездействие) властного органа могут признаваться нарушающими запрет части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и в том случае, если они могут привести к последствиям, указанным в данной норме.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 указано, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, в связи с наличием в бездействии Правительства Кировской области, выразившихся в непринятии мер по созданию в весенний период равных условий для перевозки по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения российскими и иностранными грузоперевозчиками, содержит нарушение п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Указанная позиция коррелируется с Приказом Минтранса России от 24.11.2017 N 496 «О внесении изменений в Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 августа 2011 г. N 211». 

В соответствии со ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случаях выявления в действиях органа государственной власти субъекта Российской Федерации признаков нарушения ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства не допускается без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения.

В связи с наличием в бездействии Правительства Кировской области признаков нарушения п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения в срок до 23.04.2018 года указанного бездействия путем:

- внесения изменений в пункт 8 Постановления о введении временных ограничений в части создания в весенний период 2018 года равных условий для российских и иностранных грузоперевозчиков, отменив исключение, распространяющееся на международные перевозки грузов, оформленные международной транспортной накладной CMR.

Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (часть 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

  При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

  В случае невыполнения предупреждения в установленный срок, при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (часть 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны