Решение б/н РЕШЕНИЕ от 3 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 18/04-17р 

 

Резолютивная часть решения оглашена 09 марта 2017 года.                                             г. Киров

В полном объеме решение изготовлено 16 марта 2017 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе в составе: Председателя Комиссии <…> руководителя управления; Членов Комиссии: <…> – начальника отдела ФРиР Кировского УФАС России, <…> – специалиста 1 разряда отдела ФРиР Кировского УФАС России;

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: Общества с ограниченной ответственностью «НИИ Сварочные материалы» в лице представителя по доверенности от 27.02.2017 г. № б/н <…>;

При ведении протокола <…>. – специалистом 1 разряда отдела ФРиР Кировского УФАС России;

рассмотрев дело № 18/04-17р, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «НИИ Сварочные материалы» (далее по тексту – ООО «НИИ Сварочные материалы») (<…>, ИНН <…>) ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ  «О рекламе» (далее по тексту – Федеральный закон «О рекламе») при размещении рекламы в печатном издании журнале «<…>» № 43 (349) от 24.10.2016 г. на странице 17 следующего содержания: «Электроды – это <…>. Электроды, проволока, нержавеющий прокат…Собственное производство. Доставка – бесплатно! Товар сертифицирован <…>», с изображением женщины, одетой в купальник и шорты, которая держит в руках газосварочный аппарат;

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе», Кировским УФАС России было установлено, что в печатном издании журнале «<…>» № 43 (349) от 24.10.2016 г. на странице 17 распространяется реклама следующего содержания: «Электроды – это <…>. Электроды, проволока, нержавеющий прокат…Собственное производство. Доставка – бесплатно! Товар сертифицирован <…>», с изображением женщины, одетой в купальник и шорты, которая держит в руках газосварочный аппарат.

07.12.2016 г. данный рекламный модуль был вынесен на Экспертный совет по применению законодательства о рекламе при Кировском УФАС России. По мнению членов Экспертного совета, реклама с использованием образа женщины, одетой в купальник и расстегнутые шорты является непристойной и оскорбительной, так как рекламируемый товар и изображение не соотносятся друг с другом. Женщина изображена непристойно и вульгарно.

Определением от 10.02.2017 г. Кировским УФАС России возбуждено дело № 18/04-17р в отношении ООО «НИИ Сварочные материалы» по признакам нарушения части 6 статьи 5  Федерального закона«О рекламе», выразившегося в определении содержания рекламы. Рассмотрение дела назначено на 09.03.2017 г.

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «НИИ Сварочные материалы», уведомленное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 18/04-17р, обеспечило явку на заседание Комиссии. На заседании Комиссии представитель ООО «НИИ Сварочные материалы» по доверенности от 27.02.2017 г. № б/н <…> факт нарушения не признал, пояснил, что девушка ассоциируется с работником, занимающимся сварочными работами, образ девушки, одетой в купальник пристойный и не является оскорбительным, документы, запрошенные Управлением, представил в полном объеме.

Изучив материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная в журнале «<…>» № 43 (349) от 24.10.2016 г. на странице 17 следующего содержания: «Электроды – это <…>. Электроды, проволока, нержавеющий прокат…Собственное производство. Доставка – бесплатно! Товар сертифицирован <…>», адресована неопределенному кругу лиц, доступна без ограничения для всех категорий населения, направлена на привлечение внимания покупателей к объекту рекламирования (компания <…>ООО «НИИ Сварочные материалы»), способствует формированию интереса к рекламируемым товарам, услугам (реализация и производство электродов, проволоки и т.д.) и их продвижению на рынке, и по своему содержанию является рекламой.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не до-пускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Согласно Толковому словарю русского языка (под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой – М., 1999г.) значение слова  непристойный – неприличный, бесстыдный.

Согласно Новому толково-словообразовательному словарю (под ред. Ефремовой Т.Ф. М.: Русский язык, 2000) значение слов:

-непристойный –  крайне неприличный,  бесстыдный, предосудительный.

-неприличный - не отвечающий,  противоречащий правилам приличия;

-предосудительный - заслуживающий осуждения, порицания.

Следует отметить, что кроме регулирующих существуют и рекомендательные акты в области рекламы, например, Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты. Согласно Международному кодексу рекламной практики, принятому на 47-ой сессии Исполнительного совета Международной торговой палаты (с изменениями и дополнениями от 02.12.1986 г.), определяющему основные принципы рекламы, вся реклама должна быть законной, пристойной, честной и достоверной. Всякая реклама должна разрабатываться с высокой степенью ответственности перед обществом.

Согласно статье 1 Кодекса реклама не должна содержать заявлений или изображений, нарушающих общепринятые нормы пристойности.

Закономерности и принципы восприятия, в том числе принцип фигуры и фона, а также макияж и поза, форма одежды девушки в рекламной информации позволяют сделать вывод о том, что в указанной рекламе с точки зрения восприятия потребителя непристойный образ имеется. Данное обстоятельство подтверждается мнением членов Экспертного совета при Кировском УФАС России, в состав которого входят представители органов местного самоуправления, научных организаций, общественных организаций, экспертов и специалистов в области лингвистки, психологии, журналистики, соответственно их мнение можно принять в качестве надлежащего доказательства наличия в рекламе оскорбительных и непристойных образов, а также опросом, представленным в материалы дела ООО «НИИ Сварочные материалы», в котором отражено также мнение о том, что часть потребителей определяют спорную рекламу как непристойную.

Опросу, представленному ООО «НИИ Сварочные материалы», Комиссией Кировского УФАС России дана следующая оценка. В опросе всего участвовало 76 человек, 18 человек считает рекламу непристойной, 58 – не является непристойной, однако данная информация не подтверждает факт размещения надлежащей рекламы, поскольку есть различные мнения. В зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее), рекламная информация воспринимается каждым человеком индивидуально. Также стоит учесть, что опрос оформлен в ненадлежащей форме, не указано место и время проведения опроса, должность, фамилия, имя, отчество лица, проводившего опрос. На основании изложенного Комиссией не принимается указанный опрос в качестве доказательства, с достоверностью подтверждающего соответствие рекламы действующему рекламному законодательству. 

В отношениях, возникающих в связи с рекламой товаров, услуг следует исходить из того, что соответствующая реклама не должна противоречить нормам морали и нравственности, принятым в обществе. Соблюдение такого баланса обеспечивается существующим законодательным запретом на использование в любой рекламе непристойных образов.

Письменные пояснения представителя о том, что купальник типа бикини (купальный костюм) – это официальная женская спортивная форма на соревнованиях по пляжному волейболу и бодибилдингу и является обязательным атрибутом на конкурсах красоты только подтверждают тот факт, что купальник является специальной одеждой для купания и отдыха у воды, одеждой для специальных мероприятий и не может быть признан легкой одеждой, предназначенной для нахождения в общественном месте, в том числе, при работе с газосварочным аппаратом. Нахождение человека в подобном виде в общественных местах, не предназначенных для подобных мероприятий, является неуместным и противоречит нормам приличия.

С учетом вышеизложенного, реклама, размещенная в журнале «<…>» № 43 (349) от 24.10.2016 г. на странице 17 следующего содержания: «Электроды – это <…>. Электроды, проволока, нержавеющий прокат…Собственное производство. Доставка – бесплатно! Товар сертифицирован <…>», с изображением женщины, одетой в купальник и шорты, которая держит в руках газосварочный аппарат, является непристойной, оскорбительной рекламой, что не соответствует требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель. Рекламопроизводитель несет ответственность в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно имеющимся в материалах дела документам, а именно в соответствии с договором от 01.07.2016 г. № 35 на оказание услуг по разработке, изготовлению и размещению рекламной продукции, заключенным между ООО «НИИ Сварочные материалы» (заказчик) и ООО «<…>» (исполнитель, журнал «<…>»), Обществом произведен заказ на размещение рекламных материалов в журнале «<…>» № 43 (349) от 24.10.2016 г. на основании заявки № 1 от 01.07.2016 г.

Исследовав указанные документы, комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем спорной рекламы в журнале «<…>» № 43 (349) от 24.10.2016 г. на странице 17 следующего содержания: «Электроды – это <…>. Электроды, проволока, нержавеющий прокат…Собственное производство. Доставка – бесплатно! Товар сертифицирован <…>», с изображением женщины, одетой в купальник и шорты, которая держит в руках газосварочный аппарат, является лицо, определившее объект рекламирования, которое сделало заказ. Поэтому в рассматриваемой ситуации ООО «НИИ Сварочные материалы» является рекламодателем по смыслу Федерального закона «О рекламе» и несет ответственность за нарушение требований, установленных  ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, действия ООО «НИИ Сварочные материалы», выразившиеся в определении содержания спорной рекламы, не соответствуют требованиям ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Комиссия Кировского УФАС России считает, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине ООО «НИИ Сварочные материалы».

Комиссия решила выдать ООО «НИИ Сварочные материалы» предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства, поскольку в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие прекращение размещения спорной рекламы.

На основании ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица ООО «НИИ Сварочные материалы», а также его должностного лица.

Руководствуясь ст. 3, ч. 6 ст. 5, ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Электроды – это <…>. Электроды, проволока, нержавеющий прокат…Собственное производство. Доставка – бесплатно! Товар сертифицирован <…>», с изображением женщины, одетой в купальник и шорты, которая держит в руках газосварочный аппарат, размещенную в журнале «<…>» № 43 (349) от 24.10.2016 г. на странице 17, воспринимаемую как оскорбительную, непристойную, поскольку в ней нарушены требования ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Обществу с ограниченной ответственностью «НИИ Сварочные материалы» (<…> ИНН <…>) выдать предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1  ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «НИИ Сварочные материалы» и его должностного лица.  

 

 

Решение может быть обжаловано в  арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны