Решение б/н Реклама медицинских услуг следующего содержания: «Врачи обла... от 5 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 69/04-2018 р

 

                                                                                                                         

Резолютивная часть решения оглашена 30 января 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 05 февраля 2019 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председателя Комиссии: <…> <…><…>

в отсутствие: заявителя физического лица;

в присутствии от лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения рекламного законодательства:

<…>– директора – главного редактора Кировского областного государственного автономного учреждения «Издательский дом «Междуречье»;

<…>– директора ООО «Бизнес–Лэнд»;

рассмотрев материалы дела № 69/04-2018р, возбужденного по признакам нарушения пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 5 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе») по факту размещения ООО «Бизнес-Лэнд» и Кировским областным государственным автономным учреждением «Издательский дом «Междуречье» (далее – КОГАУ «ИД «Междуречье») в газетах «Юрьянские вести» № 24 (11513) от 16.06.2018 и № 25 (11514) от 23.06.2018 информации следующего содержания: «Врачи областных лечебных учреждений –специалисты медицинского центра «Новый взгляд» 01 июля 2018 приглашают на платный консультативный прием, УЗИ –диагностику. УЗИ-диагностика (цифровой 4D сканер) –. <…>»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области, поступило обращение физического лица (вх. №8496 от 23.11.2018) по признакам нарушения рекламного законодательства при размещении в газетах «Юрьянские вести» № 24 (11513) от 16.06.2018 и № 25 (11514) от 23.06.2018 информации следующего содержания: «Врачи областных лечебных учреждений –специалисты медицинского центра «Новый взгляд» 01 июля 2018 приглашают на платный консультативный прием, УЗИ –диагностику. УЗИ-диагностика (цифровой 4D сканер) <…>».

Как указывает Заявитель, у ООО «Бизнес – Лэнд» в лицензии № ЛО-43-01-002444 от 01.12.2016 отсутствует пгт. Юрья как место осуществления медицинской деятельности, соответственно, Общество не имеет право оказывать медицинские услуги в пгт. Юрья, что содержит признаки нарушения пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, Заявитель указывает, что в рекламе отсутствует существенная информация – конкретный адрес места оказания медицинских услуг, а также рекламный модуль не содержит предупреждение о наличии противопоказаний, что не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Определением от 28.11.2018 возбуждено дело № 69/04-2018р, рассмотрение назначено на 19.12.2018.

Определением от 19.12.2018 срок рассмотрения дела продлен до 28.02.2019. Вменена дополнительная квалификация по части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Рассмотрение дела № 69/04-2018р назначено на 30.01.2019.

Заявитель – физическое лицо явку не обеспечил.

<…><…>

Изучив материалы дела, комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация следующего содержания: «Врачи областных лечебных учреждений –специалисты медицинского центра «Новый взгляд» (<…>Реклама.», адресована неопределенному кругу лиц (читателям газеты «Юрьянские вести») направлена на привлечение внимания потенциальных потребителей к медицинским услугам, предоставляемым ООО «Бизнес – Лэнд», способствует формированию интереса к рекламируемым услугам и их продвижению на рынке, и по своему содержанию является рекламой.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Требования статьи 24 Федерального закона «О рекламе» распространяются на рекламу лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий. Соответственно для квалификации нарушения по указанной статье Федерального закона необходимо установить, что объектом рекламирования являются медицинские услуги.

Рекламируемые услуги: «УЗИ-диагностика, прием узких специалистов: кардиолог+ЭКГ, ревматолог, эндокринолог, невролог, офтальмолог<…>» являются медицинскими услугами, следовательно, реклама должна сопровождаться предупреждением, установленным ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

Учитывая изложенное, рекламная информация, размещенная в газетах «Юрьянские вести» № 24 (11513) от 16.06.2018 и № 25 (11514) от 23.06.2018 следующего содержания: «Врачи областных лечебных учреждений –специалисты медицинского центра «Новый взгляд» 01 июля 2018 приглашают на платный консультативный прием, УЗИ –диагностику. <…> Реклама.», не содержит предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию или получения консультации специалистов, следовательно, она размещена с нарушением части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно письменным пояснениям КОГАУ «ИД «Междуречье» (вх. № 195 от 15.01.2019), территорией распространения газеты «Юрьянские вести» является Кировская область. Печатное издание в настоящее время распространяется помимо Юрьянского района, посредством подписки среди жителей Верхошижемского и Уржумского районов, а также г. Кирова.

В тексте рекламы указана дата осуществления платного консультативного приема врачами областных лечебных учреждений – специалистов медицинского центра «Новый взгляд» - 01 июля 2018, но отсутствует конкретный адрес (место) их проведения, что тем самым искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение.  

Из содержания спорной информации не следует, что прием специалистов проводился 01 июля в г. Кирове, поскольку с учетом места распространения газеты в Юрьянском районе, а также как указал ответчик в Верхошижемском и Уржумском районах, читателям газеты (потребителям) непонятно по какому адресу и где будет проходить прием специалистов.

Таким образом, рекламная информация, размещенная в газетах «Юрьянские вести» № 24 (11513) от 16.06.2018 и № 25 (11514) от 23.06.2018 следующего содержания: «Врачи областных лечебных учреждений –специалисты медицинского центра «Новый взгляд» 01 июля 2018 приглашают на платный консультативный прием, УЗИ –диагностику<…>Реклама.», содержит сведения, вводящие в заблуждение потребителей рекламы в части отсутствия указания адреса места осуществления платного консультативного приема специалистов на дату, указанную в рекламе – 01 июля, следовательно, она размещена с нарушением части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, вышеуказанная информация была вынесена на рассмотрение Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Кировской области. Согласно данным протокола заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 25.12.2018, члены Экспертного Совета единогласно пришли к мнению о том, что рассматриваемая статья носит рекламный характер. По мнению членов Экспертного Совета, информация по своему содержанию вводит потребителя в заблуждение относительно места (адреса), по которому приглашают получить медицинские услуги. При прочтении рекламы отсутствует четкое понимание о месте предоставления услуг. Была высказана позиция, что указание в рекламе конкретной даты приема в разных экземплярах газеты с учетом ее названия – «Юрьянские вести» создает впечатление о том, что в указанную дату приедут в Юрьянский район специалисты для оказания медицинских услуг.

В состав Экспертного Совета при Кировском УФАС России входят представители органов местного самоуправления, научных организаций, общественных организаций, экспертов и специалистов в области лингвистки, психологии, журналистики, соответственно, в рассматриваемом случае их мнение принимается комиссией в качестве надлежащего доказательства наличия в спорной информации факта нарушения рекламного законодательства.

В соответствии с ч. 6, ч. 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» несет как рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо), так и рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств). За нарушение требований ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Из документов, представленных в материалы дела, а именно: договора на оказание рекламных услуг <…>, рекламодателем спорной информации в газетах «Юрьянские вести» является ООО «Бизнес – Лэнд», а рекламораспространителем является КОГАУ «ИД «Междуречье».

Исследовав материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем спорной рекламы, исходя из понятия, установленного статьей 3 Федерального закона «О рекламе», является ООО «Бизнес – Лэнд», которое несет ответственность за нарушение требований ч.7 ст. 5 и ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», а рекламораспространителем является КОГАУ «ИД «Междуречье», которое несет ответственность за нарушение требований ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

Пунктом 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» установлено, что не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Факт нарушения пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» в спорной рекламе не нашел своего подтверждения, поскольку из материалов дела не следует, что рекламируемые медицинские услуги оказывались 01.07.2018 в пгт. Юрья, как указывает заявитель. Доказательств обратного заявителем не представлено и Кировским УФАС России не установлено.

Учитывая тот факт, что на момент принятия решения в материалах дела отсутствует документальное подтверждение устранения нарушения, Комиссия решила выдать КОГАУ «ИД «Междуречье» (ИНН 4303000014, ОГРН 1024300541650) и ООО «Бизнес – Лэнд» (ИНН 4345289687, ОГРН 1104345020218) предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

На основании ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении КОГАУ «ИД «Междуречье» (ИНН 4303000014, ОГРН 1024300541650) и его должностного лица, по ч. 1 ст. 14.3 и ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Бизнес – Лэнд» (ИНН 4345289687, ОГРН 1104345020218) и его должностного лица.

Руководствуясь ст. 3, п.7 ст. 7, ч. 7 ст. 5, ч. 7 ст. 24, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия,

Р Е Ш И Л А:

 

1.Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания:

«Врачи областных лечебных учреждений –специалисты медицинского центра «Новый взгляд» 01 июля 2018 приглашают на платный консультативный прием, УЗИ –диагностику. УЗИ-диагностика <…>Реклама.», размещенную в газетах «Юрьянские вести» № 24 (11513) от 16.06.2018 и № 25 (11514) от 23.06.2018 на 12 странице, так как она противоречит ч.7 ст.5, ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2.Выдать КОГАУ «ИД «Междуречье» (ИНН 4303000014, ОГРН 1024300541650) предписание о прекращении нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

3.Выдать ООО «Бизнес – Лэнд» (ИНН 4345289687, ОГРН 1104345020218) предписание о прекращении нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

4.В отношении КОГАУ «ИД «Междуречье» (ИНН 4303000014, ОГРН 1024300541650) и ООО «Бизнес – Лэнд» (ИНН 4345289687, ОГРН 1104345020218) дело по признакам нарушения пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» прекратить в связи с неподтверждением в их действиях факта нарушения.

5.Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении КОГАУ «ИД «Междуречье» (ИНН 4303000014, ОГРН 1024300541650) и его должностного лица.

6.Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 и частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Бизнес – Лэнд» (ИНН 4345289687, ОГРН 1104345020218) и его должностного лица.

Связанные организации

ООО "Бизнес Лэнд"
ИНН 4345289687, ОГРН 1104345020218