Постановление №18а-15/7-04-15а П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 18а-15/7-04-15а о наложении штр... от 3 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 18а-15/7-04-15а

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении

 

«16» ноября 2015 г.                                                                                                 г. Киров

 

И.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области <…>, рассмотрев протокол № 18а-15/7-04-15а от 12.10.2015, составленный <…>, начальником отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в отношении юридического лица – ООО «Вязниковский молочный край» (юридический и фактический адрес: 601<…>, Владимирская область, г. <…>, ул. <…>, д.135, ИНН <…>, ОГРН <…>, дата регистрации юр. лица – <…>, р/с <…> в <…> г. Владимир, кор. счет <…>, БИК <…>, КПП <…>, законный представитель  - генеральный директор ООО «Вязниковский молочный край» <…>), в связи с нарушением пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

   Решением Комиссии Кировского УФАС России по делу № 7/04-15а (резолютивная часть решения оглашена 9 сентября 2015 года; в полном объеме решение изготовлено 15 сентября 2015 года) в действиях ООО «Вязниковский молочный край» был установлен факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в совершении недобросовестных действий по отношению к конкуренту ЗАО «Кировский молочный комбинат» путем производства и введения в гражданский оборот с 07.05.2015 продукции: «Масло несоленое сладко – сливочное традиционное. ВЫСШИЙ СОРТ. Массовая доля жира 82,5%, ГОСТ Р 52969-2008. Состав: пастеризованные сливки», фасованное в брикеты весом по 200 грамм, упакованное в фольгу серебряного цвета с нанесением на фольге надписей синим цветом, с применением на упаковке товара обозначения «масло», в то время как продукт содержит жиры немолочного происхождения, что вводит в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств продукции.

   Нарушение заключается в следующем.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило заявление ЗАО «Кировский молочный комбинат» (далее – ЗАО «КМК») о том, что в действиях ООО «Вязниковский молочный край» содержатся признаки нарушения п.2 ч.1 ст.14 Федерального закона «О защите конкуренции».

По мнению Заявителя, ООО «Вязниковский молочный край» вводит потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств и качества масла сливочного крестьянского, нарушая тем самым пункт 2 части 1 статьи 14 ФЗ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая тот факт, что в действиях ООО «Вязниковский молочный край», выразившихся в совершении недобросовестных действий по отношению к конкуренту ЗАО «Кировский молочный комбинат» путем производства и введения в гражданский оборот продукции: «Масло несоленое сладко - сливочное традиционное, высший сорт, м.д.ж. 82,5%, ГОСТ Р 52969-2008», фасованное в брикеты весом по 200 грамм, упакованное в фольгу серебряного цвета с нанесением на фольге надписей синим цветом, с применением на упаковке товара обозначения «масло», в то время как продукт содержит жиры немолочного происхождения, что вводит в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств продукции, выявлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом от 11.06.2015 №169 Кировским УФАС России было возбуждено производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Вязниковский молочный край».

Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Кировское УФАС России пришло к следующим выводам.

В Российской Федерации требования к молоку и молочной продукции установлены Федеральным законом от 12.06.2008 №88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», в котором определены обязательные требования к молоку и молочной продукции, в том числе к сливочному маслу.

Целью принятия данного Технического регламента, исходя из положений статьи 3 Закона, является защита жизни и здоровья граждан, предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей, и обеспечение достоверности информации о наименовании, составе и потребительских свойствах молока и молочной продукции.

Согласно части 1 статьи 36 Закона N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» молоко и продукты его переработки должны сопровождаться информацией для потребителей, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и требованиям настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 45 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2008г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» сливочным маслом является масло из коровьего молока, массовая доля жира в котором составляет от 50 до 85 процентов включительно. Жировая фаза в масле должна содержать только молочный жир коровьего молока (пункт 4.1.8 ГОСТ Р 52969-2008), жирно-кислотный состав молочного жира должен соответствовать ГОСТ Р 52253-2004 (пункт 5.1.7 ГОСТ Р 52253-2004).

Пунктом 4.1.8 ГОСТ Р 52969-2008 предусмотрено, что жировая фаза в масле должна содержать только молочный жир коровьего молока. Жирно – кислотный состав молочного жира должен соответствовать ГОСТ 52253 (пункт 5.1.7).

Не допускается применение понятия "масло", в том числе при маркировке спреда сливочно-растительного, на этикетках таких продуктов, в рекламных или иных целях, которые могут ввести в заблуждение потребителей (часть 21 статьи 36 Закона N 88-ФЗ).

Таким образом, в составе масложировой фазы продукции «масло», «масло сладко -сливочное», «масло Традиционное» может присутствовать только молочный жир и не должно быть никаких добавок растительных жиров.

Как установлено в ходе рассмотрения дела на упаковке продукции ООО «Вязниковский молочный край» содержится следующая информация:

- «Масло несоленое сладко – сливочное традиционное. ВЫСШИЙ СОРТ. Массовая доля жира 82,5%, ГОСТ Р 52969-2008. Масса нетто 200г. Изготовитель: Общество с ограниченной ответственностью «Вязниковский молочный край». Адрес: 601<…>, Владимирская область г. <…>, ул. <…>. Организация, уполномоченная на принятие претензий от потребителей на территории Таможенного союза: Общество с ограниченной ответственностью «Вязниковский Молочный Край». Тел. 84923325<…>. <…>@mail.ru. Состав: пастеризованные сливки. Пищевая ценность (содержание в 100 г. продукта, г): жир – 82,5, белок – 0,6, углеводы – 0,8. Энергетическая ценность - 748 ккал/3076 кДж). Срок годности и условия хранения: при t (6+3)С и относительной влажности воздуха не более 90% срок годности – не более 60 суток, при t (3+2)С и относительной влажности воздуха не более 90% срок годности – не более  35 суток. Дата изготовления: 7.05.15», упакованное в фольгу серебряного цвета с нанесением на фольге надписей синим цветом.

Согласно пояснений Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области от 23.07.2015 №1292-44-06 с 2012 года специалистами Департамента совместно с АНО «Вятский молочный союз» и руководителями крупных сельскохозяйственных предприятий области проводится работа по выявлению фальсифицированной молочной продукции в торговых сетях г. Кирова путем осуществления контрольных закупок образцов молочной продукции. Алгоритм осуществления контрольных закупок изложен в письме.

21 мая 2015г. представителем НО «Вятский молочный союз» <…> и заместителем начальника отдела Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области <…> в магазине «Самобранка» (г.Киров, <…>), принадлежащем ИП <…>., было приобретено «Масло несоленое сладко - сливочное традиционное, высший сорт, м.д.ж. 82,5%, ГОСТ Р 52969-2008», фасованное в брикеты весом по 200 грамм, упакованное в фольгу серебряного цвета с нанесением на фольге надписей синим цветом, производителем которого является ООО «Вязниковский молочный край», адрес: 601<…>, Владимирская область г. <…>, ул.<…>. Факт покупки масла подтверждается кассовым чеком №7839 от 21.05.2015 10:50, ИП <…>., касса №12, актом отбора проб от 21.05.2015, к которому приложены фотографии выкладки масла на стеллажах, актом фиксации отбора проб от 21.05.2015. При этом в акте отбора проб указано, что каждая проба в соответствии с ГОСТ 26809-86 «Молоко и молочные продукты. Правила приемки, методы отбора и подготовки проб к анализу» упакована, опломбирована и снабжена этикеткой.

Указанное масло было доставлено в испытательную лабораторию состава и свойств веществ и материалов ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кировской области» 21.05.2015 в 11-15 в сумке – холодильнике. Лаборатория имеет государственную аккредитацию № РОСС RU.0001.21АЯ13  до 01.08.2019г. и проводила исследования на основании договора от 25.02.2015 №46/11. По результатам лабораторных испытаний установлено, что исследованное  масло по жирно-кислотному составу и соотношению массовых долей метиловых эфиров жирных кислот не соответствует требованиям ГОСТ 52969-2008 и ГОСТ Р 52253-2004. Выявленные признаки свидетельствуют о фальсификации жировой фазы масла жирами немолочного происхождения (протокол испытаний от 26.05.2015 №П 655).

Таким образом, исследованная продукция «Масло несоленое сладко - сливочное традиционное, высший сорт, м.д.ж. 82,5%, ГОСТ Р 52969-2008» не соответствует ГОСТ Р 52969-2008 и не является маслом, соответственно упаковка такой продукции не должна содержать слово «масло».

Понятие конкуренции установлено пунктом 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», в соответствии с которым конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. При этом согласно пункту 4 вышеуказанной статьи Федерального закон «О защите конкуренции» товарный рынок – это сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности потребитель может приобрести товар.

В соответствии с п. 9 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

При условии наличия конкурентных отношений не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей (п.2 ч.1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Для квалификации совершенного лицом деяния в качестве недобросовестной конкуренции и подтверждения нарушения в действиях конкретного лица необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние, обладало признаками хозяйствующего субъекта и находилось  конкурентных отношениях с Заявителем, его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, заключались во введении в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей, а также были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта.

  1. Осуществление деятельности хозяйствующими субъектами на одном товарном рынке (наличие конкурентных отношений):

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ЗАО «Кировский молочный комбинат» основным видом деятельности данного хозяйствующего субъекта является переработка молока и производство сыра классифицируемая по ОКВЭД – 15.51. При этом согласно ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Вязниковский молочный край» является  оптовая торговля молочными продуктами, яйцами, пищевыми маслами и жирами (код по ОКВЭД – 51.33), а дополнительным - переработка молока и производство сыра, классифицируемая по ОКВЭД – 15.51

Соответственно хозяйствующие субъекты действуют на одном товарном рынке и являются конкурентами. Факт осуществления деятельности ООО «Вязниковский молочный край» по производству масла не оспаривается Ответчиком и подтверждается следующими документами:

- декларацией о соответствии ТС №RU.АЕ43.В.00643 от 21.11.2014;

- договором поставки от 01.05.2014 №25, заключенным между ООО «Вязниковский молочный край» и ИП <…> на поставку товара;

- товарной накладной от 07.05.2015 №392.

Факт осуществления деятельности ЗАО «Кировский молочный комбинат» по производству масла не оспаривается Заявителем и подтверждается следующими документами:

- договором поставки от 16.12.2013 №08-02-16, заключенным между ЗАО «Кировский молочный комбинат» и ИП <…>. на поставку товара;

- прайс – листом от 03.04.2015.

2. Осуществление активных действий по введению в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей в нарушение требований законодательства Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

07.05.2015 ООО «Вязниковский молочный край» была произведена продукция, содержащая жиры немолочного происхождения, что подтверждается протоколом испытаний от 26.05.2015 №П655. На этикетке указанной продукции содержалась следующая информация «Масло несоленое сладко – сливочное традиционное. ВЫСШИЙ СОРТ. Массовая доля жира 82,5%, ГОСТ Р 52969-2008. Масса нетто 200г. Изготовитель: Общество с ограниченной ответственностью «Вязниковский молочный край». Адрес: 601442, Владимирская область г. <…>, ул. <…>. Организация, уполномоченная на принятие претензий от потребителей на территории Таможенного союза: Общество с ограниченной ответственностью «Вязниковский Молочный Край». Тел. 84923325<…>. <…>@mail.ru. Состав: пастеризованные сливки. Пищевая ценность (содержание в 100 г. продукта, г): жир – 82,5, белок – 0,6, углеводы – 0,8. Энергетическая ценность - 748 ккал/3076 кДж). Срок годности и условия хранения: при t (6+3)С и относительной влажности воздуха не более 90% срок годности – не более 60 суток, при t (3+2)С и относительной влажности воздуха не более 90% срок годности – не более  35 суток. Дата изготовления: 7.05.15».

Данная партия продукции была реализована ООО «Вязниковский молочный край» согласно договору поставки от 01.05.2015 №25, товарной накладной от 07.05.2015 №392 ИП <…> в количестве 2400 шт. Продукция оплачена платежным поручением от 08.05.2015 №1065. ИП <…>. реализовал продукцию ИП <…>. по договору поставки от 01.07.2013 №159. Согласно товарным накладным от 08.05.2015 №7855, от 13.05.2015 №38102, от 13.05.2015 №8109, от 15.05.2015 №8317, от 21.05.2015 №8761 предпринимателем было приобретено 130 шт. продукции. Реализация данного товара осуществлялась предпринимателем в розницу в магазине «Самобранка» (г.Киров, <…>), принадлежащем ИП <…> Факт покупки масла в магазине подтверждается кассовым чеком №7839 от 21.05.2015 10:50, ИП <…>., касса №12, актом отбора проб от 21.05.2015, к которому приложены фотографии выкладки масла на стеллажах, актом фиксации отбора проб от 21.05.2015.

Вышеуказанные документы подтверждают направленность действий Ответчика на введение в гражданский оборот производимого им товара.

Соответственно действия ООО «Вязниковский молочный край» по производству и введению в гражданский оборот продукта под названием «Масло несоленое сладко – сливочное традиционное. ВЫСШИЙ СОРТ. Массовая доля жира 82,5%, ГОСТ Р 52969-2008», которое фактически не является сливочным маслом, вводят в заблуждение потребителей продукции относительно потребительских свойств товара и могут повлиять на здоровье граждан.

Указывая на потребительской упаковке пищевого продукта не соответствующую действительности информацию, а именно «Масло несоленое сладко – сливочное традиционное. ВЫСШИЙ СОРТ. Массовая доля жира 82,5%, ГОСТ Р 52969-2008. Состав: пастеризованные сливки», ООО «Вязниковский молочный край» вводит покупателей в заблуждение в отношении потребительских свойств данного продукта и нарушает тем самым действующее санитарное законодательство, законодательство в сфере производства, реализации пищевых продуктов, Закон «О защите прав потребителей» и обычаи делового оборота.

3. Направленность таких действий на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

При выборе такого продукта, как масло сливочное, потребители склонны ориентироваться на наименование товара, его состав, процент жирности, указание на этикетке слов «ГОСТ», «сливки» и т.д. Данные критерии присутствует на потребительской упаковке продуктов, реализуемых ООО «Вязниковский молочный край», но не соответствуют им фактически.

Соответственно, указывая на потребительской упаковке продукта не соответствующую действительности информацию, ООО «Вязниковский молочный край» получает необоснованные конкурентные преимущества в предпринимательской деятельности перед другими хозяйствующими субъектами, действующими на том же товарном рынке.

Введя потребителей в заблуждение, ООО «Вязниковский молочный край»,  таким образом, получило преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности, выраженное в привлечении покупательского спроса к продукции ООО «Вязниковский молочный край» за счет указания на упаковке товара несоответствующей действительности информации и значительного снижения цены на масло. При этом у ООО «Вязниковский молочный край» возникает возможность увеличить размер получаемой прибыли, так как объем затрат на производство уменьшается, а объем производимого и реализуемого товара увеличивается.

Кировское УФАС России сделало вывод, что действия ООО «Вязниковский молочный край» по введению в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств товара «Масло несоленое сладко – сливочное традиционное. ВЫСШИЙ СОРТ. Массовая доля жира 82,5%, ГОСТ Р 52969-2008. Состав: пастеризованные сливки», путем производства и введения в гражданский оборот продукта под названием «масло»,  содержат в себе квалифицирующие признаки акта недобросовестной конкуренции, поскольку непосредственно способны оказать влияние на конкуренцию, то есть непосредственно могут предоставить (предоставили) ООО «Вязниковский молочный край» преимущества над конкурентом ЗАО «Кировский молочный комбинат» и причинить ему вред.

Следовательно, поведение ООО «Вязниковский молочный край» имеет целью получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности за счет нарушения правил конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами.

4. Причинение или возможность причинения убытков другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесение или возможность нанесения вреда их деловой репутации:

На территории Кировской области производят и реализуют молочную продукцию, в том числе сливочное масло,  17 производителей (письмо Департамента сельского хозяйства и продовольствия от 23.07.2015 №1292-44-06), то есть рынок производства и реализации сливочного масла на территории Кировской области является конкурентным.

Действия ООО «Вязниковский молочный край» могут привести к перераспределению спроса на товарном рынке масломолочной продукции путем оттока потребителей от сливочного масла других производителей. ООО «Вязниковский молочный край» отвлекает потенциальных и фактических покупателей от продукции добросовестных субъектов предпринимательской деятельности тем, что не предоставляет достоверную информацию в отношении своего товара и дезинформирует участников гражданского оборота о реальном положении на рынке. Тем самым у потребителей формируется представление о том, что продукция, именуемая «Масло несоленое сладко – сливочное традиционное. ВЫСШИЙ СОРТ. Массовая доля жира 82,5%, ГОСТ Р 52969-2008. Состав: пастеризованные сливки», производства ООО «Вязниковский молочный край»  соответствует требованиям нормативных документов (техническому регламенту на молочную продукцию, ГОСТ, санитарным правилам и т.д.) и реализуется по более низкой цене.  При этом конкуренты ООО «Вязниковский молочный край» лишаются возможности эффективно (с учетом более высоких затрат на производство нефальсифицированного (натурального) сливочного масла) реализовывать свой товар, что, в свою очередь, сказывается на размере их прибыли.

Согласно пояснений Заявителя сливочное масло его производства реализуется по цене 55-65 рублей за 185 гр., что в 1,5-2 раза дороже стоимости товара ООО «Вязниковский молочный край». Кроме того на складе ЗАО «КМК» скопилось значительное количество сливочного масла (справка ЗАО «Кировский молочный комбинат» от 23.06.2015 №752/01-11), реализация которого затруднена по причине присутствия на рынке фальсифицированного масла по низкой цене. Большие складские остатки приводят к несвоевременным расчетам с сельхозтоваропроизводителями области, а также ухудшению финансового состояния самого предприятия, невозможности проведения работ по техническому переоснащению производства, к отказам в приемке сырого молока на переработку и сокращению численности персонала. Данные факты косвенно свидетельствуют о создании условий для причинения ущерба ЗАО «Кировский молочный комбинат».

 

Из анализа представленных документов следует, что ООО «Вязниковский молочный край» в нарушение  пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», произвело и ввело в гражданский оборот продукцию: «Масло несоленое сладко – сливочное традиционное. ВЫСШИЙ СОРТ. Массовая доля жира 82,5%, ГОСТ Р 52969-2008. Состав: пастеризованные сливки», с применением на упаковке товара обозначения «масло», в то время как продукт содержит жиры немолочного происхождения, что вводит в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств продукции, что  является актом недобросовестной конкуренции.

Указанный факт нарушения законодательства РФ о рекламе в полном объеме подтверждается имеющимися материалами и решением по делу № 7/04-15а.

Согласно ч. 6 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31 со значком 1 – 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Решение вступило в силу со дня изготовления его в полном объеме 15 сентября 2015 года.

Ответственность за вышеуказанное нарушение антимонопольного законодательства РФ предусмотрена ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ. В соответствии данной нормой недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Событием административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ является установленный факт нарушения антимонопольного законодательства РФ в действиях ООО «Вязниковский молочный край», выразившихся в совершении недобросовестных действий по отношению к конкуренту ЗАО «Кировский молочный комбинат» путем производства и введения в гражданский оборот с 07.05.2015 продукции: «Масло несоленое сладко – сливочное традиционное. ВЫСШИЙ СОРТ. Массовая доля жира 82,5%, ГОСТ Р 52969-2008. Состав: пастеризованные сливки», фасованное в брикеты весом по 200 грамм, упакованное в фольгу серебряного цвета с нанесением на фольге надписей синим цветом, с применением на упаковке товара обозначения «масло», в то время как продукт содержит жиры немолочного происхождения, что вводит в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств продукции.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в связи с являющейся необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности конкуренцией между хозяйствующими субъектами.

Объективной стороной административного правонарушения является недобросовестная конкуренция, а именно действия по производству и введению в гражданский оборот продукции: «Масло несоленое сладко – сливочное традиционное. ВЫСШИЙ СОРТ. Массовая доля жира 82,5%, ГОСТ Р 52969-2008. Состав: пастеризованные сливки», с применением на упаковке товара обозначения «масло», в то время как продукт содержит жиры немолочного происхождения, что вводит в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств продукции,  что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно ст. 2.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Юридическое лицо ООО «Вязниковский молочный край» с целью получения конкурентных преимуществ произвело и ввело в гражданский оборот продукцию: «Масло несоленое сладко – сливочное традиционное. ВЫСШИЙ СОРТ. Массовая доля жира 82,5%, ГОСТ Р 52969-2008. Состав: пастеризованные сливки», с применением на упаковке товара обозначения «масло», в то время как продукт содержит жиры немолочного происхождения. Поэтому нарушение антимонопольного законодательства произошло по вине ООО «Вязниковский молочный край».

В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

В данном случае установлено, что у  ООО «Вязниковский молочный край» имелась возможность для соблюдения требований пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законодательством требований, при рассмотрении дела не установлены.

Таким образом, Кировское УФАС России считает, что рассматриваемое правонарушение было совершено ООО «Вязниковский молочный край» умышленно.

Место совершения административного правонарушения: производство по адресу: 601<…>, Владимирская область, г. <…>, ул. <…>, и введение в гражданский оборот по адресу: г.Киров, <…>(магазин «Самобранка»), продукции: «Масло несоленое сладко – сливочное традиционное. ВЫСШИЙ СОРТ. Массовая доля жира 82,5%, ГОСТ Р 52969-2008. Состав: пастеризованные сливки».

Время совершения административного правонарушения:  производство 07.05.2015 и введение в гражданский оборот в период с 07.05.2015 по 21.05.2015 товара «Масло несоленое сладко – сливочное традиционное. ВЫСШИЙ СОРТ. Массовая доля жира 82,5%, ГОСТ Р 52969-2008. Состав: пастеризованные сливки».

В ходе рассмотрения дела были исследованы все обстоятельства совершенного нарушения законодательства РФ о рекламе. Факты, изложенные в протоколе №18а-15/7-04-15а от 12.10.2015 об административном правонарушении, подтверждаются в полном объеме материалами дела № 7/04-15а.

О дате, месте и времени составления и подписания протокола юридическое лицо – ООО «Вязниковский молочный край» извещено надлежащим образом (согласно почтовому уведомлению о вручении – 29.09.2015), на составление протокола не явилось, пояснений не представило, направило ходатайство о составлении протокола в его отсутствие.

Протокол составлен в отсутствие  надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте составления протокола ООО «Вязниковский молочный край».

О дате, месте и времени рассмотрения протокола юридическое лицо – ООО «Вязниковский молочный край» извещено надлежащим образом (согласно почтовому уведомлению о вручении – 28.10.2015), на рассмотрение протокола не явилось, направило ходатайство о рассмотрении протокола в его отсутствие.

Протокол составлен в отсутствие  надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте составления протокола ООО «Вязниковский молочный край».

Согласно пояснениям от 02.09.2015 Общество с момента выявления нарушения приняло все зависящие меры по пресечению и недопущению противоправных действий, в том числе действия по изъятию из оборота партии масла, а также по усилению контроля на линии производства и фасовки масла. Просит учесть, что поставка фальсифицированного масла носила разовый характер, в действиях Общества отсутствует злой умысел, просит применить ст. 2.9 КоАП РФ. Также просит учесть нестабильность финансового состояния предприятия.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, совершенные юридическим лицом ООО «Вязниковский молочный край» действия по производству и введению в гражданский оборот продукции: «Масло несоленое сладко – сливочное традиционное. ВЫСШИЙ СОРТ. Массовая доля жира 82,5%, ГОСТ Р 52969-2008. Состав: пастеризованные сливки», с применением на упаковке товара обозначения «масло», в то время как продукт содержит жиры немолочного происхождения, что вводит в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств продукции, являются недобросовестной конкуренцией и содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В рассматриваемом случае состав административного правонарушения является формальным, следовательно, правонарушение является общественно-опасным с момента его совершения, независимо от наступления каких-либо последствий. При этом сама общественная опасность выражается в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей и соблюдению требований действующего антимонопольного законодательства.

ООО «Вязниковский молочный край» имело реальную возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства, но всех необходимых мер не предприняло, в результате чего имел место факт недобросовестной конкуренции, а также введение в заблуждение потребителей о выпускаемой Обществом продукции, чем было нарушено право как добросовестных конкурентов на равную конкуренцию, так и неопределенного круга лиц, потребителей товара на получение добросовестной и  достоверной информации.

С учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая характер  и степень общественной опасности совершенного правонарушения, которое выразилось в пренебрежительном отношении к исполнению публично – правовых обязанностей в сфере антимонопольного законодательства, основания для освобождения  ООО «Вязниковский молочный край» от административной ответственности ввиду малозначительности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Приведенный Обществом довод о возможности применения ст. 2.9 КоПА РФ ввиду того, что поставка фальсифицированного масла носила разовый характер и  в действиях Общества отсутствует злой умысел, не влияет на вывод антимонопольного органа об отсутствии малозначительности на основании следующего.

Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях соблюдения законодательно установленных требований. Однако доказательств наличия указанных обстоятельств в материалы дела не представлено.

При этом важно отметить, что предусмотренный статьей 2.9 КоАП РФ механизм освобождения хозяйствующего субъекта от административной ответственности не подлежит безосновательному применению.

В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит в неисполнении возложенной на Общество публично-правовой обязанности без уважительных причин. Ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или невозникновения негативных последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий резюмируется самим фактом совершения действий или бездействия. Повышенная опасность правонарушений в этой области определена законодательно и подтверждается значительным размером санкции в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Характер вмененного административного правонарушения, степень общественной опасности не позволяют сделать вывод о его малозначительности, соответственно исключительных обстоятельств, которые свидетельствовали бы о малозначительности правонарушения, в рассматриваемом случае не установлено.

В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ в качестве смягчающих обстоятельств установлено совершение административного правонарушения впервые, добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение.

В соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ отягчающих вину обстоятельств не установлено.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, руководителем Кировского УФАС России учтен характер совершенного правонарушения, его длительность, отягчающие и смягчающие административную ответственность обстоятельства, финансовое положение организации.

С учетом изложенного, исходя из  характера совершенного Обществом правонарушения и соразмерености его тяжести, наложение административного штрафа на ООО «Вязниковский молочный край» осуществляется в пределах минимального размера санкции, установленной ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 3, 25 ФЗ «О рекламе», статьями 1.5, 2.1, 2.4, 4.1, 4.2, 4.3, ч. 1 ст. 14.33, 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

 

1. Признать юридическое лицо – ООО «Вязниковский молочный край» виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного  ч. 1 ст.14.33 КоАП РФ.

2. Применить к юридическому лицу – ООО «Вязниковский молочный край» меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

 

Получатель: ИНН 4347021540

КПП 434501001 УФК  по Кировской области

 (Кировское УФАС России)  л/с 04401233690 

Банк получателя

Отделение  Киров

Расчетный счет:

№ 40101810900000010001

БИК 043304001

КБК 161 1 16 26000 01 6000 140

Плательщик: ООО «Вязниковский молочный край»

 

 

161 1 16 02010 01 6000 140  Штраф за нарушение антимонопольного законодательства

ОКТМО  33701000

УИН    0319805920111600000313969

К оплате:    100 000 (Сто тысяч) рублей

 

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа ООО «Вязниковский молочный край» надлежит представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области копии платежных документов. В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано  в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

И.о. руководителя управления                                                                    <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны