Решение №19/04-15а РЕШЕНИЕ по делу № 19/04-15а от 13 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 19/04-15а

                                                                                                                   

Резолютивная часть решения оглашена 30 декабря 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 31 декабря 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – <…> членов Комиссии: <….>, протокол  <…> специалист- Кировского УФАС России;

В присутствии ответчика: <…>

В отсутствие: 

заявителя- <….>

рассмотрев дело № 19/04-15а, возбужденное по заявлению <…> по признакам нарушения Индивидуальным предпринимателем <….> части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту Федеральный закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило заявление <…> о нарушении антимонопольного законодательства в действиях Индивидуального предпринимателя <…> (далее Ответчик), выразившихся, по мнению заявителя, в осуществлении регулярных пассажирских перевозок на маршруте «<>» на территории Муниципального образования «Город Киров» не внесенного в реестр городских маршрутов и в отсутствие Постановления Администрации города Кирова об утверждении паспорта автобусного маршрута «<>», что содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции».

Приказом и.о. руководителя Кировского УФАС России от <>. № <>возбуждено дело № 19/04-15а по признакам нарушения <…> части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции». Рассмотрение дела назначено на 02.12.2015г.

Лица, надлежащим образом уведомленные о дате, месте и времени рассмотрения дела, явку не обеспечили. <..> направил ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с необходимостью предоставления запрошенных документов в полном объеме.

Определением от 02.12.2015г.  рассмотрение дела отложено на 21.12.2015г.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о дате, месте и времени рассмотрения дела, на заседание Комиссии не явились. Ответчик -  <…> явку не обеспечил, запрошенные документы не представил, направил ходатайство об отложении рассмотрения дела  для предоставления запрошенных документов.

Определением от 21.12.2015г. рассмотрение дела отложено на 30.12.2015г.

Заявитель <….> явку представителя не обеспечил.

Комиссии Кировского УФАС России приняла решение о рассмотрении дела в отсутствие заявителя.

Ответчик Индивидуальный предприниматель <> явку обеспечил, поддержал письменные пояснения, в которых указал, что деятельность по маршруту «<>» с <>. не осуществляет.

Изучив материалы дела, комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта" (далее - Закон № 259-ФЗ) перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси.

Законом № 259-ФЗ и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила N 112), установлены требования, предъявляемые к регулярным перевозкам.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона № 259-ФЗ, маршрутом регулярных перевозок является предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Согласно пункту 13 статьи 2 Закона № 259-ФЗ перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж.

Правила осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа установлены в главе 3 Закона № 259-ФЗ.

В соответствии с разделом 2 "Регулярные перевозки" Правил № 112 регулярные перевозки осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта.

В соответствии со статьей 19 Закона № 259-ФЗ регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

Исходя из вышеуказанных требований федерального законодательства следует, что регулярные пассажирские перевозки характеризуются следующими отличительными признаками: наличие лицензии по перевозке пассажиров автомобильным транспортом; наличие публичного договора перевозки пассажиров; наличие утвержденного маршрута регулярных перевозок; следование по установленному маршруту из начального пункта отправления до конечного с высадкой и посадкой пассажиров на остановках общественного транспорта;  утвержденное расписание движения; выдача пассажирам билета.

В соответствии с п. 24 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ  «О лицензировании отдельных видов деятельности» в перечне видов деятельности, на которые требуются лицензии, указана деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

<> осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек согласно лицензии <>.

<> зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным  номером <>.

ИП <> выдана лицензия на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, регистрационный номер <> срок действия лицензии бессрочно.

В ходе рассмотрения установлено, что <> осуществляет автобусные перевозки пассажиров по регулярным городским маршрутам города Кирова. По итогам открытых конкурсов, проведенных администрацией г. Кирова в конце 2014 года, <> признано победителем конкурса (протокол  конкурсной комиссии от <>) и получило право на оказание услуг по осуществлению перевозок пассажиров транспортом общего пользования на территории муниципального образования «Город Киров» по автобусным и троллейбусным маршрутам в порядке и на условиях, предусмотренных заключенными договорами. На основании Постановления Администрации города Кирова от 27.02.2015г. № 675-П <> утверждены паспорта автобусных маршрутов, в том числе и маршрут «<>».

<> на основании договора об осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования на территории муниципального образования «Город Киров» <> осуществляет перевозки пассажиров по маршруту «<>».

Заказчиком маршрутной сети является муниципальное образование «Город Киров». Маршрутная сеть разрабатывалась с привлечением научных сотрудников Вятского государственного университета и утверждалась администрацией г. Кирова, были изменены городские маршруты, а  именно автобусные маршруты «<>» и «<>» ликвидированы.

Согласно схеме регулярного маршрута «<>» с указанием линейных и дорожных сооружений транспортные средства перевозчика <> двигаются по следующему маршруту: «ул. Упита - Ипподром - ул. Упита» <>.

Как установлено при рассмотрении дела и подтверждается пояснениями ответчика, ранее на территории муниципального образования «Город Киров» им осуществлялась деятельность по  автобусному маршруту «<>».

В ходе рассмотрения установлено, что ИП <> осуществлял деятельность по перевозке пассажиров по маршруту «<>» <><><>.

Таким образом, <><> осуществляют предпринимательскую деятельность на одном товарном рынке - рынке услуг пассажирских перевозок, подчиняющихся расписанию - в одинаковых географических границах города Кирова и  являются конкурентами.

Порядок организации транспортного обслуживания населения на территории города Кирова определен Положением об организации обслуживания населения пассажирским транспортом на территории муниципального образования «Город Киров», утвержденным решением Кировской городской Думы от 28.04.2004 № 26/7 в соответствие с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава муниципального образования «Город Киров» (далее Положение № 26/7).

Положение № 26/7 определяет основы организации транспортного обслуживания населения города Кирова, регулирует отношения между органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, претендующими на осуществление пассажирских перевозок и выполняющими эти перевозки на территории города Кирова.

Пунктами 3.2.2., 3.2.3. Положения № 26/7 Администрация города при организации пассажирских перевозок формирует, утверждает постановлением администрации города реестр маршрутов пассажирского транспорта на территории муниципального образования «Город Киров», утверждает городские маршруты общественного транспорта, их паспорта и графики движения по ним.

В силу пункта 3.4.1 Положения № 26/7 перевозчики в процессе оказания услуг по пассажирским перевозкам населению города предоставляют транспортные услуги населению города Кирова в соответствии с действующим законодательством и условиями заключенных с администрацией города договоров на обслуживание маршрутов.

Порядок формирования и ведения реестра маршрутов транспорта общего пользования на территории муниципального образования «Город Киров» (городская маршрутная сеть) определен Положением о реестре маршрутов транспорта общего пользования на территории муниципального образования «Город Киров», порядке его формирования и ведения, утвержденным постановлением администрации города Кирова от 15.12.2014 № 5468-П (далее Положение № 5468-П).

Согласно п. 2.1. Положения № 5468-П формирование и ведение реестра осуществляет отдел транспорта управления благоустройства и транспорта администрации города Кирова. Реестр формируется из действующих на территории муниципального образования «Город Киров» маршрутов транспорта общего пользования и утверждается постановлением администрации города Кирова. Ведение реестра - это внесение в реестр вновь открытых городских маршрутов, изменение трасс действующих маршрутов и исключение из реестра закрытых маршрутов. Открытие, изменение и закрытие маршрутов общего пользования производится на основании постановления администрации города в Порядке, утвержденном постановлением администрации города Кирова от 01.12.2014 N 5120-П "Об утверждении Порядка утверждения маршрутов и графиков движения транспорта общего пользования на территории муниципального образования "Город Киров" (далее Порядок № 5120-П).

В соответствии с Положением № 5468-П в реестр маршрутов общего пользования, обслуживаемых автобусами с 15.12.2014г. (Положение № 5468-П) внесен маршрут «<>». При этом маршрут «<>» вышеуказанный реестр не содержит.

Порядок № 5120-П разработан в целях обеспечения безопасности перевозок, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, создания цивилизованного рынка транспортных услуг и для упорядочения процедуры утверждения маршрутов и графиков движения транспорта общего пользования на территории муниципального образования «Город Киров», установления единых подходов, процедур взаимодействия, последовательности и сроков выполнения работ, связанных с утверждением и действием этих маршрутов и графиков движения по маршрутам.

Пунктом 1.2. Порядка № 5120-П  определено, что открытие новых, изменение и закрытие утвержденных маршрутов транспорта общего пользования, а также утверждение графиков движения по маршрутам транспорта общего пользования производится на основании постановления администрации города Кирова.

В силу пункта 1.4. Порядка № 5120-П основанием для осуществления перевозки пассажиров по определенному маршруту транспорта общего пользования является постановление администрации города Кирова об утверждении конкретному перевозчику графика движения по маршруту и договор об оказании услуг по перевозке пассажиров между администрацией города и перевозчиком в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Их анализа вышеуказанных документов следует, что перевозка пассажиров на регулярных маршрутах в городе Кирове осуществляется по утвержденным маршрутам общественного транспорта, на основании Постановления администрации города Кирова, договора об организации регулярных перевозок и утвержденного расписания.

В связи с многочисленными обращениями граждан ответчиком представлено письмо от <> адресованное начальнику управления благоустройства и транспорта Администрации города Кирова, с просьбой обслуживать маршрут от улицы <> через улицу <>  и согласовать  паспорт маршрута.

Ответчику направлен ответ на обращение (исх. № 679-21-16 от 24.09.2015г.), в котором сообщается, что включение в реестр городских маршрутов новых маршрутов осуществляется в соответствии с Порядком утверждения и графиков движения транспорта общего пользования  на территории муниципального образования «Город Киров», утвержденного Постановлением администрации города Кирова от 01.12.2014 № 5120-П. Так как данный Порядок ответчиком не соблюден, обращение  оставлено без рассмотрения.

Из анализа представленных документов следует, что ИП <> осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по маршруту «<>» с нарушением действующего законодательства.

В соответствии с паспортом автобусного маршрута «<>» от <>., представленным в материалы дела ответчиком, транспортные средства двигаются по следующему маршруту: <><>.

Соответственно указанный маршрут совпадает с маршрутом «<>», на котором осуществляет деятельность <> в части улиц: ул<><><>.

Как следует из материалов дела, в ходе контрольно-надзорных мероприятий прокуратурой выявлено осуществление предпринимателем перевозки пассажиров по неутвержденному маршруту «<>» и без договора об организации регулярных перевозок с администрацией города Кирова <> (акт проверки) данный факт подтвержден решением Арбитражного суда Кировской области по делу <> и не оспаривается ответчиком.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция.

Согласно п. 9 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Таким образом, при рассмотрении дела о недобросовестной конкуренции  оцениваются признаки, одновременное наличие которых позволило бы считать действия юридического лица недобросовестной конкуренции.

Следовательно, поведение <> имеет целью получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности за счет нарушения правил конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами.

Учитывая, что предпринимательская деятельность предполагает получение прибыли, действия <> правомерно квалифицировать как недобросовестную конкуренцию, поскольку перевозка пассажиров по автобусному маршруту «<>» не внесенному в реестр городских маршрутов, в отсутствие Постановления администрации города Кирова, договора об организации регулярных перевозок автобусного маршрута «<>»,  поставила Ответчика в преимущественное положение перед <> осуществляющим на маршруте «<>» перевозки пассажиров в соответствии с разрешительными документами.

Из анализа представленных документов следует, что действия <>  направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку в отсутствие необходимости выполнять требования, предъявляемые к перевозкам пассажиров на регулярных маршрутах, такая деятельность будет заведомо менее затратной, и, как следствие, более рентабельной, чем деятельность конкурентов; он может причинить вред конкурентам, так как в результате его действий перераспределяется пассажиропоток.

Учитывая вышеизложенное, действия <> выразившиеся в осуществлении за период с 29.08.2015г. по 11.11.2015г. регулярных пассажирских перевозок по маршруту «<> », совпадающему с маршрутом «<>», на котором действует <> являются актом недобросовестной конкуренции, противоречат требованиям, установленным Законом № 259-ФЗ, Правилами № 112,  Положению об организации обслуживания населения пассажирским транспортом на территории муниципального образования «Город Киров», утвержденным решением Кировской городской Думы от 28.04.2004 № 26/7, Положению о реестре маршрутов транспорта общего пользования на территории муниципального образования «Город Киров», порядке его формирования и ведения, утвержденным постановлением администрации города Кирова от 15.12.2014 № 5468-П, Порядку утверждения и графиков движения транспорта общего пользования  на территории муниципального образования «Город Киров», утвержденного Постановлением администрации города Кирова от 01.12.2014 № 5120-П, Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», требованиям части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции».

Нарушение антимонопольного законодательства произошло по вине Индивидуального предпринимателя <>.

В связи с тем, что <> с 11.11.2015г. регулярные пассажирские перевозки на маршруте «<>» на территории Муниципального образования «Город Киров» не осуществляет, Комиссия решила предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

На основании изложенного и в соответствии со статьями 14, 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

Р Е Ш И Л А:

1.Признать в действиях <> факт нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в совершении недобросовестных действий по отношению к конкуренту – <> направленных на получение необоснованных преимуществ, путем осуществления за период с <><> регулярных пассажирских перевозок на маршруте «<>» на территории Муниципального образования «Город Киров», не внесенного в реестр городских маршрутов, в отсутствие Постановления Администрации города Кирова об утверждении паспорта автобусного маршрута «<>», договора об оказании услуг по перевозке пассажиров с администрацией города.

2.Предписание <> о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

3.Ввиду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения с <>. регулярных пассажирских перевозок на маршруте «<>» на территории Муниципального образования «Город Киров», рассмотрение дела № 19/04-15а прекратить.

4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области для возбуждения дела об административном правонарушении.

Председатель Комиссии                                                                                        <>

 

Члены Комиссии                                                                                                  <>

 

<> 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2996 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны