Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е от 6 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

«15» мая 2017 г.                                                                                                      № 191/03-17-з

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области  по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Кировского УФАС России) в составе:

Зам.председателя комиссии:

<…> – заместителя руководителя – начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;

Членов комиссии:

<…> – специалиста 1 разряда отдела КЗ Кировского УФАС России;

<…> – специалиста 1 разряда отдела КЗ Кировского УФАС России,

в присутствии:

<…> – представителей Государственного учреждения Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности,

рассмотрев жалобу ООО «Тифлотек»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

04.05.2017 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО «Тифлотек»  (далее – Заявитель) на представление ответа на запрос разъяснений документации за пределами регламентированного срока, а также на документацию электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации – электронных ручных видеоувеличителей для обеспечения инвалидов в 2017 году, подготовленную  ГУ Кировское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации  (далее - Заказчик) (номер извещения 0240100000217000052).

Заявитель полагает, что документация подготовлена в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Отмечает, что Заказчиком ненадлежащим образом исполнена обязанность по предоставлению разъяснений документации.

В соответствии с ч. 1 ст. 106  Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе) Заявителю, Заказчику направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 15.05.2017 г.

Заявитель ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.

На заседании Комиссии Кировского УФАС России представитель Заказчика, пояснил, что аукционное задание составлено в соответствии с потребностями Заказчика, согласовано с Кировской областной организацией Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общества слепых» и не содержит указания на конкретного поставщика и/или модель ЭРВУ, а также необходимость использования конкретного патента. Указание оспариваемых требований связано с тем, что ЭРВУ должен быть удобен в использовании инвалидами. Ранее электронные ручные видеоувеличители указанных размеров уже закупались для использования инвалидами.

Относительно довода о непредставлении разъяснений документации пояснено, что Заказчиком при открытии вкладки аукционный зал (управление процедурой) 10.05.2017 г. была обнаружена информация о запросе о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, направленная 30.04.2017 г. в 21 ч. 52 мин. В связи с тем, что Заказчику на электронный адрес не поступали уведомления о поступлении запроса о даче разъяснений с электронной торговой площадки SBERBANK-AST, о чем свидетельствуют скриншоты почты torgi@ro43.fss.ru, a также журнал почтового сервера за 28.04.2017 г., 29.04.2017 г., 30.04.2017 г. и 01.05.2017г. Заказчиком в адрес торговой площадки SBERBANK-AST направлены запросы Заказчика на которые получен ответ об автоматическом режиме отправки уведомлений и рекомендации проверки настройки почтового домена. Проверкой установлено, что на почтовый ящик Заказчика письма от ЭТП не поступали. Далее Заказчик обратился в службу технической поддержки ФСС РФ Департамента системной интеграции «НСТ» с данным вопросом, на что был получен ответ о том, что сервер не работал с 21 ч. 35 мин. 32 сек. 29.04.2017 г. по 02.05.2017 08 час. 03 мин.05 сек., что подтверждается служебной запиской руководителя группы обеспечения безопасности информационных систем с приложением скриншотов алгоритма отправки писем. После обнаружения информации о поступлении запроса на разъяснения документации 10.05.2017 г. Заказчиком дан на него ответ, размещенный в ЕИС 10.05.2017 г.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, заслушав пояснения Заказчика, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

21.04.2017 года на официальном сайте  закупок zakupki.gov.ru  было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на поставку технических средств реабилитации – электронных ручных видеоувеличителей для обеспечения инвалидов в 2017 году (номер извещения 0240100000217000052). Начальная (максимальная) цена контракта (договора) – 375 614,40 руб. Окончание срока подачи заявок – 04.05.2017 года.

1. Относительно довода Заявителя о нарушении правил описания объекта закупки установлено следующее.

Описание и количество объекта закупки установлено ч.II разд.1 Технической части аукционной документации (далее – техническое задание), согласно которому к поставке необходим электронный ручной видеоувеличитель (далее – ЭРВУ) (16 шт.), обладающий в том числе следующими характеристиками:

- Длительность каждого звукового комментария - не менее 30 сек.

- Габаритные размеры не более 140*75*37 (мм).

- В комплект поставки должна входить в т.ч. сумка с ремнем для переноски.

При формировании технического задания заказчик исходил из потребностей непосредственных пользователей ЭРВУ – инвалидов. Техническое задание прошло процедуру согласования с Кировской областной организацией Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общества слепых» в рамках действия  п.2.1 Соглашения о взаимодействии №09/811 от 30.09.2015 г. между заказчиком и общественной организацией в целях формирования системы общественного контроля за оказанием государственных услуг инвалидам. В подтверждение этого Заказчиком представлен проект технического задания, согласованный председателем Кировской областной организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общества слепых» от 21.02.2017 г. Представлены коммерческие предложения 3-х организаций о возможности поставить товар, соответствующий требованиям технического задания.

На заседании Комиссии установлено, что предусмотренные документацией об электронном аукционе характеристики требуемого к поставке товара, в том числе размер устройства не более 140*75*37 (мм), наличие звукового комментария к каждому изображению, наличие в комплекте сумки для переноски обусловлены потребностями заказчика. Доказательств отсутствия у Заказчика такой потребности Заявителем не представлено.

Кроме того, до проведения электронного аукциона Заказчиком был проведен комплекс мер по изучению рынка ЭРВУ на территории Российской Федерации, а так же за ее пределами. К примеру, производителями изделий с соответствующими техническому заданию характеристиками являются ООО «СитиВиталЛимит»(модель ЭРВУ – «ОПТИМУС»), ООО «Круст» (модель ЭРВУ – «ВИЗОР»), ООО «СЦЛес» (модель ЭРВУ – «ФОКУС»), что подтверждается данными интернет-порталов и государственными контрактами заключенными Заказчиком.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Соответственно Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям закупаемого товара.

В силу п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в части II раздел 1 «Техническая часть» Заказчиком были установлены требования к безопасности ЭРВУ согласно ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования». Также предусмотрены требования к электрической безопасности, эксплуатационным документам (согласно ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств») и маркировке (раздел 5 ГОСТ Р 51075-97 «Аппаратура телевизионная увеличивающая реабилитационная. Общие технические условия»).

Указанный заявителем ГОСТ Р 50444-92 «Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия» распространяется на изделия медицинской техники, предназначенные для применения в медицинской практике, а также на составные части этих изделий, имеющие функциональное медицинское назначение и изготовляемые отдельно (далее - изделия) такие как медицинские приборы, медицинские аппараты, медицинское оборудование, медицинские комплексы.

ЭРВУ, являющийся техническим средством реабилитации инвалидов, не является изделием медицинской техники, предназначенной для применения в медицинской практике, следовательно, данный ГОСТ не может быть применен при описании данного объекта закупки. ГОСТ Р 15.111-97, ГОСТ Р 51264-99, ГОСТ Р 51632-2014, ГОСТ Р ИСО 9999:2014  также не определяют описание технического средства реабилитации.

Поскольку указанные выше ГОСТы не содержат описания функциональных, технических и качественных характеристик Заказчиком в «Технической части» при описании объекта закупки были использованы показатели, соответствующие его потребности.

Проанализировав Аукционное задание, Комиссия Кировского УФАС России пришла к выводу о том, что технические характеристики ЭРВУ, изложенные в аукционном задании, не содержат требование или указание в отношении товарных знаков, фирменных наименований, наименование места происхождения товара или наименование производителя, указание на какой-либо патент или патентообладателя, описание объекта закупки носит объективный характер, при описании характеристики ЭРВУ использованы максимальные и минимальные значения показателей, что соответствует ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.

Довод Заявителя о том, что поставку ЭРВУ с данными характеристиками может осуществить только определенный поставщик, не нашел подтверждения, ввиду того, что предметом закупки является поставка, а не изготовление изделий, т.е. потенциальные участники могут закупить изделие, необходимое к поставке у того или иного производителя. Также Заявителем не представлены доказательства того, что товар с данными характеристиками невозможно приобрести и предложить к поставке, в связи с чем факт ограничения количества участников электронного аукциона нельзя считать подтвержденным.

2. Относительно довода Заявителя о непредставлении ответа на запрос разъяснений положений документации установлено  следующее.

 Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

 В силу ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

 30.04.2017 г. в 21 ч. 52 мин. Заявителем на ЭТП «СБЕРБАНК-АСТ» был направлен запрос разъяснений документации электронного аукциона, ответ на который подлежал размещению не позднее 02.05.2017 г.  В регламентированный срок в ЕИС данный ответ размещен не был.

Ответ на запрос разъяснений документации был размещен Заказчиком 10.05.2017 г., т.е. после окончания срока подачи заявок. Таким образом, Заказчиком ответ на запрос разъяснений подготовлен и размещен в ЕИС с нарушением срока, предусмотренного ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе. Довод Заявителя обоснован.

Нарушение срока размещения разъяснений документации по заданным Заявителем вопросам не позволило Заявителю подготовить заявку на участие в электронном аукционе, что ограничило его право на участие в данной закупке. Устранение допущенного нарушения возможно путем выдачи предписания.

На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона  от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия Кировского УФАС России,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать частично обоснованной жалобу ООО «Тифлотек»  на действия ГУ Кировское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации   при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации – электронных ручных видеоувеличителей для обеспечения инвалидов в 2017 году (номер извещения 0240100000217000052) в связи с нарушением ч.4 ст.65  Закона о контрактной системе.

2. Выдать ГУ Кировское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации  предписание об устранении нарушения.

3.   Отменить приостановление заключения контракта.

4. Передать материалы дела должностному лицу Кировского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны