Решение №АР/1811/23 Решение по делу № 043/05/5-74/2023 от 15 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

«27» апреля 2023 г.

                                                           г. Киров

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>,

Членов Комиссии:

<...>,

<...>,

рассмотрев материалы дела № 043/05/5-74/2023, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «СитиАрбитр» (далее - ООО «СитиАрбитр»), индивидуального предпринимателя <...> (далее - ИП <...>) по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 2 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») по факту размещения рекламы услуг по банкротству граждан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в сервисе «Яндекс.Директ»,

в присутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:

- представителя ООО «СитиАрбитр» - <...> по доверенности от 13.02.2023 № б/н (посредством системы видеоконференцсвязи);

- ИП <...> (посредством системы видеоконференцсвязи),

У С Т А Н О В И Л А:

при осуществлении государственного надзора за соблюдением хозяйствующими субъектами законодательства Российской Федерации о рекламе в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кировской области зафиксирована информация:

- «Объявлена кредитная амнистия для граждан* Прекратим звонки коллекторов. Снимем аресты приставов. Спишем кредиты. Рассрочка» с фотоизображением главы города Кирова Е.В. Ковалевой и указанием ссылки на сайт cityarbitrbfl-kirov.ru;

- «Объявлена кредитная амнистия для граждан* Спишем кредиты или выплатим их сами. Прекратим звонки коллекторов. Рассрочка» с фотоизображением Председателя Центрального Банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной и указанием ссылки на сайт cityarbitrbfl-kirov.ru, распространенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в сервисе «Яндекс.Директ» (акт осмотра интернет – ресурса от 07.10.2022).

ФАС России письмом от 28.12.2022 № КТ/117938/22 (вх. № 7818 от 29.12.2022) наделила Кировское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения вышеуказанной рекламной информации.

На основании документов и сведений, представленных в Кировское УФАС России ООО «Яндекс» письмом от 27.10.2022 № 2254211, ООО «АДВ-сервис» письмом от 05.12.2022 установлено, что размещение спорной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в сервисе «Яндекс.Директ» осуществлялось ООО «СитиАрбитр». В связи с чем, определением от 31.01.2023 возбуждено дело № 043/05/5-74/2023 в отношении ООО «СитиАрбитр» по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 2 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 28.02.2023 в 11 часов 00 минут.

Определением от 28.02.2023 срок рассмотрения дела № 043/05/5-74/2023 продлен до 28.04.2023, рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью привлечения к участию в рассмотрении дела ИП <...> в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также в связи с необходимостью получения от лиц, участвующих в деле, дополнительных документов и сведений. Рассмотрение дела назначено на 27.03.2023 в 15 часов 00 минут.

Определением от 27.03.2023 рассмотрение дела № 043/05/5-74/2023 отложено в связи с необходимостью получения от лиц, участвующих в деле, дополнительных документов и сведений. Рассмотрение дела назначено на 13.04.2023 в 14 часов 00 минут.

Определением от 13.04.2023 рассмотрение дела № 043/05/5-74/2023 отложено в связи с необходимостью получения от ИП <...> дополнительных документов и сведений. Рассмотрение дела назначено на 27.04.2023 в 14 часов 30 минут.

ООО «СитиАрбитр» уведомлено надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80083783571185. От ООО «СитиАрбитр» на заседании комиссии по рассмотрению дела посредством видеоконференцсвязи присутствовал <...>, представитель по доверенности от 13.02.2023 № б/н, который поддержал позицию ООО «СитиАрбитр», ранее представленную в материалы дела письмами от 20.02.2023 № б/н, от 10.04.2023 № б/н, заключающуюся в следующем.

В случае признания гражданина банкротом арбитражный суд имеет право ограничить временный выезд гражданина за пределы Российской Федерации. Данное ограничение действует на основании решения суда и в период процедуры реализации имущества, срок процедуры реализации имущества составляет шесть месяцев. Вместе с тем Федеральная служба судебных приставов также обладает полномочиями по ограничению выезда гражданина за пределы Российской Федерации на протяжении всего срока исполнительного производства, который составляет три года. Кроме того, должник имеет право письменно предоставить отзыв, на основании которого арбитражныйй суд может не применять действующее ограничение. По мнению ООО «СитиАрбитр» запрет для гражданина, признанного банкротом открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства не ущемляет права такого гражданина, поскольку в случае, если у должника имеется официальный источник дохода, финансовый управляющий обязан ежемесячно выделять должнику и лицам, находящимся у него на иждивении денежные средства в сумме прожиточного минимума, однако зачастую сумма прожиточного минимума превышает сумму официального дохода, что позволяет должнику получать доход в полном размере и списывать долги. Относительно наличия ограничения для гражданина, признанного банкротом в течение пяти лет с даты завершения в отношении такого гражданина процедуры банкротства возможности по приему на себя обязательств по кредитным договорам без указания на факт своего банкротства, ООО «СитиАрбитр» указало, что данная норма не запрещает лица, прошедшим процедуру банкротства брать на себя новые кредитные обязательства, поскольку основной задачей института банкротства является социальная реабилитация гражданина и предоставление ему возможности заново выстроить экономические отношения, законно избавившись от необходимости отвечать по ранее возложенным на него обязательствам. ООО «СитиАрбитр» сообщило, что в случае непринятия арбитражным судом решения по освобождения гражданина от обязательств перед кредиторами, Общество обязуется за своей счет исполнить данные обязательства.

Кроме того, ООО «СитиАрбитр» указало, что определение содержания спорной рекламы осуществлялось ИП <...> без согласования с ООО «СитиАрбитр» в рамках договора на оказание услуг от 03.04.2022 № 01-Р-042022.

ИП <...> уведомлен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении отправления с почтовым идентификатором <...>. На заседании комиссии по рассмотрению дела посредством видеоконференцсвязи <...> присутствовал лично, поддержал позицию, ранее представленную в материалы дела письмами от 21.03.2023 № б/н, от 10.04.2023 № б/н, заключающуюся в следующем.

Основным видом деятельности ООО «СитиАрбитр» является деятельность в области права. При заключении договора с ООО «СитиАрбитр» ИП <...> убедился, что заказчик является профессиональным участником рынка по предоставлению юридических услуг по сопровождению процедуры банкротства, а также ознакомился с обширной судебной практикой по успешному завершению дел. По мнению ИП <...> в спорной рекламе отсутствует нарушение пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку реклама содержит ссылку для переадресации на сайт, где содержалась информация о том, что списание долгов осуществляется на основании Федерального закона Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Таким образом, из рекламного объявления становится понятно, что гражданин прошедший процедуру банкротства на основании указанного закона фактически освобождается от исполнения обязательств перед кредиторами. Соответственно, у потребителей есть возможность ознакомиться с указанным законом, всеми условиями и последствиями осуществления процедуры банкротства. Цитирование множественных положений закона не представляется возможным ввиду ограничения в рекламе количества символов. Нарушение пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в части использование в рекламе фотоизображения должностных лиц (главы города Кирова и Председателя Центрального Банка Российской Федерации) ИП <...> признает.

Комиссия, изучив документы, имеющиеся в материалах дела, выслушав пояснения ИП Курмаева Р.Ф. и представителя ООО «СитиАрбитр», пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация:

- «Объявлена кредитная амнистия для граждан* Прекратим звонки коллекторов. Снимем аресты приставов. Спишем кредиты. Рассрочка» с фотоизображением главы города Кирова Е.В. Ковалевой и указанием ссылки на сайт cityarbitrbfl-kirov.ru;

- «Объявлена кредитная амнистия для граждан* Спишем кредиты или выплатим их сами. Прекратим звонки коллекторов. Рассрочка» с фотоизображением Председателя Центрального Банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной и указанием ссылки на сайт cityarbitrbfl-kirov.ru, распространенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в сервисе «Яндекс.Директ» обладает всеми юридически значимыми признаками рекламы, а именно:

- распространена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в сервисе «Яндекс.Директ»;

- адресована неопределенному кругу лиц, поскольку носит неперсонифицированный характер;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (услугам по банкротству граждан, списанию кредитов), способствует формированию или поддержанию интереса к объекту рекламирования и его продвижению на рынке.

Таким образом, спорная информация, распространенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в сервисе «Яндекс.Директ» является рекламой и должна соответствовать требованиям Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 213.4 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон «О банкротстве») гражданин обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом.

Гражданин вправе подать в арбитражный суд заявление о признании его банкротом в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, при этом гражданин отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества (часть 2 статьи 213.4 Федерального закона «О банкротстве»).

В соответствии с частью 3 статьи 213.24 Федерального закона «О банкротстве» в случае признания гражданина банкротом арбитражный суд вправе вынести определение о временном ограничении права на выезд гражданина из Российской Федерации.

Все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи (часть 1 статьи 213.25 Федерального закона «О банкротстве»).

С даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично (часть 5 статьи 213.25 Федерального закона «О банкротстве»).

С даты признания гражданина банкротом регистрация перехода или обременения прав гражданина на имущество, в том числе на недвижимое имущество и бездокументарные ценные бумаги, осуществляется только на основании заявления финансового управляющего. Поданные до этой даты заявления гражданина не подлежат исполнению. Исполнение третьими лицами обязательств перед гражданином по передаче ему имущества, в том числе по уплате денежных средств, возможно только в отношении финансового управляющего и запрещается в отношении гражданина лично. Должник не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства (часть 7 статьи 213.25 Федерального закона «О банкротстве»).

Согласно части 3 статьи 213.28 Федерального закона «О банкротстве», после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.

Также, согласно части 1 статьи 213.30 Федерального закона «О банкротстве», в течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства.

В силу части 2 статьи 213.30 Федерального закона «О банкротстве», в течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры дело о его банкротстве не может быть возбуждено по заявлению этого гражданина. В случае повторного признания гражданина банкротом в течение указанного периода по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа в ходе вновь возбужденного дела о банкротстве гражданина правило об освобождении гражданина от обязательств, предусмотренное пунктом 3 статьи 213.28 настоящего Федерального закона, не применяется. Неудовлетворенные требования кредиторов, по которым наступил срок исполнения, могут быть предъявлены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 213.30 Федерального закона «О банкротстве» в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

Согласно части 1 статьи 216 Федерального закона «О банкротстве» с момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и о введении реализации имущества гражданина утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

На основании части 2 статьи 216 Федерального закона «О банкротстве» индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение пяти лет с момента завершения процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры.

В соответствии с частью 4 статьи 216 Федерального закона «О банкротстве» в течение пяти лет с даты завершения в отношении индивидуального предпринимателя процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а также занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

На основании пункта 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Исходя из анализа положений Федерального закона «О рекламе», целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Федеральный закон «О рекламе» обязывает формировать у потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге). Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить.

В данном случае, потребителями контекстной рекламы, распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в сервисе «Яндекс.Директ», являются представители самых разных слоев общества, социального положения, образования и возраста. Важным является то, как воспринимается потребителями рекламная информация.

Указанная выше реклама позиционируется как беспроблемное и безусловное освобождение от долгов (кредитов) без каких-либо негативных последствий. Реклама создает впечатление, что, подав на банкротство, гражданин освобождается от долгов без каких-либо расчетов с кредиторами и без каких-либо последствий. Кроме того, из рекламы следует, что, подав на банкротство, гражданину гарантировано освобождение от долгов.

Данные выводы Комиссии подтверждаются позицией Членов Экспертного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Кировской области, высказанном на заседании 13.10.2022. Так, Члены Экспертного совета пришли к единогласному выводу о том, что реклама создает впечатление о безусловной возможности списания кредитов.

Вместе с тем, согласно положениям Федерального закона «О банкротстве» освобождение от долгов и требований кредиторов возможно только после завершения расчетов с кредиторами. При этом имущество гражданина, признанного судом банкротом, включается в конкурсную массу для его последующей реализации и расчетов с кредиторами, гражданин не вправе распоряжаться своим имуществом лично.

Кроме того, последствием признания гражданина банкротом может быть ограничение его права на выезд из Российской Федерации, должник не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства, в течение пяти лет с даты завершения процедуры банкротства гражданин не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства, в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры банкротства он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом. Гражданин, обладающий статусом индивидуального предпринимателя с момента принятия арбитражным судом решения о признании его банкротом, утрачивает статус индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. В течение пяти лет с момента завершения процедуры банкротства индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, он не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а также занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Лицу, имеющему намерение воспользоваться рекламируемыми услугами, должна предоставляться возможность для объективной оценки условий оказываемой услуги. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей.

Введение потребителей в заблуждение в рассматриваемом случае заключается в создании у них ложного впечатления о беспроблемном списании долгов в случае признания гражданина банкротом, при одновременном умолчании информации об установленных Федеральным законом «О банкротстве» ограничениях и возможных последствиях.

Соответственно, спорная реклама должна содержать указание на ограничения и последствия введения процедуры банкротства и признания гражданина банкротом.

Вместе с тем, отсутствие в спорной рекламе указания на ограничения и последствия введения процедуры банкротства и признания гражданина банкротом свидетельствует об отсутствии в рекламе части существенной информации о рекламируемой услуге, об условиях ее использования, что искажает смысл информации, вводит потребителей рекламы в заблуждение и нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

ИП <...> указывает, что спорная реклама содержит ссылку для переадресации на сайт cityarbitrbfl-kirov.ru, на главной странице которого содержится информация о том, что оказываемая услуга осуществляется на основании Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», соответственно у потребителей имеется возможность ознакомиться с указанным Федеральным законом, всеми условиями и последствиями введения процедуры банкротства в отношении физических лиц.

В отношении указанного довода Комиссия отмечает следующее.

Необходимо учитывать, что оценке подлежит сама спорная реклама, которая была доведена до потребителя в том виде и объеме информации, которую рекламодатель счел необходимым довести до потребителя.

Федеральный закон «О рекламе» обязывает рекламодателя формировать у ее потребителя правильное (достоверное) представление о соответствующей продукции (товаре, услуге). В самой рекламе должна содержаться существенная информация, способная вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования.

В рассматриваемом случае наличие на сайте cityarbitrbfl-kirov.ru информации о том, что оказываемая услуга осуществляется на основании Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в отсутствие в самой рекламе предупреждения о наличии последствий для гражданина, признанного банкротом, не может свидетельствовать о соблюдении требования законодательства о размещении непосредственно в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителей в заблуждение относительно рекламируемой услуги.

Поскольку распространенная реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться рекламным предложением, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя (возможность списать кредиты, избавиться от долгов), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы (информация о наличии определенных последствий и ограничений, установленных Федеральным законом «О банкротстве»).

Доводы ООО «СитиАрбитр» об отсутствии в рекламе нарушения ввиду возможности направления должником отзыва о неприменении арбитражным судом ограничения на выезд гражданина за пределы Российской Федерации, возможности открытия счетов и вкладов в кредитных организациях и получения по ним денежных средств, относительно наличия у гражданина, признанного несостоятельным (банкротом) и указавшем на факт своего банкротства возможности по приему на себя обязательств по кредитным договорам не имеют правового значения для рассматриваемого дела, поскольку данные обстоятельства являются частными случаями и решения принимаются с учетом конкретных фактических обстоятельств.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.

Рекламная информация: «Объявлена кредитная амнистия для граждан* Прекратим звонки коллекторов. Снимем аресты приставов. Спишем кредиты. Рассрочка» содержит фотоизображение главы города Кирова Е.В. Ковалевой. В свою очередь, рекламная информация: «Объявлена кредитная амнистия для граждан* Спишем кредиты или выплатим их сами. Прекратим звонки коллекторов. Рассрочка» содержит фотоизображение Председателя Центрального Банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной.

Законодательство Российской Федерации о рекламе регламентирует общественные отношения с целью установления добросовестных, основанных на конкуренции и рыночных началах отношениях в сфере рекламы.

Реклама всегда носит побудительный характер, создает заинтересованность потребителей. Поэтому использование в ней недостоверного источника информации, который благодаря своему авторитету или иным качествам способен простимулировать покупку, признается непозволительным приемом.

Целью лица, размещающего рекламу, всегда является демонстрация объекта рекламирования в самом лучшем свете. Он стремится привлечь и задержать внимание потребителя на той информации, которая должна отличать товар от аналогов, ставить его на порядок выше.

Использование в рекламе образов лиц, указанных в пункте 2 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», всегда является рекламным ходом, цель которого - вызвать большее доверие к сказанному о товаре за счет авторитета органа государственной власти или органа местного самоуправления через отдельно взятого представителя.

Указывать на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами, недопустимо как в форме прямого указания, так и посредством использования изображения таких лиц, и иных объектов или символов государственной власти, которые будут эксплуатировать авторитет власти.

Потребитель трактует рекламу исходя из ее буквального содержания. Наличие в рекламе ссылки на государственный орган или на орган местного самоуправления (в том числе на их должностных лиц) создает впечатление о государственном, а равно легитимном, одобрении рекламируемых товаров или услуг, что создает ложное впечатление о преимуществе рекламируемого товара или услуги перед товарами или услугами конкурентов.

В рассматриваемом случае использование в рекламной информации фотоизображений главы города Кирова Е.В. Ковалевой, Председателя Центрального Банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной расценивается потребителями как некое одобрение объекта рекламирования со стороны указанных должностных лиц.

Данные выводы Комиссии подтверждаются позицией Членов Экспертного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Кировской области, высказанном на заседании 13.10.2022.

Так, Члены Экспертного совета пришли к единогласному выводу о том, что в спорной рекламе объект рекламирования, а именно услуги по банкротству граждан, одобряется главой города Кирова Е.В. Ковалевой и Председателем Центрального Банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной. Спорный рекламный текст размещен под фотографиями должностных лиц, которые используются официальными пресс-службами при информировании граждан о деятельности органов государственной власти. На фотографиях позы должностных лиц характерны моменту их официального выступления. Спорная реклама с фотографиями воспринимается, как единое целое. Потребитель в первую очередь обращает внимание на официальных должностных лиц, далее на текст рекламы.

В состав Экспертного Совета при Кировском УФАС России входят представители органов местного самоуправления, научных организаций, общественных организаций, экспертов и специалистов в области лингвистки, психологии, журналистики, соответственно, в рассматриваемом случае их мнение принимается Комиссией в качестве надлежащего доказательства указания в рекламе на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти и их должностными лицами.

С учетом изложенного, спорная рекламная информация нарушает требования пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На основании пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Письмом от 10.04.2023 № б/н ООО «СитиАрбитр» в материалы дела представлены копии договоров об оказании юридических услуг, заключенных между ООО «СитиАрбитр» и физическими лицами, в частности договор от 02.09.2022 № КСА000001, от 21.11.2022 № КСА000019, от 07.10.2022 № КСА000008, от 25.08.2021 № МСА000126, от 23.09.2021 № МСА000165, от 24.12.2020 № ЯР0000179, от 11.01.2022 № МСА000300, от 22.10.2021 № МСА000207, от 11.01.2022 № МСА000300.

Их пункта 5.3 вышеуказанных договоров следует, что в случае, если арбитражный суд по результатам рассмотрения дела о признании заказчика несостоятельным (банкротом) вынесет в отношении заказчика определение о не освобождении от исполнения обязательств (кредитной задолженности и пр.), то исполнитель обязуется за свой счет погасить данную задолженность заказчика после вступления судебного акта в законную силу.

Таким образом, факт нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в части использования в рекламной информации сведений: «Спишем кредиты или выплатим их сами», не подтвердился.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований пункта 2 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Исходя из пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно информации, представленной ООО «Яндекс» письмом от 27.10.2022 № 2254211 (вх. № 6443 от 27.10.2022), спорная рекламная информация распространена ООО «АДВ-Сервис» в рамках договора возмездного оказания услуг от 20.10.2017 № 74008/17, заключенного между ООО «Яндекс» и ООО «АДВ-сервис».

На основании пункта 1.3. договора возмездного оказания услуг от 20.10.2017 № 74008/17, ООО «АДВ-сервис» предоставляет ООО «Яндекс» для размещения рекламу своих клиентов.

Факт исполнения вышеуказанного договора подтверждается актами оказанных услуг, счетами и счетами-фактурами, представленными в материалы дела.

ООО «АДВ-сервис» в письме от 05.12.2022 № 681/22 (вх. № 7203 от 05.12.2022) сообщило, что рекламодателем спорной рекламы является ООО «СитиАрбитр». Рекламная информация размещалась в аккаунтах «Яндекс.Директ» с использованием сервиса «eLama». ООО «СитиАрбитр» акцептовало оферту ООО «АДВ-сервис», размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Оферта).

На основании пункта 2.1. Оферты клиент поручает, а ООО «АДВ-Сервис» принимает на себя обязательства по оказанию услуг в сети интернет в соответствии с приложением № 1 к данному договору (далее – Приложение № 1).

В соответствии с п. 2.1.1. Приложения № 1 ООО «АДВ-сервис» обязуется оказывать клиенту услуги в сети интернет по предоставлению клиенту возможности с использованием сервиса «eLama» на внутренних аккаунтах размещать интернет-рекламу через интернет-площадки рекламораспространителя на интернет-ресурсах в порядке, предусмотренном Офертой с учетом условий, определенных на соответствующей интернет-площадке.

Факт исполнения Оферты подтверждается актами от 31.10.2022 № 2022/10/31/26879-665724-adv, от 30.09.2022 № 2022/09/30/5057-665724-adv, детализацией оказанных услуг, счетами-фактурами от 31.10.2022 № 660768, от 30.09.2022 № 605353.

В свою очередь, между ООО «СитиАрбитр» (Заказчик) и ИП <...> (Исполнитель) заключен договор от 03.04.2022 № 01-Р-042022.

Согласно пункту 1 договора от 03.04.2022 № 01-Р-042022, Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя выполнение услуг, в том числе по разработке и ведению таргетированной и контекстной рекламы (п.п. 1.1.1), создание рекламных объявлений, в том числе дизайн рекламных креативов (п.п. 1.1.4).

В соответствии с пунктом 2.2 договора от 03.04.2022 № 01-Р-042022 Исполнитель гарантирует, что содержание и форма предоставляемых заказчиком рекламных материалов не нарушает и не влечет за собой нарушение каких-либо прав третьих лиц и действующего законодательства Российской Федерации, в том числе, но не ограничиваясь Федеральным законом «О рекламе». Ответственность за изготовленные рекламные материалы на предмет соответствия законодательству Российской Федерации, в частности Федеральному закону «О рекламе», в полной мере несет Исполнитель.

Факт исполнения указанного договора подтверждается счетами и платежными поручениями, представленными в материалы дела.

Исходя из письменных пояснений ООО «СитиАрбитр» и ИП <...>, представленных в материалы дела, а также пояснений ИП <...>, озвученных на заседании комиссии по рассмотрению дела, состоявшемся 27.03.2023, следует, что определение содержания спорной рекламной информации осуществлялось непосредственно ИП <...> без согласования с ООО «СитиАрбитр».

Таким образом, ИП <...> является рекламодателем спорной рекламной информации и несет ответственность за нарушение требований пункта 2 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Порядок выдачи антимонопольным органом предписаний о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила).

Согласно пункту 49 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу, обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Ввиду отсутствия в материалах дела документального подтверждения прекращения нарушения, Комиссией принято решение о необходимости выдачи ИП <...> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП <...> (ИНН: <...>; ОГРНИП: <...>).

Руководствуясь статьями 3, 5, 33 и 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 – 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия Кировского УФАС России,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания:

- «Объявлена кредитная амнистия для граждан* Прекратим звонки коллекторов. Снимем аресты приставов. Спишем кредиты. Рассрочка» с фотоизображением главы города Кирова Е.В. Ковалевой и указанием ссылки на сайт cityarbitrbfl-kirov.ru;

- «Объявлена кредитная амнистия для граждан* Спишем кредиты или выплатим их сами. Прекратим звонки коллекторов. Рассрочка» с фотоизображением Председателя Центрального Банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной и указанием ссылки на сайт cityarbitrbfl-kirov.ru,

распространенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в сервисе «Яндекс.Директ», поскольку она противоречит требованиям пункта 2 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Производство по делу № 043/05/5-74/2023 в отношении ООО «СитиАрбитр» прекратить в связи с неподтверждением в его действиях факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Выдать ИП <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП <...>.

Решение изготовлено в полном объеме «15» мая 2023 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны