Решение б/н 1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Нар... от 20 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е:

по делу № 043/05/24-20/2022

                                                                                                                         

Резолютивная часть решения оглашена 04 мая 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено 20 мая 2022 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (далее – Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

<…>;

Членов Комиссии:

<…>,

<…>,

рассмотрев материалы дела № 043/05/24-20/2022, возбужденного в отношении:

- ООО «Фастком»,

- <…>,

- ООО «Инфомед»,

- <…>,

заинтересованное лицо: ООО «Яндекс»,

в присутствии:

- представителя ООО «Фастком» <…>,

в отсутствии:

- <…>, <…>, представителей ООО «Инфомед», ООО «Яндекс»,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее – Управление) поступило заявление физического лица, направленное из Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Кировской области письмом <…>, по вопросу распространения в поисковой системе «Яндекс» контекстной рекламы следующего содержания: «Нарколог на дом. Выезд за 5 минут! <…>.online>Нарколог – На - Дом … реклама Гарантируем полное очищение. Облегчение в первые 10 минут. Выезд на дом 24/7. Качественные препараты. Анонимно. Срочный выезд. Круглосуточно Отзывы . Цены . Вызвать нарколога . Вызвать врача Контактная информация . 8(800)301-ХХ-ХХ Показать . Круглосуточно . Киров Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом» с переходом по ссылке, что, по мнению, заявителя нарушает рекламное законодательство.

В ходе рассмотрения указанного заявления Управлением зафиксирована следующая реклама, распространенная в поисковой системе «Яндекс»: «Вывод из запоя дома. Срочно. Выезд за 5 минут! <…>.online> Вывод-Из-Запоя … Реклама . Гарнтируем полное очищение. Облегчение в первые 10 минут. Выезд на дом 24/7. Качественные препараты. Анонимно. Срочный выезд. Круглосуточно Отзывы. Цены. Вызвать нарколога. Вызвать врача Контактная информация. 8(800)301-ХХ-ХХ Показать. Круглосуточно. Киров Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом» (акт осмотра Интернет-ресурса от 25.11.2021 г.).

Комиссией установлено, что абонентский номер 8(800) <…>, указанный в рекламе, выделен ООО «Фастком».

По факту распространения указанной рекламы определением от 14.01.2022 было возбуждено дело № 043/05/24-20/2022 в отношении ООО «Фастком» по признакам нарушения п. 8 ч. 1 ст. 24, п. 7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе», в качестве заинтересованного лица было привлечено ООО «Яндекс». Рассмотрение дела первоначально было назначено на 14.02.2022 г.

ООО «Фастком» письмом <…> представило запрошенные документы и сведения, из которых следует, что в период со 02.03.2021 по 21.11.2021, абонентский номер, указанный в рекламной информации, использовался <…>.

Определением от 14.02.2022 г. рассмотрение дела № 043/05/24-20/2022 было отложено до 30.03.2022 г. в связи с необходимостью привлечения к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, <…>, а также в связи с необходимостью получения у лиц, участвующих в деле, дополнительных документов и сведений.

ООО «Фастком» письмом <…> представило запрошенные документы и сведения, из которых следует, что на дату 25.11.2021 г. (акт осмотра Интернет-ресурса) абонентский номер был зарегистрирован на ООО «Инфомед».

Комиссией установлено, что при заключении договора на распространение спорной рекламной информации через систему «Яндекс.Директ» была указана электронная почта <…>@yandex.ru.

ООО «Яндекс» письмом <…> сообщило, что при регистрации электронного почтового ящика <…>@yandex.ru пользователь указал абонентский номер +7<…>.

Комиссией Кировского УФАС России было установлено, что абонентский номер +7<…> принадлежит <…>.

Определением от 30.03.2022 г. рассмотрение дела № 043/05/24-20/2022 было отложено до 04.05.2022 г. в связи с необходимостью привлечения к участию в рассмотрении дела в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, ООО «Инфомед», <…>, а также в связи с необходимостью получения у лиц, участвующих в деле,  дополнительных документов и сведений.

На заседании Комиссии, состоявшемся 04.05.2022 г., участвовал представитель ООО «Фастком» <…>, которая поддержала представленную ранее в письменных пояснениях ООО «Фастком» позицию.

ООО «Инфомед», уведомленное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 043/05/24-20/2022, письмом <…>  представило письменные пояснения по делу. На заседание Комиссии представитель ООО «Инфомед» не явился.

<…>, уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 043/05/24-20/2022, на заседание Комиссии не явился.

<…>, уведомленная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 043/05/24-20/2022, на заседание Комиссии не явилась.

ООО «Яндекс», уведомленное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 043/05/24-20/2022, письмом <…> заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Исследовав имеющиеся материалы по делу № 043/05/24-20/2022, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация следующего содержания: «Нарколог на дом. Выезд за 5 минут! <…>.online>Нарколог – На - Дом … реклама Гарантируем полное очищение. Облегчение в первые 10 минут. Выезд на дом 24/7. Качественные препараты. Анонимно. Срочный выезд. Круглосуточно Отзывы . Цены . Вызвать нарколога . Вызвать врача Контактная информация . 8(800)301-ХХ-ХХ Показать . Круглосуточно . Киров Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом» 

«Вывод из запоя дома. Срочно. Выезд за 5 минут! <…>.online> Вывод-Из-Запоя … Реклама . Гарнтируем полное очищение. Облегчение в первые 10 минут. Выезд на дом 24/7. Качественные препараты. Анонимно. Срочный выезд. Круглосуточно Отзывы . Цены . Вызвать нарколога . Вызвать врача Контактная информация . 8(800)301-ХХ-ХХ Показать . Круглосуточно . Киров Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом»

содержит все юридически значимые признаки рекламы, поскольку такая информация:

- распространена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в поисковой системе «Яндекс»;

- адресована неопределенному кругу лиц, т.е. тем лицам (потребителям), которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: оказанию медицинских услуг по выведению из запоя и оказанию медицинских услуг врачом наркологом по выведению из наркологической зависимости, формированию интереса к данным услугам посредством указания на привлекательные условия их оказания («качественные препараты», «облегчение в первые 10 минут», «гарантия полного очищения»). 

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинской услугой является медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении утвержден приказ Минздрава России от 13.10.2017 N 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (далее – Номенклатура медицинских услуг). Номенклатура медицинских услуг представляет собой перечень медицинских услуг, разделенных на два класса: «A» и «В».

Класс «B» Номенклатуры медицинских услуг включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

В разделе 01 класса «В» Номенклатуры медицинских услуг зарегистрированы, в том числе медицинские услуги: «Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра-нарколога первичный» (код B01.036.001), «Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра-нарколога повторный» (B01.036.002), «Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога» (код В04.036.001) и «Профилактический прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога» (код В04.036.002).

Из содержания распространяемой рекламной информации следует, что указание в ней таких словосочетаний, как «вывод из запоя дома», «вызвать нарколога», очевидно ассоциируется у потребителя не с самим фактом осуществления медицинской деятельности, а с конкретным перечнем оказываемых медицинских услуг.

Услуга, указанная в рассматриваемой рекламной информации, предлагается потребителю в виде выведения из запоя и выведения из наркологической зависимости, то есть комплекса медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является купирование запойного состояния или похмельного синдрома,  восстановление или улучшение здоровья пациента, его трудоспособности и качества жизни.

Таким образом, вышеуказанная информация по выведению из запоя является рекламой медицинской услуги и на такую информацию, а также на порядок ее размещения, распространяются положения Федерального закона «О рекламе».

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.

В спорной рекламной информации гарантируется положительное действие и эффективность оказания медицинских услуг врачом наркологом по выведению из запоя, что содержит нарушение п. 8 ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

Согласно п.7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутсвия таких разрешений.

В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «СБ») подлежит лицензированию.

Из информации, представленной ООО «Инфомед» письмом от 14.04.2022, медицинскую деятельность в отношении рекламируемых услуг осуществляло ООО «МЦ «ЛигаМед», номер лицензии <…>.

Исходя из открытых данных, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», следует, что Министерством здравоохранения Кировской области ООО «Медицинский центр «ЛигаМед» выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности <…>.

В связи с чем,  Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в вышеуказанной рекламе нарушения требований п. 7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных п. 8 ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

Согласно информации, представленной ПАО «Ростелеком» в письме <…>, абонентский номер 8(800) <…>, указанный в рекламе, на основании агентского <…> предоставлен ООО «Фастком», что подтверждается копией договора <…> на оказание услуги интеллектуальной сети связи «Бесплатный вызов» с предоставлением интеллектуального номера в КДУ «800».

ООО «Фастком» сообщило, что на дату 25.11.2021 (дата составления акта осмотра в отношении спорной рекламы), абонентский номер 8(800) <…> выделен ООО «Инфомед».

В письме от 14.04.2022, направленном в адрес Кировского УФАС России, директор ООО «Инфомед» пояснил, что спорная реклама распространялась до 11.12.2021 г., после чего сайт, указанный в рекламной информации, был закрыт; в настоящее время данный сайт удалён из сети Интернет.

Исходя из имеющихся в материалах дела документов и сведений Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем вышеуказанной рекламы, исходя из понятия, установленного п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», является ООО «Инфомед», которое несет ответственность за нарушение требований п. 8 ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

В связи с неподтверждением в действиях ООО «Фастком», <…>, <…> факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, производство по делу № 043/05/24-20/2022 в отношении данных лиц подлежит прекращению.

Порядок выдачи антимонопольным органом предписаний о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила).

Согласно п. 49 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу, обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент вынесения решения Комиссией установлено, что  в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в поисковой системе «Яндекс» прекращено распространение рассматриваемой  рекламы медицинских услуг. В связи с чем, Комиссия решила предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства ООО «Инфомед» не выдавать.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 3, 24, 33, 36, 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 – 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия Кировского УФАС России

                                                             

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Нарколог на дом. Выезд за 5 минут! <…>.online>Нарколог – На - Дом … реклама Гарантируем полное очищение. Облегчение в первые 10 минут. Выезд на дом 24/7. Качественные препараты. Анонимно. Срочный выезд. Круглосуточно Отзывы . Цены . Вызвать нарколога . Вызвать врача Контактная информация . 8(800)301-ХХ-ХХ Показать . Круглосуточно . Киров Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом»,

 «Вывод из запоя дома. Срочно. Выезд за 5 минут! <…>.online> Вывод-Из-Запоя … Реклама . Гарнтируем полное очищение. Облегчение в первые 10 минут. Выезд на дом 24/7. Качественные препараты. Анонимно. Срочный выезд. Круглосуточно Отзывы . Цены . Вызвать нарколога . Вызвать врача Контактная информация . 8(800)301-ХХ-ХХ Показать . Круглосуточно . Киров Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом», распространенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в поисковой системе «Яндекс»,

поскольку она противоречит требованиям п. 8 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».

2. Производство по делу № 043/05/24-20/2022 в отношении  ООО «Фастком»,<…>,<…> прекратить в связи с неподтверждением в их действиях факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Инфомед» и его должностного лица.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны