Решение №5287/04 1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «<…>... от 25 сентября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
председателя Комиссии – <…>
членов комиссии: - <…>; <…>
рассмотрев материалы дела № 043/05/24-685/2020, возбужденного по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью фирма «Риком» (далее – ООО фирма «Риком»), <…>, <…> части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), по факту размещения рекламной информации: «<…> лечим вены лазером <…>» на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Киров, ул. <…>,
У С Т А Н О В И Л А:
при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе» Кировским УФАС России была зафиксирована информация следующего содержания: «<…> лечим вены лазером <…>», размещенная на рекламной конструкции, расположенной по адресу: <…> (акты фиксации от 23.06.2020; от 24.07.2020), в которой усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
Определением от 29.07.2020 было возбуждено дело № 043/05/24-685/2020 в отношении ООО фирма «Риком» по факту размещения рекламной информации: «<…> лечим вены лазером <…>» на рекламной конструкции, расположенной по адресу: <…>.
Определением от 18.08.2020 объявлен перерыв в рассмотрении дела № 043/05/24-685/2020 в связи с необходимостью получения от ООО фирма «Риком» дополнительных документов и сведений. Рассмотрение дела назначено на 24.08.2020.
Определением от 24.08.2020 срок рассмотрения дела № 043/05/24-685/2020 продлен до 29.10.2020 в связи с необходимостью привлечения к участию в рассмотрении дела <…>, <…> в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, а также в связи с необходимостью привлечения общества с ограниченной ответственностью «Центр эстетической флебологии и восстановительной медицины Гермес» (далее – ЦМ «Гермес») в качестве заинтересованного лица. Рассмотрение дела назначено на 17.09.2020.
Определением от 17.09.2020 объявлен перерыв в рассмотрении дела № 043/05/24-685/2020. Рассмотрение дела назначено на 21.09.2020.
Ответчик – ООО фирма «Риком», уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела № 043/05/24-685/2020 на заседание комиссии, состоявшееся 21.09.2020, не явился, представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями не направил, ходатайств не заявлял.
Ответчик - <…>, уведомленная о дате, времени и месте рассмотрения дела № 043/05/24-685/2020 на заседание комиссии, состоявшееся 21.09.2020, не явилась, представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями не направила, заявила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик – <…>, уведомленная о дате, времени и месте рассмотрения дела № 043/05/24-685/2020 на заседание комиссии, состоявшееся 21.09.2020, не явилась, представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями не направила, ходатайств не заявляла.
Заинтересованное лицо – ООО «ЦМ Гермес» на заседание комиссии по рассмотрению дела № 043/05/24-685/2020, состоявшееся 21.09.2020 направил представителя по доверенности № <…> от <…> в лице <…>, которая подтверждает письменную позицию ООО «ЦМ Гермес», из которой следует, что в целях организации процесса рекламы медицинских услуг, оказываемых ООО «ЦМ Гермес» 06.03.2020 между ООО «ЦМ Гермес» и <…> был заключен агентский договор № <…>. В процессе исполнения вышеуказанного договора, был заключен договор на оказание услуг по размещению рекламы № <…> от <…> между <…> и <…>. <…> самостоятельно разработала и разместила рекламный макет, содержащий информацию: «<…> лечим вены лазером <…>» на рекламной конструкции, расположенной по адресу:<…>, следовательно, <…> несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерациии о рекламе.
Комиссия Кировского УФАС России, рассмотрев материалы дела, выслушав позицию заинтересованного лица, пришла к следующим выводам.
В соответствии с положениями, установленными пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования, в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», могут являться товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация: «<…> лечим вены лазером*<…>», размещенная на рекламной конструкции, расположенной по адресу: <…> обладает всеми юридически значимыми признаками рекламы, а именно: распространена с помощью рекламной конструкции стабильного территориального размещения; адресована неопределенному кругу лиц, так как распространяется с помощью макета, размещенного на рекламной конструкции, расположенной в непосредственной близости от пешеходной части по ул. <…> в г. <…>, направлена на привлечение внимания к медицинскому центру «Гермес» и оказываемой им услуге по лечению вен лазером.
Таким образом, Комиссией Кировского УФАС России установлено, что информация: «<…> лечим вены лазером <…>» является рекламой в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе».
Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Исходя их пункта 3 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под медицинской помощью следует понимать комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинской услугой является медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Из письма Министерства здравоохранения Кировской области № <…> следует, что к медицинским услугам относится медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Услуги по лазерной коагуляции вен нижних конечностей (код А22.12.003) включены в перечень услуг, относящихся к медицинским, утвержденный приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».
Таким образом, услуги по лечению заболеваний вен с применением лазерного излучения относятся к медицинским услугам, следовательно, реклама: «<…> лечим вены лазером <…>» должна соответствовать требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» .
Организациям, предоставляющим медицинские услуги по лечению заболеваний с применением лазерного излучения, необходимо иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности на работы (услуги) по сердечно-сосудистой хирургии, а также работника, имеющего сертификат по специальности «сердечно-сосудистая хирургия».
В настоящее время ООО «ЦМ Гермес» (ИНН: 4345302120; ОГРН: 1114345008854; адрес местонахождения: г. Киров, ул. Карла Маркса, д. 91) имеет действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности № <…> от<…>.
Таким образом, в рекламе медицинской услуги следующего содержания: «<…> лечим вены лазером <…>» размещенной на рекламной конструкции, расположенной по адресу: <…>, отсутствуют сведения о необходимости получения предварительной консультации специалиста и наличии противопоказаний, обязательных для рекламы медицинских услуг, которые должны занимать не менее чем пять процентов рекламной площади (пространства), следовательно, реклама медицинской услуги размещена на рекламной конструкции с нарушением части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
В силу частей 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» несут рекламодатель и рекламораспространиитель.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Из материалов дела следует, что <…> действовала на основании агентского договора № <…> от <…>, заключенного с ООО «ЦМ Гермес» с целью поиска собственников рекламных конструкций и заключения с ними договоров на размещение рекламной информации от своего имени, но за счет ООО «ЦМ Гермес». <…> в своих письменных пояснениях подтверждает факт заключения договора оказания услуг по размещению рекламы № <…> от <…> с <…>, которая, самостоятельно разработала и разместила рекламный макет, содержащий информацию: «<…> лечим вены лазером <…>» на рекламной конструкции, расположенной по адресу: <…>, что подтверждается письменными пояснениями <…>. Согласно агентскому договору № <…>, заключенному <…> между <…> и ООО «ЦМ Гермес», а также договору оказания услуг на размещения рекламы № <…>, заключенному <…> между <…> и <…> рекламодателем является <…>.
На основании письма МКУ «Городская реклама» № <…> от <…> Комиссией Кировского УФАС России было установлено, что разрешение № <…> от <…> на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: <…> выдано ООО фирма «Риком» (ИНН: 4348034863; ОГРН: 1024301309120). ООО фирма «Риком» представило договор от <…> на право безвозмездного пользования рекламной конструкцией в рекламных целях <…>, согласно которому, ссудодатель ООО фирма «Риком» передает рекламную конструкцию, расположенную по адресу: <…> в безвозмездное пользование в рекламных целях, сроком на шесть месяцев ссудополучателю <…>.
Согласно письменным пояснениям ООО фирма «Риком» между <…> и ООО фирма «Риком» заключен Договор от <…> на право безвозмездного пользования рекламной конструкцией, расположенной по адресу: <…> в рекламных целях, согласно которому ссудодатель – ООО фирма «Риком» передает ссудополучателю – <…> объект (рекламную конструкцию) в пользование, сроком на <…>. Исходя из подпункта 4.4 пункта 4, представленного Договора, вся ответственность с момента передачи объекта в распоряжение ссудополучателя, относительно содержания размещаемых на объекте рекламных материалов и их соответствие законодательству Российской Федерации возлагаются полностью на ссудополучателя.
Из материалов дела следует, что между <…> и <…> был заключен договор оказания услуг по размещению рекламы № <…> от <…>, согласно которому, исполнитель – <…> обязуется самостоятельно разработать для заказчика – <…> оригинал-макет материала (определить его содержание) с целью рекламы медицинских услуг, оказываемых ООО «ЦМ Гермес»).
Кировским УФАС России установлено, что реклама медицинских услуг: «<…> лечим вены лазером <…>» распространялась на рекламной конструкции, расположенной по адресу: <…> в период действия договора на право безвозмездного пользования рекламной конструкцией в рекламных целях от <…>, следовательно, рекламораспространителем спорной рекламы является <…>.
Исходя из документов, имеющихся в материалах дела № 043/05/24-685/2020, письменных и устных пояснений лиц, участвующих в деле, Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем спорной рекламы, исходя из понятия, установленного статьей 3 Федерального закона «О рекламе», является <…>, а рекламораспространителем является <…>, которые несут ответственность за нарушение части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
Порядок выдачи антимонопольным органом предписаний о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее – Правила).
Согласно пункту 44 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу, обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Учитывая тот факт, что на дату вынесения решения нарушение устранено, Комиссией Кировского УФАС России принято решение о нецелесообразности выдачи <…>, <…> предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <…> и <…>.
В связи с неподтверждением в действиях ООО фирма «Риком» фактов нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» Комиссией принято решение о прекращении производства по делу № 043/05/24-685/2020 в отношении данного хозяйствующего субъекта.
Руководствуясь статьями 1, 3, 21 и 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кировского УФАС России,