Предупреждение б/н Предупреждение № 1ф/04-2018 о прекращении действий (бездейс... от 6 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Предупреждение № 1ф/04-2018

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

 

15 января 2018 года                                                                                                                         г. Киров

 

«Московская акционерная страховая компания» (115184, г. Москва, ул. Малая Ордынка, 50 ОГРН 1027739099629 ИНН 7709031643,  Кировский филиал: ул. Ленина, д. 91, г. Киров, 610000, далее - ЗАО «МАКС») обратилось Страховое акционерное общество «ВСК» (юридический адрес: Закрытого акционерного общества В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области  с жалобой на действия 121552, г. Москва, ул. Островная, д. 4; ИНН 7710026574, ОГРН 1027700186062, филиал в Кировской области: 610020, г. Киров, ул. Пятницкая, д. 23, далее - САО «ВСК», Заявитель) по факту  недобросовестного участия в электронном аукционе (закупка № <….>) «На оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)».

Извещение о проведении аукциона  в электронной форме №<….>на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) 25.09.2017 было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении закупок www.zakupki.gov.ru.

Заказчик - <…>>.

Начальная (максимальная) цена контракта – <…> руб.

Начальная (максимальная) цена контракта с указанием характеристик транспортных средств указана в приложении к аукционной документации Заказчиком. Перечень транспортных средств Заказчика  указан в Приложениях к аукционной документации.

По итогам электронного аукциона  №<…> победителем признано ЗАО «МАКС», предложившее лучшее условие цены контракта (<…> руб.).

Как указывает Заявитель, расчет цены контракта ЗАО «МАКС» произведен с нарушением Указания Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Заявитель считает, что действия ЗАО «МАКС» привели к введению в заблуждение  Заказчика в отношении цены контракта, направлены на получение преимуществ перед другим участником аукциона и содержат признаки нарушения п. 4 ст. 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон  «О защите конкуренции»).

Оценив представленные в антимонопольный орган документы и сведения, Кировским УФАС России установлено следующее. 

<…> (Заказчик) проведен аукцион в электронной форме №<…> на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, перечень которых указан в технической части аукционного задания (далее – Закупка).

Заказчиком был даны разъяснения от 29.09.2017, от 27.09.2017 по запросам о разъяснении положений документации об электронном аукционе в части предоставления информации по каждому транспортному средству относительно КБМ, наличия (отсутствия) ДТП по действующему полису ОСАГО, эксплуатации с (без) прицепа, VIN, даты начала действия следующего полиса ОСАГО.

Начальная (максимальная) цена контракта – <…> руб. Срок оказания услуг – календарный год. Участниками электронного аукциона были представлены следующие предложения о цене контракта:

ЗАО «МАКС» - <…> руб.;

САО «ВСК» - <…> руб.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 16.10.2017 победителем  признано ЗАО «МАКС» с ценой контракта <…> руб.

Контракт заключен Заказчиком с ЗАО «МАКС» 27.10.2017г.

В ходе рассмотрения заявления САО «ВСК» Кировским УФАС России установлено нарушение ЗАО «МАКС» порядка определения стоимости услуг обязательного страхования гражданской ответственности при участии в Закупке.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Федеральный закон № 40-ФЗ) договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств вправе осуществлять страховщики – страховые организации в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Таким образом, заключение договора ОСАГО является обязательным для владельца транспортного средства.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона № 40-ФЗ страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждены Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее по тексту – Указание ЦБ РФ № 3384-У).

Согласно части 10 статьи 15 Федерального закона №40-ФЗ при прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленном страховом возмещении и о предстоящем страховом возмещении, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховом возмещении и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования. Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

Таким образом, при расчете страховой премии по договору ОСАГО страховая компания, используя информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, а также проверив соответствие представленных страхователем сведений той информации, которая содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, обязан применить установленные в соответствии с Федеральным законом №40-ФЗ страховые тарифы (коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов) в отношении страхователя.

Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона.

Согласно части 10 статьи 69 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона. В случае, если участником электронного аукциона предложена цена контракта, равная цене, предложенной другим участником такого аукциона, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее раньше (часть 16 статьи 68 Закона о контрактной системе).

Кировским УФАС России установлено, что САО «ВСК» расчет начальной (минимальной) цены контракта применен в соответствии с документацией Заказчика и данных  базы Российского союза автостраховщиков (далее – РСА).

Расчет цены контракта САО «ВСК» составил <…> руб., являющейся обоснованной минимально возможной ценой, и  соответствует действующему законодательству, рассчитан исходя из информации, представленной в Технической части аукционного задания Заказчика с учетом разъяснений от 26.09.2017, 27.09.2017 и Обосновании начальной (максимальной) цены контракта Заказчика.

Расчет суммы страховой премии транспортных средств Заказчика произведен ЗАО «МАКС» неверно, а именно:

-  с применением заниженного коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ) по позициям <…> Технической части аукционного задания Заказчика с учетом разъяснений от 26.09.2017, 27.09.2017);

- с понижением базовой ставки страхового тарифа транспортного средства по позициям <…> Технической части аукционного задания Заказчика с учетом разъяснений от 26.09.2017, 27.09.2017).

Соответственно, расчет был произведен ЗАО «МАКС»  без учета данных  базы РСА и Технической части аукционного задания Заказчика с учетом разъяснений от 26.09.2017, 27.09.2017.

Статьей 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

ЗАО «МАКС» имеет лицензию на осуществление страхования  ОС № 1427-03 от 14.09.2015 г. по виду деятельности обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

САО «ВСК» имеет лицензию на осуществление страхования  ОС № 0621-03 от 11.09.2015 г. по виду деятельности обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Географические границы – Кировская область, исходя из условий закупки.

Продуктовые границы – оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для государственных и муниципальных нужд, исходя из условий закупки.

Данная информация позволяет делать вывод о том, что САО «ВСК» и  ЗАО «МАКС» и осуществляют свою предпринимательскую деятельность на одном товарном рынке по предоставлению услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для государственных и муниципальных нужд, в том числе, в географических границах Кировской области и соответственно являются конкурентами.

Предложение при участии в аукционе заниженной цены контракта направлено на получение преимуществ и позволило ЗАО «МАКС», как участнику, подавшему заявку с указанием наименьшей цены контракта (основной критерий выбора - ценовое предложение), победить при участии в электронном аукционе №<…>.

Согласно абзаца 6 пункта 1.8 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденного Банком России 19.09.2014 № 431-П (зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2014 № 34204) при выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.11 настоящих Правил (при оформлении электронного полиса ОСАГО).

Следовательно, ЗАО «МАКС» при расчете страховой премии должно было использовать сведения из аукционной документации Заказчика, а также из базы данных РСА. Вместе с тем, расчет цены контракта Общества не учитывает сведения о транспортных средствах, указанных в технической документации Закупки.

Вышеуказанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что произведенный ЗАО «МАКС» расчет страховой премии на услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности (услуги ОСАГО) для нужд <…> является незаконным и не отвечает требованиям Федерального закона №40-ФЗ. Кроме того, аукционная документация ЗАО «МАКС» оспорена не была.

Следовательно, поведение ЗАО «МАКС», которое выразилось в нарушении порядка расчета страховой премии транспортных средств без учета сведений, указанных в аукционной документации Заказчика и базе данных РСА, привело к уменьшению цены контракта, и имеет целью получение необоснованных преимуществ перед другими участниками аукциона при осуществлении предпринимательской деятельности за счет нарушения правил конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами.

Указанные действия ЗАО «МАКС», привели к тому, что добросовестный участник электронного аукциона САО «ВСК» был лишен возможности стать победителем Закупки.

Таким образом, в действиях ЗАО «МАКС» усматриваются признаки нарушения статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку непосредственно такие действия способны оказать влияние на конкуренцию, то есть непосредственно предоставили ЗАО «МАКС» преимущество над конкурентом САО «ВСК» и причинили (могут причинить) ему убытки.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Частью 2 указанной статьи Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрено, что предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с наличием в действиях победителя электронного аукциона №<…>   Закрытого акционерного общества «Московская акционерная страховая компания» (115184, г. Москва, ул. Малая Ордынка, 50 ОГРН 1027739099629 ИНН 7709031643, Кировский филиал: ул. Ленина, д. 91, г. Киров, 610000), выразившихся в недобросовестной конкуренции по отношению к конкуренту – участнику электронного аукциона №<…> на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств <…>(Страховому акционерному обществу «ВСК»), путем предложения при участии в электронном аукционе необоснованно заниженной цены контракта вследствие нарушения порядка расчета страховой премии транспортных средств без учета требований Указания Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014г.№ 3384-У, с последующим заключением контракта, что привело к созданию необоснованных преимуществ для данного хозяйствующего субъекта на рынке оказания страховых услуг, признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Кировское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает:

  1. о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, путем издания локального нормативного акта (внесения изменений в существующий), содержащего требования осуществлять расчет страховых сумм в соответствии с нормами действующего законодательства; проведения разъяснительной работы с сотрудниками об осуществлении расчетов страховой премии в соответствии с требованиями действующего законодательства;
  2. о необходимости устранения последствий выявленного нарушения путем перечисления в бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. За доход, полученный ЗАО «Московская акционерная страховая компания» вследствие нарушения антимонопольного законодательства, необходимо принимать сумму страховой премии в размере <…>, причитающуюся ЗАО «Московская акционерная страховая компания» в соответствии с контрактом №<…>, заключенным по результатам проведения аукциона  в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств с <….> извещение №<…>.

 

Срок для выполнения настоящего предупреждения – 28.02.2018г.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

<…>

 

 

Руководитель управления                                                                                      <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны