Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ от 11 сентября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
«17» февраля 2017 г. г. Киров
В Кировское УФАС России поступили материалы Прокуратуры Кировской области по факту нарушения законодательства, регламентирующего порядок распоряжения государственной собственностью.
В ходе проверки Кировским УФАС были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые выразились в следующем.
Статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в частности, наименование слова «государственном кадастре недвижимости» заменены словами «кадастровой деятельности».
В период нарушения антимонопольного законодательства действовала редакция от 03.07.2016 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в настоящее время – Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»), далее по тексту – Федеральный закон «О кадастровой деятельности».
В соответствии с ч. 2.1 ст. 45 Федерального закона «О кадастровой деятельности» технические паспорта, оценочная и иная хранившаяся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное) являются собственностью субъекта Российской Федерации. Хранение технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) относится к полномочиям соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2.2 ст. 45 Федерального закона «О кадастровой деятельности» постоянное хранение и использование указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) осуществляются в установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядке.
Распоряжением Правительства Кировской области от 22.08.2016 г. № 23 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области определено в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Кировской области по организации постоянного хранения технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 01 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного).
Пункт 2.2 Распоряжения Правительства Кировской области от 22.08.2016 г. № 23 предусматривает разработку нормативного правового акта, регулирующего правоотношения по порядку постоянного хранения учетно-технической документации, представления копий и сведений, содержащихся в них, порядку взимания платы за предоставление копий документации и содержащихся в них сведений, и размере указанной платы.
Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области № 72 от 24.11.2016 утверждены Порядок предоставления копий учетно-технической документации и содержащихся в ней сведений, а также Порядок взимания и возврата платы за предоставление копий учетно-технической документации и содержащихся в ней сведений и определения ее размера.
Нормативный правовой акт, регулирующий правоотношения непосредственно по порядку постоянного хранения учетно-технической документации на территории Кировской области, отсутствует.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 45 Федерального закона «О кадастровой деятельности» постоянное хранение указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) может осуществляться органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, учреждением либо организацией, заключившими с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор хранения указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пункт 2.1 Распоряжения Правительства Кировской области от 22.08.2016 г. № 23 предусматривает заключение Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области с учреждением либо организацией договора постоянного хранения учетно-технической документации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Распоряжение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 23.08.2016 № 49 содержит положения о совершении следующих действий:
-заключить на безвозмездной основе договор постоянного хранения учетно-технической документации с КОГУП «Бюро технической инвентаризации» до 01.10.2016 (п. 3);
-передать учетно-техническую документацию на постоянное хранение в КОГУП «Бюро технической инвентаризации» согласно формам приложений № 2 и № 3 (п. 4).
Во исполнение указанных норм Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (Поклажедатель) был заключен договор хранения б/н от 03.11.2016 г. (далее – Договор) с КОГУП «Бюро технической инвентаризации» (далее – Хранитель).
В соответствии с п. 1.1 Договора Хранитель обязуется безвозмездно принять на хранение Поклажедателя, относящуюся к собственности Кировской области технические паспорта, оценочную и иную хранившуюся по состоянию на 01 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) (далее – учетно-техническая документация), и по истечению срока хранения возвратить ее в сохранности Поклажедателю.
Срок хранения учетно-технической документации – 25 (двадцать пять) лет (п. 3.1 Договора).
Условие пункта 4.1 Договора предусматривает право Хранителя использовать информацию, содержащуюся в учетно-технической документации, для составления справок и иных документов по запросам заинтересованных лиц в порядке, устанавливаемом уполномоченными органами государственной власти Кировского области.
Согласно п. 1 ст. 886 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору хранения одна сторона (Хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (Поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
Статья 892 ГК РФ предусматривает правомочие хранителя пользоваться переданной на хранение вещью при согласии поклажедателя.
Пункты 3, 4 Распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 23.08.2016 № 49 предусматривают заключение на безвозмездной основе договора постоянного хранения учетно-технической документации без указания правомочия по использованию.
В соответствии с п. 6, п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке, а также создание дискриминационных условий.
При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых относятся обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
По смыслу вышеуказанных норм следует, что любые действия (бездействие) органов местного самоуправления, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, противоречат антимонопольному законодательству РФ.
Достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Информация, содержащаяся в учетно-технической документации, является общедоступной (ч. 2.6 ст. 45 Федерального закона «О кадастровой деятельности»), и является основным ресурсом для входа на рынок оказания услуг по составлению справок и иных документов в сфере кадастрового учета недвижимого имущества.
Закрепление за КОГУП «Бюро технической инвентаризации» права на использование информации, содержащейся в учетно-технической документации, для составления справок и иных документов по запросам заинтересованных лиц, дает указанному хозяйствующему субъекту конкурентные преимущества, выраженные в приоритетном доступе к сведениям, используемым при осуществлении деятельности по составлению справок и иных документов.
Таким образом, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, включая в договор хранения б/н от 03.11.2016 г., заключенный с КОГУП «Бюро технической инвентаризации», правомочие хранителя использовать информацию, содержащуюся в учетно-технической документации, для составления справок и иных документов по запросам заинтересованных лиц, совершило действия, которые привели и (или) могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке оказания услуг по составлению справок и иных документов в сфере кадастрового учета недвижимого имущества, что противоречит п. 6, п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
|
С учетом вышеизложенного, антимонопольный орган приходит к выводу о необходимости принятия мер по внесению изменений в договор хранения б/н от 03.11.2016 в виде исключения п. 4.1 Договора, предусматривающего правомочие хранителя использовать информацию, содержащуюся в учетно-технической документации, для составления справок и иных документов по запросам заинтересованных лиц.
В соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ) в случаях выявления в действиях органа местного самоуправления, признаков нарушения ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства не допускается без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения.
С учетом изложенного, и на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Кировское УФАС России предупреждает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области о необходимости прекращения в срок до 20.03.2017 г. указанных действий (бездействия), а именно:
договор хранения технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 01 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) б/н от 03.11.2016 г., заключенный с КОГУП «Бюро технической инвентаризации», привести в соответствие с п. 4 Распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 23.08.2016 № 49 путем исключения из договора хранения п. 4.1, предусматривающего правомочие хранителя использовать информацию, содержащуюся в учетно-технической документации, для составления справок и иных документов по запросам заинтересованных лиц.
Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (часть 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).
При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (часть 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).