Решение б/н 1. Признать обоснованной жалобу ООО «ВЭК» на действия АО «Ку... от 10 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

Управление по Кировской области

 

 
   


Юридический адрес: 610020 г. Киров, ул. К. Либкнехта, 55.

 

 

«10» декабря 2020 г.                                                                              № 043/10/18.1 – 1055/2020

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:

Зам. председателя комиссии:

;

рассмотрев жалобу ООО «ВЭК»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

25.11.2020 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО «Вятская экологическая компания» (далее – Заявитель) на действия Организатора торгов – АО «Куприт» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для АО «Куприт» на территории муниципальных образований, входящих в Лот №4 (номер извещения 0440000001020000004). Специализированная организация – ООO «Экспертиза в сфере закупок».

Жалоба рассматривается в порядке ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Заявитель считает, что Заказчик нарушил требования законодательства при формировании Аукционной документации. Заявителем в ходе рассмотрения жалобы представлены дополнения к жалобе.

Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы, у Заказчика, запрошены необходимые документы по исследуемой закупке, а также письменные пояснения по существу жалобы.

Рассмотрение жалобы назначалось на 03.12.2020 года, откладывалось на 10.12.2020 года. Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом.

Представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, а именно:

1. Заказчиком установлено обеспечение исполнения договора в размере 30% от начальной (максимальной) цены договора (далее – НМЦД), которое ограничивает круг потенциальных участников аукциона, не соответствует целям и задачам законодательства о защите конкуренции.  Поскольку цена договора составляет 59 562 132,65 руб., то размер обеспечения исполнения договора для данного аукциона составляет – 17868639 руб., однако, в предыдущие годы – 2019, 2020 году обеспечение исполнения договора устанавливалось в размере 10% от НМЦК. Предоставление обеспечения исполнения договора посредством внесения денежных средств в связи со значительным размером исключено, получить безотзывную банковскую гарантию невозможно.

2. Заказчиком не определен способ коммерческого учета ТКО, а именно: количество отходообразователей, нормативы накопления ТКО, количество и объем контейнеров для накопления ТКО имеет существенное значение для коммерческого учета ТКО, тогда как в документации о закупке, в том числе проекте договора, данная информация отсутствует.

3. Проект договора предусматривает не только изменение мест накопления ТКО, но и мест нахождения полигонов, на которые вывозятся ТКО, что свидетельствует о неопределённости условий исполнения договора, не позволяет определить транспортные затраты участников закупки с учетом надлежащего исполнения всех заявленных заказчиком условий договора.

4. Проект договора содержит обязанность Исполнителя согласовывать субподрядчиков, которые будут привлечены для исполнения договора, а также право АО «Куприт» отказать в согласовании, однако, Аукционная документация не содержит причины отказа в согласовании субподрядчика.

5. Проект договора содержит значительное количество оснований для одностороннего расторжения договора с Исполнителем, Заявитель считает данные условия нарушающими права Исполнителя, дают право Заказчику расторгнуть договор за любое единичное нарушение положений договора.

6. Пункты 5.4.10 и 12.5 проекта договора содержат противоречивые условия об одностороннем расторжении договора.

7. Положения проекта договора содержат избыточные требования к ведению отчетности Исполнителем, кроме того, положения документации дают Заказчику право вмешиваться в деятельность исполнителя проведением проверок с уведомлением об этом за 3 часа либо без уведомления, а также содержит положения о возможности изменения положений договора с уведомлением Исполнителя в удобные для Заказчика сроки начала их исполнения.

8. Проект договора содержит дополнительные обязанности Исполнителя, не относящиеся к предмету данного договора, и относятся к деятельности Регионального оператора.

9. Заказчиком необоснованно установлены значительные сроки оплаты услуг Исполнителя, а именно: срок проверки документов, представленных в качестве подтверждения оказанных услуг составляет более 100 дней, однако, ни один из действующих перевозчиков ТКО в регионе не имеет финансовых запасов, позволяющих оказывать услугу по транспортированию ТКО в течение четырех календарных месяцев без оплаты.

10. Проектом договора установлена обязанность Исполнителя передавать Региональному оператору при сдаче выполненных услуг путевые листы, содержащие подпись представителя полигона и подтверждение массы ТКО привезенной на полигон. Однако исполнение данного условия ставится в зависимость от волеизъявления третьих лиц и не зависит от исполнителя.

11. Заказчиком неверно определена начальная (максимальная) цена договора, считает, что для данного лота Заказчиком незаконно занижена стоимость оказания услуг.

12. Региональный оператор должен проводить торги на услуги по транспортированию ТКО в отношении всей территории Кировской области, однако, АО «Куприт» не включило в лоты город Киров.

13. Аукционная документация сформирована под конкретного участника – АО «Вятавтодор», поскольку положения Аукционной документации могут быть исполнены только данным лицом.

Просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении нарушений.

Специализированная организация явку представителя не обеспечила, представила письменные пояснения, согласно которым считает, что Заявитель в жалобе не указывает ни одно основание, содержащееся в ст. 17 Закона о защите конкуренции, все доводы сводятся только к необоснованному ограничению его участия в торгах. Сообщила, что размер обеспечения исполнения договора соответствует ст. 96 Закона о контрактной системе, способ коммерческого учета определен в п. 19 Информационной карты, возможность одностороннего изменения договора не нарушает законодательство о контрактной системе, на изменение и расторжение договора не распространяются положения Закона о контрактной системе, срок оплаты договора составляет 30 календарных дней. Считает доводы жалобы не состоятельными, просит отказать в удовлетворении жалобы.

Заказчик представил письменные возражения, которые поддержал на заседании комиссии. Сообщил, что обеспечение исполнения договора соответствует ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе, сумму обеспечения исполнения обязательств можно гарантировать банковской гарантией или внести сумму на счет. Считает необоснованным довод об отсутствии способа коммерческого учета ТКО, т.к. в документации содержится ссылка на Территориальную схему обращения с отходами на территории Кировской области, а также на Реестры мест (площадок) накопления ТКО, которые ведутся органами местного самоуправления в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039. Установленная проектом договора возможность одностороннего изменения договора не нарушает законодательство о контрактной системе, в Приложении № 2 к проекту договора содержится информация о местах приема и передачи ТКО, в случае невозможности размещения и (или) прекращения приема ТКО отходы направляются на резервные полигоны, указанные в территориальной схеме, что позволяет оценить стоимость услуг с учетом возможных изменений потоков ТКО. В проекте договора отсутствуют условия безосновательного отказа в привлечении субподрядчика, т.к. представленные оператором информация и документы будут проверяться на соответствие требованиям законодательства и если субподрядчик не будет им соответствовать, то будет приниматься обоснованное решение об отказе. Считает условия договора о праве на односторонний отказ от исполнения договора соответствующими гражданскому законодательству и законодательству о контрактной системе. Пункты 5.4.10 и 12.5 проекта договора содержат основания расторжения договора, которые не противоречат друг другу, а применяются при наступлении различных случаев. Сроки оплаты по договору считает соответствующими требованиям законодательства – 30 календарных дней с даты подписания актов приемки оказанных услуг, иные сроки касаются процедуры приемки оказанных услуг. Обязанность оператора по внесению массы ТКО в путевой лист транспортного средства определена Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Обращает внимание на то, что поданные жалобы от нескольких лиц полностью одинаковые по тексту и содержанию, что может свидетельствовать о сговоре, направленном на срыв проводимых аукционов. Просит признать жалобу необоснованной.

Заслушав доводы Заявителя, Заказчика, исследовав представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

17.11.2020 года Заказчиком в ЕИС на официальном сайте закупок размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для АО «Куприт» на территории муниципальных образований, входящих в Лот №4 (номер извещения 0440000001020000004). Начальная (максимальная) цена договора - 59 562 132,65 руб.

Согласно Техническому заданию требуется оказать услуги по транспортированию твердых коммунальных на территории муниципальных образований, входящих в Афанасьевский район, Верхнекамский район.

Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 N 1133 утверждены правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора (далее – Правила).

В соответствии с п. 4 Правил торги проводятся в форме аукциона в электронной форме (далее - аукцион) в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.

1. Относительно довода об установлении положений документации, ограничивающих количество участников закупки, установлено следующее.

Пунктом 28 Информационной карты Аукционной документации установлен размер обеспечения исполнения договора - 30 (тридцать) % от начальной (максимальной) цены договора. Сумма обеспечения исполнения договора: 17 868 639 (семнадцать миллионов восемьсот шестьдесят восемь тысяч шестьсот тридцать девять) рублей 80 копеек.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Согласно ч.1 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Согласно ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При оценке указанного довода Комиссия Кировского УФАС России учитывала следующие факты.

В Кировское УФАС России поступили жалобы потенциальных участников аукциона на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Кировской области, в том числе, ООО «Вятская экологическая компания», ООО «КДУ-3», ООО «Предприятие по утилизации бытовых и промышленных отходов», ООО «ЧистоГрад»,  которые исполняли в 2019 г. и исполняют договоры на оказание аналогичных услуг в 2020 г., а также чьи коммерческие предложения использованы Заказчиком для обоснования начальной (максимальной) цены договора. Данные жалобы содержат довод о невозможности принять участие в электронном аукционе в связи с установлением обеспечения исполнения договора в максимальном размере (30 %).

При этом, аукционные документации на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на 2019 и 2020 годы (номера извещений 0440000001019000005, 0440000001019000006, 0440000001019000004, 0440000001019000003, 0440000001018000001, 0440000001018000002, 0440000001018000003) содержали обеспечение исполнения договора в размере 10 % начальной (максимальной) цены договора, что позволило вышеуказанным организациям стать их участниками.

08.12.2020 года Заказчиком опубликован протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие подана одна заявка – АО «Вятавтодор».

Таким образом, вышеизложенное подтверждает, что действия регионального оператора, установившего в аукционной документации обеспечение исполнения договора в размере 30 % начальной (максимальной) цены договора привели к ограничению или устранению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, в связи с невозможностью иных лиц, в том числе Заявителя, по результатам торгов предоставить обеспечение исполнения договора в требующемся размере.

Заказчиком допущено нарушение ст. 8 Закона о контрактной системе, ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Довод Заявителя обоснован.

2. Относительно довода об отсутствии в Аукционной документации информации, предусмотренной законодательством, установлено следующее.

Согласно подп. «а», «б», «в», «г» п. 12 Правил документация об аукционе наряду с информацией, указанной в статье 64 Федерального закона, содержит следующую информацию, в том числе:

а) сведения о предмете аукциона (лота), в том числе описание границы территории в пределах зоны деятельности регионального оператора, на которой оказываются услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов;

б) сведения о количестве (объеме или массе) твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учетом сезонной составляющей;

в) сведения об источниках образования твердых коммунальных отходов и местах накопления твердых коммунальных отходов, в том числе о контейнерных площадках (при их наличии);

г) применяемый способ коммерческого учета объема или массы отходов при их транспортировании.

Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее – Правила коммерческого учета ТКО).

Согласно п. 5 Правил коммерческого учета ТКО коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

Пунктом 7 Правил коммерческого учета ТКО в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил.

Из указанных положений Правил коммерческого учета ТКО следует, что количество и объем контейнеров для накопления ТКО имеет существенное значение для коммерческого учета ТКО, тогда как в документации о закупке, в том числе проекте контракта, указанная информация отсутствует.

Пунктом 19 Информационной карты Аукционной документации определен применяемый способ коммерческого учета объема или массы отходов при их транспортировании, а именно:

- Коммерческий учет для целей проведения расчета и определения массы транспортированных ТКО осуществляется исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения в соответствии с п.п. «б» п.5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (утв. постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505). Измерение массы транспортированных ТКО осуществляется в Местах приема и передачи ТКО при сдаче ТКО.

- Стороны производят коммерческий учет массы твердых коммунальных отходов, при отсутствии (выходе из строя, на период ремонта) в Месте приема и передачи ТКО средств измерения, в соответствии с пп. «а» п.5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (утв. постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505), вне зависимости от срока отсутствия средства измерения.

В соответствии с п. 4.16 Проекта  договора оператор осуществляет транспортирование ТКО только с мест накопления ТКО:

1)    Включенных в соответствующие реестры мест (площадок) накопления ТКО, ведущихся уполномоченными органами местного самоуправления, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039;

2)    Указанных Оператору Региональным оператором в соответствующем уведомлении.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Проанализировав Аукционную документацию Комиссия Кировского УФАС России установила, что ни Техническое задание, ни проект договора не содержат сведения о местах накопления твердых коммунальных отходов, в том числе о контейнерных площадках, количестве и объемах контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Таким образом, Заказчиком допущено нарушение ч. 2 ст. 33, п. 1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, п. 12 Правил, п. 5 Правил коммерческого учета ТКО, выразившееся в неопределенности предмета закупки, а также отсутствии в документации информации, являющейся обязательной для данного вида закупки.

Довод Заказчика о наличии в Проекте договора ссылки на реестры мест накопления ТКО не принимается Комиссией, поскольку Законом о контрактной системе и Правилами определено содержание аукционной документации, позволяющей определить предмет закупки и договора.

Довод Заявителя обоснован.

3. Относительно довода об одностороннем изменении мест накопления ТКО, а также мест приема и передачи ТКО установлено следующее.

В соответствии с п. 1.5 Проекта договора Аукционной документации перечень Мест приема и передачи ТКО установлен Приложением № 2 к настоящему договору в соответствии с Территориальной схемой. Перечень Мест приема и передачи ТКО может быть изменен Региональным оператором в границах Территориальной схемы обращения с отходами на основании уведомления (оформление отдельного дополнительного соглашения не требуется, но может быть оформлено по просьбе одной из сторон). Изменения, указанные в уведомлении, обязательны для Оператора с момента, указанного в уведомлении Регионального оператора. Оператор обязан соблюдать схему потоков ТКО, установленную Территориальной схемой.

Согласно п. 5.4. Проекта договора Аукционной документации Региональный оператор имеет право:

5.4.13 по предварительному письменному уведомлению Оператора вносить изменения (актуализировать) в перечень Мест накопления твердых коммунальных отходов в границах Зоны деятельности Оператора.

5.4.14. по предварительному письменному уведомлению Оператора в случаях, связанных с прекращением эксплуатации объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, и (или) вводом в эксплуатацию новых объектов, до внесения изменений в Территориальную схему обращения с отходами, вносить изменения (актуализировать) перечень мест приема и передачи твердых коммунальных отходов, без необходимости внесения изменений в Договор.

Техническим заданием и Проектом договора Аукционной документацией также установлены направления транспортирования твердых коммунальных отходов (тыс. тонн) (места приема и передачи ТКО):

Год

Наименование муниципального образования

Наименование объекта инфраструктуры

Масса отходов, тыс. тонн

2021

Афанасьевский район

Полигон ТБО "Афанасьево" 43-00006-З-00479-010814*

2,384888

Верхнекамский район 

Полигон ТБО г  Омутнинска 43-00064-З-00870-311214*

4,52017

*в случае невозможности размещения и (или) прекращения приема ТКО на указанных объектах размещения, отходы направляются на резервные объекты, указанные в территориальной схеме. Решение о перенаправлении принимаются региональным оператором с уведомлением в адрес Оператора.

Распоряжением министерства охраны окружающей среды Кировской области от 29.07.2020 N 15 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области согласно приложению (далее – Территориальная схема).

Территориальной схемой установлено, что:

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов в зоне деятельности в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области. При возникновении обстоятельств, препятствующих размещению твердых коммунальных отходов на объекте размещения отходов, региональный оператор вправе перенаправить потоки твердых коммунальных отходов на доступные объекты размещения отходов, включенные в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области, до устранения указанных обстоятельств.

Под обстоятельствами, препятствующими размещению твердых коммунальных отходов на объекте размещения отходов, принимаются следующие обстоятельства:

1) приостановление или прекращение деятельности организации, эксплуатирующей объект размещения отходов;

2) отзыв или приостановление действия лицензии организации, эксплуатирующей объект размещения отходов;

3) смена юридического лица, являющегося организацией, эксплуатирующей объект размещения отходов;

4) исключение объекта из Государственного реестра объектов размещения отходов;

5) вступление в законную силу решения суда о признании недействующим разрешения на ввод объекта размещения отходов в эксплуатацию либо иного решения, исключающего возможность эксплуатации объекта размещения отходов;

6) иные обстоятельства непреодолимой силы, определенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Кировской области.

Предлагаемые возможные варианты при изменении потоков ТКО на 2020 год представлены в таблице 16.

Таким образом, условиями Аукционной документации определены основные места размещения ТКО, а также отсылка на территориальную схему, содержащую, в том числе резервные полигоны, также территориальная схема содержит случаи, которые могут стать причиной изменения размещения ТКО.

Следовательно, проект договора содержит необходимую информацию, которая позволит определить потенциальному участнику возможные риски, связанные с изменением места размещения ТКО.

Относительно изменения мест накопления ТКО Комиссия Кировского УФАС России установила, что изменение мест накопления ТКО предусмотрено договором только в границах лота, а также в случае внесения изменений в Территориальную схему, то есть по независящим от Регионального оператора обстоятельствам.

В случае значительного изменения Территориальной схемы договором установлено условие о расторжении договора (п.5.4.10).

Довод Заявителя не обоснован.

4. Относительно отсутствия в проекте договора условий, которые позволят Региональному оператору отказаться от согласования субподрядчика, установлено следующее.

Согласно п. 5.2.7 Проекта договора Исполнитель вправе привлекать, в порядке, установленном настоящим договором, для исполнения обязанностей по договору других лиц.

Согласно п. 5.1.27 Проекта договора в срок не превышающий 1 (одного) рабочего дня до планируемого привлечения к исполнению договора третьих лиц (субоператоров/субисполнителей), направить в адрес Регионального оператора запрос на согласование привлечения к исполнению договора третьего лица с приложением следующей информации о третьем лице:

- наименование и организационно-правовая форма лица, 

- сведения о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению   отходов   I-IV классов опасности с разрешенными видами деятельности – транспортирование отходов  IV класса опасности, а именно твердых коммунальных отходов;

- контактные данные руководителя, в том числе, контактный номер телефона и фактическое местонахождение.

К информации в обязательном порядке, на каждое лицо (субоператора), должны быть приложены: актуальная выписка из единого государственного реестра юридических лиц (допускается с сайта ФНС России), учредительные документы, копия лицензии с приложениями, документы, подтверждающие владение мусоровозами (договор купли-продажи или аренды, свидетельство (паспорт <...> на транспортное средство), которые отвечают требованиям действующего законодательства, документы, подтверждающие обучение сотрудников субоператора с отходами, информация о порядке исполнения третьим лицом (субисполнителем) условий по оснащению транспортных средств бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, путем установления на каждом транспортном средстве индивидуального оборудования ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS с уникальным номером прибора, мобильными средствами фото- и(или) видеофиксации.

Региональный оператор в течение 1 (одного) календарного дня после поступления запроса от Оператора согласовывает/направляет отказ в согласовании кандидатуру третьего лица (субоператора), предлагаемого к привлечению к исполнению настоящего Договора. Отказ в согласовании должен быть мотивирован.

Факт привлечения Оператором субоператоров оформляется сторонами следующим способом: оператор направляет в адрес регионального оператора сведения и документы, а Региональный оператор направляет в адрес Оператора письмо о согласовании привлечения того или иного субоператора или отказ в таком согласовании.

В случае привлечения Исполнителем к исполнению обязательств по транспортированию ТКО третьих лиц (субисполнителей), Исполнитель обязан обеспечить исполнение третьими лицами (субисполнителями) идентичных предусмотренным настоящим договором для Исполнителя обязательств, и нести перед Региональным оператором ответственность за неисполнение соответствующих обязательств третьими лицами (субисполнителями).

Комиссия Кировского УФАС России, проанализировав положения проекта договора, установила, что региональный оператор предъявляет к субподрядчику ряд требований, а также требований к документам, которые должны быть представлены на привлекаемого субподрядчика, установленные в п. 5.1.27 Проекта договора. Региональный оператор в случае отказа в согласовании субподрядчика обязан мотивировать свой отказ, что исключает безосновательный отказ в согласовании субподрядчика, если он соответствует всем требованиям и документы на данное лицо представлены в полном объеме.

Довод Заявителя не обоснован.

5. Относительно довода о необоснованном включении в проект договора избыточного количества оснований для расторжения договора установлено следующее.

Согласно пп. ж) п. 5 Правил при проведении аукциона на организатора аукциона не распространяются положения Закона о контрактной системе, регламентирующие изменение и расторжение контракта.

Проект договора (п. 5.4.10) содержит право Регионального оператора отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора в перечисленных случаях.

Вместе с тем, пунктом 12.5 Проекта договора предусмотрено право Регионального оператора отказаться в одностороннем порядке от договора (исполнения договора), помимо оснований, указанных в п. 5.4.10 настоящего договора, в случае нарушения Оператором существенных условий настоящего договора.

Согласно п. 12.2 Проекта договора настоящий договор может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Регионального оператора от исполнения договора в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и по основаниям, установленным настоящим договором.

В соответствии с ч. 1 ст. 728 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Согласно ст. 729 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

 В соответствии с ч. 3 ст. 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Гражданский кодекс РФ не содержит прямого запрета на уточнение Заказчиком нарушений договора, которые являются для него существенными и неустранимыми, влекущими односторонний отказ от исполнения договора.

Исходя из вышеизложенного Заказчиком в п.12.5 Проекта договора установлены случаи, когда Заказчик вправе принять решение об одностороннем расторжении договора, вместе с тем, положения п. 5.4.10, исходя из буквального толкования, не содержат существенных условий, которые в соответствии с ч. 3 ст. 723 ГК РФ влекут односторонний отказ Заказчика от исполнения договора.

Учитывая, что предмет закупки является социально значимым, не допускающим халатного отношения к исполнению принятых Исполнителем на себя обязательств, в связи с чем Заказчиком в проекте договора установлены, в том числе иные основания для расторжения договора в одностороннем порядке.

Довод Заявителя не обоснован.

6. Относительно довода о наличии в проекте договора противоречий в части нарушений положений договора, влекущих расторжение Заказчиком договора, установлено следующее.

Поскольку пп. ж) п. 5 Правил установлено, что на данный предмет закупки не распространяются положения Закона о контрактной системе, регламентирующие расторжение контракта, в связи с чем антимонопольный орган не вправе давать оценку на соответствие требованиям гражданского законодательства.

7. Относительно довода об избыточности требований к ведению и предоставлению отчетности об исполнении договора, а также о вмешательстве Регионального оператора в деятельность Исполнителя установлено следующее.

В соответствии с подп. «е» п. 12 Правил документация об аукционе наряду с информацией, указанной в статье 64 Федерального закона, содержит порядок контроля качества услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, осуществляемого региональным оператором.

Положениями договора, в том числе разделом 3 установлен перечень документов, который Исполнитель должен вести для возможности сверки расчетов по договору и проверки исполнения договора.

Данный перечень не регламентирован нормативно-правовыми актами, регламентируется Заказчиком самостоятельно исходя из своих потребностей в контроле за исполнением обязательств по договору.

Пунктами 6.1, 6.2 Проекта договора установлено следующее:

Региональный оператор осуществляет текущий контроль качества услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов Оператором путем проведения выездных проверок, мониторинга и анализа деятельности Оператора, информации о деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставляемой уполномоченными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими контрольно-надзорные функции в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также иными доступными ему способами «…».

Региональный оператор обязан предупредить Оператора о планируемой выездной проверке не позднее чем за 3 (три) часа до предполагаемого времени проверки.

Оператор обязуется обеспечить условия для проведения проверок Регионального оператора, обеспечить возможность осмотра представителями Регионального оператора Мусоровозов на предмет их соответствия требованиям, установленным настоящим Договором, проверку заполняемости отчетов и журналов на местах накопления ТКО, ведение которых предусмотрено Договором.

Региональный оператор вправе осуществлять повторные проверки на предмет устранения ранее выявленных нарушений.

Региональный оператор вправе проводить проверки без предварительного уведомления. В случае обнаружения нарушения, представитель Регионального оператора информирует ответственное лицо Оператора о выявленных нарушениях. При необходимости составления/подписания документов в подтверждение факта выявленных нарушений Оператор обязан обеспечить явку уполномоченного представителя в течение 3 (трех) часов со времени уведомления.

Количество проводимых Региональным оператором проверочных мероприятий не ограничено.

Указанные выше положения о проведении Региональным оператором проверок соответствуют требованиям подп. «е» п.12 Правил, регламентируют порядок контроля качества оказываемых услуг.

Довод Заявителя не обоснован.

8. Относительно довода о включении избыточных обязанностей Исполнителя по Договору установлено следующее.

Положениями договора установлены обязанности Исполнителя по договору, в том числе в разделе 5, по мнению Заявителя данные обязанности избыточны и подменяют обязанности Регионального оператора, вместе с тем, заключение договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов осуществляется, в том числе для выполнения обязанностей Регионального оператора на территории Кировской области, на которой Региональный оператор сам не осуществляет транспортирование ТКО.

Участник закупки при подаче заявки на участие в аукционе самостоятельно рассчитывает возможные риски и возможность выполнения условий договора.

Обжалуемые обязанности Исполнителя не содержат противоречий либо нарушений действующего законодательства.

Довод Заявителя не обоснован.

9. Относительно довода об установлении значительных сроков оплаты оказанных услуг установлено следующее.

В соответствии с подп. «д» п.12 Порядка документация об аукционе наряду с информацией, указанной в статье 64 Федерального закона, содержит сроки и порядок оплаты услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия, в том числе о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств.

Согласно ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

Раздел 3 проекта договора Аукционной документации содержит порядок и сроки приемки оказанных услуг в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Законом не регламентированы сроки для приемки оказанной услуги Заказчиком.

В соответствии с ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

В соответствии с п. 3.4.7 проекта договора Аукционной документации Региональный оператор производит оплату по договору за фактически оказанные Оператором услуги, за соответствующий расчетный период, в безналичной форме, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Оператора не более 30 (тридцати) дней с даты подписания актов приемки оказанных услуг (УПД) за соответствующий расчетный период без замечаний Регионального оператора.

Исходя из вышеизложенного Комиссия Кировского УФАС России пришла к выводу об установлении срока оплаты оказанных услуг в соответствии с требованиями ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Довод Заявителя не обоснован.

10. Относительно наличия в проекте договора Аукционной документации независящего от оператора условия о предоставлении путевых листов с отметкой и подписью должностного лица организации, владеющей объектом размещения ТКО, установлено следующее.

Согласно п. 3.4.1 проекта договора Аукционной документации Оператор передает Региональному оператору счет на оплату услуг, акт приемки оказанных услуг, составленный по форме Приложения №4 к настоящему Договору, счет-фактуру (или УПД), а также прилагает копии отчетных документов, маршрутные журналы (приложение № 8), путевые листы (приложение № 9), содержащие отметку (информацию) и подпись уполномоченного лица организации, владеющей объектом размещения ТКО, подтверждающую  принятую такой организацией массу ТКО, детализированные отчеты, созданные, в том числе, с использованием ПАК АСУ «Управление отходами»,  системы спутниковой навигации по каждому транспортному средству (время начала движения/время перерыва движения/завершения работы, пробег, адреса остановок и иные данные, формируемые системой навигации),  материалы фото и(или) видеофиксации оказания услуг (материалы фото и(или)  видеофиксации должны обеспечивать возможность установления даты и времени оказания услуги (прибытие к Месту накопления ТКО, состояние Места накопления ТКО до загрузки в мусоровоз, количество и наполнение контейнеров расположенных (установленных) в Месте накопления ТКО, состояние Места накопления ТКО после опрокидывания контейнеров в мусоровоз, а также идентифицировать Место накопления ТКО),  в срок, не позднее 10-го (десятого) числа месяца, следующего за расчетным периодом.

В соответствии с п. 3.4.8 проекта договора Аукционной документации в случае, если Оператор за расчетный период осуществил транспортирование ТКО по первому (от мест накопления ТКО до площадки временного накопления) и второму (от площадки временного накопления до объекта захоронения (полигона)) этапу, он передает Региональному оператору копии отчетных документов, маршрутные журналы, путевые листы, содержащие отметку (информацию) и подпись уполномоченного лица организации, владеющей объектом размещения ТКО, подтверждающую  принятую такой организацией массу ТКО, детализированный отчет системы спутниковой навигации по каждому транспортному средству (время начала движения/время перерыва движения/завершения работы, пробег, адреса остановок и иные данные, формируемые системой навигации),  материалы фото и видеофиксации оказания услуг (материалы фото и видеофиксации должны обеспечивать возможность установления даты и времени оказания услуги (прибытие к Месту накопления ТКО, состояние Места накопления ТКО до загрузки в мусоровоз, количество и наполнение контейнеров расположенных (установленных) в Месте накопления ТКО, состояние Места накопления ТКО после опрокидования контейнеров в мусоровоз, прибытие к площадке временного накопления для размещения ТКО для временного накопления и выбытие с площадки, после разгрузки ТКО для временного накопления, прибытие на площадку временного накопления для погрузки ТКО в мусоровоз для дальнейшей транспортировки до Места приема и передачи ТКО), а также идентифицировать Место накопления ТКО, площадку временного накопления и Место приема и передачи ТКО, в срок, не позднее 10-го (десятого) числа месяца, следующего за расчетным периодом, отдельно по каждому этапу транспортирования ТКО, а также счет на оплату услуг, акт приемки оказанных услуг включающий в себя первый и второй этапы транспортирования, составленный по форме Приложения №4 к настоящему Договору, счет-фактуру (или УПД).

Необходимость получения отметки на путевом листе уполномоченного лица, организации владеющей объектом размещения ТКО, в качестве подтверждения массы ТКО привезенной на полигон обусловлена потребностью проверки достоверности документов, представленных в качестве подтверждения оказания услуг, Заявителем не представлено доказательств невозможности получения рассматриваемой отметки и подписи на путевом листе.

В ходе анализа Приложения № 9 к Договору (путевой лист грузового автомобиля) установлено, что данная форма не предусматривает «столбца» для включения предусмотренной договором информации о массе ТКО, привезенной на полигон.

Комиссия считает данное нарушение не существенным, урегулирование которого возможно в процессе исполнения договора.

Довод Заявителя не обоснован.

 

11.  Относительно довода о неверном определении начальной (максимальной) цены договора установлено следующее.

Аукционная документация содержит обоснование начальной (максимальной) цены контракта, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении, в том числе определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с положениями п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении формирования НМЦК возложен на органы финансового контроля, в связи с чем данный довод не подлежит рассмотрению Комиссией Кировского УФАС России ввиду отсутствия полномочий.

12. Относительно не проведения АО «Куприт» торгов на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории города Кирова установлено следующее.

Указанный довод не подлежит рассмотрению в рамках настоящей жалобы, поскольку не имеет отношения к аукциону на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для АО «Куприт» на территории муниципальных образований, входящих в Лот №4 (номер извещения 0440000001020000004), обязанность включения МО «город Киров» в данный лот отсутствует.

Довод оставлен без рассмотрения.

13. Относительно довода о «заточенности» аукционной документации под единственного участника – АО «Вятавтодор» установлено следующее.

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 08.12.2020 года единственным участником закупки явилось – АО «Вятавтодор», Заказчиком принято решение о заключении договора с АО «Вятавтодор», в связи с признанием его заявки соответствующей требованиям документации и законодательству.

Учитывая вышеизложенного Комиссия соглашается с доводом Заявителя о наличии нарушений, которые влияют на возможность участия иных лиц, в том числе Заявителя.

Заявителем не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о  «заточенности» закупки под АО «Вятавтодор».

В соответствии с ч. 20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа, в том числе принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В связи с выдачей предписания от 09.12.2020 № 043/10/18.1 – 1033/2020 в отношении аналогичных доводов жалобы основания для выдачи предписания по данной жалобе отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «ВЭК» на действия АО «Куприт» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для АО «Куприт» на территории муниципальных образований, входящих в Лот №4 (номер извещения 0440000001020000004).

2. Предписание не выдавать.

 

 В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны