Решение б/н 1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Тол... от 14 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 09 июня 2022 года.

        

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>;

Членов Комиссии:

<…>, <…>,

в отсутствие: <…> (610004, г. Киров); <…> (610021, г. Киров) – лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

рассмотрев материалы дела № 043/05/5-177/2022, возбужденного в отношении <…> (далее – <…>), <…> (далее – <…>) по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») по факту распространения рекламы сауны «Рай» и сауны «Распутин» на задней и боковых сторонах кузова транспортного средства (автомобиля) с государственным регистрационным знаком <…>,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступили заявления МКУ «Городская реклама» от <…> № <…> (вх. № <…> от <…>), территориального Управления по Ленинскому району г. Кирова от <…> № <…> (вх. № <…> от <…>) по вопросу размещения рекламы следующего содержания: «Только для мужчин* от 195р/час* такси оплатим* сауна «Распутин»* <…>* сауна «Рай»* <…>* Жена «Еб**т»  мозги…к нам в сауну лети!» с изображением полуобнаженных мужчин и женщины  на задней и боковых сторонах кузова транспортного средства (автомобиля) с государственным регистрационным знаком <…>, припаркованного на автостоянке рядом с площадью Маршала Конева в г. Кирове.

Согласно информации, представленной операторами связи, абонентские номера <…>, <…> выделены в пользование <…>. Исходя из информации, представленной УМВД России по Кировской области, собственником транспортного средства с государственным регистрационным знаком <…>, на кузове которого распространена спорная рекламная информация, является <…>. В связи с чем, определением от 11.03.2022 было возбуждено дело № 043/05/5-177/2022 в отношении <…>, <…> по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» по факту распространения спорной рекламной информации. Рассмотрение дела назначено на 11.04.2022 в 14 часов 00 минут.

Определением от 11.04.2022 срок рассмотрения дела 043/05/5-177/2022 продлен до 10.06.2022. Рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью получения от лиц, участвующих в деле, документов и сведений. Рассмотрение дела назначено на 09.06.2022 в 09 часов 00 минут.

<…>, уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, на заседание комиссии не явился, представителя не направил, ходатайств не заявлял. Документы и сведения, запрошенные определением от 11.04.2022, не представил.

<…>, уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, на заседание комиссии по рассмотрению дела не явился, представителя не направил, ходатайств не заявлял. Документы и сведения, запрошенные определением от 11.04.2022, представил не в полном объеме.

В письме от <…> № б/н (вх. № <…> от <…>), направленном в адрес Кировского УФАС России, <…> сообщил, что распространение спорной рекламной информации прекращено, в подтверждение направил фото транспортного средства с государственным регистрационным знаком <…>.

Изучив имеющиеся в материалах дела № 043/05/5-177/2022 документы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Кировским УФАС России установлено, что на задней и боковых сторонах кузова транспортного средства с государственным регистрационным знаком <…>, припаркованном на автостоянке рядом с площадью Маршала Конева, распространяется рекламная информация следующего содержания: «Только для мужчин* от 195р/час* такси оплатим* сауна «Распутин»* <…>* сауна «Рай»* <…>* Жена «Еб**т» мозги…к нам в сауну лети!»  (акты фиксации рекламы от 15.01.2022, от 22.01.2022, от 17.02.2022).

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация: «Только для мужчин* от 195р/час* такси оплатим* сауна «Распутин»* <…>* сауна «Рай»* <…>* Жена «Еб**т» мозги…к нам в сауну лети!»   обладает всеми юридически значимыми признаками рекламы, а именно:

- распространена на транспортном средстве (автомобиле) с государственным регистрационным знаком <…>;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, которыми являются сауна «Рай» и сауна «Распутин».

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

ФАС России в письме от 29.04.2013 № АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» разъяснила следующее:

 «К бранным словам относятся нецензурные слова, а также слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления; к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности; к оскорбительным образам, сравнениям и выражениям - слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.

Таким образом, данное положение Федерального закона «О рекламе» запрещает использовать в рекламе бранные слова, непристойные образы, сравнения, выражения, оскорбительные образы, сравнения, выражения».

Реклама исходя из понятия, указанного в Федеральном законе «О рекламе», а также из ее целей, направлена на привлечение внимания потребителя к объекту рекламирования. Однако такой способ привлечения внимания потребителей, как использование бранных нецензурных слов, либо оборотов речи, где подразумевается их использование в завуалированном (прикрытом) виде является недопустимым с точки зрения норм морали и нравственности.

Спорная реклама содержит фразу: «Жена «Еб**т» мозги…к нам в сауну лети!», в котором завуалировано бранное (нецензурное) слово, используемое в качестве ругательств или оскорбления. Также в рекламе присутствуют образы полуобнаженных мужчин и женщины. Данные образы нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

Исходя из позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в пункте 16 Постановления от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», при решении вопроса об отнесении тех или иных слов к числу бранных или образов, сравнений и выражений к числу непристойных специальных знаний, как правило, не требуется.

 Согласно мнению членов Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Кировском УФАС России, высказанному на заседании 30.03.2022, указанная информация является рекламой сауны «Рай» и сауны «Распутин». Члены Экспертного совета единогласно решили, что бранное слово «еб**т» однозначно читается («буква е выскочила, а точки остались»). Кроме того, указанная реклама содержит непристойные образы женщин («рекламируется только для мужчин, а присутствуют изображения женщин»), в том числе изображается процесс курения кальяна вульгарно одетой женщиной между двумя оголенными мужчинами, которые на нее «заглядываются», что создает оскорбительный образ в отношении женского пола. Исходя из содержания и имеющихся графических изображений, реклама вызывает эмоциональное отторжение («реклама ужасная, пошлая, омерзительная»). Некоторыми членами Экспертного совета было выражено мнение, что такая реклама также оскорбляет чувства верующих, рекламируя сауну с наименованием «Рай» с использованием подобных вульгарных и непристойных образов, а также нецензурных слов. 

В состав Экспертного Совета при Кировском УФАС России входят представители органов местного самоуправления, научных организаций, общественных организаций, экспертов и специалистов в области лингвистки, психологии, журналистики, соответственно, в рассматриваемом случае их мнение принимается комиссией в качестве надлежащего доказательства квалификации информации в качестве рекламы, содержащей бранные слова и непристойные (оскорбительные) образы.

Таким образом, спорная реклама распространена с нарушением требований части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На основании пункта 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно информации, представленной УМВД России по Кировской области письмом от <…> <…> (вх. № <…> от <…>), собственником транспортного средства с государственным регистрационным знаком <…>, на котором распространялась спорная реклама, является <…>.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно информации, представленной ПАО «Ростелеком» письмом от <…>№ <…> (вх. № <…> от <…>), абонентский номер <…>, указанный в спорной рекламе, выделен <…>. В соответствии с информацией, представленной ПАО «МегаФон» письмом б/д б/н, абонентский номер <…>, указанный в спорной рекламной информации, также выделен <…>.

Таким образом, Комиссией Кировского УФАС России сделан вывод о том, что рекламодателем спорной рекламной информации является <…>, рекламораспространителем спорной рекламной информации является <…>.

На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Соответственно, <…>, являясь рекламодателем спорной рекламной информации, несет ответственность за нарушение требований части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В связи с неподтверждением в действиях <…> факта нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», производство по делу № 043/05/5-177/2022 в отношении данного лица подлежит прекращению.

Порядок выдачи антимонопольным органом предписаний о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила рассмотрения дел).

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения дел при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу, обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Письмом от <…> № <…> (вх. № <…> от <…>) <…> в материалы дела представлены фотографии транспортного средства с государственным регистрационным знаком <…>, свидетельствующие об устранении нарушения. Кроме того, согласно информации, содержащейся в акте фиксации рекламы от 08.06.2022, составленном сотрудниками Кировского УФАС России, вышеуказанное транспортное средство отсутствует на автостоянке рядом с площадью Маршала Конева в г. Кирове. В связи с чем, у Комиссии не имеется оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Ответственность за рассматриваемое правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Перминова Максима Анатольевича.

Руководствуясь ст. 3, 5, 33 и 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 – 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия,

Связанные организации

Связанные организации не указаны