Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е от 20 июня 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
в присутствии:
представителя КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" по доверенности,
представителей МУ Администрация Большеройского сельского поселения Уржумского района Кировской области
рассмотрев жалобу ООО «Строй лес»,
У С Т А Н О В И Л А:
15.05.2018 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО «Строй лес» (далее – Заявитель) на документацию аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту гидроузла на р. Ройка у с. Большой Рой Уржумского района Кировской области (номер извещения 0340200003318003663). Заказчик - Муниципальное учреждение Администрация Большеройского сельского поселения Уржумского района Кировской области.
Заявитель считает, что документация закупки не соответствует требованиям, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), в обоснование чего приводит следующие доводы:
1) характеристика фракции товара, указанного в позициях 5, 6, 7, 46, 47 приложения к Аукционному заданию, не соответствует ГОСТ;
2) характеристика морозостойкости товара, указанного в позициях 16, 18, 22, 23, 38 приложения к Аукционному заданию, а также характеристика класса товара, указанного в позициях 22, 23, 38 приложения к Аукционному заданию, не соответствуют ГОСТ;
3) характеристика крупность заполнителя товара, указанного в позиции 15 приложения к Аукционному заданию, не соответствует ГОСТ, вводит в заблуждение участников закупки и ограничивает конкуренцию;
4) положение пункта 10.3 проекта контракта нарушает ст.96 Закона о контрактной системе, поскольку устанавливает непредусмотренный Законом о контрактной системе способ обеспечения исполнения контракта; в проекте контракта Заказчик устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта, что не соответствует Закону о контрактной системе и вводит в заблуждение участников закупки.
Считает, что размещение аукционной документации в виде файлов в формате pdf, который защищен от копирования отдельных фрагментов текста, не соответствует ч.4. ст.4 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе Заявителю, Заказчику, Уполномоченному учреждению направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 22.05.2018 г.
Заявитель, извещенный надлежащим образом, явку не обеспечил.
На заседании комиссии Кировского УФАС России Заказчик пояснил, что проект контракта составлен в соответствии с Законом о контрактной системе. Считает, что изложение характеристик товаров в приложении к Аукционному заданию не противоречит ГОСТ. Просит признать жалобу не обоснованной.
Уполномоченное учреждение пояснило, что законодательство о контрактной системе не содержит запрет на размещение аукционной документации в виде файлов в формате pdf. Просит признать жалобу не обоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, заслушав пояснения Заказчика, Уполномоченного учреждения, рассмотрев представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
18.04.2018 года на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru было размещено извещение №0340200003318003663 о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту гидроузла на р. Ройка у с. Большой Рой Уржумского района Кировской области. Начальная (максимальная) цена контракта (договора) – 17455100.00 руб. Окончание срока подачи заявок – 17.05.2018 года.
Относительно первого довода Заявителя Комиссия Кировского УФАС России установила следующее.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ» устанавливает классификационные признаки щебня, а также технические требования к нему. В пункте 4.2.1 ГОСТа указано, что щебень и гравий выпускают в следующих основных фракциях, в том числе: «св. 20 до 40мм, св. 40 до 80(70) мм». По согласованию изготовителя с потребителем выпускают щебень в виде фракций от 80(70) до 120 мм.
Согласно приложению к аукционному заданию требуется следующий товар:
5. |
Щебень |
ГОСТ 8267-93, из природного камня для строительных работ, марка 600, фракция диапазон 20-40 мм |
6. |
Щебень |
ГОСТ 8267-93, из природного камня для строительных работ, марка 600, фракция диапазон 40-70 мм |
7. |
Щебень |
ГОСТ 8267-93, из природного камня для строительных работ, марка 600, фракция 70- 120 мм. |
46. |
Щебень из природного камня для строительных работ |
ГОСТ 8267-93, из природного камня для строительных работ, марка 600, фракция 70- 120 мм. |
47. |
Щебень из природного камня для строительных работ |
ГОСТ 8267-93, из природного камня для строительных работ, марка 600, фракция 20- 40 мм. |
Обоснование использования нестандартных показателей по позициям 5, 6, 7, 46, 47 приложения к Аукционному заданию в аукционной документации отсутствует, из чего следует, что изложение характеристики «фракция щебня» по указанным позициям осуществлено Заказчиком не в соответствии с ГОСТ 8267-93, что является нарушением п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно паспортам на указанный товар характеристика фракция щебня может указываться производителями в виде значений 20-40 мм, 40-70 мм, 70-120 мм.
В соответствии с пунктом 4.1 инструкции по заполнению заявки в случае указания заказчиком в Технической части (Аукционном задании) требований к фракции товара, участник аукциона указывает характеристики фракции в соответствии с указанными в Аукционном задании, из чего следует, что заявка может быть заполнена Заявителем в соответствии с приложением к Аукционному заданию.
Таким образом, допущенное Заказчиком нарушение Закона о контрактной системе не ограничивает возможность участия в закупке.
Относительно второго довода Заявителя Комиссия Кировского УФАС России установила следующее.
Согласно приложению к аукционному заданию требуется следующий товар:
16. |
Блоки бетонные |
ГОСТ 13579-78, ФБС24.6.6-Т, класс бетона не ниже В15, морозостойкость не ниже F150, водонепроницаемость не ниже W4. |
18. |
Бетон |
ГОСТ 26633-2015, тяжелый класс не ниже В15, морозостойкость не ниже F150, водонепроницаемость не ниже W4. |
22. |
Бетон |
ГОСТ 26633-2015 бетон тяжелый, класс в15 (м200), морозостойкость до f150 |
23. |
Бетон тяжелый |
класс В15 (М200). Поправка на морозостойкость до F- 150, на водонепроницаемость до W- 6 |
38. |
Бетон тяжелый |
класс В7,5 (М100). Поправка на морозостойкость до F- 50, на водонепроницаемость до W- 2 |
ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» распространяется на конструкционные тяжелые и мелкозернистые бетоны на цементных вяжущих и плотных заполнителях (далее - бетоны), применяемые во всех областях строительства и климатических зонах, и устанавливает технические требования к бетонам, правила их приемки, методы контроля.
ГОСТ 26633-2015 в п.4.3.1 предусматривает классы бетона по прочности В15, В7,5 и не содержит указание на марки бетона.
Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что, многие производители указывают класс и марку бетона, либо только марку бетона в соответствии с утратившим силу ГОСТ 26633-91 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия». Марки бетона М100 и М200 указаны в скобках в качестве примечания.
Комиссия Кировского УФАС приходит к выводу, что указание Заказчиком наряду с классом бетона В15, В7,5 марок бетона М200, М100 в качестве примечания не противоречит действующим ГОСТ и Закону о контрактной системе.
Согласно п. 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 по показателям качества бетоны подразделяют по морозостойкости на марки по первому базовому методу (в том числе): F150, F1150; на марки по второму базовому методу (в том числе): F250, F2150.
ГОСТ 13579-78 «Блоки бетонные для стен подвалов Технические условия» распространяется на блоки, изготовляемые из тяжелого бетона, а также легкого и плотного силикатного бетонов средней плотности не менее 1800 кг/м3 и предназначаемые для стен подвалов и технических подпольев зданий. Сплошные блоки допускается применять для фундаментов.
Согласно п. 2.1 ГОСТ 13579-78 материалы, применяемые для приготовления бетона, должны обеспечивать выполнение технических требований, установленных настоящим стандартом, и соответствовать действующим стандартам или техническим условиям на эти материалы.
Согласно п. 2.5, 5.7 ГОСТ 13579-78 марки бетона по морозостойкости должны соответствовать проектным, указываемым в заказах на изготовление блоков; дополнительно в документе о качестве блоков должны быть приведены, в том числе, марки бетона по морозостойкости (если эти показатели оговорены в заказе на изготовление блоков).
Заказчиком подготовлена документация об электронном аукционе на основании своих потребностей, не допуская излишних требований к товарам.
Указанные требования заказчика к товарам адресованы в первую очередь профессиональным участникам рынка закупок для государственных нужд, в связи с чем, в процессе проведения закупки работ никто не обращался к заказчику о разъяснении документации по оспариваемым позициям. Описание товаров является объективным и заказчиком не допущено введения участников в заблуждение или ограничение их участия в электронном аукционе, описание требований к материалам не привело к возникновению вопросов о разъяснении данных положений документации об электронном аукционе и не предполагает двусмысленного толкования.
При формировании технических требований заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, которые удовлетворяют потребности заказчика и позволяют максимально снизить бюджетные расходы по заключаемому контракту.
В пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, разъяснено, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Исходя из изложенного следует, что заказчик при описании и установлении требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, не допускал нарушений, которые могли бы повлечь ограничение участия каких-либо лиц в электронном аукционе либо нарушения, которые могли повлечь или повлекли ограничения прав участников закупки.
Возможность устанавливать качественные и функциональные характеристики объекта закупки, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, довод Заявителя не обоснован.
Относительно третьего довода Заявителя Комиссия Кировского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 15 приложения к аукционному заданию требуется «мелкозернистый бетон» с характеристикой «крупность заполнителя не более 10 мм».
В соответствии с пунктами 4.7.8., 4.7.9 ГОСТ 26633-2015 данный показатель именуется как «наибольшая крупность заполнителя».
В связи с тем, что в ГОСТ 26633-2015 не содержатся иные определения крупности заполнителя (например: наименьшая крупность заполнителя), Комиссия Кировского УФАС пришла к выводу, что использование Заказчиком в приложении к аукционному заданию показателя «крупность заполнителя» вместо «наибольшая крупность заполнителя» не противоречит ГОСТ 26633-2015, не вводит участников закупки в заблуждение и не ограничивает количество участников.
Относительно четвертого довода Заявителя Комиссия Кировского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч.3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Согласно пункту 10.2 проекта контракта исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком … или внесением денежных средств на счет Заказчика. … Способ обеспечения исполнения Контракта определяется Подрядчиком самостоятельно.
Таким образом, указанный пункт соответствует статье 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 10.3 проекта контракта возврат денежных средств (залога) в размере обеспечения исполнения обязательств, связанных с выполнением работ, осуществляется после подписания акта, подтверждающего приемку Заказчиком Объекта на основании заявления Подрядчика о возврате залоговой суммы в течение 14 (четырнадцати) календарных дней с момента поступления такого заявления Заказчику.
Пункт 10.3 проекта контракта не содержит обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, что является нарушением ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе.
Устранение выявленного нарушения возможно путем выдачи предписания.
Относительно пятого довода Заявителя Комиссия Кировского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч.4 ст.4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с ч.6 ст.4 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации определяются один или несколько федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке функциональных требований к единой информационной системе, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы, по установлению порядка регистрации в единой информационной системе и порядка пользования единой информационной системой.
В соответствии с п.1.2 «Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок», утвержденного Приказом Казначейства России от 30.12.2015 №26н, в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещаемого в единой информационной системе файла не должен превышать 50 Мб.
Документация о закупке с реестровым номером извещения 0340200003318003663 размещена на официальном сайте единой информационной системы с учетом приведенных выше требований, в связи с чем, нарушения в данной части в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения отсутствуют.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО «Строй лес» на документацию аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту гидроузла на р. Ройка у с. Большой Рой Уржумского района Кировской области (номер извещения 0340200003318003663), в связи с нарушением Муниципальным учреждением Администрация Большеройского сельского поселения Уржумского района Кировской области п.2 ч.1 ст.33, ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе.
2.Выдать предписание об устранении нарушения.
3.Передать материалы дела должностному лицу Кировского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.