Решение №6126/04 1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Пив... от 23 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии – <…>, членов комиссии: <…>, <…>,

в присутствии от лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: <…> – представителя ИП <…> (далее – ИП <…> по доверенности № б/н от <…>;

рассмотрев материалы дела № 043/05/21-755/2020, возбужденного по признакам нарушения пункта 6 части 2 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21, части 3 статьи 21, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»  (далее - Федеральный закон «О рекламе») по факту размещения информации: «Пивные радости каждый день», «59р за литр» на рекламных конструкциях, закрепленных на внешних стенах магазина <…>, расположенного по адресу: г. Киров, ул. <…>, а также по факту размещения информации: «59р за литр» на рекламной конструкции, закрепленной на ограждении напротив входа в магазин: <…>, расположенный по адресу: г. Киров <…>,

                                                                           УСТАНОВИЛА:

при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе» Кировским УФАС России была зафиксирована рекламная информация: «Пивные радости каждый день», «59р за литр» размещенная на рекламных конструкциях, закрепленных на внешних стенах магазина <…>, расположенного по адресу: г. Киров, ул. <…> (акт фиксации от 16.07.2020), а также информация: «59р за литр» размещенная на рекламной конструкции, закрепленной на ограждении напротив входа в магазин: <…>, расположенный по адресу: г. Киров, <…> (акт фиксации от 23.07.2020; акт фиксации от 12.08.2020).

Определением от 17.08.2020 г. возбуждено дело № 043/05/21-755/2020 в отношении ИП <…> по признакам нарушения пункта 6 части 2 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21, части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 15.09.2020 года.

Определением от 15.09.2020 г. срок рассмотрения дела продлен до 17.11.2020 года, рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью вменения дополнительной квалификации по части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в отношении ИП <…>, а также получения дополнительных документов и сведений для рассмотрения дела по существу. Рассмотрение дела назначено на 29.09.2020 г.

Определением от 29.09.2020 рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью получения от ИП <…> дополнительных документов и сведений. Рассмотрение дела назначено на 09.11.2020.

На заседание комиссии, состоявшееся 09.11.2020 г. в 11 часов 00 минут, ответчик - ИП <…>, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела не явился, ходатайств не заявлял, представил запрашиваемые документы, направил <…>. – представителя по доверенности № б/н от <…>.

Представитель ответчика пояснил свою позицию, ранее представленную в письменном виде <…>, которая заключается в том, что информация: «59р за литр», размещенная на рекламной конструкции, закрепленной на внешней стене магазина <…>, расположенного по адресу: г. Киров, <…>, а также размещенная на рекламной конструкции, закрепленной на ограждении напротив входа в пивной магазин <…>, расположенный по адресу: г. Киров, <…> не является рекламой алкогольной продукции, а носит характер добросовестной рекламы безалкогольных напитков (кваса, лимонада). По мнению представителя ответчика, в рекламе отсутствует информация об отнесении ее к безалкогольным напиткам с целью сохранения читаемости рекламы.

Согласно письменным пояснениям <…>, ответчик не осуществляет предпринимательскую деятельность по адресу: г. Киров, <…> с <…> 2020 г., что по мнению ответчика, подтверждает отсутствие в его действиях нарушение требований, установленных Федеральным законом «О рекламе».

Комиссия Кировского УФАС России, выслушав позицию представителя ответчика, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

На основании пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования, в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» подразумевается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация: «Пивные радости каждый день», «59р за литр» содержит все юридически значимые признаки рекламы, а именно:  распространена посредством размещения рекламных конструкций на внешних стенах пивного магазина <…>, расположенного по адресу: г. Киров, <…>, информация: «59р за литр» также размещена на рекламной конструкции, закрепленной на ограждении, напротив входа в пивной магазин <…>, расположенный по адресу: <…>; адресована неопределенному кругу лиц, т.е. тем лицам, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации (пешеходы,  водители транспортных средств, пассажиры общественного транспорта, так как информация распространяется в непосредственной близости от пешеходной и проезжей частей дороги); направлена на формирование интереса и привлечение внимания потребителя к объекту рекламирования, который был определен Комиссией как реализуемая пивным магазином <…> алкогольная продукция (пиво) на основании следующего.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171 - ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон «О государственном регулировании алкогольной продукции») под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.

Алкогольная продукция подразделяется на спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

В соответствии с п. 13.1 ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании алкогольной продукции», пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.

Исходя из положений вышеуказанных норм Федерального закона «О государственном регулировании алкогольной продукции», пиво с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции является алкогольной продукцией.

Информация следующего содержания: «Пивные радости каждый день», «59р за литр» содержит графические изображения емкостей с пенным напитком (бочонка, бутылки, слово: «BEER», словосочетание: «I BEER».

Комиссией установлено, что вышеуказанная информация с учетом способа и места ее размещения, ассоциируется у потребителей исключительно с алкогольной продукцией (пиво), реализуемой индивидуальным предпринимателем.

Кроме того, согласно разъяснениям Президиума ВАС РФ в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 N 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Также Комиссией установлено, что в магазине <…>, расположенном по адресу: г. Киров, <…>, реализуется пиво с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, в частности по цене 59 рублей за литр, что подтверждается актом фиксации рекламы от 12.08.2020 и актом фиксации сайта vk.com/<…> от <…>. Данный факт свидетельствует о предложении в рекламе алкогольной продукции (пива) по цене 59 рублей за литр.

На основании вышеизложенного, информация: «Пивные радости каждый день», «59р за литр» является рекламой, объектом рекламирования является алкогольная продукция (пиво), следовательно, рассматриваемая реклама должна соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом «О рекламе».

С учетом имеющихся в материалах дела документов довод ИП <…> об отнесении рекламы: «59р за литр» к рекламе безалкогольной продукции является необоснованным.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», не допускается размещение рекламы алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Реклама алкогольной продукции: «Пивные радости каждый день», «59р за литр», размещенная с использованием настенных рекламных щитов, закрепленных на внешних стенах пивного магазина <…>, расположенного по адресу: г. Киров, <…>, а также реклама алкогольной продукции: <…>, размещенная на конструкции, закрепленной на ограждении напротив входа в пивной магазин <…>, расположенный по адресу: г. Киров, <…> нарушает требования, установленные пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», поскольку размещена с использованием рекламных конструкций стабильного территориального размещения, монтаж и демонтаж которых без использования специальных технических средств (инструментов) невозможен.

В соответствии с частью 3 статьи 21 Федеральный закон «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В соответствии с частью 2.1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.

Таким образом, реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов, которая должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления.

В вышеуказанной рекламе алкогольной продукции: «Пивные радости каждый день», «59р за литр», отсутствует предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкоголя, что является нарушением части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

Сотрудниками Кировского УФАС России зафиксирована реклама алкогольной продукции (акт фиксации рекламы от 16.07.2020), размещенная у входа в пивной магазин <…>, расположенный по адресу: г. Киров, <…>.

Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения <…> расположен по адресу: г. Киров, <…>.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение <…> расположен по адресу: г. Киров, <…>.

Общество с ограниченной ответственностью медицинский центр <…> имеющий действующую лицензию № ЛО-<…> от <…> на осуществление медицинской деятельности расположен по адресу: г. Киров, <…>

Определение 100-метровой зоны от границ территорий образовательных организаций осуществляется в соответствии с кадастровым планом муниципального образования.

Согласно информации, изложенной в письме Администрации муниципального образования «Город Киров» № <…> от <…>, по данным официального программного обеспечения ГИС ИнГЕО расстояние между магазином <…>, расположенным по адресу: г. Киров, <…> и Кировским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения <…> расположенным по адресу: г. Киров, <…> составляет 90 метров. В свою очередь, расстояние между магазином <…>, расположенным по вышеуказанному адресу и муниципальным дошкольным образовательным учреждением <…>  расположенным по адресу: г. Киров, <…> составляет 83 метра.

Письмом № <…> от <…> <…> Администрация муниципального образования «Город Киров» представила информацию, согласно которой расстояние между пивным магазином «Наш хмель», расположенным по адресу: г. Киров, ул. профсоюзная, д. 38 и обществом с ограниченной ответственностью медицинский центр <…>, расположенным по адресу: г. Киров, <…> составляет 17,6 метра.

Таким образом, реклама алкогольной продукции: «Пивные радости каждый день», «59р за литр» размещенная на рекламных конструкциях, закрепленных на внешних стенах пивного магазина <…>, расположенного по адресу: г. Киров, <…>, распространяется с нарушением пункта 6 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Оценив имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия считает, что рассматриваемая информация  не содержит факта нарушения  части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», следовательно, производство по делу в данной части подлежит прекращению.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 21, пункта 6 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель, за нарушение требований части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» – рекламодатель и рекламораспространитель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно сведениям, представленным <…>, в период с <…> по <…> в магазине <...>, расположенном по адресу: г. Киров, <…> реализовывалось пиво различных марок («Жигулевское», «Медведевское», а также <...>  и «Чешское ледяное» по цене 59 рублей за литр), что подтверждает заинтересованность <…> в распространении рекламы алкогольной продукции с целью продажи.

 На заседании Комиссии представитель ответчика не отрицал, что именно ИП <…> определил содержание рекламы: «59р за литр» и разместил её по адресу: г. Киров, <…>, что также подтверждается счетом на оплату № <…> от <…>, актом № <…> от <…>, платежным поручением № <…> от <…> и письменными пояснениями ответчика (вх. № <…> от <…>).

Согласно договору аренды нежилого помещения № <…> от <…>, заключенному между ИП <…> (Субарендодатель) и ИП <…> (Субарендатор), последнему передана во временное владение и пользование часть нежилого помещения, находящегося по адресу: Кировская область, г. Киров, <…>, общей площадью <…> квадратных метров (в том числе торговый зал <…> квадратных метров).

На основании анализа договора аренды нежилого помещения № <…> от <…> Комиссией установлено, что в период до <…> ИП <…> занимал вышеуказанное нежилое помещение с целью осуществления предпринимательской деятельности по реализации алкогольной продукции (пива), имел право на размещение рекламы  и распространял рекламу: «Пивные радости каждый день», «59р за литр» на внешних стенах магазина <...>, расположенного по адресу: г. Киров, <...>, что также подтверждается письменными пояснениями ответчика (№ <…> от <…>).

Согласно договору аренды недвижимости № <…> от <…>, заключенному между ИП <…> (Арендодатель) и ИП <…> (Арендатор), последнему передано во временное пользование нежилое помещение, расположенное по адресу: Кировская область, г. Киров, <…>, кадастровый номер <…>, общей площадью <…> кв.м.

На основании анализа договора аренды недвижимости № <…> от <…> Комиссией установлено, что ИП <…> (ИНН: <…>; ОГРНИП: <…>) осуществляет предпринимательскую деятельность по реализации алкогольной продукции по адресу: г. Киров, <…>, имеет право на размещение рекламы и распространяет рекламу: «59р за литр» с июля по настоящее время, что подтверждается пояснениями ответчика (вх. № <…> от <…>).

Учитывая изложенное, комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что рекламораспространителем и рекламодателем спорной рекламы, исходя из понятия, установленного пунктами 5, 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», является ИП <…>, который несет ответственность за нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 21, пункта 6 части 2 статьи 21 и части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Порядок выдачи антимонопольным органом предписаний о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее – Правила).

Согласно пункту 44 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу, обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В материалах дела имеются документально подтвержденные сведения о том, что рекламные конструкции, закрепленные на внешних стенах здания, расположенного по адресу: г. Киров, <…>, содержащие информацию: «Пивные радости каждый день», «59р за литр» на момент принятия Комиссией решения демонтированы (вх. № <…> от <…>).

Учитывая тот факт, что на момент принятия решения в материалах дела не содержится документального подтверждения устранения нарушения Федерального закона «О рекламе» по адресу: г. Киров, <…>, Комиссия решила выдать ИП <…> предписание об устранении нарушения рекламного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП <…>.

Руководствуясь статьями 3, 21, 33 и 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кировского УФАС России

Связанные организации

Связанные организации не указаны