Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е от 20 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области  по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Кировского УФАС России) в составе:

в присутствии:

представителей Администрации Свечинского района Кировской области по доверенности,

рассмотрев жалобу ООО «Строй лес»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

22.05.2018 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО «Строй лес» (далее – Заявитель)  на документацию аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту участка наружного трубопровода тепловых сетей от котельной до жилого дома ул. Октябрьская, 5а пгт Свеча (номер извещения 0340200003318003938). Заказчик - Администрация Свечинского района Кировской области.

Заявитель считает, что документация закупки не соответствует требованиям, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), в обоснование чего приводит следующие доводы:

1) срок предоставления разъяснений положения документации не соответствует ч.4 ст. 65 Закона о контрактной системе;

2) аукционной документацией ограничена возможность участия в закупке индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, не являющихся плательщиками НДС;

3) пункты 8.3, 8.7 проекта контракта не соответствуют ст.96 Закона о контрактной системе;

4) пункт 10.1 проекта контракта не устанавливает конкретный срок действия контракта, что противоречит Закону о контрактной системе;

5) характеристика фракции товара по позиции 1 Приложения к аукционному заданию не соответствует ГОСТ;

6) характеристика класса товара по позиции 2 Приложения к аукционному заданию не соответствует ГОСТ;

7) ГОСТы, указанные по позициям 11, 17, 18 Приложения к аукционному заданию не регламентируют требования к данным товарам.

В соответствии с ч. 1 ст. 106  Закона о контрактной системе Заявителю, Заказчику, Уполномоченному учреждению направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 29.05.2018 г.

Заявитель, извещенный надлежащим образом, явку не обеспечил.

Уполномоченное учреждение ходатайствовало о рассмотрении в отсутствии представителя, представило письменные пояснения, в которых указало, что довод Заявителя о несоответствии срока предоставления разъяснений положения документации статье 65 Закона о контрактной системе не обоснован.

На заседании комиссии Кировского УФАС России Заказчик пояснил, что аукционная документация подготовлена в соответствии с Законом о контрактной системе. Просит признать жалобу не обоснованной.

В результате рассмотрения жалобы, заслушав пояснения Заказчика, рассмотрев представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

23.04.2018 года на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru было размещено извещение №0340200003318003938 о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту участка наружного трубопровода тепловых сетей от котельной до жилого дома ул. Октябрьская, 5а пгт Свеча. Начальная (максимальная) цена контракта (договора) – 3513078.00 руб. Окончание срока подачи заявок – 23.05.2018 года.

Относительно первого довода Заявителя Комиссия Кировского УФАС России установила следующее.

Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно пункту 3.6 Информационной карты дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации – 22.05.2018 года.

Исходя из ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, статей 190-193 ГК РФ, датой окончания срока предоставления разъяснений положений документации рассматриваемой закупки должно являться 21.05.2018 года. Вместе с тем, увеличение Заказчиком срока предоставления разъяснений не нарушает прав участников закупки и не противоречит ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.

Относительно второго довода Заявителя Комиссия Кировского УФАС России установила следующее.

В соответствии с п.4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно п. 1 ст. 169 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

При этом, согласно п. 3.1 ст. 169 НК РФ налогоплательщики, в том числе освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, лица, не являющиеся налогоплательщиками, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.

Кроме того, ч. 5 ст. 173 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога: 1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога; 2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

На основании вышеизложенного, прямого запрета на оформление счета-фактуры лицам, применяющим упрощенную систему налогообложения и лицам, не являющимся налогоплательщиками законодательством Российской Федерации не установлено.

Кроме того, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 года № 17-П разъясняет, что одним из проявлений диспозитивности в регулировании налоговых правоотношений выступает право лиц, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, или налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с его исчислением и уплатой, вступить в правоотношения по уплате данного налога, что в силу ч. 5 ст. 173 Налогового Кодекса Российской Федерации возлагает на таких лиц обязанность выставлять покупателю счет-фактуру с выделением в нем суммы налога и, соответственно, исчислять сумму данного налога, подлежащую уплате в бюджет. Выставленный покупателю счет-фактура, впоследствии, служит основанием для принятия указанных в счете-фактуре сумм налога к вычету.

Кроме того, положениями ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе определена лишь обязанность заказчика о включении в проект контракта условий о порядке оплаты выполненных работ, однако положениями вышеназванной нормы Закона о контрактной системе не установлен определенный перечень документов, необходимых для реализации данной обязанности, и как следствие порядок оплаты выполненных работ определяется заказчиком самостоятельно.

Таким образом, установленная в пункте 2.2 проекта контракта обязанность Подрядчика по передаче Заказчику счетов-фактур не ограничивает право на участие в закупке индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, не являющихся плательщиком НДС. Довод Заявителя не обоснован.

Относительно третьего довода Заявителя Комиссия Кировского УФАС России установила следующее.

В соответствии с ч.3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Согласно п.8.3 проекта контракта срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на тридцать дней с момента подписания Контракта.

Установление данного срока действия банковской гарантии в проекте контракта является нарушением ч.3 ст. 96 Закона о контактной системе.

Срок действия банковской гарантии, установленный  в проекте контракта не соответствует ч.3 ст. 96 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч.7 ст. 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Согласно п.8.7 проекта контракта в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком его обязательств по Контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента, когда такое обеспечение перестало действовать, предоставить Заказчику новое надлежащее обеспечение исполнения Контракта на тех же условиях и в таком же размере. Действие указанного пункта не распространяется на случаи, если Подрядчиком предоставлена недостоверная (поддельная) банковская гарантия.

Из смысла ст. 96 Закона о контрактной системе следует право заказчика на получение обеспечения исполнения контракта на стадии его заключения. Возможность требовать представления нового обеспечения на стадии исполнения контракта Законом не предусмотрена. Устанавливая требование о предоставлении нового обеспечения, Заказчик возложил на поставщика обязанность, не предусмотренную положениями Закона, тем самым нарушив положения ч. 3, ч.7 ст. 96 Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя обоснован.

Относительно четвертого довода Заявителя Комиссия Кировского УФАС России установила следующее.

Закон о контрактной системе не определяет правил установления срока действия контракта.

В соответствии с ч.3 ст. 425 Гражданского Кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.

Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Согласно п.10.1 проекта контракта он вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения Сторонами всех обязательств по Контракту. Окончание срока действия Контракта не освобождает Стороны от ответственности за его нарушение.

Таким образом, пункт 10.1 проекта контракта не противоречит Закону о контрактной системе.

Относительно пятого довода Заявителя Комиссия Кировского УФАС России установила следующее.

Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ» устанавливает классификационные признаки щебня, а также технические требования к нему. В пункте 4.2.1 ГОСТа указано, что щебень и гравий выпускают в следующих основных фракциях, в том числе: «св. 20 до 40мм».

Согласно Приложению к аукционному заданию по позиции 1 требуется щебень с характеристикой фракции 20-40 мм.

Обоснование использования нестандартного показателя по позиции 1 Приложения к аукционному заданию в аукционной документации отсутствует, из чего следует, что изложение характеристики фракция щебня по указанной позиции осуществлено Заказчиком не в соответствии с ГОСТ 8267-93, что является нарушением п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, согласно паспортам на указанный товар характеристика фракция щебня может указываться производителями в виде значения 20-40 мм.

В соответствии с пунктом 1.4 инструкции по заполнению заявки в случае указания   заказчиком в Технической части (Аукционном задании) требований к фракции товара, участник аукциона указывает характеристики фракции в соответствии с указанными в Аукционном задании, из чего следует, что заявка может быть заполнена Заявителем в соответствии с приложением к Аукционному заданию.

Таким образом, данное нарушение Закона о контрактной системе не ограничивает возможность участия в закупке.

Относительно шестого довода Заявителя Комиссия Кировского УФАС России установила следующее.

Согласно Приложению к аукционному заданию по позиции 2 требуется тяжелый бетон класс В15 (М200).

ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» распространяется на конструкционные тяжелые и мелкозернистые бетоны на цементных вяжущих и плотных заполнителях (далее - бетоны), применяемые во всех областях строительства и климатических зонах, и устанавливает технические требования к бетонам, правила их приемки, методы контроля.

ГОСТ 26633-2015 в п.4.3.1 предусматривает классы бетона по прочности В15 и не содержит указание на марки бетона.

Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что, многие производители указывают класс и марку бетона, либо только марку бетона в соответствии с утратившим силу ГОСТ 26633-91 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия».  Марка бетона М200 указана в скобках в качестве примечания.

Комиссия Кировского УФАС приходит к выводу, что указание Заказчиком наряду с классом бетона В15, марки бетона М200 в качестве примечания не противоречит действующим ГОСТ и Закону о контрактной системе.

Относительно седьмого довода Заявителя Комиссия Кировского УФАС России установила следующее.

По позициям 11, 17, 18 Приложения к аукционному заданию требуется тройник. Заказчиком указано соответствие данного товара ГОСТ 10704-91 «Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент» и ГОСТ 10705-80 «Трубы стальные электросварные. Технические условия».

Данные ГОСТ определяют характеристики прямошовных труб, которые применяются при изготовлении товаров, указанных по позициям 11, 17, 18 Приложения к аукционному заданию.

В соответствии с пунктами 4, 7, 8 ответа на запрос разъяснения документации №855-03-18 от 25.04.2018 года ГОСТ 10705-80 распространяется на указанные товары.

Заказчик при описании и установлении указанного требования к товару не допустил нарушений, которые могли бы повлечь ограничение участия лиц в электронном аукционе либо нарушений, которые могли повлечь или повлекли ограничения прав участников закупки. Довод Заявителя не обоснован.

Устранение выявленных нарушений возможно путем выдачи предписания.

На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия Кировского УФАС России,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.  Признать частично обоснованной жалобу ООО «Строй лес» на документацию аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту участка наружного трубопровода тепловых сетей от котельной до жилого дома ул. Октябрьская, 5а пгт Свеча (номер извещения 0340200003318003938), в связи с нарушением Администрацией Свечинского района Кировской области п.2 ч.1 ст. 33, частей 3, 7 ст. 96 Закона о контрактной системе.

2.Выдать предписание об устранении нарушения.

3.Передать материалы дела должностному лицу Кировского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны