Решение б/н РЕШЕНИЕ от 28 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

«26» октября 2016 года                                                                                № 223ФЗ/2016-31

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Комиссия Кировского УФАС России) в составе:

Заместителя Председателя комиссии:

 

Членов комиссии:

 

в присутствии:

<…> – представителя АО «ВМП «Авитек» по доверенности от 01.01.2016 г.,

<…> – представителя АО «ВМП «Авитек» по доверенности от 18.10.2016 г.,

<…> – представителя АО «ВМП «Авитек» по доверенности от 18.10.2016 г.,

рассмотрев жалобу ООО «Энергосервис»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

12.10.2016 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО «Энергосервис» (далее – Заявитель) на положения документации запроса котировок в электронной форме АО «Вятское машиностроительное предприятие «Авитек» (далее – Заказчик) на поставку и установку центробежных компрессоров Centac C700-С115МХЗ (извещение № 31604092865).

В своей жалобе заявитель указывает на неправомерное установление заказчиком требования о производительности оборудования, завышенного по сравнению с реальными техническими характеристиками закупаемого оборудования. Кроме того, как указывает заявитель, участие в закупке ограничивается тем, что заказчик исключил возможность поставки аналогичного оборудования.

Кировским УФАС России в адрес Заявителя, Заказчика направлено уведомление о рассмотрении жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 19.10.2016 г. на 15 час. 00 мин.

Заказчику выставлено требование о приостановлении заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, явку представителя не обеспечил.

На заседании комиссии Кировского УФАС России представители Заказчика пояснили, что ими было проведено исследование существующего рынка центробежных турбокомпрессоров. По результатам анализа было принято решение о приобретении конкретного оборудования, технические характеристики которого отвечают потребностям заказчика. Характеристика производительности, установленная Заказчиком, соответствует значениям, указанным в паспорте на компрессор Centac C700-С115МХЗ, и исчисляется в единицах измерения Нм3/мин. Заявителем, в свою очередь, приведены характеристики указанного оборудования в другой единице измерения – м3/мин. Цифровые значения, указанные в различных единицах измерения, будут отличаться. В силу жестких требований к закупаемому оборудованию иные марки компрессов в качестве предмета закупки не рассматривались. Предмет закупки сформирован в соответствии с положениями Закона о закупках. Товар, запрашиваемый заказчиком, может быть поставлен любым потенциальным участником закупки, доступ к участию в закупке не ограничен. В свою очередь, заявитель, являясь участником рассматриваемого запроса котировок, предлагал к поставке другое оборудование, не соответствующее в том числе по важной для Заказчика характеристике – габаритным размерам. Просят признать жалобу необоснованной. Дополнительно сообщают, что по результатам закупки до получения уведомления о рассмотрении жалобы ООО «Энергосервис» 13.10.2016 г. заказчиком был заключен договор № 10-16Т на поставку продукции с ООО «АГМ-СЕРВИС».

В виду того, что на заседании Комиссии была установлена необходимость получения дополнительных документов и информации, рассмотрение жалобы было отложено на 26.10.2016 г. в 14 ч. 45 мин.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, явку представителя не обеспечил.

26.10.2016 г. на заседании Комиссии Кировского УФАС представители Заказчика настаивали на ранее изложенных доводах. Дополнительно приобщили к материалам дела документы в обоснование выставленных технических характеристик.  

 

Заслушав пояснения представителей Заказчика, изучив представленные документы, комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.

13.09.2016 г. на официальном сайте ЕИС размещено извещение № 31604092865 о проведении запроса котировок в электронной форме АО «Вятское машиностроительное предприятие «Авитек» на поставку и установку центробежных компрессоров Centac C700-С115МХЗ.

1. В соответствии с пп. 1 «Требования по качеству и количеству воздуха» п. 3 «Требования к техническим характеристикам» Технического задания Заказчику требуется поставка и установка центробежного компрессора Centac C700-С115МХЗ (2 единицы) со следующей характеристикой: «Производительность сжатого воздуха компрессором 125 нм3/мин».

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно поз. 108 табл. 1 ГОСТ 28567-90 «Компрессоры. Термины и определения» объемная производительность компрессора – объемный расход газа на выходе из компрессора.

Производительность компрессора может быть выражена в различных величинах (л/мин, м3/мин, м3/час, Нм3/мин).

Из раздела 1 «Техническая спецификация» Руководства по эксплуатации и техническому обслуживанию модели Centac, следует, что характеристика производительности компрессора Centac C700-С115МХЗ, установленная Заказчиком, соответствует техническим характеристикам, установленным производителем (нм3/мин). Данный вывод подтверждается в том числе письмом ООО «Ингерсолл Рэнд Сервисис энд Трэйдинг» от 20.10.2016 г., представленным заказчиком.

В своей жалобе заявитель ссылается на пояснения завода-изготовителя о том, что предусмотренный закупочной документацией компрессор Centac C700-С115МХЗ не может обеспечить производительность 125 нм3/мин ни при каких условиях. В свою очередь, документов, подтверждающих позицию заявителя, не представлено.

Таким образом, довод заявителя об указании заказчиком параметра производительности компрессора, завышенного по сравнению с реальными техническими характеристиками оборудования, в ходе рассмотрения жалобы не нашел своего подтверждения.

В п. 13 Технического задания Заказчик установил иные дополнительные требования к предмету торгов: аналоги не рассматриваются, так как характеристика данной модели компрессорного оборудования полностью соответствует требованиям системы воздухоснабжения низкого давления предприятия.

Положения Закона о закупках позволяют заказчику составлять описание предмета закупки исходя из собственной потребности. Запрет на использование в описании предмета закупки товарного знака, запрет на исключение поставки аналогичного оборудования законодательством о закупках не установлен.

В рассматриваемом случае Заказчик обосновал потребность в поставке конкретного оборудования с установленными техническими характеристиками, вызванную особыми условиями эксплуатации оборудования.

Таким образом, Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы ООО «Энергосервис».

2. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке АО «ВМП «АВИТЕК» утверждено решением Совета директоров Общества 25 сентября 2014 года (далее – Положение о закупке).

В соответствии с п. 12.7.1 Положения о закупке по результатам запроса котировок договор может быть заключен не позднее чем через десять дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола, а при проведении закрытого запроса котировок не ранее чем через пять дней и не позднее чем через десять дней со дня подписания итогового протокола.

Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384 из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Следовательно, установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупках и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации полагает, что в силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Проанализировав Положение о закупках, комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу о наличии в п. 12.7.1 Положения о закупке нарушения ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания АО «Вятское машиностроительное предприятие «Авитек» об устранении нарушений антимонопольного законодательства путем приведения Положения о закупке в соответствие с требованиями Закона о защите конкуренции.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4, 18.1, 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кировского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Энергосервис» на положения документации запроса котировок в электронной форме акционерного общества «Вятское машиностроительное предприятие «Авитек» на поставку и установку центробежных компрессоров Centac C700-С115МХЗ (номер извещения 31604092865).
  2. Признать факт нарушения акционерным обществом «Вятское машиностроительное предприятие «Авитек» ч. 4 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Выдать акционерному обществу «Вятское машиностроительное предприятие «Авитек» предписание об устранении выявленного нарушения.

  

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны