Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е от 5 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

«30»  марта 2017 г.                                                                                № 223ФЗ/2017-12

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, запроса котировок на закупку товаров, работ услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в составе:

 

в присутствии:

<…>– представителей КОГСАУ «Кировская база авиационной и наземной охраны лесов»    по доверенности,

рассмотрев жалобу  КОГСАУ «Кировская база авиационной и наземной охраны лесов»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В соответствии со ст.18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» 17.03.2017 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО «АК Орел-сельхозавиа» (далее - Заявитель) на  документацию открытого аукциона на оказание услуг по выполнению комплекса авиационных работ по охране и защите лесов в 2017 году на территории Кировской области, с экипажем согласно Лесному плану Кировской области, а также услуг по управлению данными воздушными судами и их технической эксплуатации(номер извещения  №31704891155), подготовленную КОГСАУ «Кировская база авиационной и наземной охраны лесов»  (далее - Заказчик).

Как указывает Заявитель, п.1 технического задания не предусматривает возможность использования самолетов иного типа, указывает на то, что законодательством не предусмотрено понятие «легкомоторное судно». Заявлен довод об ограничении конкуренции в соответствии со ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции).

Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы, у Заказчика, запрошены необходимые документы по данному открытому запросу предложений, а также письменные пояснения по существу жалобы. Заказчику, как организатору торгов, выставлено требование о приостановлении заключения договора до рассмотрения жалобы по существу.

Рассмотрение жалобы, назначено на 30.03.2017г. Рассмотрение жалобы проводится в соответствии с положениями ст. 18.1 Закона защите конкуренции.

Заявитель, извещенный надлежащим образом, явку представителя не обеспечил.

Заказчик представил запрашиваемые документы и письменные пояснения. На заседании комиссии Кировского УФАС России представитель Заказчика подтвердил письменные пояснения, согласно которым учреждение вправе указывать в документации о закупке конкретный товарный знак, модель, конкретного производителя без указания на возможность поставки эквивалента, что не противоречит положениям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а  также Положению о закупках товаров, работ, услуг для нужд КОГСАУ «Кировская база авиационной и наземной охраны лесов»   (утв.протоколом №68 от 23.01.2017 г.) (далее - Положение). Формулировка «легкомоторное судно» является широкоупотребимой для воздушных судов  указанных в документации типов. Требование к использованию судов типа  Zlin, Cessna обусловлено экономической целесообразностью: у Заказчика имеются пилоты, допущенные к управлению судами Zlin, Cessna, Ан-2 (представлены задания на тренировку), обучение сотрудников управлению судами других типов потребует дополнительных финансовых затрат; суда типа Zlin, Cessna потребляют меньше топлива и удобны для проведения мониторинга состояния лесов. Также Заказчиком представлен перечень эксплуатантов, имеющих суда либо Zlin либо Cessna и Ан-2.

В ходе рассмотрения жалобы комиссией Кировского УФАС России установлено следующее.

15.03.2017 года на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого аукциона на оказание услуг по выполнению комплекса авиационных работ по охране и защите лесов в 2017 году на территории Кировской области, с экипажем согласно Лесному плану Кировской области, а также услуг по управлению данными воздушными судами и их технической эксплуатации (номер извещения  №31704891155). Срок окончания подачи заявок на участие – 05.04.2017 г.

В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно п.1.3 Положения Заказчик имеет право на аукционе закупать товары с конкретными торговыми знаками без указания на возможность поставки эквивалента. Заказчик при закупке работ (услуг), выполнение (оказание) которых производится с применением товаров, имеет право на аукционе закупать товары, применяемые при выполнении работ (оказании услуг) с конкретными торговыми знаками без указания на возможность поставки эквивалента.

В силу п.1. ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно техническому заданию для оказания услуг необходимы 3 воздушных судна типа Ан-2, 1 легкомоторное судно типа Zlin 142, Cessna 182 без указания на эквивалент.

Проанализировав представленные документы, в том числе обосновывающие потребность заказчика в использовании судов вышеназванных типов, Комиссия Кировского УФАС пришла к выводу о том, что указание конкретных типов воздушных судов обусловлено потребностями заказчика, спецификой его деятельности и не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции. Заказчиком обоснована потребность в использовании судов вышеназванных типов. Представлены доказательства того, что на данном рынке действует ряд организаций, способных оказать Заказчику услуги, образующие предмет закупки.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Словосочетание «легкомоторное судно» является распространенным. Отсутствие данной формулировки в Воздушном кодексе РФ не лишает Заказчика возможности использовать свою формулировку в аукционной документации, под нее подпадают технические характеристики категории «легкое воздушное судно», определенные ч.2 ст.32 Воздушного кодекса РФ. Данная формулировка не препятствует подаче заявки на участие в данной закупке.

Таким образом, Заказчик не допустил нарушений требований Закона о закупках при формировании технического задания; обстоятельств, свидетельствующих об ограничении конкуренции, не установлено. Жалоба Заявителя необоснованна.

В соответствии с ч.17 ст.18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

 В силу п.5.6.  Положения в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня подписания протокола проведения запроса предложений, Заказчик направляет победителю в проведении запроса предложений проект договора, который составляется путём включения условий исполнения договора, предложенных победителем в заявке, в проект договора, прилагаемый к извещению и документации по проведению запроса предложений.

Согласно п.8.2. Положения в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня подписания итогового протокола аукциона Заказчик передаёт победителю аукциона проект договора, заполненный в соответствии с условиями первой и второй части заявки на участие в аукционе победителя аукциона, а также в договор включается предложение о цене договора победителя.

В соответствии с п.10.5. Положения в случае если конкурс признан несостоявшимся и только один участник закупки, подавший заявку на участие в конкурсе, признан участником конкурса, участник закупки признается победителем конкурса. Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе передаёт победителю конкурса проект договора, который составляется путём включения условий исполнения договора, предложенных победителем в заявке на участие в конкурсе, в проект договора, прилагаемый к конкурсной документации.

Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 02.02.2016 №309-КГ15-14384 из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Следовательно, установление в Положении срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупках и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации полагает, что в силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое участником закупки Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Проанализировав Положение комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу о наличии в п.5.6, 8.2, 10.5 Положения нарушения ч.4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Устранение выявленного нарушения возможно посредством выдачи предписания об устранении допущенного нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ч.20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия,

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать необоснованной жалобу ООО «АК Орел-сельхозавиа» (далее - Заявитель) на  документацию открытого аукциона на оказание услуг по выполнению комплекса авиационных работ по охране и защите лесов в 2017 году на территории Кировской области, с экипажем согласно Лесному плану Кировской области, а также услуг по управлению данными воздушными судами и их технической эксплуатации(номер извещения  №31704891155).
  2. Признать в действиях КОГСАУ «Кировская база авиационной и наземной охраны лесов»  факт нарушения ч.4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции.
  3. Выдать предписание о приведения Положения о закупках товаров, работ, услуг в соответствие с требованиями ч.4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции.
  4. Отменить приостановление заключения договора.

 

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 ФЗ от 26.07.2006 N 135ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны