Решение б/н Решение по делу №23/02-14 от 20 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения объявлена 27.01.2015 г.                         Дело № 23/02-14

Решение изготовлено в полном объеме 10.02.2015 г.                                                                                                                         

 

РЕШЕНИЕ

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

<>. – заместитель руководитель управления, начальник отдела товарных рынков и естественных монополий;

Члены комиссии:

<> – ведущий специалист – эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий;

<> – главный специалист – эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий.

 

В присутствии:

заявителя – … ;

представителя ответчика – …

 

рассмотрев дело № 23/02-14 по признакам нарушения по признакам нарушения ОАО «Завод «Сельмаш» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в затягивании осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям гаражного бокса № 11, расположенного по адресу: г. Киров, ул. Щорса и ул. Ульяновская, гаражно-строительный кооператив «Автомобилист-124», принадлежащего

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В УФАС по Кировской области поступило заявление на действия ОАО «Завод «Сельмаш» в связи с нарушением сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям гаражного бокса № 11, расположенного по адресу: г. Киров, ул. Щорса и ул. Ульяновская, гаражно-строительный кооператив «Автомобилист-124», принадлежащего

 

Кировским УФАС России было установлено, что в указанных действиях ОАО «Завод «Сельмаш» содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В связи с чем, приказом Кировского УФАС от 12.12.2014 г. № 511 было возбуждено дело № 23/02-14.

Рассмотрение дела было назначено на 20.01.2015 г.

Письмом от 19.01.2015 г. заявил ходатайство о рассмотрении дела               № 23/02-14 без его участия в связи с невозможностью обеспечить свое присутствие на заседании Комиссии 20.01.2015 г. Заявитель дополнительно сообщил, что на 19.01.2015 г. принадлежащий ему гаражный бокс не подключен к электрическим сетям, попыток подключения не было.

На заседании Комиссии, назначенной на 20.01.2015 г., представители ответчика пояснили, что невыполнение работ по договору об осуществлении технологического присоединения, заключенному с , в установленный срок было обусловлено уважительными причинами. На момент заключения договора в отношении ОАО «Завод «Сельмаш» службой судебных приставов было возбуждено исполнительное производство, которое до настоящего времени не окончено. Расчетные счета Общества заблокированы. Закупка материалов, комплектующих для производства работ по технологическому присоединению не представляется возможным. ОАО «Завод «Сельмаш» производился поиск подрядчиков для выполнения работ по технологическому присоединению при условии оплаты работ только после их выполнения и по наименьшей цене. На таких условиях был найден подрядчик ЗАО «ЭнергоТранс-С», с которым был заключен договор подряда от 10.07.2014 г. № 36/1, согласно которому подрядчик обязался выполнить работы по прокладке кабеля от ТП-43 до гаражного бокса № 11 в срок до 01.08.2014 г. без предоплаты. Однако в установленный срок работы подрядчиком не были выполнены. В связи с неисполнением условий договора ОАО «Завод «Сельмаш» направило в ЗАО «ЭнергоТранс-С»  претензию от 06.08.2014 г. ЗАО «ЭнергоТранс-С» письмом от 14.08.2014 г. № ИС-46 сообщило, что в связи с финансовыми затруднениями выполнение в установленный срок подрядных работ не представляется возможным, производится поиск субподрядчика, имеющего квалифицированных специалистов для проведения работ. Так же ЗАО «ЭнергоТранс-С» сообщило, что имеется возможность технологического присоединения не через прокладку подземного кабеля, а путем прокладки воздушной линии, что значительно дешевле. ЗАО «ЭнергоТранс-С» был заключен договор с ООО «Монтажные технологии» от 15.10.2014 г. № 89/10-14 на электромонтажные работы по прокладке воздушной кабельной линии. Технологическое присоединение по договору предусматривает прокладку электрического кабеля от ТП-43 до гаражного бокса заявителя по территории нескольких земельных участков. До июля 2014 г. ОАО «Завод «Сельмаш» производилось согласование производства работ по прокладке кабеля от ТП-43 до гаражного бокса № 11 с собственниками земельных участков и собственниками подземных и надземных коммуникаций, находящихся в местах пересечения с прокладываемым кабелем. Согласование прокладки воздушной кабельной линии ОАО «Завод «Сельмаш» производилось в октябре - декабре 2014 г. Представители ответчика сообщили, что в действиях ОАО «Завод «Сельмаш» отсутствует нарушение антимонопольного законодательства. Технологическое присоединение гаражного бокса будет произведено до 01.04.2015 г.

 В целях всестороннего и полного исследования обстоятельств дела в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 27.01.2015 г.

На заседании Комиссии 27.01.2015 г. заявитель сообщил, что ОАО «Завод «Сельмаш» на протяжении всего периода времени начиная с даты заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от  04.02.2014 г. № 1 по настоящее время не представило заявителю ни одного документа, подтверждающего выполнение каких-либо работ в целях технологического присоединения его объекта, хотя заявитель просил об этом неоднократно. Заявитель просил обязать ОАО «Завод «Сельмаш» осуществить мероприятия по осуществлению технологического присоединения его объекта к электрическим сетям ответчика.

 

Заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии  к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям установлены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).

Пункт 3 Правил технологического присоединения определяет, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 (физические лица) и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно п. 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям.

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата

д) составление акта об осуществлении технологического присоединения, акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон по форме, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

В пункте 16 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителем должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который для заявителей - физических лиц, максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт, не может превышать 6 месяцев.

Срок осуществления работ, предусмотренный пунктом 16 Правил технологического присоединения, является существенным условием публичного договора по технологическому присоединению.

 

Заявителю принадлежит гаражный бокс № 11, расположенный по адресу: г. Киров, ул. Щорса и ул. Ульяновская, гаражно-строительный кооператив «Автомобилист-124».

Между ОАО «Завод «Сельмаш» и … заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 04.02.2014 г. № 1 (далее – Договор).

В соответствии с п. 1.1 Договора сетевая организация (ОАО «Завод «Сельмаш») принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя: вводно-распределительное устройство гаражного бокса с максимальной мощностью 5 кВт, по 3 категории надежности, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,22 кВ.  

Согласно п. 1.2 Договора технологическое присоединение необходимо для электроснабжения гаражного бокса, расположенного по адресу: г. Киров, ул. Щорса и ул. Ульяновская, гаражно-строительный кооператив «Автомобилист-124», гаражный бокс № 11.

Пунктом 1.5 Договора предусмотрено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня подписания Договора. Таким образом, договор должен быть исполнен до 04.08.2014 г.

Пункт 2.1 Договора устанавливает, что сетевая организация обязуется:

- надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях;

- в течение 30 рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя;

- не позднее 30 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования) с соблюдением срока, установленного п. 1.5 Договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю.

Пунктом 2.3 Договора предусмотрено, что заявитель обязуется, в том числе:

- надлежащим образом исполнить обязательства по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

- после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий. 

Согласно условиям договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 04.02.2014 г. № 1, заключенного между … и ОАО «Завод «Сельмаш», и в соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения необходимые мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя надлежало выполнить не позднее 04.08.2014 г.

В соответствии с п. 3.1 Договора … произвел оплату услуг за технологическое присоединение (копия квитанции об оплате данных услуг получена  ОАО «Завод «Сельмаш» 17.02.2014 г.). 

Во исполнение п. 2.3 Договора … направил в адрес ОАО «Завод «Сельмаш» письмо от 08.05.2014 г., в котором уведомил о выполнении технических условий в пределах границ участка гаражного бокса № 11. Данное письмо получено ОАО «Завод «Сельмаш» 12.05.2014 г., о чем имеется отметка в уведомлении о вручении почтовой корреспонденции.

Вместе с тем, в нарушение п. 2.1 Договора ОАО «Завод «Сельмаш» в установленный срок не выполнило мероприятия по технологическому присоединению до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, не осуществило проверку выполнения технических условий заявителем, не провело осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя, не осуществило фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности.

При этом, Комиссия отмечает, что независимо от того, уведомил потребитель сетевую организацию о выполнении возложенных на него мероприятий по технологическому присоединению, либо не уведомил, сетевая организация со своей стороны обязана в установленный срок выполнить мероприятия, предусмотренные договором.

При этом, ОАО «Завод «Сельмаш» не обратилось в адрес … с предложением о внесении изменений в Договор в части продления срока осуществления технологического присоединения.

Подключение объекта заявителя к электрическим сетям не осуществлено и до настоящего времени.

Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ОАО «Завод «Сельмаш» сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта заявителя.

В результате данных действий (бездействия) ответчика … не смог реализовать право на технологическое присоединение в срок, установленный Договором и действующим законодательством. Заявитель не имеет возможности пользоваться электрической энергией на протяжении длительного периода времени (срок осуществления технологического присоединения уже нарушен более чем на 5 месяцев).

По поводу довода ответчика о необходимости длительных согласований для производства работ по прокладке кабеля от ТП-43 до объекта заявителя с собственниками земельных участков, собственниками подземных и надземных коммуникаций, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Согласования прокладки подземного кабеля с собственниками земельных участков (собственниками подземных и надземных коммуникаций) осуществлялось с 07.05.2014 г. по 01.07.2014 г., что подтверждается соответствующими отметками о согласовании.

Таким образом, общий срок согласования прокладки подземного кабеля с собственником земельного участка (собственником подземных и надземных коммуникаций) составил около 2 месяцев.

Как следует из пояснений представителя ответчика на заседании Комиссии, согласования прокладки воздушной кабельной линии производилось в октябре - декабре 2014 г., т.е. также около 2 месяцев.

Учитывая данное обстоятельство, а также факт того, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с условиями Договора и нормами действующего законодательства установлен 6 месяцев, получение указанных согласований не могли повлиять на технологическое присоединение объекта заявителя в срок.  

ОАО «Завод «Сельмаш» также указывает на то, что ответчик осуществлял частично выполнение работ в целях технологического присоединения объекта заявителя к электрическим сетям, в частности выполнял работы по прокладке электрических сетей и работы по установлению опор линий электропередач. Вместе с тем, подтверждающих данный факт документов в материалы дела представлено не было.  

Довод ответчика о невозможности соблюдения сроков осуществления технологического присоединения по причине тяжелого финансового положения                ОАО «Завод «Сельмаш» отклоняется Комиссией, поскольку нарушение установленных сроков осуществления технологического присоединения по указанному основанию не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими порядок технологического присоединения. 

Кроме того, в соответствии с п. 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, в случае если выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

Таким образом, ОАО «Завод «Сельмаш» имело возможность при обращении в РСТ Кировской области для установления тарифа на последующий расчетный период регулирования указать расходы, не учтенные при установлении тарифа в расчетном периоде, связанные с осуществлением технологического присоединения объекта заявителя.

 

Решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 21.12.2012 N 52/3 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии" для ОАО «Завод «Сельмаш» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии с 01.01.2013 г. по 31.12.2015 г.

В соответствии со ст. 4 Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Из смысла статьи 3 данного Федерального закона следует, что естественная монополия – это такое состояние товарного рынка, когда конкуренция на нем отсутствует в силу ее экономической невыгодности или технологической невозможности.

В силу п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» от 30.06.2008 № 30 и ч. 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Согласно п. 13 Информационного письма ВАС РФ от 30.03.98 г. № 32 субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством.

Таким образом, ОАО «Завод «Сельмаш» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных электрических сетей.

Технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.

Частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Неосуществив в установленный срок технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств объекта …, расположенного по адресу: г. Киров, ул. Щорса и ул. Ульяновская, гаражно-строительный кооператив «Автомобилист-124», гаражный бокс № 11, ОАО «Завод «Сельмаш» тем самым нарушило ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Указанные действия (бездействие) ОАО «Завод «Сельмаш» налагают на заявителя неразумные ограничения, и, следовательно, не соответствуют признакам допустимости, предусмотренным ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О защите конкуренции».

Учитывая, что на момент вынесения решения по делу № 23/02-14 ответчик не осуществил технологическое присоединение объекта заявителя к электрическим сетям, Комиссия считает необходимым выдать ОАО «Завод «Сельмаш» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в срок до 01.04.2015 г. с учетом мнения заявителя.

 

Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ОАО «Завод «Сельмаш» факт нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неосуществлении в установленный срок технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств объекта заявителя, расположенного по адресу: г. Киров, ул. Щорса и ул. Ульяновская, гаражно-строительный кооператив «Автомобилист-124», гаражный бокс № 11, что имеет своим результатом ущемление интересов заявителя.

2. Выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    

 

 

Члены комиссии                                                                                                     

 

                                                                                                                            

  

                                                                                                                 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны