Решение б/н РЕШЕНИЕпо делу № 24/02-14 от 13 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 24/02-14

 

Резолютивная часть решения оглашена 13 апреля 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 27 апреля 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – <> – заместителя руководителя-начальника отдела товарных рынков и естественных монополий, Членов Комиссии – <>. – главного специалиста эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий, <>. - ведущего специалиста - эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий, при секретаре – <>, в присутствии представителей:

- заявителя – директора ООО «Автолен Д» <…>,

- ответчика – и.о. директора ООО «Краснополянский Тепловик» <…> (приказ от 31.03.2015 г. № 11), представителя <…> по доверенности от 02.02.2015 г.;

            рассмотрев 13 апреля 2015 г. в открытом заседании Комиссии с объявлением резолютивной части решения дело № 24/02-14 по признакам нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», возбужденного в отношении ООО «Краснополянский Тепловик» (610026, Кировская обл., Вятскополянский район, пгт Красная Поляна, ул. Коммунальная, 2), поименованного далее «ответчик»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило обращение ООО «Авангард» (вход. регистр. № 8518 от 15.10.2014 г.) на действия ООО «Краснополянский Тепловик», выразившиеся в отказе от возобновления теплоснабжения офисных помещений, расположенных по адресу: Кировская область, Вятскополянский район, пгт Красная Поляна, ул. Набережная, 2-а, в начале отопительного сезона 2014-2015 г.г.

Приказом Кировского УФАС от 15.12.2014 г. № 514 в отношении ООО «Краснополянский Тепловик» было возбуждено дело № 24/02-14 по признакам нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». К рассмотрению дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах дела привлечено МУ Администрация Краснополянского городского поселения Вятскополянского района Кировской области.

Вятскополянской межрайонной прокуратурой Кировской области в Кировское УФАС было направлено для рассмотрения по существу обращение ООО «Автолен Д» на действия ООО «Краснополянский Тепловик», выразившиеся в невозобновлении теплоснабжения нежилых помещений, расположенных по адресу Кировская область, Вятскополянский район, пгт Красная Поляна, ул. Набережная, 2-а, в начале отопительного сезона 2014-2015 г.г., в связи с чем определением от 21.01.2015 г. к рассмотрению дела в качестве заявителя было привлечено ООО «Автолен Д».

В связи с поступившим от ООО «Краснополянский Тепловик» ходатайством о получении информации от собственников помещений, расположенных в здании по адресу: пгт Красная Поляна, ул. Набережная, 2-а, определением от 18.02.2015 г. к рассмотрению дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, привлечены физические лица <…> и <…>.

В связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации рассмотрение дела откладывалось 3 раза.

На заседании Комиссии представители ответчика пояснили, что не признают в действиях  общества нарушение антимонопольного законодательства. Подача тепловой энергии в начале отопительного периода 2014-2015 г.г. в здание по ул. Набережная, 2-а была невозможна, так как абонентами без согласования с ресурсоснабжающей организацией было изменено место врезки тепловых сетей в центральную магистраль.  Объект не был готов к отопительному периоду. В течение предыдущего отопительного периода неоднократно выявлялись случаи хищения воды из тепловых сетей, что создавало угрозу возникновения аварийных ситуаций в системе теплоснабжения поселка. ООО «Краснополянский Тепловик» не получало оплату за тепловую энергию в полном объеме, в связи с чем было вынуждено ставить вопрос об установке прибора учета. Однако, потребители, расположенные в здании по ул. Набережная, 2-а, не выполнили требование об установке прибора учета. ООО «Краснополянский Тепловик» оборудовало узел учета на границе балансовой принадлежности, после чего теплоснабжение здания было возобновлено.  

На заседании Комиссии представитель ООО «Автолен Д» пояснил, что общество состоит в договорных отношениях по поставке тепловой энергии в нежилые помещения, расположенные по адресу: пгт Красная Поляна, ул. Набережная, 2а, с ООО «Краснополянский Тепловик». В начале отопительного сезона 2014-2015 г.г. теплоснабжающая организация не обеспечила поставку тепловой энергии в установленный постановлением Администрации пгт Красная Поляна срок, требуя установления теплосчетчика. Общество полагает, что требования ст. 13 Закона «Об энергосбережении…» не распространяется на здания, расход тепловой энергии которых менее 0,2 Гкал/час. Исходя из расчетов, представленных ООО «Краснополянский Тепловик» ранее,  расход тепловой энергии в целом на все здание меньше указанной величины, поэтому ООО «Автолен Д» считает, что в данном случае не требуется установки теплосчетчика. Общество не согласно с доводами ООО «Краснополянский Тепловик» о том, что потребителями изменено место врезки тепловых сетей в здание. С момента приобретения в собственность здания и заключения договора теплоснабжения место врезки не менялось, и, по мнению представителя заявителя, это сделать невозможно. Доводы о хищении тепловой энергии ничем не подтверждены.  Имеющиеся в здании краны на системе теплоснабжения, которые были установлены еще до приобретения нежилых помещений в аренду, общество неоднократно предлагало теплоснабжающей организации демонтировать или опломбировать, однако, работники ООО «Краснополянский Тепловик» отказались это сделать. ООО «Автолен Д» считает, что  действия ООО «Краснополянский Тепловик» по невозобновлению теплоснабжения здания в начале отопительного сезона нарушают положения антимонопольного законодательства, просит привлечь общество к ответственности.

ООО «Авангард» и третьи лица, уведомленные надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, явку представителей на заседание Комиссии не обеспечили.

Изучив представленные сторонами документы и информацию, заслушав доводы сторон, Комиссия установила:

В соответствии с договором аренды  от 01.06.2005 г. № 151, Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Вятскополянского района (Арендодателем) переданы ООО «Краснополянский Тепловик» (Арендатору) в аренду  объекты муниципального имущества, перечень которого приведен в приложении № 2 к договору, для оказания услуг населению и организациям в пгт Красная Поляна по обеспечению тепловой энергией. В состав имущества, переданного в аренду, согласно приложению № 2 к договору от 01.06.2005 № 151, включены  здания котельных по адресам: ул. Свободы 3 и ул. Сосновая 22, теплотрасса и теплосети, расположенные в пгт Красная Поляна, в том числе по ул. Набережной (п. 7 перечня). Имущество передано арендатору 4.05.2005 на основании акта приема-передачи муниципального имущества (приложение № 1 к договору). Срок действия договора аренды, указанный в п. 1.2 – с 01.05.2005 по 01.04.2006 г. – неоднократно продлевался сторонами.

Решением Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 13.12.2013 г. № 46/41 на период с 1 января по 31 декабря 2014 года ООО «Краснополянский Тепловик» (Вятскополянский район) установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям от котельных, расположенных в микрорайонах ДСК, Молодежный пгт Красная Поляна. Аналогичный тариф установлен для ООО «Краснополянский Тепловик» решением Правления РСТ Кировской области от 14.11.2014 г. № 39/12-тэ-2015 на период с 1 января по 31 декабря 2015 года.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом услуги по передаче тепловой энергии являются составной частью услуг по поставке тепловой энергии. Согласно ч. 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО «Краснополянский Тепловик» занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в географических границах расположения тепловых сетей в пгт Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области.

 

В целях рассмотрения дела № 24/02-14, в пределах полномочий, предоставленных частью 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Кировским УФАС проведен  анализ состояния конкуренции на товарном рынке, на котором вступили в правоотношения ООО «Краснополянский Тепловик» и ООО «Авангард» и ООО «Автолен Д».

Анализ товарного рынка проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 03.09.2010 № 220. Результаты анализа приведены в аналитическом отчете (имеется в материалах дела).

При этом были установлены:

- временной интервал исследования рынка (ретроспективный) – период с 2013 по 2014 г. (с учетом изменений по состоянию на 13 апреля 2015 года);

- продуктовые границы товарного рынка – в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятым в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007г. № 329-ст, установлен раздел «Е» «Производство и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», включающий группировку «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) – код 40.30, в состав которой включены следующие виды деятельности:

- производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными – код 40.30.14;

- передача пара и горячей воды (тепловой энергии) код 40.30.2;

- распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) код 40.30.3.

 Тепловая энергия по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами. В данном случае, рынок тепловой энергии является единым и взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

Таким образом, продуктовые границы исследуемого рынка определены товарной группой «производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии);

- географические границы товарного рынка – границы расположения объектов по производству тепловой энергии и тепловых сетей, находящихся в аренде у ООО «Краснополянский Тепловик», в пгт Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области;

- состав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке оказания услуг по производству, передаче и поставке (распределению тепловой энергии) в пгт Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области:

Продавцы: по запросу Кировского УФАС (определение от 21.01.2015 г.) Администрация Краснополянского городского поселения Вятскополянского района письмом от 04.02.2015 г. № 156 сообщила, что на территории пгт Красная Поляна Вятскополянского района оказывают потребителям услуги теплоснабжения следующие хозяйствующие субъекты: ООО «Краснополянский Тепловик» (пгт Красная Поляна, ул. Коммунальная, 2-а) и ООО «Краснополянский Жилкомхоз» (пгт Красная Поляна, ул. Коммунальная, 2-а). При этом единоличным исполнительным органом в обоих обществах является одно и то же физическое лицо – генеральный директор <…>. Таким образом, на основании п. 2 и п. 8 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Краснополянский Тепловик» и ООО «Краснополянский Жилкомхоз» образуют одну группу лиц.

На основании информации, представленной ООО «Краснополянский Тепловик» и ООО «Краснополянский Жилкомхоз», каждое из обществ владеет на праве аренды различными котельными и тепловыми сетями, и может оказывать услуги по передаче и поставке (распределению) тепловой энергии только тем потребителям, которые имеют технологическое присоединение  к тепловым сетям, находящимся в аренде конкретной теплоснабжающей организации, и не могут при этом получать тепловую энергию от другой теплоснабжающей организации, к сетям которой они не имеют технологического присоединения.

 Покупатели (потребители) – перечень имеется в материалах дела, в  том  числе потребителями ООО «Краснополянский Тепловик» являются ООО «Авангард» и ООО «Автолен Д».

ООО «Краснополянский Тепловик» занимает долю в размере 100% на рынке оказания услуг по производству, передаче и распределению тепловой энергии по отношению к потребителям,  имеющим технологическое присоединение к тепловым сетям, находящимся в аренде ООО «Краснополянский Тепловик» в географических границах расположения сетей в поселке городского типа Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области.

ООО «Краснополянский Жилкомхоз» занимает долю в размере 100% на рынке оказания услуг по производству, передаче и распределению тепловой энергии по отношению к потребителям,  имеющим технологическое присоединение к тепловым сетям, находящимся в аренде ООО «Краснополянский Жилкомхоз» в географических границах расположения сетей в поселке городского типа Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области.

Группа лиц в составе: ООО «Краснополянский Тепловик» и ООО «Краснополянский Жилкомхоз» - занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по производству, передаче и распределению тепловой энергии в географических границах расположения тепловых сетей в пгт Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области с долей 100 процентов, т.е. эта группа лиц осуществляет деятельность на товарном рынке в отсутствие конкуренции и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на указанном товарном рынке.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

С учетом изложенного, ООО «Краснополянский Тепловик» занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по производству, передаче, распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) по отношению к потребителям, имеющим присоединенную сеть, в географических границах поселка городского типа Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области, и на него распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством Российской Федерации.

На основании договора аренды нежилого помещения от 10.02.2011 г., заключенного с гр. <…>, ООО «Авангард» является владельцем на праве аренды объекта нежилого фонда - нежилого помещения для размещения офиса, расположенного на 3 этаже здания по адресу: Кировская область, Вятскополянский район, пгт Красная Поляна, ул. Набережная, 2-а, с кадастровым № 43:07:020110:0045:432/22/Б. Согласно п. 3.3 указанного договора, на арендатора возложена обязанность заключения договора с теплоснабжающей организацией. 

         В целях теплоснабжения указанных нежилых помещений между ООО «Краснополянский Тепловик» и ООО «Авангард» был заключен договор теплоснабжения № 16 от 15.12.2011 г., по условиям которого ООО «Краснополянский Тепловик» (энергоснабжающая организация) приняло на себя обязательство отпускать потребителю (ООО «Авангард») теплоэнергию в горячей воде на условиях данного договора. Согласно п. 2.13 договора расчетное годовое потребление теплоэнергии на отопление зданий определяется согласно приложению № 2. Приложением № 2 к договору установлен годовой объем потребления тепла в размере 29,22 Гкал на 2011-2012 г .г., в т.ч. в октябре 2,922, в ноябре 4,0908 Гкал, декабре – 52596 Гкал, январе – 5,844, феврале – 4,6752, марте – 4,383, апреле – 1,461, мае – 0,5844 Гкал. Соглашение об объеме потребления тепловой энергии на 2014-2015 г.г. между сторонами не подписывалось. Одновременно с заявлением, направленным в антимонопольную службу, ООО «Авангард» представило расчет, не подписанный ни одной из сторон, на пользование тепловой энергией с 01.10.2014 г. (проект приложения № 2 к договору). В указанном расчете предусмотрено отопление бытовых помещений пгт Красная Поляна, ул. Набережная, д. 2-а, в объеме 131,60 Гкал в год, в том числе разбивка количества теплоснабжения по месяцам: октябрь - 13,16, ноябрь – 18,42, декабрь - 23,69, январь – 26,32, февраль – 21,06, март – 19,74, апрель – 9,21 Гкал. В графе распределение тепловой энергии по потребителям указан объем теплопотребления помещений ООО «Авангард» площадью 199,4 кв.м. 58,91 Гкал   по новым расчетам, а объем теплопотребления тех же помещений до 1.10.2014 г. – 16,93 Гкал.

          Пунктом 5.2 договора от 15.12.2011 № 16 установлен срок действия договора с 01.01.2012 г.  по 31.12.2012г., пунктом 5.3 договора предусмотрено, что если ни одна из сторон за 30 дней до истечения срока действия договора не известит другую сторону в письменной форме о расторжении договора, срок его действия будет автоматически ежегодно продлеваться. Как следует из письма ООО «Авангард» от 20.11.2014 г., договор от 15.12.2011 г. ежегодно пролонгировался автоматически на основании п. 5.2 договора.

Определением от 18.02.2015 г. об отложении рассмотрения дела № 24/02-14 Кировское УФАС запросило от ООО «Краснополянский Тепловик» информацию о том, направляло ли Общество в адрес ООО «Авангард» уведомление об отказе от пролонгации договора теплоснабжения  от 15.12.2011 № 16 на отопительный период 2014-2015 г.г. в сроки, установленные договором. Копия такого уведомления ответчиком в материалы  дела не представлена. Следовательно, договор от  15.12.2011 № 16 сторонами был пролонгирован на отопительный период 2014-2015 г.г. в силу требований п. 5.3 указанного договора.

         Граница эксплуатационной принадлежности сетей и ответственности сторон установлена по месту врезки теплосети в основную магистраль (зона ответственности энергоснабжающей организации), после врезки (возле первого теплопункта) – зона ответственности потребителя (приложение № 1 к договору).

Схему теплоснабжения, а также сведений о каком-либо изменении схемы теплоснабжения данный договор не содержит.

На основании договора аренды нежилого помещения от 04.10.2013 г., заключенного с гр. <…>, ООО «Автолен Д» является владельцем на праве аренды нежилых помещений (кабинета площадью 24,4 кв.м., склада площадью 45,9 кв.м.), расположенных на 1 этаже здания по адресу: Кировская область, Вятскополянский район, пгт Красная Поляна, ул. Набережная, 2-а, с кадастровым № 43:07:020110:0045:432/22/Б. Согласно п. 3.1 указанного договора, на арендатора возложены эксплуатационные расходы (пользование коммунальными услугами). 

         В целях теплоснабжения указанных нежилых помещений между ООО «Краснополянский Тепловик» и ООО «Автолен Д» был заключен договор на пользование тепловой энергией № 552-13 от 01.10.2013 г., по условиям которого ООО «Краснополянский Тепловик» (поставщик) приняло на себя обязательство отпускать потребителю (ООО «Автолен Д») теплоэнергию в горячей воде в нежилые помещения, расположенные по адресу: пгт Красная Поляна, 2-а (помещение магазина, склада и офиса). Согласно п. 2.3 договора расчетное годовое потребление теплоэнергии на отопление помещений определяется согласно приложению № 2. Приложением № 2 к договору установлен годовой объем потребления тепла в размере 27,62 Гкал, в т.ч. в октябре 2,76, в ноябре 3,87 Гкал, декабре – 4,97 Гкал, январе – 5,52, феврале – 4,42, марте – 4,14, апреле – 1,94 Гкал. Соглашение об объеме потребления тепловой энергии на 2014-2015 г.г. между сторонами не подписывалось.   

          Пунктом 6.2 договора от 01.10.2013 № 552-13 установлено, что договор вступает в силу с 01.10.2013 г. и действует до момента его расторжения. Поскольку соглашения о расторжении данного договора сторонами в материалы дела не представлено, следовательно, указанный договор регулирует правоотношения сторон в отопительный период 2014-2015 г.г.

 

Из письма ООО «Краснополянский Тепловик» от 24.10.2014 г. № 181 следует, что помимо ООО «Авангард» и ООО «Автолен Д», ООО «Краснополянский Тепловик» состоит в договорных отношениях по оказанию услуг теплоснабжения нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: пгт Красная Поляна, ул. Набережная, 2-а, с гр. <…> (договор от 01.09.2013 г. № 489-13, годовой объем теплопотребления 10,3892 Гкал) и с ООО «Медицинская компания «Вятка» (договор от  01.10.2013 г. № 547-13, годовой объем теплопотребления 14,8235 Гкал).

Из пояснений сторон и актов разграничения балансовой принадлежности  и эксплуатационной ответственности сторон, являющихся приложением к договорам теплоснабжения,  следует, что каждый из потребителей был подключен к центральной тепломагистрали, находящейся в ведении ООО «Краснополянский Тепловик», независимо друг от друга. 

Из содержания п.п. 2.2 и 2.3 договора от 15.12.2011 г. № 16 следует, что поставщик принял на себя обязательство обеспечить бесперебойный отпуск теплоэнергии потребителю в соответствии с договором, а потребитель - поддерживать в исправном состоянии принадлежащие потребителю теплосети, арматуру, измерительные приборы. Аналогичные обязанности поставщика и потребителя предусмотрены п.п. 3.1.1 и 3.3.1 договора от 01.10.2013 г. № 552-13.

         Согласно п. 2.1.4 договора на пользование тепловой энергией от 15.12.2011 г. № 16 (заключенного с ООО «Авангард»), а также п. 2.4 договора от 01.10.2013 г. № 552-13 (заключенного с ООО «Автолен Д»), сроки отопительного сезона определяются распоряжением Главы администрации Вятскополянского района, а также администрации Краснополянского городского поселения.

         Постановлением Администрации Краснополянского городского поселения Кировской области от 18.09.2014 г. № 101 начало отопительного сезона установлено с 25.09.2014 г. Пунктом 2.1 упомянутого постановления рекомендовано в первую очередь включать системы отопления детских и лечебных учреждений, во вторую – системы отопления жилых домов, затем учебных заведений, зрелищных предприятий и прочих административных зданий, в последнюю очередь – промышленных предприятий, складов, гаражей и т.п. Приказом генерального директора ООО «Краснополянский Тепловик» от 26.09.2014 г. № 123-т установлено начало отопительного сезона 2014-2015 г.г. с 29.09.2014 г.

         Поскольку в приложениях № 2 к договору от 15.12.2011 г. № 16 и от 01.10.2013 г. № 552-13 предусмотрены объемы теплопотребления для ООО «Авангард» и ООО «Автолен Д» только с октября соответствующего года, то ООО «Краснополянский Тепловик» обязано было обеспечить подачу тепловой энергии на объекты указанных потребителей в начале отопительного периода 2014-2015 г.г. не позднее 1 октября 2014 г.

         Фактически в указанный срок теплоснабжение объектов ООО «Авангард» и ООО «Автолен Д» не было возобновлено.

            В заявлении от 10.10.2014 г., направленном в Кировское УФАС, ООО «Авангард» сообщает, что 02.06.2014 г. Общество получило от ООО «Краснополянский Тепловик» уведомление № 137-14/106 от 26.05.2014 г. о намерении произвести отключение от центрального отопления с 16.06.2014 г.

      В письме от 26.05.2014 г. № 137-14/106, направленном в адрес ООО «Авангард», ООО «Автоленд», ООО «Мед.Компания Вятка», гр. <…>, ИП <…>, гр. <…>, сообщается о том, что перечисленными хозяйствующими субъектами  не исполнены требования п. 4 ст. 13 и п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон «Об энергосбережении..»)  в части оснащения объектов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввода установленных приборов учета в эксплуатацию. В связи с чем ООО «Краснополянский Тепловик» предупредил перечисленных в упомянутом письме лиц о намерении с 16 июня 2014 года произвести отключение от центрального теплоснабжения здания, расположенного по адресу: пгт Красная Поляна, ул. Набережная, д. 2-а. Кроме того, в письме сообщается о том, что при обследовании наружных тепловых сетей обнаружено их изменение (произведено незаконное переустройство), собственниками помещений произведены незаконные врезки в центральную тепломагистраль, что не соответствует первоначальному проекту, в связи с чем энергоснабжающая организация просит немедленно провести все мероприятия по устранению нарушений, а именно произвести устройство теплового пункта на вводе в здание и установить прибор учета тепловой энергии. На указанном письме имеется отметка о получении его ООО «Авангард» 2.06.2014 г.

         В ответ на данное письмо ООО «Авангард» сообщило ООО «Краснополянский Тепловик» о том, что со стороны Общества не зафиксировано нарушения условий договора, оплата стоимости полученного тепла производится своевременно по утвержденным расценкам, имеется доступ без ограничений к прибору учета тепловой энергии, ООО «Авангард» не производило самовольных врезок. Общество указало, что не имеется причин для отключения ООО «Авангард» от системы теплоснабжения (имеется отметка о вручении письма юрисконсульту 4.06.2014 г.).

          10.09.2014 г. ООО «Авангард» направило в адрес ООО «Краснополянский тепловик» письмо № 115, в котором сообщило, что на объекте общества установлен и введен в эксплуатацию энергоснабжающей организацией узел учета тепловой энергии (акт допуска в эксплуатацию от 08.12.2011 г.), данный теплосчетчик установлен в соответствии с правилами учета тепловой энергии, следующий срок поверки 27.10.2015 г. ООО «Авангард» не нарушает условий договора, своевременно оплачивает тепловую энергию самовольных врезок в тепловые сети общество не производило, в связи с чем считает необоснованным отключение ООО «Авангард» от системы теплоснабжения. ООО «Авангард» просило восстановить подключение к магистральной сети до начала отопительного сезона.

         В ответ на упомянутое письмо ООО «Краснополянский Тепловик» в письме от 18.09.2014 г. № 198-14/155 сообщило ООО «Авангард» о том, что в соответствии с приложением № 1 к договору от 15.12.2011 г. № 16  стороны определили, что сети от места врезки в магистральную сеть находятся в ведении ООО «Авангард», при этом прибор учета установлен в здании, вследствие чего потери тепловой энергии, возникающие от места врезки в магистраль до прибора учета возлагаются на ООО «Краснополянский Тепловик»,  что в отопительный период 2013-2014 г.г. были выявлены хищения тепловой энергии, не представлена разрешительная документация на проведение переустройства системы теплоснабжения здания (первоначальный проект имел единый ввод системы теплоснабжения). С учетом перечисленных замечаний, ООО Краснополянский Тепловик» делает вывод о том, что система теплоснабжения ООО «Авангард» не готова к отопительному сезону 2014 – 2015 г.г. Общество сообщает, что подключение здания к центральной системе теплоснабжения возможно только после приведения системы теплоснабжения в первоначальное состояние.

         На момент подачи ООО «Авангард» заявления в Кировское УФАС  (10.10.2014 г.) теплоснабжение здания по адресу: пгт Красная Поляна, ул. Набережная 2-а - теплоснабжающей организацией не обеспечивалось.

         Письмом от 12.09.2014 г. ООО «Автолен Д» сообщило ООО «Краснополянский Тепловик» о незаконности отключения помещений общества в здании по ул. Набережная, 2-а от центрального трубопровода отопления со ссылкой на необходимость установки коллективного прибора учета. В данном письме ООО «Автолен Д» указывает, что требования ст. 13 Закона «Об энергосбережении...» не распространяются на объекты, максимальный объем теплопотребления которых менее 0,2 Гкал/час. Поскольку объем тепловой энергии, потребляемой всем зданием, определенный расчетным путем сотрудниками ООО «Краснополянский Тепловик», составляет в январе 17,2 Гкал/час в месяц или 0,023 Гкал/час (17,2 : 31 : 24), что в 8,7 раз меньше, чем указано в Законе «Об энергосбережении…», то требование ООО «Краснополянский Тепловик» об установлении прибора учета является необоснованным, соответственно Общество полагает незаконным отключение нежилых помещений ООО «Автолен Д» от централизованной системы теплоснабжения. В данном письме ООО «Автолен Д» просит ответчика восстановить подключение объекта к центральной магистрали без прибора учета или с индивидуальным прибором учета.

             В целях уточнения причин невозобновления теплоснабжения объектов ООО «Авангард» в начале отопительного сезона 2014-2015 г.г., Кировское УФАС письмом от 17.10.2014 г. № 7367/02 затребовало от ООО «Краснополянский Тепловик» представить документальные доказательства произведенных перепланировок наружных тепловых сетей, документы, подтверждающие состояние тепловых сетей до момента выявленных перепланировок, представления информации о том, каким образом указанные перепланировки могут влиять на невозможность оказания услуг  теплоснабжения потребителям, копию заключения органов государственного технического надзора о ненадлежащем состоянии тепловых сетей ООО «Авангард», создающих невозможность подачи тепловой энергии в здание, расположенное по адресу: Кировская область, Вятскополянский район, пгт Красная Поляна, ул. Набережная, 2-а.

         Письмом от 24.10.2014 г. № 181 ООО «Краснополянский Тепловик» сообщило Кировскому УФАС о том, что в мае 2014 г. произведены проверки тепловых инженерных систем теплоснабжения пгт Красная Поляна, в ходе которых было установлено, что на объекте по адресу: пгт Красная Поляна, ул. Набережная, 2-а произведено незаконное переустройство системы теплоснабжения здания: вместо одного ввода в здание без получения разрешительных документов произведена врезка двух затворов диаметром 100 мм и сделана раздельная разводка на каждого потребителя. Однако, при этом энергоснабжающей организацией не представлены документальные доказательства состояния внутридомовых инженерных сетей ни до, ни после выявления проведения переустройства систем теплоснабжения объекта. В качестве доказательства представлено фото, их которого не ясно, к какому зданию, какому собственнику изображенные на фотографии сети  относятся, но при этом на фотографиях видно, что участки трубопроводов, отходящие от здания, не имеют технологического присоединения к магистральной тепловой сети (отсоединены).  Также в указанном письме сообщается, что здание не готово к отопительному сезону 2014-2015 г.г., что Администрацией Краснополянского городского поселения составлен акт о неготовности объекта к отопительному периоду. В представленном акте проверки готовности к отопительному периоду 2014-2015 г.г. от 11.09.2014 г., подписанном комиссией в составе: представителей Администрации Краснополянского городского поселения, ООО «Краснополянский Тепловик» и ООО «Краснополянский Жилкомхоз», в отсутствие представителей потребителей, содержится вывод Комиссии о неготовности к отопительному периоду 2014-2015 г.г. объектов потребителей: ООО «Авангард» - ул. Набережная 2-а, 3 этаж, ООО «АвтоленД» - ул. Набережная 2-а, 1 этаж, гр. <......>. – ул. Набережная 2а – 2 этаж, ООО «Мед.Компания «Вятка» - ул. Набережная 2-а, 2 этаж. В акте перечислены следующие причины неготовности объектов: нет приказа о назначении лица, ответственного за эксплуатацию тепловых энергоустановок; отсутствует документ, подтверждающий прохождение ответственным лицом аттестации в Ростехнадзоре; отсутствует акт гидравлической опрессовки системы теплоснабжения; отсутствует акт проведения гидропневматической промывки системы теплоснабжения.  В акте от 11.09.2014 г. действия потребителей по перепланировке тепловых сетей не указаны в качестве причины неготовности объекта по адресу: ул. Набережная, 2-а - к отопительному сезону.  

         В письме от 24.10.2014 г. № 181  ООО «Краснополянский Тепловик» пояснило, что не обеспечило подачу тепла в здание по ул. Набережной 2-а по причине неготовности объекта к отопительному сезону.

        В адрес ООО «Авангард» Кировским УФАС был направлен запрос от 05.11.2014 г. № 7977/02 о представлении информации о причинах неготовности объекта по ул. Набережная 2-а к отопительному периоду.

       В письме от 20.11.2014 г. ООО «Авангард» пояснило, что ранее паспорта готовности объектов к отопительному периоду не оформлялись, о наличии акта от 11.09.2014 г. о неготовности объекта к отопительному сезону Общество узнало только из письма ООО «Краснополянский Тепловик», направленного в адрес Ростехнадзора и Арбитражного суда Кировской области, которое получено Обществом в ноябре 2014 г.  ООО «Авангард» представило акт проверки готовности к отопительному периоду 2014-2015 г.г. от 29.09.2014 г., из содержания которого следует, что Комиссия, проверив объекты ООО «Авангард», ООО АвтоленД», гр. <…>, ООО «Мед.Компания «Вятка», расположенные в пгт Красная Поляна по ул. Набережная, 2-а, пришла к выводу о готовности объектов потребителей к отопительному периоду 2014-2015 г.г. (при этом акт подписан не всеми членами Комиссии). К акту приложены копии актов от 08.09.2014 г. гидравлического испытания внутренней системы отопления и на промывку системы отопления в помещении офиса ООО «Авангард», расположенного на 3 этаже здания по адресу ул. Набережная 2-а. Работы по гидравлической промывке и опрессовке системы отопления указанных помещений проводились ООО «Газсервис» на основании договора № 77 от 27.08.2014 г.

         Письмом от 19.01.2015 г. № 46 Администрация Краснополянского городского поселения Вятскополянского района, привлеченная к рассмотрению дела № 24/02-14 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах дела, пояснила, что первоначально было принято решение о неготовности объекта, расположенного по адресу: пгт Красная Поляна, ул. Набережная, 2-а, к отопительному сезону 2014-2015 г.г., в связи с тем, что во время проведения проверки готовности объекта к отопительному периоду, не были представлены следующие документы: приказ о назначении лица, ответственного за эксплуатацию тепловых энергоустановок; документ, подтверждающий прохождение ответственным лицом аттестации в Ростехнадзоре; акт гидравлической опрессовки системы теплоснабжения. В связи с тем, что данные работы не были проведены, Комиссией было принято решение о неготовности объекта к отопительному сезону. Поскольку к моменту повторного проведения проверки все замечания были устранены, было принято решение о готовности объекта к отопительному периоду. Далее Администрация поясняет, что акт не был подписан всеми членами Комиссии в связи с тем, что два члена комиссии находились на больничном, и проверка проводилась без их участия. Акт готовности является действительным. 

         Таким образом, к дате пуска тепла, предусмотренной договорами теплоснабжения, а именно: 1 октября 2014 года, документально подтверждена готовность объектов - нежилых помещений, расположенных по адресу: пгт Красная Поляна, ул. Набережная, 2-а, к отопительному периоду 2014-2015 г.г.

         Письмом от 16.03.2015 г. № 1341/02 Кировское УФАС запросило от Западно-Уральского управления Ростехнадзора предоставления информации о том, позволяло ли состояние тепловых сетей в районе расположения здания по адресу: пгт Красная Поляна, ул. Набережная, 2-а, обеспечивать безаварийное теплоснабжение указанного здания в отопительный сезон 2014-2015 г.г. Письмом от 03.04.2015 г. № 06-22/1058 Западно-Уральское управление Ростехнадзора сообщило Кировскому УФАС о том, что на основании Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утв. Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 г. № 103, проверка потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (гл. 1 п. 2 Правил). В целях оценки готовности потребителей тепловой энергии  к отопительному периоду уполномоченным органом проверяется надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии (гл IV п. 16 Правил). По результатам проверки Комиссией Краснополянского городского поселения была установлена готовность ООО «Авангард», ООО «Автолен Д», гр. Никифоров А.А., ООО «Медицинская компания «Вятка» по ул. Набережная 2-а в пгт Красная Поляна к отопительному периоду 2014-2015 г.г. (акт проверки от 29.09.2014 г.).

         В соответствии с Правилами Комиссией Западно-Уральского управления Ростехнадзора проведена проверка готовности Краснополянского городского поселения к отопительному периоду 2014-2015 г.г. (акт № 48-к-22-191 от 22.10.2014 г.), решением Комиссии Краснополянское городское поселение признано готовым к отопительному периоду 2014-2015 г.г. При прохождении отопительного сезона 2014-2015 г.г. аварий и инцидентов в сфере теплоснабжения в пгт Красная Поляна, подлежащих расследованию и учету территориальными органами Ростехнадзора, не зафиксировано.

         С учетом изложенного, Комиссия признает документально не подтвержденным довод ООО «Краснополянский Тепловик» о неготовности объектов ООО «Авангард» и ООО «Автолен Д» к отопительному периоду 2014-2015 г.

         Комиссией также был оценен довод ответчика о том, что теплоснабжение потребителей, объекты которых расположены в здании  по адресу: пгт Красная Поляна, ул. Набережная, 2-а, было невозможно по причине произведенных потребителями перепланировках системы теплоснабжения здания. ООО «Краснополянский Тепловик», вопреки неоднократным требованиям Комиссии, не представило в материалы дела документальных доказательств, подтверждающих состояние тепловых сетей и места ввода в здание тепловых сетей потребителей, на момент заключения с ООО «Авангард» и ООО «Автолен Д» договоров теплоснабжения, а также на момент направления в адрес указанных потребителей уведомлений об отключении  от централизованной системы отопления. Доводы о произведенных потребителями перепланировках не подтверждены актами, составленными с участием сторон или третьих лиц, также не представлены доказательства, кем и когда эти перепланировки были произведены, когда эти перепланировки были обнаружены. Заявленное ООО «Краснополянский Тепловик» ходатайство о запросе архивных документов, подтверждающих устройство тепловых сетей на момент строительства здания, было отклонено Комиссией по следующим мотивам. Как следует из запроса ООО «Краснополянский Тепловик» от 26.02.2015 г. № 038-15/22, направленного в КОГКУ «Государственный архив Кировской области», строительство здания по ул. Набережная, 2-а в пгт Красная Поляна проводилось в 1987-1989 г.г. Договоры теплоснабжения заключены с потребителями: в 2011 году с ООО «Авангард», в 2013 году с ООО «Автолен Д». Таким образом, в текстах архивных документов - схемах инженерных систем здания на момент его строительства не могут содержаться сведения о том, кем и когда были произведены перепланировки системы теплоснабжения здания, и могли ли указанные перепланировки повлиять на возможность безаварийной подачи тепловой энергии в здание в отопительный период 2014-2015 г.г.     

         Между тем, доводы ответчика о произведенных именно потребителями перепланировках места ввода тепловых сетей в здание, расположенное по адресу: пгт Красная Поляна, ул. Набережная, 2-а,  опровергаются письменными и устными пояснениями заявителей, а также третьих лиц, привлеченных к рассмотрению настоящего дела.

         В письме  от 20.11.2014 г. ООО «Авангард» сообщает Кировскому УФАС о том, что все работы в 2011 г. по подключению общества к теплотрассе, в т.ч. по врезке в основную магистраль вели работники ООО «Краснополянский Тепловик», после чего был заключен договор на теплоснабжение № 16 от 15.12.2011 г., а также подписан акт разграничения эксплуатационной принадлежности тепловых сетей. Схема теплоснабжения ООО «Авангард» после даты заключения договора не менялась, никакие работы по переустройству системы теплоснабжения общество не производило.  

         В письме, направленном Кировскому УФАС, ООО «Автолен Д» поясняет, что место врезки тепловых сетей, принадлежащих ООО «Авангард» и ООО «Автолен Д», никогда с момента постройки данного здания не менялось. Была лишь сделана разводка тепловой сети специалистами ООО «Краснополянский Тепловик» к разным собственникам. Это было сделано при заключении первичных договоров по теплоснабжению. Перенос места врезки невозможен, так как главная тепловая магистраль, питающая поселок и собственно здание по ул. Набережной 2-а проходит вдоль северной части здания (согласно схемы). В письме ООО «Автолен Д», поступившем в Кировское УФАС 06.03.2015 г., общество сообщает, что из разговора с предыдущим собственником ООО «Автолен Д» <…> было выяснено, что им был заключен договор на пользование тепловой энергией № 366-12 от 01.10.2012 г. Само присоединение к тепловым сетям было осуществлено ООО «Краснополянский Тепловик», после чего произведена опрессовка и осмотр тепловых сетей. Каких-либо замечаний не предъявлялось. ООО «Автолен Д» не производило перепланировок и изменение мест присоединения схем теплоснабжения.  Тепловая энергия от ООО «Краснополянский Тепловик» поступает в помещения с момента образования этого общества. Аварийных ситуаций, повлекших прекращение теплоснабжения помещений ООО «Автолен Д» не было. Ни письменных, ни устных претензий к ООО «Автолен Д» по поводу изменения схемы  теплоснабжения в предыдущие периоды  не поступало.

         С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу об отсутствии доказательств произведенных потребителями ООО «Авангард» и ООО «Автолен Д» перепланировок системы теплоснабжения, изменения по их инициативе места ввода в здание трубопроводов теплоснабжения после заключения с ООО «Краснополянский Тепловик» договоров теплоснабжения.

         Кроме того, имеющийся в материалах дела акт от 24.09.2014 г. о готовности объектов потребителей, расположенных в здании по ул.  Набережная, 2-а, к отопительному периоду 2014-2015 г.г. опровергает довод ООО «Краснополянский Тепловик» о невозможности подачи тепловой энергии на объекты заявителей, в том числе по указанной выше причине.

         В письме от 20.11.2014 г. ООО «Авангард» сообщает, что отопление в здание подключено 14.11.2014 г. на основании исполнительного листа Арбитражного суда Кировской области, выданного в порядке принятия обеспечительных мер. Указанный довод подтверждается актом от 14.11.2014 г. на запуск тепловой энергии, из содержания которого следует, что комиссией в составе представителей ООО «Авангард», ООО «Краснополянский Тепловик», ООО «Краснополянский жилкомхоз» произведен запуск тепловой энергии в здание по ул. Набережная, 2-а в пгт Красная Поляна 14.11.2014 г. в 16-00 час. В акте указано, что подводящая теплотрасса находится в нормальном состоянии, протечек не обнаружено, подача тепловой энергии в дом подается в полном объеме.

         Из представленного ООО «Краснополянский Тепловик» акта от 11.11.2014 г. следует, что теплоснабжеющей организацией произведен запуск тепловой энергии в нежилые помещения ООО «Автолен Д» по адресу: пгт Красная Поляна, ул. Набережная, 2-а, 11 ноября 2014 г. в 12-00 час., после того, как  между сторонами было подписано соглашение от 21.10.2014 г., по условиям которого ООО «Краснополянский Тепловик» приняло на себя обязательство установить единый прибор учета тепловой энергии, а также устройство теплового пункта  на границе балансового разграничения сторон, а ООО «Автолен Д» приняло на себя обязательство согласовать работы по установке прибора учета с собственниками всего здания, произвести оплату за выполненные работы согласно утвержденного сторонами сметного  расчета. По условиям данного соглашения ООО «Краснополянский Тепловик» также приняло на себя обязательство произвести подключение ООО «Автолен Д» к подаче тепловой энергии до установки прибора учета. Представленный ООО «Краснополянский Тепловик» акт о приемке выполненных работ за декабрь 2014 г. № 208, подтверждающий факт выполнения работ по устройству помещения под теплосчетчик и монтаж счетчика для ИП <…> – подписан только со стороны исполнителя.

         Таким образом, теплоснабжение нежилых помещений ООО «Авангард», расположенных по адресу: пгт Красная Поляна, ул. Набережная, 2-а, не осуществлялось в период с 1 октября по 13 ноября 2014 года, а нежилых помещений ООО «Автолен Д», расположенных по тому же адресу, в период с 1 октября по 11 ноября 2014 года.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ч. 3 ст. 539 ГК РФ, к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Согласно ч. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

В силу ч. 3 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

   Правоотношения, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, урегулированы Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (ст. 1 Закона).

В соответствии со ст. 10 Закона «О теплоснабжении», теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами  организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации и должны содержать порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае невыполнения ими своих обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя; в случае нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок.

Согласно п. 76 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (далее Правила № 808), ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям может вводиться в следующих случаях:

неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором, а также нарушение условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок;

прекращение обязательств сторон по договору теплоснабжения;

выявление фактов бездоговорного потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

возникновение (угроза возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения;

наличие обращения потребителя о введении ограничения;

иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором теплоснабжения.

Пунктом 77 Правил установлено, что порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии определяется договором теплоснабжения с учетом положений настоящих Правил.

Заключенным между ООО «Краснополянский Тепловик» и ООО «Авангард» договором на пользование тепловой энергией от 15.12.2011 г. № 16 предусмотрено, что теплоснабжающая организация имеет право прекратить подачу тепла при нарушении потребителем пункта 3 договора (о порядке осуществления расчетов) – п. 4.1 договора, при обнаружении утечки на тепловых сетях, принадлежащих потребителю – п. 4.3 договора, при обнаружении несанкционированных врезок в систему отопления потребителя – п. 4.4 договора.

 Таким образом, несмотря на то, что Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации не предусмотрено такое основание введения полного ограничения (отключения) системы теплоснабжения потребителей в случае обнаружения несанкционированных врезок в систему теплоснабжения, тем не менее договором была предусмотрена возможность отключения теплоснабжения ООО «Авангард» по такому основанию. При этом, в материалы дела ООО «Краснополянский Тепловик» не представило документальные доказательства  осуществления ООО «Авангард», а также иными потребителями или третьими лицами,  несанкционированных врезок в систему теплоснабжения здания, расположенного по адресу: пгт Красная Поляна, ул. Набережная 2-а. Представленные с письмом от 24.10.2014 г. № 181   фотографии не являются документальным доказательством каких-либо неправомерных действий ООО «Авангард» и ООО «Автолен Д»:  на фотографиях не указан адрес объекта, из фотографий нельзя сделать однозначного вывода о том, что указанные на фото трубопроводы являются несанкционированной врезкой на тепловых сетях, принадлежащих ООО «Авангард» или ООО «Автолен Д», и  что эти врезки произведены непосредственно самими потребителями.

Аналогичного условия о праве поставщика прекратить подачу тепловой энергии при обнаружении несанкционированных врезок в систему отопления потребителя не предусмотрено договором, заключенным между ООО «Краснополянский Тепловик» и ООО «Автолен Д» от 01.10.2013 г. №  552-13.

Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации также не содержат такого основания для прекращения теплоснабжения объектов потребителей, как неготовность системы теплоснабжения потребителя ввиду отсутствия Паспорта готовности. К тому же акт от 24.09.2014 г., выданный Администрацией Краснополянского городского поселения, подтверждает готовность объектов  ООО «Авангард» и ООО «Автолен Д» к отопительному сезону 2014-2015 г.г.

Вопреки требованиям вышеуказанных правовых норм, теплоснабжение нежилых помещений потребителей ООО «Авангард» и ООО «Автолен Д», расположенных в здании по ул. Набережная 2-а в пгт Красная Поляна, не осуществлялось ООО «Краснополянский Тепловик» в период с 1 октября по 13 ноября 2014 года, при этом теплоснабжение нежилых помещений ООО «Авангард» было возобновлено только 14.11.2014 г. на основании определения Арбитражного суда Кировской области об обеспечении иска от 28.10.2014 г. по делу № А28-12215/2014, а позднее на основании решения Арбитражного суда Кировской области от 11 марта 2015 года по тому же делу, т.е. не в добровольном порядке. Теплоснабжение помещений ООО «Автолен Д» было возобновлено только после подписания последним соглашения об установке за счет потребителя прибора учета и устройства теплового пункта. 

При этом из пояснений представителей ООО «Краснополянский Тепловик» на заседаниях Комиссии 18.02.2015  г.  и 13.04.2015 г. следует, что подача тепловой энергии на объекты ООО «Авангард» и ООО «Автолен Д» осуществлена после завершения строительства нового теплового пункта и установки коллективного прибора учета, расположенного на границе эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности между ООО «Краснополянский Тепловик» и потребителями, в том числе: ООО «Авангард» и ООО «Автолен Д». Из пояснений сторон и представленных в дело документов следует, что никаких действий по изменению схемы теплоснабжения объектов заявителей в целях возобновления теплоснабжения нежилых помещений, расположенных в здании по ул. Набережная 2-а, в период с 1 октября по 14 ноября 2014 года не совершалось.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание содержание писем от 26.05.2014 г. № 137-14/106, от 18.09.2014 г. № 198-14/155, Комиссия пришла к выводу о том, что единственной причиной отключения тепловых сетей потребителей ООО «Авангард» и ООО «Автолен Д» от  центральной тепловой магистрали и невозобновления теплоснабжения нежилых помещений указанных потребителей в начале отопительного периода 2014-2015 г.г. явился отказ данных потребителей от установки единого прибора учета на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

 

Оценивая доводы ООО «Краснополянский Тепловик» об обязанности потребителей установить единый прибор учета на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон «Об энергосбережении…»), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа),(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 466-ФЗ).

Таким образом, содержание данной нормы не распространяется на объекты, в которых максимальный объем теплопотребления составляет менее чем две десятых гигокалории в час.

Из приложения № 2 к договору от 1.10.2013 г. № 552-13 следует, что объем теплопотребления объектов ООО «Автолен Д» составляет 0,011 Гкал/час. В приложении № 2 к договору от 15.12.2011 № 16, объем теплопотребления объектов ООО «Авангард» составляет 0,01149 Гкал/час. В приложении № 2 к договору от 1.09.2013 № 489-13 с гр. <…> указан объем теплопотребления 0,004 Гкал/час. В приложении № 2 к договору от 1.10.2013 г. № 547-13 с ООО «Медицинская компания «Вятка» указан объем теплопотребления 0,006 Гкал/час. Таким образом, общий объем теплопотребления всех нежилых помещений, расположенных в здании по ул. Набережная 2-а, составляет 0,03249 Гкал/час, т.е. менее чем 0,2 Гкал/час. Таким образом, положения ч. 1 ст. 13 Закона «Об энергосбережении..» об обязательности определения объемов теплопотребления с использованием приборов учета не распространяются на объекты теплопотребления, расположенные в здании по ул. Набережная, 2-а в пгт Красная Поляна. Таким образом, не соответствует требованиям действующего законодательства понуждение потребителей к установке прибора учета тепловой энергии со стороны теплоснабжающей организации. Кроме того, отсутствие прибора учета не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для введения каких-либо ограничений в подаче тепловой энергии  в отопительный период.

 

Таким образом, действия ООО «Краснополянский Тепловик» по невозобновлению теплоснабжения нежилых помещений, принадлежащих ООО «Авангард», расположенных по адресу: пгт Красная Поляна, ул. Набережная, 2-а, в период с 1 октября по 13 ноября 2014 г., и нежилых помещений, принадлежащих ООО «Автолен Д», в период с 1 октября по 10 ноября 2014 года, не соответствовали требованиям действующего законодательства в сфере теплоснабжения, являлись экономически и технологически необоснованными, ущемляли интересы ООО «Авангард» и ООО «Автолен Д».

 

Часть 1 статьи 10 Закона РФ «О защите конкуренции» запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

4) «экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами» .

 

Следовательно, ООО «Краснополянский Тепловик», занимающее доминирующее положение на рынке производства, передачи и поставки (распределения) тепловой энергии по отношению к абонентам, имеющим присоединенную сеть, в географических границах поселка городского типа Красная Поляна, совершило нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в экономически и технологически необоснованном прекращении поставки тепловой энергии, при наличии спроса на нее, путем не возобновления ее подачи в начале отопительного сезона 2014 – 2015 года в нежилые помещения, расположенные в пгт Красная Поляна, ул. Набережная, 2-а, что имеет (может иметь) своим результатом ущемление интересов ООО «Авангард», ООО «Автолен Д».

  Доказательств объективной невозможности подачи тепловой энергии на объекты ООО «Авангард» и ООО «Автолен Д» в начале отопительного периода 2014-2015 г.г. ООО «Краснополянский Тепловик» в материалы дела не представило.

 

  Согласно п. 1 и 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Перечисленные действия ООО «Краснополянский Тепловик» налагают на абонентов неразумные ограничения, и, следовательно, не соответствуют признакам допустимости, предусмотренным ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О защите конкуренции».

Поскольку теплоснабжение нежилых помещений ООО «Авангард» возобновлено на основании решения Арбитражного суда Кировской области от 11.03.2015 г. по делу № А28-12215/2014, теплоснабжение объектов ООО «Автолен Д» также восстановлено, Комиссия  пришла к выводу об отсутствии необходимости выдачи ответчику предписания о прекращения нарушения.

 

 

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-5 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «Краснополянский Тепловик», занимающего доминирующее положение на рынке производства, передачи и поставки (распределения) тепловой энергии по отношению к абонентам, имеющим присоединенную сеть, в географических границах поселка городского типа Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области, факт нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в экономически и технологически необоснованном прекращении поставки тепловой энергии, при наличии спроса на нее, путем не возобновления ее подачи в начале отопительного сезона 2014 – 2015 года в нежилые помещения, расположенные в пгт Красная Поляна, ул. Набережная, 2-а, что имеет (может иметь) своим результатом ущемление интересов ООО «Авангард», ООО «Автолен Д».

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                     

 

 

Члены Комиссии                                                                                  

 

                                                                                                              

                                                                                                              

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия решения (изготовления в полном объеме).

Связанные организации

Связанные организации не указаны