Постановление б/н П О С Т А Н О В Л Е Н И Е о наложении штрафа по делу № 043... от 27 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 о наложении штрафа по делу № 043/04/14.3-507/2023

об административном правонарушении

 

«27» июля 2023 г.

г. Киров

                                                                                                    

 

<…>, рассмотрев протокол от 15.06.2023 № 043/04/14.3-507/2023, составленный <…> в отношении должностного лица – <…> (<…>) в связи с нарушением пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

 У С Т А Н О В И Л:

 

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по делу № 043/05/5-101/2023 (резолютивная часть решения оглашена 06 апреля 2023 г.; в полном объеме решение изготовлено 19 апреля 2023 года) признана ненадлежащей реклама: «СКПК «Талисман» - 16 лет* реклама* МСК* займы под материнский капитал на улучшение жилищных условий* Бесплатные консультации: <…>, <…>», распространенная на странице 8 печатного издания «Вятско-Полянская правда» (выпуски от 13.09.2022 № 70 (13864), 04.10.2022 № 76 (13870), от 11.10.2022 № 78 (13872), от 18.10.2022 № 80(13871), поскольку она противоречит требованиям части 7 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Решением установлено, что СКПК «Талисман» (ИНН: 4317006908; ОГРН: 1114307001160) является рекламодателем вышеуказанной рекламы по смыслу Федерального закона «О рекламе» и несет ответственность за нарушение требований пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Нарушение заключается в следующем.

В Кировское УФАС России поступили материалы, направленные Отделением по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации письмом от 12.12.2022 исх. № Т433-08-2-17/6707 (вх. № 7387 от 13.12.2022) по вопросу нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете «Вятско-Полянская правда» рекламы финансовых услуг следующего содержания: «СКПК «Талисман» - 16 лет* реклама* МСК* займы под материнский капитал на улучшение жилищных условий* Бесплатные консультации: <…>, <…>».

В соответствии с положениями, установленными пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Исходя из имеющихся документов и сведений следует, что рекламная информация: «СКПК «Талисман» - 16 лет* реклама* МСК* займы под материнский капитал на улучшение жилищных условий* Бесплатные консультации: <…>, <…>» распространена на странице 8 печатного издания «Вятско-Полянская правда» (выпуски от 13.09.2022 № 70 (13864), 2023-350 04.10.2022 № 76 (13870), от 11.10.2022 № 78 (13872), от 18.10.2022 № 80(13871). Указанная информация обладает всеми юридически значимыми признаками рекламы, а именно:

 - распространена в газете «Вятско-Полянская правда (свидетельство о регистрации СМИ от 21.05.2019 № ТУ 43-00690);

- адресована неопределенному кругу лиц (носит неперсонифицированный характер);

 - направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (СКПК «Талисман» и оказываемой им услуге по выдаче займов под материнский капитал на улучшение жилищных условий), формированию или поддержанию интереса к объектам рекламирования и их продвижению на рынке.

Таким образом, спорная информация является рекламой и должна соответствовать требованиям Федерального закона «О рекламе».

 Подтверждением отнесения спорной информации к рекламе является позиция Членов Экспертного совета при Кировском УФАС России, высказанная на заседании 22.03.2023. Так, Члены Экспертного совета единогласно пришли к выводу, что данная информация является рекламой. Объектом рекламирования выступает финансовая услуга по предоставлению займа под материнский капитал. Члены Экспертного совета отметили, что так как внизу рекламной информации содержится слово «займы», то данную рекламу можно воспринять как рекламу финансовых услуг, которые оказывает СКПК «Талисман».

В состав Экспертного Совета при Кировском УФАС России входят представители органов местного самоуправления, научных организаций, общественных организаций, экспертов и специалистов в области лингвистки, психологии, журналистики, соответственно, в рассматриваемом случае их мнение принимается в качестве надлежащего доказательства отнесения информации к рекламе.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

 На основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования.

На основании части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В силу пункта 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

 Вся необходимая информация должна доводиться до потребителя непосредственно в рекламе для того, чтобы обеспечить возможность с ней ознакомиться, так как она может существенно повлиять на его выбор.

На основании с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива (пайщиками).

В соответствии с пунктом 2.4 Устава сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Талисман», кооператив не вправе выдавать займы гражданам и юридическим лицам, не являющимся членами кооператива, кроме кооператива второго уровня, членом которого он является.

Из абзаца 2 пункта 2 Положения об общих условиях предоставления, использования и возврата потребительских займов из Фонда финансовой помощи СКПК «Талисман», утвержденного общим собранием членов СКПК «Талисман» (протокол от 11.11.2019 № 56), также следует, что заем может быть предоставлен только члену кооператива (пайщику), достигшему совершеннолетнего возраста и имеющему гражданство Российской Федерации.

В спорной рекламе отсутствуют сведения о том, что заем может быть предоставлен только юридическому лицу, являющемуся членом СКПК «Талисман», или физическому лицу, достигшему совершеннолетнего возраста, являющемуся гражданином Российской Федерации и членом СКПК «Талисман».

Таким образом, отсутствие в рекламе сведений о том, что заем под материнский капитал на улучшение жилищных условий может быть предоставлен только лицу, являющемуся членом СКПК «Талисман», формирует у потребителей впечатление о том, что заем может быть предоставлен любому лицу в отсутствие каких-либо ограничений.

Отсутствие вышеуказанных сведений искажает смысл рекламной информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, соответственно, спорная реклама содержит нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 На основании пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Спорная реклама содержит фразу: «СКПК «Талисман» - 16 лет».

 Словосочетание: «СКПК «Талисман» - 16 лет», содержащееся в спорной рекламе, воспринимается потребителями, как сведения о том, что кооператив осуществляет деятельность в течение 16 лет.

Указанный вывод соотносится с позицией Членов Экспертного совета, высказанной на заседании 22.03.2023, согласно которой члены Экспертного совета единогласно отметили, что фраза: «СКПК «Талисман» - 16 лет» воспринимается как обозначение того, что СПКП «Талисман» 16 лет существует на рынке.

Согласно информации, содержащейся в выписке из ЕГРЮЛ в отношении СКПК «Талисман» (ИНН: 4317006908; ОГРН: 1114307001160), данное юридическое лицо зарегистрировано 02.11.2011.

Вместе с тем, установлено, что спорная реклама распространялась в печатном издании «Вятско-Полянская правда» (выпуски от 13.09.2022 № 70 (13864), 04.10.2022 № 76 (13870), от 11.10.2022 № 78 (13872), от 18.10.2022 № 80(13871). Соответственно, на даты распространения спорной рекламы СКПК «Талисман» осуществлял деятельность менее 16 лет.

Таким образом, спорная реклама является недостоверной, поскольку содержит не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемого товара (услуги) и нарушает требования пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

 Под рекламодателем в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Кировским УФАС России установлено, что между СКПК «Талисман» и ООО «ТалисманГарант» заключен договор безвозмездного оказания услуг от 09.01.2022 № б/н, согласно которому ООО «ТалисманГарант» обязуется безвозмездно оказать СКПК «Талисман» услуги по разработке, размещению информационных и рекламных макетов. Указанное обстоятельство также подтверждается пояснительной запиской СКПК «Талисман», представленной письмом от 29.12.2022 № б/н (вх. № 7815 от 19.12.2022).

 В свою очередь, между ООО «ТалисманГарант» (заказчик) и КОГАУ «Вятский издательский дом» заключен договор на оказание рекламно-информационных услуг от 10.01.2022 (далее – договор от 10.01.2022).

Согласно пункту 1.1. договора от 10.01.2022 настоящий договор определяет порядок опубликования на платной основе материалов в газете «Вятско-Полянская правда».

В силу пункта 2.1. договора от 10.01.2022 заказчик обязан предоставить рекламные материалы не менее чем за 5 (пять) дней до выхода номера газеты, в котором планируется их разместить.

Сторонами договора от 10.01.2022 согласован макет спорной рекламы, что подтверждается письмом б/д б/н, направленным ООО «ТалисманГарант» в адрес КОГАУ «Вятский издательский дом».

Факт исполнения договора от 10.01.2022 подтверждается счетами от 20.10.2022 № ВЯ00-000814, № ВЯ00-00749 от 20.09.2022, актами от 25.10.2022 № ВЯ00-000720, от 27.09.2022 № ВЯ00-000636 от 27.09.2022, платежными поручениями от 27.10.2022 № 303, от 04.10.2022 № 272.

Вместе с тем, в письме от 27.02.2023 № б/н (вх. № 1021 от 27.02.2023) СКПК «Талисман» и в письме от 27.02.2023 № б/н (вх. № 1021 от 27.02.2023) ООО «ТалисманГарант» сообщили, что лицом, ответственным за содержание рекламы является СКПК «Талисман».

Кроме того, продавцом товара (лицом, оказывающим рекламируемую услугу) является СКПК «Талисман».

Изучив имеющиеся документы и сведения, установлено, что рекламодателем спорной рекламы, размещенной на странице 8 печатного издания «Вятско-Полянская правда» (выпуски от 13.09.2022 № 70 (13864), 04.10.2022 № 76 (13870), от 11.10.2022 № 78 (13872), от 18.10.2022 № 80(13871) является СКПК 2023-350 «Талисман» (ИНН: 4317006908; ОГРН: 1114307001160), которое несет ответственность за нарушение требований пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Указанный факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в полном объеме подтверждается имеющимися материалами и решением по делу № 043/05/5-101/2023.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно информации, содержащейся в <…>, <…> является лицом, <…>, на данное лицо возложена обязанность по контролю за соблюдением норм действующего законодательства Российской Федерации, в частности законодательства о рекламе.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Определением от 18.05.2023 в отношении <…> было возбуждено дело № 043/04/14.3-507/2023 об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и начато административное расследование. Составление протокола об административном правонарушении назначено на 15.06.2023 в 10 часов 30 минут.

Определение от 18.05.2023 о возбуждении дела № 043/04/14.3-507/2023 об административном правонарушении и проведении административного расследования было направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу регистрации <…>.

В соответствии с частью 4 статьи 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

В соответствии с частью 6 статьи 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении <…> уведомлена надлежащим образом (согласно информации, содержащейся в уведомлении о вручении отправления с почтовым идентификатором <…>, определение от 18.05.2023 о возбуждении дела № 043/04/14.3-507/2023 об административном правонарушении и проведении административного расследования вручено адресату 25.05.2023). 

На составление протокола об административном правонарушении, назначенное на 15.06.2023 г. в 10 часов 30 минут <…> не явилась, представителя не направила, письмом б/д б/н (вх. № 3291/23 от 02.06.2023) заявила ходатайство о составлении протокола в свое отсутствие.

15.06.2023 должностным лицом Кировского УФАС России – <…> в отношении должностного лица – <…> составлен протокол № 043/04/14.3-507/2023 об административном правонарушении.

Протокол составлен в отсутствие <…>, извещенной надлежащим образом о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Определением от 15.06.2023 о назначении времени и места рассмотрения дела № 043/04/14.3-507/2023 об административном правонарушении рассмотрение протокола назначено на 29.06.2023 в 10 часов 00 минут.

Определение от 15.06.2023 о назначении времени и места рассмотрения дела № 043/04/14.3-507/2023 было направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу регистрации <…> (<…>).

С целью полного и всестороннего рассмотрения дела, определением от 29.06.2023 рассмотрение дела № 043/04/14.3-507/2033 отложено. Рассмотрение дела назначено на 27.07.2023 в 15 часов 00 минут.

Определение от 29.06.2023 об отложении рассмотрения дела № 043/04/14.3-507/2023 об административном правонарушении было направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу регистрации <…> (<…>).

В соответствии с частью 2 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Следовательно, местом рассмотрения дела № 043/04/14.3-507/2023 об административном правонарушении является г. Киров.

О дате, времени и месте рассмотрения дела № 043/04/14.3-507/2023 об административном правонарушении <…> считается уведомленной надлежащим образом (в материалах дела имеется возвратный конверт с определением 29.06.2023 об отложении рассмотрения дела № 043/04/14.3-507/2023 об административном правонарушении, дата возврата конверта – 15.07.2023).

На рассмотрение дела № 043/04/14.3-507/2023 об административном правонарушении, состоявшееся 27.07.2023 в 15 часов 00 минут <…> не явилась, представителя не направила, ходатайств не заявляла.

Протокол рассмотрен в отсутствие <…>, уведомленной надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.

<…>, изучив материалы административного дела, находит вину должностного лица – <…> в совершении административного правонарушения установленной и доказанной.

Факт совершения правонарушения <…> подтверждается:

- решением Комиссии Кировского УФАС России от 19.04.2023 г. по делу № 043/05/5-101/2023;

- материалами административного дела № 043/04/14.3-507/2023;

- протоколом об административном правонарушении от 15.06.2023 № 043/04/14.3-507/2023.

Оценивая собранные по делу доказательства, должностное лицо Управления находит, что действия должностного лица – <…> правильно квалифицированы по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Решая вопрос о виде и размере административного должностное лицо Управления учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Событием является установленный решением по делу № 043/05/5-101/2023 факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившийся в определении содержания рекламы: «СКПК «Талисман» - 16 лет* реклама* МСК* займы под материнский капитал на улучшение жилищных условий* Бесплатные консультации: <…>, <…>», распространенной на странице 8 печатного издания «Вятско-Полянская правда» (выпуски от 13.09.2022 № 70 (13864), 04.10.2022 № 76 (13870), от 11.10.2022 № 78 (13872), от 18.10.2022 № 80(13871) в нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Срок давности привлечения лица к административной ответственности исчисляется со 18.10.2022 года (дата выхода последнего выпуска газеты «Вятско-Полянская» правда, в котором размещалась рассматриваемая реклама).

Место совершения административного правонарушения: Кировская область (территория распространения газеты «Вятско-Полянская правда»).

Время совершения административного правонарушения: даты выхода газеты «Вятско-Полянская правда» - 13.09.2022, 04.10.2022, 11.10.2022, 18.10.2022.

Субъектом административного правонарушения является должностное лицо – <…>.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы.

Объективной стороной административного правонарушения являются действия по определению содержания вышеуказанной рекламы, содержащей не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемого товара, ввиду указания в ней фразы: «СКПК «Талисман» - 16 лет <…>», что воспринимается потребителями, как сведения о том, что кооператив осуществляет деятельность в течение 16 лет, в отсутствие сведений о том, что заем может быть предоставлен только юридическому лицу, являющемуся членом СКПК «Талисман», или физическому лицу, достигшему совершеннолетнего возраста, являющемуся гражданином Российской Федерации и членом СКПК «Талисман», распространенной на странице 8 печатного издания «Вятско-Полянская правда» (выпуски от 13.09.2022 № 70 (13864), 04.10.2022 № 76 (13870), от 11.10.2022 № 78 (13872), от 18.10.2022 № 80(13871) в нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Субъективная сторона при совершении административного правонарушения характеризуется виной субъекта в форме неосторожности, поскольку <…> не предвидела возможности наступления вредных последствий, хотя должна была и могла их предвидеть. <…> не предприняла достаточных мер со своей стороны по пресечению и недопущению противоправных действий, посягающих на принципы законности, добропорядочности, разумности, справедливости, хотя такая возможность у нее имелась. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о принятии должностным лицом – <…>, председателем кооператива СКПК «Талисман» мер по недопущению нарушения законодательства и невозможностью его предотвращения представлено не было.

Неустранимых сомнений в виновности привлекаемого лица не выявлено.

Установлено, что в данном случае у должностного лица – <…>, председателя кооператива СКПК «Талисман» имелась возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Виновность должностного лица – <…>, председателя кооператива СКПК «Талисман» выразилась в том, что она не предприняла необходимых мер по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о рекламе, хотя такая возможность у нее имелась.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение предусмотренных законодательством требований, при рассмотрении дела не установлены.

Следовательно, рассматриваемое правонарушение произошло по вине <…>, председателя кооператива СКПК «Талисман».

Таким образом, совершенные действия по определению содержания ненадлежащей рекламы, содержащей не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемого товара, ввиду указания в ней фразы: «СКПК «Талисман» - 16 лет <…>», что воспринимается потребителями, как сведения о том, что кооператив осуществляет деятельность в течение 16 лет, в отсутствие сведений о том, что заем может быть предоставлен только юридическому лицу, являющемуся членом СКПК «Талисман», или физическому лицу, достигшему совершеннолетнего возраста, являющемуся гражданином Российской Федерации и членом СКПК «Талисман», распространенной на странице 8 печатного издания «Вятско-Полянская правда» (выпуски от 13.09.2022 № 70 (13864), 04.10.2022 № 76 (13870), от 11.10.2022 № 78 (13872), от 18.10.2022 № 80(13871) в нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ в качестве смягчающих вину обстоятельств установлено: добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль; совершение правонарушения впервые; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Отягчающих вину обстоятельств, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ не установлено.

Оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным. Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 Постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В рассматриваемом случае состав административного правонарушения является формальным, следовательно, правонарушение является общественно-опасным с момента его совершения, независимо от наступления каких-либо последствий. При этом сама общественная опасность выражается в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей и соблюдению требований действующего рекламного законодательства.

Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля лица, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях соблюдения законодательно установленных требований. Однако доказательств наличия указанных обстоятельств в материалы дела не представлено.

С учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, которая выразилась в пренебрежительном отношении к исполнению публично – правовых обязанностей в сфере рекламного законодательства, основания для освобождения должностного лица – <…> от административной ответственности ввиду малозначительности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий: федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы; возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В силу пункта 4 части 3 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» для целей данного Закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе.

ФАС России в письме от 27.12.2022 г. № МШ/116843/22 указала, что положение о возможности замены штрафа на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение может быть применено по ст. 14.3 КоАП РФ в случае, если дело об административном правонарушении было возбуждено по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролирующим лицом, проверки, в ходе которых было установлено соответствующее нарушение законодательства о рекламе. В случае, если дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ, возбуждено антимонопольным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проверки, часть 1 статьи 4.1.1 КоАП не подлежит применению.

В рассматриваемом случае дело об административном правонарушении возбуждено без проведения контрольных (надзорных) мероприятий (по результатам рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе), следовательно, ст. 4.1.1 КоАП РФ не подлежит применению.

Таким образом, учитывая общественно – значимый характер совершенного административного правонарушения, роль правонарушителя, его имущественное положение, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, принцип соразмерности ответственности тяжести совершенного правонарушения и вытекающих из него требований справедливости и пропорциональности используемых правовых средств при применении публично-правовой ответственности, фактические обстоятельства и собранные по делу доказательства принято решение о наложении административного штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 3, 5, 33, 38 Федерального закона «О рекламе», статьями 2.1, 2.4, 3.4, 4.1.2, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

1. Признать должностное лицо – <…> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 2. Применить к должностному лицу – <…> меру ответственности в виде штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 4000 (четырех тысяч) рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны