Решение б/н РЕШЕНИЕдо делу № 25/02-14 от 7 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ

до делу № 25/02-14

 

                                                         

Резолютивная часть решения объявлена 14.04.2015 г.                                       

Решение изготовлено в полном объеме 27.04.2015 г.

                                                                                                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя комиссии:

<> – заместителя руководителя управления, начальника отдела товарных рынков и естественных монополий;

Членов Комиссии:

<>. – ведущего специалиста – эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;

<> – главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий.

 

В присутствии представителей:

ответчика – «…»

 

рассмотрев дело № 25/02-14 по признакам нарушения ООО «СтройСнабТехнология» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном взимании с граждан платы за опломбирование индивидуальных приборов учета воды

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило заявление «…», перенаправленное для рассмотрения из Государственной жилищной инспекции Кировской области (входящий номер <...> от 11.12.2014 г.), на действия ООО «СтройСнабТехнология» в связи с взиманием платы за опломбирование индивидуальных приборов учета воды.

В указанных действиях ООО «СтройСнабТехнология» содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем Приказом от 29.12.2014 г. № 535 было возбуждено дело                № 25/02-14.

На заседании Комиссии директор ООО «СтройСнабТехнология» пояснила, что на основании заявки от 24.10.2015 г., зафиксированной в журнале заявок населения на оперативное устранение неисправностей и повреждений инженерного оборудования в жилых домах, в квартире № … дома № … по ул. Свободы 29.10.2014 г. было произведено обследование инженерных коммуникаций, о чем свидетельствует акт обследования инженерных коммуникаций от 29.10.2014 г. На основании договора управления многоквартирным домом стоимость дополнительных работ по техническому обследованию (в данном случае услуга по вызову специалиста) была предъявлена собственнику квартиры № … указанного дома в счет-квитанции за октябрь 2014 г. в размере 150 рублей. Стоимость дополнительных работ, предоставляемых ООО «СтройСнабТехнология», указана на официальном сайте организации, на информационных стендах в офисе организации и многоквартирных домах, находящихся в управлении у ответчика. Стоимость дополнительных работ указывается также собственникам помещений при приеме заявки на выполнение дополнительных работ. Таким образом, заявителю была предъявлена плата за дополнительные услуги по техническому обследованию инженерных коммуникаций (услуга по вызову специалиста). За оказание услуги по опломбированию водосчетчиков денежные средства ни с заявителя, ни с иных граждан не взимались. Следовательно, в действиях ответчика отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

В связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации рассмотрение дела два раза откладывалось и два раза в заседании Комиссии объявлялся перерыв.

 

В целях рассмотрения настоящего дела, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 03.09.2010 № 220 (далее - Порядок), Кировским УФАС проведено исследование локального рынка услуг по управлению многоквартирными жилыми домами, находящимися в управлении ООО «СтройСнабТехнология». Результаты анализа отражены  в аналитическом отчете и приобщены к материалам дела.

По результатам проведенного анализа установлено, что ООО «СтройСнабТехнология» занимает доминирующее положение, с долей 100%, на локальном рынке оказания услуг по управлению каждым многоквартирным жилым домом, находящимся в управлении ООО «СтройСнабТехнология». Услуги по введению в эксплуатацию и опломбировке места соединения с водопроводной сетью приборов учета энергоресурсов, установленных в квартирах граждан с целью учета потребления коммунальных услуг, являются составной частью указанного товарного рынка.

 

Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении в отдельные законодательные акта Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. 

Частью 8 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Согласно части 2 статьи 13 Закона об энергосбережении, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правоотношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг.

В п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг даны понятия, используемые в Правилах, в том числе:

"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

"потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;

"коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);

"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг;

"индивидуальный прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении.

Согласно п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем   коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.

В рассматриваемом случае ООО «СтройСнабТехнология» является исполнителем коммунальных услуг, а граждане, проживающие в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО «СтройСнабТехнология» - потребителями коммунальных услуг.

В п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг указаны права потребителя коммунальных услуг, в том числе:

- принятие решения об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности;

- требование от исполнителя совершения действия по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию;

- требование от исполнителя совершать действий по техническому обслуживанию индивидуальных, общих (квартирных) или комнатных приборов учета в случае, когда исполнитель принял на себя такую обязанность по договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг.

Подпунктом «у» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг обязанность по приему индивидуальных приборов учета прямо закреплена за исполнителем коммунальных услуг.

При этом, Правилами предоставления коммунальных услуг не предусмотрено право исполнителя коммунальных услуг взимать с потребителей плату за опломбировку и ввод в эксплуатацию приборов учета, а равно плату за приемку водосчетчиков с установкой пломб и проверку правильности монтажа узла учета расхода воды.

Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 г. № 824 были внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг (вступили в силу с 01.10.2013 г.), в том числе в Правила добавлены следующие пункты:

81(6). По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию.

81(8). Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

81(9). Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

81(11). Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.

81(14). Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Таким образом, с 01.10.2013 г. на законодательном уровне установлен принцип безвозмездности услуги по вводу в эксплуатацию и опломбировке установленных в квартирах граждан приборов учета, кроме случая, когда прибор учета вводится в эксплуатацию повторно в случае, если потребителем или третьим лицом были нарушены пломбы или знаки поверки. Однако, до внесения в Правила предоставления коммунальных услуг изменений, также нормативно отсутствовало право исполнителя коммунальных услуг взимать с потребителя плату за опломбировку и ввод в эксплуатацию приборов учета. 

 

ООО «СтройСнабТехнология» является управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам:

- г. Киров, п. Ганино, ул. Центральная, 15 (договор на управление, содержание, ремонт общего имущества многоквартирного дома и представление коммунальных услуг от 11.01.2011 г.);

- г. Киров, п. Ганино, ул. Центральная, 15/1 (договор на управление, содержание, ремонт общего имущества многоквартирного дома и представление коммунальных услуг от 11.01.2011 г.);

- г. Киров, п. Ганино, пер. Северный, 12 (договор на управление, содержание, ремонт общего имущества многоквартирного дома и представление коммунальных услуг от 26.12.2011 г.);

- г. Киров, ул. Мира, 31А (договор на управление, содержание, ремонт общего имущества многоквартирного дома и представление коммунальных услуг от 21.05.2012 г.);

- г. Киров, ул. Свободы, 130/1 (договор на управление, содержание, ремонт общего имущества многоквартирного дома и представление коммунальных услуг от 20.05.2013 г.);

- г. Киров, ул. Фрунзе, 3 (договор на управление, содержание, ремонт общего имущества многоквартирного дома и представление коммунальных услуг от 04.04.2014 г.).

Заявитель является собственником жилого помещения, расположенного в жилом доме по адресу: г. Киров, ...

Заявитель указала, что за опломбирование индивидуальных приборов учета воды ООО «СтройСнабТехнология» взимает плату в размере 150 рублей.

Приказом директора ООО «СтройСнабТехнология» был утвержден прейскурант стоимости санитарно-технических работ с 01.09.2014 г. (ранее действовал прейскурант стоимости санитарно-технических работ с 01.01.2013 г.). В соответствии с указанными прейскурантами плата в размере 150 рублей предусмотрена за услугу по выезду специалиста на обследование коммуникаций.

Согласно журналу заявок населения на оперативное устранение неисправностей и повреждений инженерного оборудования в жилых домах (копия журнала представлена в материалы дела, оригинал обозревался на заседании Комиссии), 28.10.2014 г. заявитель подавал заявку (регистрационный номер <...> ) на опломбирование приборов учета.

В соответствии с актом приемки в эксплуатацию индивидуальных приборов учета от 29.10.2014 г., представленным заявителем, в квартире заявителя были опломбированы 4 водосчетчика.

Кроме того, из журнала заявок населения на оперативное устранение неисправностей и повреждений инженерного оборудования в жилых домах следует, что 24.10.2014 г. от заявителя зарегистрирована заявка (регистрационный номер <...> ) в связи с низкой температурой горячего водоснабжения и холодными батареями в квартире              № … дома … по ул. Свободы.

Согласно акту обследования инженерных коммуникаций от 29.10.2014 г., в указанной квартире было проведено обследование системы отопления и горячего водоснабжения.    

Из квитанции на оплату коммунальных услуг за октябрь 2014 г., представленной заявителем, следует, что заявителю была начислена плата в размере 150 рублей за вызов специалиста 29.10.2014 г.

На заседании Комиссии директор ООО «СтройСнабТехноллогия» пояснила, что указанная плата была начислена заявителю за вызов специалиста по заявке № 396 от 24.10.2014 г. (в связи с низкой температурой горячего водоснабжения и холодными батареями), а не за оказание услуг по опломбировке приборов учета.

Материалами дела также подтверждается факт того, что плата в размере 150 рублей взималась с граждан за услугу по вызову специалиста на обследование коммуникаций, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела копии платежных документов на оплату коммунальных услуг и копии актов выполненных работ.

Кроме того, в материалы дела представлены копии квитанций на оплату коммунальных услуг, выставленных гражданам, которым осуществлялась опломбирование индивидуалных приборов учета воды. Из данных квитанций следует, что в те месяцы, в которых гражданам оказывалась услуга по опломбированию водостчетчиков, плата за дополнительные услуги (вызов специалиста, либо иные), не начислялась.  

Таким образом, в материалах дела не  имеется доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «СтройСнабТехнология» плату в размере 150 рублей взимало за оказание услуг по опломбированию приборов учета.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о не подтверждении в действиях ООО «СтройСнабТехнология» факта нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, пунктом 1 части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела № 25/02-14 прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях ООО «СтройСнабТехнология».

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   

 

 

Члены комиссии                                                                                                   

 

     

                                                                                   

       Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны