Решение б/н РЕШЕНИЕ от 10 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 25/04-2015 р 

 

                                                                                                                        

Резолютивная часть решения оглашена 05 августа 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 18 августа 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя комиссии: <…> – заместителя  руководителя Кировского УФАС России; Членов комиссии: <…> - специалиста отдела ФРиР Кировского УФАС России; <…> - специалиста отдела ФРиР Кировского УФАС России; секретарь- <…> – специалист отдела ФРиР Кировского УФАС России;

в присутствии: лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: <…> - представителя ООО «Финансовая компания»;

в отсутствие: заявителя - физического лица;

рассмотрев дело № 25/04-2015 р, возбужденное по  заявлению физического лица по признакам нарушения ООО «Финансовая компания» (<…>) ч. 7 ст. 5,  п. 2 ч. 2 ст. 28, ч 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ  «О рекламе» (далее по тексту Федеральный закон «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Кировское УФАС России поступило обращение физического лица по поводу распространения рекламной информации  по адресу: г.  Киров, рядом с домом по ул. Лепсе, 2 следующего содержания: «Кредитка. Моментальные займы. Займы до 16.000, только паспорт <...> <…>», которая не соответствует требованиям рекламного законодательства.

Определением от 14.07.2015 г. возбуждено дело № 25/04-2015р в отношении ООО «Финансовая компания»  по признакам нарушения ч. 7 ст. 5,  п. 2 ч. 2 ст. 28, ч 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

На заседании Комиссии Кировского УФАС России, состоявшемся 05.08.2015г.,  представитель ООО «Финансовая компания» факт нарушения признал.

 

Изучив материалы дела, комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная над входом в  помещение, расположенное  по адресу: г.  Киров, рядом с домом по ул. <...> следующего содержания: «Кредитка. Моментальные займы. Займы до 16.000, только паспорт <...> <…>», адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания покупателей к объекту рекламирования (финансовым услугам, предоставляемым ООО «Финансовая компания»), способствует формированию интереса к рекламируемым услугам и их продвижению на рынке, и по своему содержанию является рекламой.

Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Федерального закона «О рекламе»).

Требования к рекламе финансовых услуг определены в статье 28 Федерального закона «О рекламе». В соответствии с п. 2 ч. 2 указанной статьи реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», при этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 указанного закона.

Учитывая изложенное, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита (займа), пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита и влияющие на нее.

Рассматриваемая рекламная информация содержала только часть условий по предоставлению займов, а именно: сумму займа - до 16 000 руб.

При этом иные существенные условия предоставления займов, такие как минимальная сумма потребительского кредита (займа), срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа), валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем), процентная ставка и порядок  ее определения, в данной рекламе не указаны.

Исходя из анализа положений Федерального закона «О рекламе», целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге). Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить.

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга – «займ», которая направлена на формирование у потребителей желания ей воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие всех существенных условий предоставления займа может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

Указывая в рекламе сумму займов до 16 000 рублей, ООО «Финансовая компания» привлекает внимание к оказываемым им финансовым услугам, вместе с тем информация о том, что размер суммы займа тесно взаимосвязан с иными критериями: величиной процентной ставки, сроком займа, кредитной историей заемщика, размером расходов заемщика и иными вышеуказанными критериями, является существенной, и ее отсутствие в любом случае вводит потребителей в заблуждение относительно возможности получения займа до 16 000 рублей.

Следовательно, указание иных условий оказания финансовой услуги (займа), влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Согласно правилам предоставления потребительских займов (в ред. от 30.06.2015 г.) ООО «Финансовая компания» предоставляет заемщикам следующие виды займов: «До зарплаты»; «Потребительский» и «Пенсионный». Вышеуказанные займы отличаются по критериям: категория заемщика, возраст, диапазон суммы займа, срок займа, размер льготного процента, диапазон полной стоимости. Но данная информация в рекламе отсутствовала.

В силу части 7 статьи 5  Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ  «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ  «О рекламе»  реклама финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с  частью 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ  «О рекламе»  если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Пунктом 5 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Федеральный закон «О защите конкуренции») предусмотрено, что хозяйствующим субъектом является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под финансовой организацией понимается хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Финансовые услуги, к которым относится также услуга предоставления займа, могут оказывать не только специализированные финансовые организации, но и иные хозяйствующие субъекты, к которым относится ООО «Финансовая компания». 

Следовательно, ООО «Финансовая компания», как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу п. 6 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции», является финансовой организацией, и на данного хозяйствующего субъекта распространяются требования статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, спорная рекламная информация, размещенная по адресу: г.  Киров, рядом с домом по ул. Лепсе, 2 следующего содержания: «Кредитка. Моментальные займы. Займы до 16.000, только паспорт <...> <…>», умалчивает об иных условиях оказания соответствующей услуги, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, а также не содержит необходимых условий,  которые являются существенными, определяющими полную стоимость займа и влияющих на нее, и размещена  с нарушением  ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» несет  рекламодатель.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»  ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Закона несет как рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо).

Рекламодателем спорной информации и лицом, осуществляющим деятельность по адресу: г. Киров, ул.<...> является  ООО «Финансовая компания» (договор аренды нежилого помещения <…> от 01.02.2015 г., номер в поэтажном плане 1009, площадь 30,5 кв. м.),  поэтому нарушение рекламного законодательства произошло по вине данного хозяйствующего субъекта.

Учитывая тот факт, что на момент принятия решения  в материалах отсутствует документальное подтверждение устранения нарушения, Комиссия решила выдать  ООО «Финансовая компания» предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

На основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 28, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508,  Комиссия,

Р Е Ш И Л А:

1.Признать  рекламу,  распространенную над входом в  помещение, расположенном  по адресу: г.  Киров, рядом с домом по ул. Лепсе, 2 следующего содержания: «Кредитка. Моментальные займы. Займы до 16.000, только паспорт <...> <…> », ненадлежащей, так как она противоречит ч. 7 ст. 5,  п. 2 ч. 2 ст. 28, ч 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ  «О рекламе».

2. Признать в действиях ООО «Финансовая компания», выразившихся в определении объекта рекламирования и содержания рекламы финансовых услуг, указанной в пункте 1 настоящего решения, результатом которого стало умалчивание о иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, при  сообщении в рекламе хотя бы одного из таких условий, а также не сообщение  всех остальных  существенных условий, способных ввести  потребителей в заблуждение, определяющих полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее, факт нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ  «О рекламе».

3.Выдать ООО «Финансовая компания» предписание об устранении нарушения ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч 3 ст. 28   Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ  «О рекламе».

4.Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в  арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                       <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                   <…>

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны