Решение б/н Решение по делу № 26 по признакам нарушения ООО «Сток+К» п. ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

от "04" апреля 2012 г.                                                                                           г. Киров

 

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 26

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии – <...> – и.о. руководителя управления и членов Комиссии – <...> – начальника отдела финансовых рынков и рекламы, <...> - вед. специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы,

в присутствии:

<....> – директора ООО «Сток+К», решение от 17.05.2011 № 1,

В отсутствие надлежащим образом, извещенного о дате, месте и времени заседания Комиссии заявителя – <...>

протокол вела <...> – специалист 2 разряда отдела финансовых рынков и рекламы,

рассмотрев дело № 26 по признакам нарушения ООО «Сток+К» (613045, Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Луначарского, д. 22, кор. А, кв. 17) п. 3 и п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.02.2012 в Кировское УФАС России от гражданки <...> поступило заявление о нарушении действующего рекламного законодательства со стороны ООО «Сток+К».

По мнению заявителя, нарушение заключается в следующем.

В газете «Кировец» был опубликован рекламный модуль следующего содержания: «Все виды ритуальных услуг. Круглосуточный вывоз усопших бесплатно (для наших заказчиков). Печальные телефоны: 5-18-48, 8-912-368-81-32».

Фактически, по словам заявителя, все виды ритуальных услуг данная организация не оказывает, так как осуществляет только вывоз покойных и продажу ритуальных товаров.

Кроме того, вывоз усопших осуществляется за плату, а не бесплатно, как это указано в рекламе. По словам заявителя, при обращении 02.02.2012 за помощью, связанной с вывозом тела умершего мужа, с нее попросили 600 рублей, но так как она отказалась оформить заказ на ритуальные принадлежности, с нее запросили уже 1000 рублей.

Таким образом, информация в рекламе о всех видах ритуальных услуг и бесплатном вывозе усопших, является недостоверной.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона  № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

В соответствии с п. 3 и п.4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока; о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Учитывая тот факт, что в действиях рекламодателя ООО «Сток+К» содержались признаки нарушения п. 3 и п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», в отношении данного хозяйствующего субъекта было возбуждено производство по делу.

На заседании Комиссии директор ООО «Сток+К» <...> пояснил следующее: «Заявитель <...> по адресу, указанному в заявлении, не проживает, по данному адресу проживает <...> чей муж умер около 3-х лет назад.

02.02.2012 транспортом нашего предприятия было вывезено в морг «МСЧ 52» тело <...>, но с другого адреса: г. Кирово-Чепецк, ул. 60 лет Октября, 13-63. При транспортировке тела в морг родственникам умершего было предложено оформить заказ на ритуальные принадлежности в «Печальном магазине» ООО «Сток+К», для чего необходимо было внести аванс в размере одной тысячи рублей. При этом в случае приобретения принадлежностей в нашем магазине на них будет сделана скидка в размере 600 рублей, а именно на стоимость перевозки тела. Таким образом, для наших заказчиков перевозка тела в морг является бесплатной, как это указано в рекламе. Однако родственники умершего <...> от заказа принадлежностей отказались, и с них была взята плата в размере 600 рублей, что подтверждается квитанцией.

Текст рекламного объявления подавал в газету «Кировец» я лично, однако в редакции меня неправильно поняли и разместили рассматриваемое объявление. В последствии, когда я его увидел, то сразу же обратился в редакцию с просьбой о его исправлении. В настоящее время модуль соответствует законодательству.

Кроме того, в Законе «О погребении и похоронном деле» услуги, оказываемые специализированной службой похоронного дела, называются «гарантированным перечнем услуг по погребению». Понятие ритуальных услуг содержится в ГОСТ Р53107-2008 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения». Соответственно термины «ритуальные услуги» и «гарантированный перечень услуг по погребению» не могут быть признаны равнозначными.

Согласно прейскуранту ООО «Сток+К» осуществляет следующие виды услуг: вывоз тела в морг, продажу ритуальных принадлежностей (гробы, венки, и т.п.), предоставление услуг катафалка, копку могил, погребение и т.д. Услуги, связанные с помощью в оформлении документов, необходимых для похорон, а также обмывание и облачение тела, наше предприятие может оказывать, и они включены в прейскурант. Однако данные услуги не востребованы у потребителей, так как они стараются все сделать сами, чтобы не платить исполнителю».

Изучив имеющиеся документы, заслушав доводы законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, Комиссия установила, что ООО «Сток+К» нарушен п. 3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе». Нарушение п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в ходе рассмотрения дела не подтвердилось.

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная в газете «Кировец», в частности в №№28-29 (12810) от 24.02.2012 на 6 странице: «Все виды ритуальных услуг. Круглосуточный вывоз усопших бесплатно (для наших заказчиков). Печальные телефоны: 5-18-48, 8-912-368-81-32», соответствует требованиям ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламной.

Как было установлено, рассматриваемая информация направлена на привлечение внимания потребителей к ритуальным услугам, оказываемым ООО «Сток+К», который использует в гражданском обороте коммерческое обозначение «Печальный магазин». При этом заказать услуги у данного хозяйствующего субъекта можно позвонив по «Печальным телефонам»: 5-18-48, 8-912-368-81-32.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона  № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

Статьей 1 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О погребении и похоронном деле» установлено, что данный нормативный акт регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает: 1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; 2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; 3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; 4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Согласно ст. 9 указанного Закона гарантированный перечень услуг по погребению дела включает в себя: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

При этом услуги, связанные с захоронением могут оказываться не только специализированными службами, но и другими хозяйствующими субъектами, независимо от их принадлежности и организационно-правовой формы.

Понятие ритуальных услуг дается в ГОСТ Р53107-2008 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 № 516-ст), где ритуальные услуги – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельности исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений (примечание - Под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги).

Таким образом, из системного анализа представленных норм следует, что ритуальные услуги – это услуги оказываемые исполнителем потребителю по поводу организации похоронного процесса умерших, который в частности включает в себя оформление необходимых документов для похорон.

К таким документам относятся: медицинское свидетельство о смерти - документ установленной формы о смерти, удостоверяющий факт и причину смерти (выдается медицинской организацией или частнопрактикующим врачом), а также свидетельство о смерти - документ государственного образца, являющийся основанием для оформления документов на погребение и (или) юридически значимых обстоятельств (выдается уполномоченным органом записи актов гражданского состояния).

Рекламная информация: «Все виды ритуальных услуг» воспринимается потребителями как подтверждение того, что организация (ООО «Сток+К» оно же «Печальный магазин»), предлагающая ритуальные услуги, может оказать весь их перечень, в том числе выдать медицинское свидетельство о смерти и свидетельство о смерти, что в данном случае является недостоверным.

Потому указание в рекламе на возможность оказания всех видов ритуальных услуг является нарушением п. 3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Как было установлено в ходе рассмотрения дела и подтверждается документально, ООО «Сток+К» оказывает услуги по вывозу усопших в морг бесплатно только для своих заказчиков, а для тех, кто не заказывает у данного Общества ритуальные принадлежности она стоит 600 рублей. Информация о бесплатности данной услуги только для заказчиков ООО «Сток+К» в рассматриваемой рекламе имеется, поэтому выражение «Круглосуточный вывоз усопших бесплатно (для наших заказчиков)» нельзя признать несоответствующим действительности (п. 4 ч. 3 ст. 5). Доказательства иного в материалах дела отсутствуют.

Согласно части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований п. 3 ч. 3 ст. 5 несет рекламодатель, которым в данном случае является ООО «Сток+К» в лице директора <...> Поэтому нарушение произошло по его вине.

Учитывая тот факт, что на заседание были представлены доказательства того, что рассматриваемая рекламная информация была приведена в соответствие с требованиями действующего рекламного законодательства в добровольном порядке, Комиссия решила предписание не выдавать.

Однако, в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Должностным лицом ООО «Сток+К» является директор <...>

Комиссия считает необходимым привлечь <...> к административной ответственности.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

                                             Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в газете «Кировец», в частности в №№28-29 (12810) от 24.02.2012 на 6 странице: «Все виды ритуальных услуг. Круглосуточный вывоз усопших бесплатно (для наших заказчиков). Печальные телефоны: 5-18-48, 8-912-368-81-32», так как она противоречит требованиям п. 3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Признать ООО «Сток+К», нарушившим п. 3 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

3. ООО «Сток+К» предписание не выдавать в виду добровольного устранения нарушения рекламного законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Сток+К» <...>

Решение изготовлено в окончательной форме 12.04.2012 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

 

Председатель Комиссии                                                                 <...>

 

Члены Комиссии                                                                             <..>

Связанные организации

Связанные организации не указаны