Решение №27/04-15р РЕШЕНИЕ по делу № 27/04-15р от 28 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 27/04-15р

                                                                                                                                                       г. Киров

Резолютивная часть решения оглашена 11 августа 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 25 августа 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия Кировского УФАС России) в составе: Председателя Комиссии – <…> –  заместителя руководителя управления, Членов Комиссии – <…>– начальника отдела финансовых рынков и рекламы, <…> – специалиста 1 разряда отдела финансовых рынков и рекламы,

в отсутствие ответчика – ООО «Порта» (603152, г. Нижний Новгород, ул. Ларина, 12);

в присутствии ответчиков: представителя ИП <…> (610001, г. Киров, ул.<…>) <…> по доверенности от 20.05.2015, ООО «Под ключ» (610000, г. Киров, <…>) <…> по доверенности от 07.04.2015;

при ведении протокола <…> – начальником отдела финансовых рынков и рекламы,

рассмотрев дело № 27/04-15р по признакам нарушения ООО «Порта» (603152, г. Нижний Новгород, ул. <…>), ИП <…>, ООО «Под ключ» (610000, г. Киров, <…>) части 7 статьи 5, пункта 4 части 3 статьи 5 и пунктов 1, 2 статьи 9 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Федеральный закон «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

По результатам плановой проверки ООО «Под ключ» были выявлены признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, выразившиеся в следующем.

В журнале «Каталог «Под ключ Киров», №64 (97),  январь 2015 года на 65 странице размещена рекламная информация следующего содержания: «Дверная ручка в подарок, демонтаж и установка бесплатно*. Мы стараемся сделать ваш дом уютным, а выбор межкомнатных и входных дверей – легким и приятным. <…> *Подробная информация о проведении акции в магазинах – салонах «Мир дверей». <…> 1. Ручка в подарок. 2. Демонтаж старой двери бесплатно. 3. Бесплатная установка. 4. Проводятся акции на определенные модели. *Акция». Данный рекламный модуль содержит признаки нарушения  ч. 7 ст. 5, п.1, 2 ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Федеральный закон «О рекламе»).

Определением от 25.05.2015 Кировским УФАС России возбуждено дело №27/04-15р по признакам нарушения ООО «Под ключ», ИП <…>  части 7 статьи 5 и пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), выразившегося в определении содержания и распространении рекламы стимулирующего мероприятия, в которой отсутствуют сведения о сроках проведения акции и источника информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, что является существенной информацией и может ввести в заблуждение потребителя относительно предоставляющего услугу лица. Рассмотрение дела назначено на 09.06.2015.

На заседание комиссии ответчик ИП <…>, надлежащим образом уведомленная о дате, времени и месте рассмотрения дела №27/04-15р, на рассмотрение дела не явилась, запрошенные документы представила не в полном объеме.

Согласно пояснениям представителя ООО «Под ключ» по доверенности от 07.04.2015  <…>  ИП <…>. является редакцией СМИ журнала «Каталог «Под ключ Киров». Соответственно Общество не располагает документами, относящимися к спорной рекламе. Считает, что спорная реклама не нарушает положения статьи 9 ФЗ «О рекламе», поскольку рекламируемый объект не относится к стимулирующим мероприятиям.

Согласно письменным пояснениям ИП <…> спорная реклама была бонусным размещением для давнего партнера журнала – компании «Мир дверей», договоров и прочих документов не оформлялось, поскольку денежные средства в уплату за спорную рекламу не принимались. Содержание спорной рекламы было определено ИП <…> Считает, что спорная реклама не нарушает положения статьи 9 ФЗ «О рекламе», поскольку рекламируемый объект не относится к стимулирующим мероприятиям.

Определением от 09.06.2015 срок рассмотрения дела №27/04-15р продлен до 25.08.2015 в связи с привлечением в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе –ООО «Порта», а также необходимостью запроса у лиц документов и сведений.

На заседание комиссии, состоявшемся 01.07.2015, лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Под ключ» в лице <…> по доверенности от 07.04.2015, поддержало позицию, изложенную ранее.

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Порта», надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела №27/04-15р, на заседание комиссии не явилось, запрошенные документы и пояснения предоставило в полном объеме.

Согласно письменным пояснениям ООО «Порта» ИП <…> в январе 2015 года самостоятельно, без какого – либо уведомления организации, в одностороннем порядке разместила информационный материал в рамках п.3.1 договора от 20.08.2014 №294, заключенного между ООО «Порта» и ИП <…>. Поясняет, что Общество не нарушало рекламного законодательства. При этом рекламные акции, указанные в каталоге «Под ключ» в январе 2015 года, Обществом не проводились. Приказ о проведении акции не подписывался.

Согласно пояснениям представителя ИП <…>. по доверенности от 20.05.2015  <…>  спорная реклама была бонусным размещением для давнего партнера журнала – компании «Мир дверей», договоров и прочих документов не оформлялось, поскольку денежные средства в уплату за спорную рекламу не принимались. Содержание спорной рекламы было определено ИП <…>. Считает, что спорная реклама не нарушает положения статьи 9 ФЗ «О рекламе», поскольку рекламируемый объект не относится к стимулирующим мероприятиям. Относительно достоверности информации о проводимой акции в магазинах «Мир дверей» пояснил, что данные сведения были предоставлены ИП <…>. представителем филиала ООО «Порта», осуществляющим деятельность в г. Кирове. Акция «Дверная ручка в подарок, демонтаж и установка бесплатно» действительно проводилась в магазинах, адреса которых указаны в спорной рекламе, то есть реклама достоверная.

Определением от 01.07.2015 рассмотрение дела №27/04-15р отложено в связи с необходимостью запроса у лиц, участвующих в деле, дополнительных документов и сведений, поскольку исходя из представленных в дело документов, а также из содержания спорной рекламы, Комиссией сделан вывод о наличии признаков нарушения п.4 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

На заседание комиссии, состоявшемся 11.08.2015, представитель ИП <…> по доверенности <…> пояснил, что не располагает документально подтвержденными сведениями о проведении акции, указанной в рекламе в журнале «Каталог «Под ключ Киров», №64 (97),  январь 2015 года на 65 странице, в магазинах «Мир дверей». Ввиду отсутствия доказательств достоверности распространенных сведений в материалах дела, признал вину в нарушении требований п.4 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

Представитель ООО «Под ключ» по доверенности <…> факт нарушения не признал, поддержал позицию, изложенную ранее.

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Порта», надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела №27/04-15р, на заседание комиссии не явилось, запрошенные документы и пояснения предоставило в полном объеме.

Согласно письменным пояснениям ООО «Порта» лиц, имеющих полномочия на самостоятельное проведение акций в магазинах, расположенных на территории Кировской области и в г. Кирове, Общество не имеет. Рекламные акции, указанные в каталоге «Под ключ» в январе 2015 года не проводились. Приказ о проведении акций не подписывался. Считает, что не нарушало норм действующего рекламного законодательства.

Комиссией Кировского УФАС принято решение о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле, ООО «Порта».

Изучив материалы дела, комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закон «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация следующего содержания «Дверная ручка в подарок, демонтаж и установка бесплатно*. Мы стараемся сделать ваш дом уютным, а выбор межкомнатных и входных дверей – легким и приятным. <…> *Подробная информация о проведении акции в магазинах – салонах «Мир дверей». <…> 1. Ручка в подарок. 2. Демонтаж старой двери бесплатно. 3. Бесплатная установка. 4. Проводятся акции на определенные модели. *Акция» распространялась в январе 2015 года посредством размещения на 65 странице журнала «Каталог «Под ключ Киров», №64 (97),  январь 2015 года, была адресована неопределенному кругу лиц (читателям журнала), направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – товарам (межкомнатные и входные двери) и их продвижению на соответствующем рынке, то есть соответствует требованиям статьи 3  Федерального закона «О рекламе» и является рекламой.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Федерального закона «О рекламе»).

 

В соответствии с п.4 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Исходя из анализа положений Федерального закона «О рекламе», целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге). Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях приобретения рекламируемого товара, имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, может привести к неоправданным ожиданиям потребителя, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить.

Изучив материалы дела, комиссия Кировского УФАС России пришла к выводу о наличии нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона N 38-ФЗ в связи с тем, что в спорной рекламе указана информация о проведении акции в магазинах – салонах «Мир дверей», а именно при приобретении входных и межкомнатных дверей покупателю предоставляется ручка в подарок, демонтаж старой двери бесплатно, бесплатная установка, а также проводятся акции на определенные модели. Вместе с тем, из пояснений ООО «Порта» от 30.06.2015 №25, от 15.07.2015 №28 следует, что рекламные акции, указанные в каталоге «Под ключ», в январе 2015 года Обществом не проводились, приказ о проведении акций не подписывался. Документы, свидетельствующие об обратном, в материалах дела отсутствуют. При этом ООО «Порта» является продавцом рекламируемого товара и имеет на территории г. Кирова три торговые точки, расположенные по адресам, указанным в спорном рекламном модуле, то есть является лицом, обладающим сведениями об условиях приобретения производимого и реализуемого им товара, и подтверждает, что условия приобретения товара, указанные в рекламе, недостоверны.

При принятии решения комиссия Кировского УФАС России исходит из того, что спорная реклама содержит не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара (проведение акции в магазинах – салонах «Мир дверей»), что является нарушением пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Изучив имеющиеся в материалах дела документы, комиссией Кировского УФАС России сделан вывод об отсутствии факта нарушения ч.7 ст.5, п.1,2 ст.9 Федерального закона «О рекламе», поскольку рекламируемая в журнале акция не обладает в совокупности всеми признаками стимулирующего мероприятия, соответственно указание в рекламном модуле сведений о сроках проведения акции и источнике информации, об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения не является обязательным.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных п.4 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель. Рекламопроизводитель несет ответственность в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что спорная реклама, следующего содержания: «Дверная ручка в подарок, демонтаж и установка бесплатно*. Мы стараемся сделать ваш дом уютным, а выбор межкомнатных и входных дверей – легким и приятным. <…> *Подробная информация о проведении акции в магазинах – салонах «Мир дверей». <…> 1. Ручка в подарок. 2. Демонтаж старой двери бесплатно. 3. Бесплатная установка. 4. Проводятся акции на определенные модели. *Акция», была размещена в журнале «Каталог «Под ключ Киров», №64 (97),  январь 2015 года в качестве бонусной в соответствии с договором от 20.08.2014 №294 на размещение и распространение рекламной информации, заключенным ООО «Порта» (Заказчик) с ИП <…> (Исполнитель).

Из Договора от 20.08.2014 следует, что Исполнитель по заданию Заказчика возмездно выполняет услуги и/или работы по производству и размещению рекламных и / или информационных материалов в средстве массовой информации «каталог «Под ключ Киров». Исходя из условий, указанных в пункте 3.1 Договора в связи с долгосрочным характером сотрудничества сторон Исполнитель вправе предоставлять Заказчику по своему усмотрению один или несколько выходов рекламных (рекламно – информационных) материалов на бесплатной (бонусной) основе. Объем и содержание рекламно – информационных материалов Заказчика на бесплатной (бонусной) основе Исполнитель определяет самостоятельно без согласования с Заказчиком. То есть в данном случае ответственность за нарушение рекламного законодательства в части содержания рекламы несет Исполнитель ИП <…>

Согласно пояснениям рекламораспространителя ИП <..>., являющейся редакцией СМИ «Каталог «Под Ключ Киров», нарушение рекламного законодательства произошло по ее вине. Документы, подтверждающие согласование ООО «Порта» макета спорной рекламы, такие как заявка, на размещение рекламы, документ, подтверждающий оплату рекламных услуг, у ИП <…> отсутствуют, поскольку реклама являлась бонусной.

В рассматриваемой ситуации ИП <…>., являясь рекламораспростанителем и рекламопроизводителем вышеуказанной рекламы, исходя из совокупности представленных документов, является также рекламодателем по смыслу Федерального закона «О рекламе» и несет ответственность за нарушение требований, установленных п.4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Комиссией Кировского УФАС России приято решение о прекращении рассмотрения дела в отношении ООО «Порта», ООО «Под ключ» ввиду отсутствия в действиях данных лиц факта нарушения законодательства РФ о рекламе.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Поскольку договор от 20.08.2014 №294 на размещение и распространение рекламной информации в настоящее время не расторгнут, документы, подтверждающие прекращение нарушения рекламного законодательства РФ, в материалах дела отсутствуют, комиссия Кировского УФАС России решила выдать ИП <…> предписание об устранении нарушения.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Дверная ручка в подарок, демонтаж и установка бесплатно*. Мы стараемся сделать ваш дом уютным, а выбор межкомнатных и входных дверей – легким и приятным. <…> *Подробная информация о проведении акции в магазинах – салонах «Мир дверей». <…> 1. Ручка в подарок. 2. Демонтаж старой двери бесплатно. 3. Бесплатная установка. 4. Проводятся акции на определенные модели. *Акция», размещенной в журнале «Каталог «Под Ключ Киров», №64 (97), январь 2015 года на 65 странице, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2. Признать в действиях индивидуального предпринимателя <…>, выразившихся в определении содержания рекламы товаров, указанной в пункте 1 настоящего решения, которая содержит не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара (проведение акции в магазинах – салонах «Мир дверей»), факт нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

3. Выдать индивидуальному предпринимателю <…> предписание об устранении нарушения.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд - в порядке,  предусмотренном ст. 198 АПК РФ.

 

Председатель Комиссии                                                                                 <…>

 

Члены Комиссии                                                                                             <…>

 

                                                                                                              <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны