Решение б/н 1. Признать ненадлежащей рекламу медицинской услуги следующе... от 14 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>;

Членов Комиссии:

<…>,

<…>,

в отсутствие:

- заявителя – физического лица;

- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>) (ИНН: <…>, ОГРНИП: <…>; адрес регистрации: <…>; адрес осуществления деятельности: <…>);

- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>.) (ИНН: <…>; ОГРНИП: <…>; адрес регистрации: <…>; адрес осуществления деятельности<…>),

рассмотрев материалы дела № 043/05/24-859/2021, возбужденного в отношении ИП <…>, ИП <…> по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») по факту распространения на странице 5 печатного издания (газеты) Мой <…> от <…> № <…> (<…>) рекламной информации следующего содержания: «Можно ли найти потерянный слуховой аппарат? Человек, имеющий проблемы со слухом, может непостоянно использовать слуховой аппарат. Приборы снимают во время сна, перед поход в душ, баню, бассейн. Так слуховой аппарат можно где-то забыть. Это довольно обидно, ведь у человека был идеально подобранный прибор, который учитывал анатомические критерии и особенности тугоухости конкретного случая. Покупка нового приборы – это затраты, которых можно было бы избежать. Как избежать потери? Когда человек с проблемами со слухом приходит в «Магазин слуховых аппаратов», сотрудники рассказывают, как можно избежать потери прибора. Ему предлагают современные модели, которые подключаются к смартфону. Стоит установить приложение (12+), которое не только сделает эксплуатацию аппарата более удобной, но и позволит отслеживать его местоположение. Если человек забудет где-то прибор, то сможет найти место потери на карте. Приходите в «Магазин слуховых аппаратов» и возьмите прибор для бесплатного пробного ношения, чтобы оценить удобство модели. <…>, директор центра слухопротезирования * Фото рекламодателя. Контакты <…>, т. <…>, <…>, т. <…>. Официальный сайт магазина: <…>,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Кировское УФАС России поступило обращение физического лица от <…> (вх. № <…> от <…>) по вопросу распространения на странице <…> печатного издания (газеты) Мой <…> от <…> № <…> (<…>) рекламной информации с заголовком: «Можно ли найти потерянный слуховой аппарат?» в отсутствие предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости предварительной консультации специалиста.

По факту распространения вышеуказанной информации определением от 30.09.2021 г. было возбуждено дело № 043/05/24-859/2021 в отношении ИП <…>, ИП <…> по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 28.10.2021 в 14 часов 00 минут.

Определениями от 28.10.2021, от 21.12.2021 рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения от лиц, участвующих в деле, документов и сведений. Рассмотрение дела назначено на 01.02.2022 в 11 часов 00 минут.

Заявитель – физическое лицо, уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, на заседание комиссии не явился, представителя не направил, письмом от <…> № б/н (вх. № <…> от <…>) заявил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик – ИП <…>, уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, на заседание комиссии по рассмотрению дела не явился, представителя не направил, ходатайств не заявлял. Документы, запрошенные определением от 21.12.2021 не представил.

В письмах б/н б/д (вх. № <…> от <…>), б/д б/н (вх. № <…> от <…>) ИП <…> сообщил, что рекламораспространителем спорной информации является индивидуальный предприниматель <…> (далее – ИП <…>), с которой у ИП <…> заключен агентский договор от <…> № <…>. Вместе с тем, на заседании комиссии по рассмотрению дела, состоявшемся 21.12.2021 посредством использования системы видеоконференцсвязи, присутствовала <…> – представитель ИП <…> по доверенности от <…> № б/н, которая пояснила, что рекламораспространителем спорной рекламы является ИП <…>, поскольку именно ИП <…> является редакцией печатного СМИ «Мой <…>».

Ответчик – ИП <…> на заседание комиссии по рассмотрению дела не явился, представителя не направил, ходатайств не заявлял. Запрошенные документы и сведения не представил.

Изучив имеющиеся в материалах дела № 043/05/24-859/2021 документы, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация: «Можно ли найти потерянный слуховой аппарат? Человек, имеющий проблемы со слухом, может непостоянно использовать слуховой аппарат. Приборы снимают во время сна, перед поход в душ, баню, бассейн. Так слуховой аппарат можно где-то забыть. Это довольно обидно, ведь у человека был идеально подобранный прибор, который учитывал анатомические критерии и особенности тугоухости конкретного случая. Покупка нового приборы – это затраты, которых можно было бы избежать. Как избежать потери? Когда человек с проблемами со слухом приходит в «Магазин слуховых аппаратов», сотрудники рассказывают, как можно избежать потери прибора. Ему предлагают современные модели, которые подключаются к смартфону. Стоит установить приложение (12+), которое не только сделает эксплуатацию аппарата более удобной, но и позволит отслеживать его местоположение. Если человек забудет где-то прибор, то сможет найти место потери на карте. Приходите в «Магазин слуховых аппаратов» и возьмите прибор для бесплатного пробного ношения, чтобы оценить удобство модели. <…>, директор центра слухопротезирования * Фото рекламодателя. Контакты <…>, т. <…>, <…>, т. <…>. Официальный сайт магазина: <…>» размещенная на странице <…> печатного издания (газеты) «Мой <…>» выпуск от <…> № <…> (<…>) содержит все юридически значимые признаки рекламы, а именно:

- распространена в печатном средстве массовой информации - газете «Мой <…>» выпуск от <…> № <…> (<…>) (свидетельство о регистрации СМИ ПИ № <…>);

- адресована неопределенному кругу лиц – читателям СМИ газета «Мой PRO город»;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: магазину слуховых аппаратов и оказываемой им услуге по подбору слуховых аппаратов.

Таким образом, Комиссией установлено, что вышеуказанная информация является рекламой в соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинской услугой является медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении утвержден приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (далее – Номенклатура медицинских услуг). Номенклатура медицинских услуг представляет собой перечень медицинских услуг, разделенных на два класса: «A» и «В».

Класс «А» Номенклатуры медицинских услуг включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.

В разделе класса «А» Номенклатуры медицинских услуг зарегистрированы, в том числе, медицинская услуга: подбор слухового аппарата (код А23.25.001).

Из содержания распространяемой рекламной информации следует, что указание в ней такого словосочетания как: «приходите в «Магазин слуховых аппаратов» и возьмите прибор для бесплатного пробного ношения, чтобы оценить удобство модели» очевидно ассоциируется у потребителя не с самим фактом осуществления медицинской деятельности, а с конкретной медицинской услугой (подбор слухового аппарата).

Таким образом, вышеуказанная реклама услуг по подбору слухового аппарата является рекламой медицинской услуги, и на такую информацию, а также на порядок ее размещения, распространяются положения Федерального закона «О рекламе».

Требования к рекламе медицинских услуг установлены статьей 24 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

ФАС России в письме от 22.06.2020 № ДФ/52241/20 разъяснила следующее: «В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Указанная норма требует включать в содержание рекламы лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий один из видов предупреждения: о наличии противопоказаний к их применению и использованию; о необходимости ознакомления с инструкцией по применению объекта рекламирования; о необходимости получения консультации специалистов.

При этом в зависимости от вида объекта рекламирования рекламодатель самостоятельно вправе определить, какой из этих видов предупреждения использовать в рекламе. Таким образом, реклама медицинских изделий, должна в каждом случае содержать предупреждение, предусмотренное частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе.

Вместе с тем Федеральный закон «О рекламе» не содержит норм, определяющих каким именно образом необходимо осуществлять размещение текста в рекламе.

Информация должна быть четко и ясно доведена до потребителей рекламы для адекватного восприятия.»

Исходя из вышеприведенного содержания рекламы медицинской услуги, размещенной на странице <…> печатного издания (газеты) СМИ «Мой <…>» от <…> № <…> (<…>), следует, что соответствующая предупредительная надпись отсутствует.

Таким образом, рассматриваемая реклама медицинской услуги нарушает часть 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Под рекламодателем согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» понимается изготовитель или продавец товара либо иное лицо определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Под рекламораспространителем в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» понимается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из документов, представленных в материалы дела, и пояснений сторон следует, что спорная реклама была размещена ИП <…> в рамках агентского договора от <…> № <…>, заключенного между ИП <…> (Принципал) ИП <…> (Агент).

В соответствии с пунктом <…> агентского договора от <…> № <…> Агент, действуя в интересах Принципала, обязуется за вознаграждение совершать от своего имени, но за счет Принципала, в том числе, сделки с рекламодателями по распространению рекламы в газете «Мой <…>» (свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ43-<…> от <…>.

В силу пункта <…> агентского договора от <…> № <…> Агент обязан передавать Принципалу для размещения в СМИ рекламные и информационные материалы в электронном виде.

В соответствии с пунктом <…> агентского договора от <…> № <…> Принципал обязан получить от Агента рекламные и информационные материалы в электронном виде для размещения в СМИ.

На основании пункта <…> агентского договора от <…> № <…> Принципал обязан разместить в СМИ рекламные материалы, предоставленные Агентом. В случае не размещения рекламных материалов в полном объеме Принципал размещает не вышедшие рекламные материалы в том же объеме в следующем номере, если иное не установлено соглашением сторон.

Согласно пункту <…> агентского договора от <…> № <…> Принципал вправе отказать в размещении предоставленных Агентом рекламных материалов, если они нарушают законодательство Российской Федерации.

В свою очередь, между ИП <…> (Исполнитель) и ИП <…> (Заказчик) заключен договор от <…> № <…>, согласно которому, Исполнитель по заявке Заказчика возмездно выполняет работы и (или) услуги по производству и размещению рекламных и (или) информационных материалов в том числе в средстве массовой информации печатном СМИ «Мой <…>» (свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ43-<…> от <…>). Факт исполнения договора от <…> № <…> подтверждается актом от <…> № <…>, счетом от <…> № <…>, приходным кассовым ордером от <…> № <…>.

На основании анализа вышеуказанных договоров и документов, имеющихся в материалах дела, с учетом понятий, установленных п. 5 ст. 3, п. 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», Комиссией установлено, что рекламодателем рекламы медицинской услуги является ИП <…> (ИНН: <…>; ОГРНИП: <…>), рекламораспространителем является ИП <…> (ИНН: <…>, ОГРНИП: <…>), которые несут ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Доказательств, подтверждающих, что ИП <…> (ИНН: <…>, ОГРНИП: <…>) является распространителем рассматриваемой рекламы медицинской услуги, Комиссией не установлено и лицами, участвующими в деле, не представлено. 

Порядок выдачи антимонопольным органом предписаний о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила).

Согласно пункту 49 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу, обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Поскольку на момент вынесения решения в материалах дела не имеется документальных подтверждений прекращения распространения в вышеуказанном печатном издании ненадлежащей рекламы медицинских услуг, Комиссия решила выдать ИП <…> (ИНН: <…>, ОГРНИП: <…>) и ИП Кислицыну М.В.  (ИНН: <…>; ОГРНИП: <…>) предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП <…> (ИНН: <…>; ОГРНИП: <…>) и ИП <…> (ИНН: <…>, ОГРНИП: <…>).

Руководствуясь ст. 3, 24, 33 и 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 – 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

Связанные организации

Связанные организации не указаны