Решение б/н Решение по делу № 29 по признакам нарушения ООО «С–МЕДИА» ча... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

от «17» апреля 2012 года                                                                            г. Киров

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 29

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии – <...>– исполняющего обязанности руководителя управления и членов Комиссии – <...> – ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы, <...> – специалиста 2 разряда отдела финансовых рынков и рекламы, 

в отсутствии надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени рассмотрения дела  представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО «С-МЕДИА»;

протокол вел <...> - ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы,

рассмотрев дело № 29 по признакам нарушения ООО «С–МЕДИА» (610020 , г. Киров, ул. Советская, д. 67 А) части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 –ФЗ (далее по тексту Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением обязательных требований действующего рекламного законодательства печатными СМИ было установлено, что в газете «Вятский наблюдатель» за № 10 (715) от 09 марта 2012 года на первой странице был размещен рекламный модуль следующего содержания:

-«Открытое Акционерное Общество «Кировгазосиликат». Единственный в Кировской области производитель газосиликатных блоков. Акция. Приобретая блоки в марте СКИДКА на доставку 15 %. Бесплатное хранение, кредит. 2800 руб./м³. т. (8332) 40-83-32, 40-83-51. Лиц. ЦБРФ № 316 от 31.03.2003. Реклама».

Аналогичная реклама размещалась также в газете «Вятский наблюдатель» за № 9 (714) от 2 марта 2012 года.

В соответствии с частью 1 статьи  28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Рекламный модуль «Открытое Акционерное Общество «Кировгазосиликат» Единственный в Кировской области производитель газосиликатных блоков……» не содержит наименование или имени лица, предоставляющего финансовую услугу – кредит и поэтому размещен с нарушением требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно статье 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Учитывая то, ООО «Газета» является учредителем газеты «Вятский наблюдатель» (Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 43-275 от 11 мая 2011 года), именно оно будет выступать рекламораспространителем вышеуказанной рекламы, поэтому в отношении данного хозяйствующего субъекта было возбуждено производство по делу по признакам нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Газета» по доверенности от 15 октября 2011 года <...>пояснил, что на основании договора от 11 мая 2011 года ООО «Газета» (Учредитель) передало все права и обязанности, связанные с выпуском газеты «Вятский наблюдатель» ООО «С-МЕДИА» (Издатель).

Согласно данному договору издатель вправе самостоятельно привлекать  рекламодателей, принимать рекламу в газету и заключать договоры от своего имени.

Таким образом, ООО «С-МЕДИА» в данном случае будет выступать в качестве рекламораспространителя.

Учитывая изложенное ненадлежащее лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Газета» было заменено надлежащим лицом, а именно: Обществом с ограниченной ответственностью «С-МЕДИА», в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства.

На заседание Комиссии, назначенное на 17.04.2012, представитель Общества <...> не явился. До заседания представил письменные объяснения, а также попросил рассмотреть дело в отсутствии представителя.

Согласно письменным пояснениям, объект рекламирования, в данном случае юридическое лицо, единственный в Кировской области производитель газосиликатных блоков, который проводит акцию, предоставляет скидку и оказывает дополнительные услуги, такие как бесплатное хранение и кредит. Слово «кредит» не может свидетельствовать о том, что в данном случае оказывается банковская, страховая или иная финансовая услуга. В данном случае потребителям рекламы сообщается, что ОАО «Кировгазосиликат» может выступать кредитором. Слово «кредит» имеет множество значений, поэтому никто не может утверждать, что в тексте рекламы оно использовано в значении финансовых услуг.

Словарь русского языка Ожегов С.И. содержит несколько значений слова кредит. В подтверждении своих слов представил копию страницы из словаря русского языка Ожегова С.И.

Таким образом, одним из значений слова «кредит» является ссуда-договор безвозмездного пользования (ст. 689 ГК РФ). Другим значением слова может быть коммерческое доверие (коммерческий кредит) – предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты товаров, работ или услуг или товарный кредит (ст. 822, 823 ГК РФ).

ОАО «Кировгазосиликат» в процессе обычной хозяйственной деятельности вправе предоставлять кредит в форме ссуды, товарного или коммерческого кредита. Кроме того ему может принадлежать право (требование) на основании обязательств и в этом случае оно будет выступать кредитором – тем, кто предоставляет кому-нибудь кредит. Считаем, что при размещении рекламы в газете «Вятский наблюдатель» № 10 (715) от 09 марта 2012 года были соблюдены все установленные законом требования. Главный редактор Бачинин Сергей Игоревич, принял решение разместить в газете рекламный модуль. Договор на размещение не заключался, поэтому действия главного редактора регулируются главой 50 ГК РФ. Просим дело прекратить в связи с отсутствием нарушения.

Изучив имеющиеся документы, Комиссия установила, что ООО «С-МЕДИА», как рекламораспространителем, нарушена часть 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Выводы Комиссии основаны на следующем:

Согласно ст. 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация в рекламном модуле «Открытое Акционерное Общество «Кировгазосиликат» Единственный в Кировской области производитель газосиликатных блоков……» соответствует требованиям статьи 3 Закона о рекламе и является рекламой.

В силу ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Ненадлежащей признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ.

Требования к рекламе финансовых услуг определены в статье 28 Закона о рекламе. В соответствии с частью 1 указанной статьи реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

К финансовой организации, оказывающей финансовые услуги, относится кредитная организация. Кредитной организацией является юридическое лицо, которое на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции.

В силу части 1 статьи 819 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

При этом кредит является одной из форм размещения денежных средств и в силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности», относится к банковским операциям.

Таким образом, право предоставления кредитов принадлежит только банкам и иным кредитным организациям.

Учитывая изложенное, указание в рекламе на возможность приобретения товаров в кредит допускается только при условии ссылки на конкретную кредитную организацию, которая предоставляет данную финансовую услугу.

Вышеуказанный рекламный модуль не содержал сведений о наименовании лица, предоставляющего финансовую услугу – кредит и соответственно был размещен с нарушением требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Отсутствие в тексте рекламы указанных сведений искажает смысл информации, наличие в рекламе слова «кредит» не дает потребителям рекламы верного представления об условиях приобретения товара, о лицах предоставляющих услугу по кредиту и может вводить потребителей в заблуждение, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

Данные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Таким образом, рекламный модуль не содержал сведений о наименовании лица, предоставляющего финансовую услугу (кредит), то есть сведений, которые являются обязательными в силу закона и соответственно был размещен с нарушением требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

На основании изложенного, Комиссией отклоняются доводы представителя Общества Хохрина А.Н. об отсутствии нарушения рекламного законодательства со ссылкой на то, что указанная реклама не содержит нарушения и кредит предоставляется ОАО «Кировгазосиликат».

Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), где в главе 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий. При этом каждый из предусмотренных видов кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг. Из содержания размещенной в газете «Вятский наблюдатель» информации следует, что она является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к предоставляемым ОАО «Кировгазосиликат» товарам, услугам, формированию и поддержанию интереса к ним и их продвижение на рынке. Кроме того рекламный модуль содержит пометку «реклама». Однако, в рекламном сообщении отсутствовали сведения о каком именно кредите идет речь: товарном, коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа и т.п.) или банковском.

В силу статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395 -1 «О банках и банковской деятельности» понятие кредит относится к банковским операциям, осуществление которых, согласно статье 13 данного закона, производится на основании лицензии, выданной Центральным банком РФ.

Поскольку в размещенной Обществом рекламе содержится указание на предоставление рекламируемых услуг «в кредит», то такое указание воспринимается как предложение в получении именно банковской услуги.

В рекламном модуле представлена следующая информация: Лиц. ЦБРФ № 316 от 31.03.2003. Указанная лицензия выдана Центральным банком РФ ООО «Хоум кредит энд Финанс Банк». При этом Центральный банк РФ выдает лицензии только кредитным организациям, к которым ОАО «Кировгазосиликат» не относится.

Также следует принять во внимание и тот факт, что вышеуказанный рекламный модуль, размещался в других СМИ, в том числе и в газете «Вятский наблюдатель» и содержал информацию о лице, предоставляющем финансовую услугу, а именно: «Хоум кредит энд Финанс Банк». На момент принятия решения, в спорном рекламном модуле информация о кредитной организации представлена.  

Таким образом, кредит предоставляется банком «Хоум кредит энд Финанс Банк», а не самим ОАО «Кировгазосиликат».

Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований части 1 статьи 28 Закона несет ответственность рекламораспространитель, которым в силу пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Рекламораспространителем вышеуказанной рекламы в газете «Вятский наблюдатель» является ООО «С-МЕДИА».

Комиссия считает, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине рекламорастространителя ООО «С-МЕДИА».

Учитывая тот факт, что на момент принятия решения нарушение устранено, Комиссия решила предписание об устранении нарушения рекламного законодательства не выдавать.

На основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно[АН1]  ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностным лицом ООО «С-МЕДИА» согласно Уставу и решению от 28.12.2009 № 2 учредителя, единоличным исполнительным органом Общества является директор <...>, который руководит текущей деятельностью Общества и несет ответственность за соблюдение действующего законодательства.

Комиссия считает необходимым привлечь директора Общества <...> к административной ответственности. 

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 28, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

 

1.Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания:

-«Открытое Акционерное Общество «Кировгазосиликат». Единственный в Кировской области производитель газосиликатных блоков. Акция. Приобретая блоки в марте СКИДКА на доставку 15 %. Бесплатное хранение, кредит. 2800 руб./м³. т. (8332) 40-83-32, 40-83-51. Лиц. ЦБРФ № 316 от 31.03.2003. Реклама», размещенную в  газетах «Вятский наблюдатель» за № 10 (715) от 09 марта 2012 года и за № 9 (714) от 2 марта 2012 года, так как она противоречит требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2.Признать ООО «С-МЕДИА» нарушившим часть 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

3. В связи с устранением нарушения предписание о прекращении нарушения  законодательства о рекламе ООО «С-МЕДИА» не выдавать.

4.Передать материалы уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица ООО «С-МЕДИА».

 

Решение изготовлено в полном объеме 2 мая 2012 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                         <...>

 

Члены Комиссии                                                                                      <...>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны