Решение б/н Решение по делу № 29/02-13 в отношении ОАО "Центр по перевоз... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения объявлена 04.07.2013 г.                                 Дело № 29/02-13

Решение изготовлено в полном объеме 09.07.2013 г.

                                                                                                                                        

РЕШЕНИЕ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

Молчанова А.В. - руководителя управления;

Членов Комиссии:

Никоновой М.Л. – заместителя руководителя управления; начальника отдела товарных рынков и естественных монополий;

Бушманова Е.С. – ведущего специалиста – эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий.

 

В присутствии представителей:

заявителя ООО «ТРЛК» - … по доверенности;

ответчика - … по доверенности

 

рассмотрев дело № 29/02-13 по признакам нарушения ОАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006             № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в воспрепятствовании  пропуска автомобильного транспорта ООО «ТРЛК» к контейнерной площадке агентства на станции Киров-Котласский филиала ОАО «ТрансКонтейнер» на Горьковской железной дороге

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области 13.03.2012 г. поступило заявление ООО «ТРЛК» на действия ОАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" (далее ТрансКонтейнер) направленные на ограничение конкуренции на рынке оказания транспортно-экспедиционных услуг.

Заявитель указал, что ТрансКонтейнер систематически совершает действия (бездействие), результатом которых являются недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов ООО «ТРЛК», а именно:

- безосновательно уклоняется от исполнения обязательств заключенного договора транспортной экспедиции № НКП ГЖД-411823 в части обеспечения своевременного выполнения поручений клиента;

- препятствует проезду автомобильного транспорта ООО «ТРЛК» к местам общего пользования, находящиеся по адресу: г. Киров, Транспортный проезд, 3;

- участились осмотры в коммерческом и техническом плане контейнеров, отправляемых ООО «ТРЛК»;

- навязывает ООО «ТРЛК» дополнительные услуги по вывозу контейнеров с путей общего пользования только автотранспортом ТрансКонтейнер;

- навязывает услуги по страхованию грузов железнодорожной страховой компанией «ЖАСКО» под угрозой не погрузки контейнеров ООО «ТРЛК»;

- отказывает в принятии контейнеров ООО «ТРЛК» к отправке, предъявляя требование о предоставлении документов, подтверждающих сертификацию контейнеров;

  - отказывает в принятии контейнеров к отправке в связи с отсутствием доверенности на водителя-экспедитора, доставляющего груз до железнодорожного состава.

Кировское УФАС России, изучив и проанализировав представленные документы, установила, что в действиях ТрансКонтейнер содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части воспрепятствования  пропуска автомобильного транспорта ООО «ТРЛК» к контейнерной площадке агентства на станции Киров - Котласский филиала ОАО «ТрансКонтейнер» на Горьковской железной дороге.

Документов, подтверждающих наличие в действиях ТрансКонтейнер признаков иных нарушений ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», представлено не было ни с заявлением, ни в ходе рассмотрения дела.

Приказом от 31.05.2012 г. № 174 было возбуждено дело № 29/02-13.

На заседании Комиссии представители заявителя сообщили, что ТрансКонтейнер препятствует проезду автомобильного транспорта ООО «ТРЛК» к контейнерной площадке на станции Киров-Котласский. 15.09.2012 г. машина с контейнерами ООО «ТРЛК» подъехала к контейнерной площадке ТрансКонтейнер. Без каких-либо оснований сотрудники ТрансКонтейнер не пропустили автотранспорт через шлагбаум, установленный на подъездных путях, что подтверждается объяснительной водителя от 15.09.2012 г., причинив тем самым ООО «ТРЛК» материальный ущерб. Факт препятствования проезда автотранспорта заявителя к контейнерной площадке имел место неоднократно, а именно  08.11.2012 г., 21.02.2013 г., 01.03.2013 г., что подтверждается представленными в материалы дела документами. Вместе с тем, заявитель пояснил, что поскольку в сентябре 2012 г. ООО «ТРЛК» не оформляло перевозочные документы на железнодорожные грузоперевозки в электронной системе ЭТРАН, то не представляется возможным документально подтвердить факт воспрепятствования пропуска автомобильного транспорта ООО «ТРЛК» к контейнерной площадке агентства на станции Киров-Котласский в сентябре 2012 г. В связи с чем, просил не рассматривать факт отказа от пропуска автомобильного транспорта ООО «ТРЛК» на контейнерную площадку 15.09.2012 г. Заявитель просил признать в действиях ТрансКонтейнер факт нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» и обязать ответчика не создавать препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности.     

Представители ответчика указали, что проезд на контейнерную площадку станции Киров - Котласский осуществляется при предъявлении грузоотправителем всех необходимых документов, предусмотренных действующим законодательством. На основании соответствующих заказов и заявок контейнеры ООО «ТРЛК» фактически были завезены на территорию контейнерной площадки агентства на станции Киров-Котласский в даты прибытия автотранспорта заявителя, т.е. 26.09.2012 г., 28.09.2012 г., 08.11.2012 г., 21.02.2013 г., 01.03.2013 г. Данный факт подтверждается актами формы КЭУ-16, представленными в материалы дела. Все завезенные контейнеры были отправлены со станции Киров - Котласский, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела транспортные железнодорожные накладные и квитанции о приеме груза. Таким образом, ТрансКонтейнер не препятствовал ООО «ТРЛК» завозу и отправке контейнеров с контейнерной площадки агентства на станции Киров - Котласский. Ответчик просил прекратить производство по делу ввиду отсутствия в действиях ТрансКонтейнер нарушения антимонопольного законодательства.  

В связи с необходимостью получения дополнительной информации и документов, в рассмотрении дела 2 раза объявлялся перерыв.

 

Заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно п. 3.2 устава ТрансКонтейнер (утвержден годовым общим собранием акционеров, приложение № 1 к протоколу от 26.06.2009 г. № 10), Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ, в том числе организацию перевозок грузов во внутреннем и международном сообщении, транспортно-экспедиционное обслуживание.

В п. 2.10 устава ТрансКонтейнер указаны филиалы Общества, в том числе указан филиал ОАО «ТрансКонтейнер» на Горьковской железной дороге. 

В соответствии с п. 2.1 положения о филиале ОАО «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер» на Горьковской железной дороге от 24.03.2006 г.                   № ЦКП-53/4, филиал выполняет работы и предоставляет услуги в рамках основных видов деятельности ТрансКонтейнер.

Приложением к указанному положению предусмотрен перечень структурных подразделений филиала ОАО «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер» на Горьковской железной дороге. Среди прочих структурных подразделений указано агентство на станции Киров-Котласский филиала ОАО ТрансКонтейнер» на Горьковской железной дороге.

Согласно п. 2.1 положения об агентстве на станции Киров-Котласский ОАО «ТрансКонтейнер» на Горьковской железной дороге (утвержден приказом филиала ОАО «ТрансКонтейнер» на Горьковской железной дороге от 29.06.2012 г. № 132), деятельность агентства  направлена на достижений следующих целей, в том числе предоставление комплексно транспортно-экспедиционного обслуживания пользователям услугами железнодорожного и других видов транспорта при перевозках грузов (п. 2.1.3), обеспечение погрузочно-разгрузочных работ (п. 2.1.6).   

ТрансКонтейнер на праве собственности принадлежат площадки для тяжеловесных грузов и большегрузных контейнеров, расположенные по адресу: г. Киров, Транспортный пр., 3 (свидетельства о государственной регистрации права от 30.04.2009 г. 43-АВ 197305 и от 30.04.2009 г. 43-АВ 197306).

Между ОАО «Российские железные дороги» и ТрансКонтейнер заключен договор о порядке взаимодействия ОАО «РЖД» и ОАО «ТрансКонтейнер» на контейнерных терминалах, принадлежащих ОАО «ТрансКонтейнер» от 31.07.2006 г. № 26/417, в соответствии с п. 1 которого ОАО «РЖД» поручает, а ТрансКонтейнер берет на себя обязательство совершать от имени и за счет ОАО «РЖД» на принадлежащих ТрансКонтейнеру контейнерных терминалах указанные в договоре юридические и иные действия.

В соответствии с п. 2.1. указанного договора, ТрансКонтейнер обязуется при перевозках грузов в контейнерах осуществлять от имени и за счет ОАО «РЖД» следующие операции, в том числе:

- прием от грузоотправителей заявок формы ГУ-12 (п.2.1.1.1);

- информирование грузоотправителей о результатах рассмотрения и согласования заявок (п.2.1.1.2);

- оформление перевозочных документов (п.2.1.1.3);

- осмотр вагонов общего парка в коммерческом отношении для подачи грузоотправителям под определенные грузы (п.2.1.1.4);

- прием к отправлению грузов (включая проверку правильности погрузки и крепления грузов на открытом подвижном составе) (п. 2.1.1.5);

- погрузочно-разгрузочные работы с контейнерами (п. 2.1.2).    

 

В соответствии с п. 3.3. устава ООО «ТРЛК» (утвержден протоколом общего собрания учредителей от 10.10.2011 г.), основными видами деятельности Общества являются, в том числе: организация перевозок грузов, транспортная обработка грузов, деятельность диспетчерских служб по грузоперевозкам и логистике.

ООО «ТРЛК» оказывает транспортно-экспедиционные услуги на территории нескольких субъектов Российской Федерации, в том числе на территории Кировской области. Для оказания данных услуг в г. Кирове ООО «ТРЛК» необходимо воспользоваться услугами контейнерных терминалов, расположенных на станции Киров - Котласский Горьковской железной дороги, принадлежащих ТрансКонтейнер.

В этих целях между ООО «ТРЛК» (поименованным в договоре «клиент») и ТрансКонтейнер заключен договор транспортной экспедиции от 13.04.2012 г. № НКП ГЖД-411823, в соответствии с п. 1.1 которого ТрансКонтейнер обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнять и/или организовывать выполнение указанных в заявке клиента транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой грузов железнодорожными, водными и автомобильным транспортом, а также выполнять иные транспортно-экспедиционные услуги по организации перемещения внутрироссийских, импортных, экспортных и транзитных грузов.

Пункт 1.2. указанного договора предусматривает, что перечень и объем услуг ТрансКонтейнер, необходимых клиенту, определяется клиентом в заказе, форма которого установлена Приложением № 1 к договору.

 

Как следует из заявления, ТрансКонтейнер незаконно препятствует проезду автомобильного транспорта ООО «ТРЛК» на территорию контейнерной площадки станции Киров - Котласский.

Частью 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) установлено, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Уставом воинских железнодорожных перевозок, правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, железнодорожным транспортом, правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом и заключаемыми в соответствии с законодательством договорами перевозки.

В п. 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554, даны понятия, используемые в Правилах:

- транспортно-экспедиционные услуги - услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза;

- экспедитор - лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг;

- клиент - лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором;

- договор транспортной экспедиции - гражданско-правовая сделка, в соответствии с которой одна сторона (экспедитор) за вознаграждение принимает на себя обязательство по поручению и за счет другой стороны (клиента) оказать транспортно-экспедиционные услуги;

- груз - любое имущество, в отношении которого экспедитор осуществляет организацию перевозки в соответствии с договором транспортной экспедиции;

- грузоотправитель - лицо, предъявившее груз к перевозке;

- грузополучатель - лицо, уполномоченное принять груз у экспедитора после окончания перевозки.

Согласно ч.1 ст.801 Гражданского кодекса РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Пункты 25, 27 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 30, предусматривают, что выдача контейнеров на станции назначения производится в соответствии с правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте. Вывоз с мест общего пользования прибывших в адрес грузополучателя контейнеров, принадлежащих перевозчику, регулируется условиями договора между перевозчиком и грузополучателем, либо управомоченным лицом.

Пункт 28 указанных Правил устанавливает, что завоз груженых и порожних контейнеров автотранспортом в места общего и необщего пользования, а также грузов из контейнеров производится в соответствии с правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом и правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» (далее - Устав железнодорожного транспорта), перевозка грузов железнодорожным транспортом осуществляется на основании принятой перевозчиком к исполнению (согласованной) заявки на перевозку грузов.

Статья 25 Устава железнодорожного транспорта устанавливает, что при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы..

Порядок отправления контейнеров, ввоза порожних/груженых контейнеров грузоотправителями на контейнерную площадку, а также документов, которые предъявляются грузоотправителями при осуществлении указанных действий, предусмотрен в разделе 4 Типового технологического процесса работы контейнерной площадки (отделения), утвержденного МПР России от 27.04.2002 г. (далее – Типовой технологический процесс).

Согласно п 1.1. Типового технологического процесса для обеспечения приема и выдачи грузов в контейнерах на станциях железных дорог организуются контейнерные отделения и контейнерные площадки.

Пунктом 4.1.1 Типового технологического процесса предусмотрено, что груженый или порожний контейнер завозится грузоотправителем (экспедитором) на станцию по наряду формы КЭУ-16. При этом на каждый груженый или порожний контейнер грузоотправитель (экспедитор) оформляет комплект перевозочных документов в соответствии с согласованной заявкой на перевозку грузов формы ГУ-12.

 

Материалами дела подтверждается, что 08.11.2012 г. ООО «ТРЛК» оформило заказ № 7062153 по договору № НКП ГЖД-411823 от 13.04.2012 г., заключенному с ТрансКонтейнер, в котором были указана, в том числе, следующая заказанная услуга: погрузочно-разгрузочные работы с гружеными контейнерами, выполняемые ТрансКонтейнер при отправлении – на местах общего пользования. Номер контейнер, указанный в заявке – SKHU 8200117.

08.11.2012 г. ООО «ТРЛК» оформило заявку формы ГУ-12 № 0021941404 на перевозку грузов железнодорожным транспортом. Период, указанный в заявке - с               08.11.2012 г. по 30.11.2012 г. Заявка согласована 08.11.2012 г.

В материалы дела заявителем представлена товарно-транспортная накладная № 112 от 08.11.2012 г. (на перевозку контейнера № SKHU 8200117, адрес подачи - г. Киров, пр. Транспортный, 3), а также докладная водителя Тырцева В.П. на имя директора ООО «ТРЛК» Паходина П.П. об отказе в пропуске на территорию контейнерной площадки ТрансКонтейнер.

Вместе с тем, в материалы дела ответчик представил приемо-сдаточный акт формыКЭУ-16 № 4930, из которого следует, что контейнер №  SKHU 8200117 был завезен 08.11.2012 г. в 11 часов 18 минут. В указанном акте имеется печать ООО «ТРЛК» и подпись представителя заявителя Онучина Р.А.

Полномочия Онучина Р.А. на подписание указанного акта подтверждаются доверенностью от 13.04.2012 г. № 2, выданной логисту ООО «ТРЛК» Онучину Р.А., на совершение действий, связанных с приемом и отправлением грузов железнодорожным транспортом на АКП Киров - Котласский филиала ОАО «ТрансКонтейнер» на Горьковской железной дороге.  Право на подписание данного акта представителем ООО «ТРЛК» Онучиным Р.А. подтвердила и представитель заявителя Татаринова Е.П. на заседании Комиссии  04.07.2013 г.

Контейнер № SKHU 8200117 был отправлен со станции Киров-Котласский 14.11.2012 г., что подтверждается транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов контейнерной отправкой № ЭС736929 и квитанцией о приеме груза                          № ЭС736929.

 

На перевозку контейнера № GESU 6524381 ООО «ТРЛК» оформило заявки формы ГУ-12 от 13.02.2013 г. № 0022334756 (период, указанный в заявке - с 01.03.2013 г. по 15.03.2013 г., заявка согласована 15.02.2013 г.), от 18.02.2013 г. № 0022334756-ИЗМ/1 (период, указанный в заявке - с 18.02.2013 г. по 15.03.2013 г., заявка согласована 18.02.2013 г.).

В материалы дела представлена товарно-транспортная накладная № 204 от 21.02.2013 г. (на перевозку контейнера № GESU 6524381, адрес подачи - г. Киров, пр. Транспортный, 3), а также докладная водителя Тырцева В.П. на имя директора ООО «ТРЛК» Паходина П.П. об отказе в пропуске  на территорию контейнерной площадки ТрансКонтейнер.

Вместе с тем, в материалах дела имеется приемо-сдаточный акт формы КЭУ-16                  № 508, из которого следует, что контейнер №  GESU 6524381 был завезен 21.02.2013 г. в 11 часов 11 минут. В указанном акте имеется печать ООО «ТРЛК» и подпись представителя заявителя Онучина Р.А.

 Контейнер № GESU 6524381 был отправлен со станции Киров-Котласский 21.02.2013 г., что подтверждается накладной № М774870 и квитанцией в приеме груза к перевозке № М774870.

 

На перевозку контейнера № TCNU 6358764 ООО «ТРЛК» оформило заявки формы ГУ-12 от 26.02.2013 г. № 0022384589 (период, указанный в заявке - с 10.03.2013 г. по 10.04.2013 г., заявка согласована 26.02.2013 г.), от 27.02.2013 г. № 0022384589-ИЗМ/1 (период, указанный в заявке - с 27.02.2013 г. по 10.04.2013 г., заявка согласована 27.02.2013 г.).

В материалы дела представлена товарно-транспортная накладная № 273 от 01.03.2013 г. (на перевозку контейнера № TCNU 6358764, адрес подачи - г. Киров, пр. Транспортный, 3), а также докладная водителя Аксенова А.А. на имя директора ООО «ТРЛК» Паходина П.П. об отказе в пропуске  на территорию контейнерной площадки ТрансКонтейнер.

Вместе с тем, в материалах дела имеется приемо-сдаточный акт формы КЭУ-16             № 617, из которого следует, что контейнер №  TCNU 6358764 был завезен 01.03.2013 г. в 11 часов 00 минут. В указанном акте имеется печать ООО «ТРЛК» и подпись представителя заявителя Онучина Р.А.

Контейнер № TCNU 6358764 был отправлен со станции Киров-Котласский 01.03.2013 г., что подтверждается транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов контейнерной отправкой № ЭХ928611 и квитанцией о приеме груза                          № ЭХ928611.

 

Таким образом, Комиссия, рассмотрев и оценив представленные документы, пришла к выводу, что материалами дела не подтверждаются факты воспрепятствования пропуска автомобильного транспорта ООО «ТРЛК» к контейнерной площадке агентства на станции Киров-Котласский филиала ОАО «ТрансКонтейнер» на Горьковской железной дороге.

При таких обстоятельствах Комиссия считает необходимым прекратить рассмотрение дела № 29/02-13 по признакам нарушения ТрансКонтейнер ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с п.2 ч.1 ст.48 Закона о защите конкуренции в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) рассмотрение дела подлежит прекращению.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 29/02-13 прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях ОАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер".

 

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    А.В.Молчанов             

 

Члены комиссии                                                                                            М.Л.Никонова  

 

                                                                                                                                Е.С.Бушманов

 

 

                                                                                                                              

                                                                                                                                  

                                                                

 

   Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.     

Связанные организации

Связанные организации не указаны