Решение б/н 1. Признать обоснованной жалобу ООО «Диалог» на действия Орг... от 30 сентября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Управление по Кировской области |
Юридический адрес: 610020 г. Киров, ул. К. Либкнехта, 55.
«25» сентября 2020 г. № 043/07/3.2 - 826/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, запроса котировок на закупку товаров, работ услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в составе:
Заместителя председателя комиссии:
«..»;
рассмотрев жалобу ООО «Диалог»,
У С Т А Н О В И Л А:
11.09.2020 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО «Диалог» (далее – Заявитель) на действия Организатора торгов – ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений, зданий ВятГУ и прилегающих к ним территорий (номер извещения 32009462041).
Жалоба рассматривается в порядке ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заявитель считает, что Заказчик нарушил требования Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при формировании Закупочной документации.
Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы, у Заказчика, запрошены необходимые документы по исследуемой закупке, а также письменные пояснения по существу жалобы.
Рассмотрение жалобы отложено на 25.09.2020 года, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом.
На заседании Комиссии Кировского УФАС России представитель Заявителя пояснил, что Заказчик установил в порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, что Заказчик учитывает только контракты, заключенные в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) неправомерно, учитывая, что в квалификационных требованиях Заказчик предоставил возможность предоставить договоры, заключенные в рамках Закона о закупках. Считает, что положения документации ограничивают количество участников закупки, ставят в неравные условия потенциальных участников закупки.
Представитель Заказчика подтвердил письменные пояснения, считает, что квалификационные требования установлены исходя из особых потребностей Заказчика, так как услуги, являющиеся объектом закупки, оказываются в 14 учебных корпусах и 8 общежитиях, в указанных учебных корпусах пропускная способность составляет около 14000 обучающихся. Кроме того, данная потребность обусловлена методическими рекомендациями МР 3.1/2.10205-20 от 29.07.2020 «Рекомендации по профилактике новой короновирусной инфекции (COVID-19) в образовательных организациях высшего образования», утвержденными и разработанными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Заказчик установил квалификационные требования, которые позволяют судить о способности участника закупки качественно оказать услуги, являющиеся предметом закупки. Указание в порядке оценки и сопоставления заявок только о предоставлении контрактов, заключенных в рамках Закона о контрактной системе, обусловлено информационной открытостью контрактов, заключенных в рамках данного законодательства и позволит Заказчику проверить исполнение данных контрактов и достоверность представленной участником закупки информации об их исполнении без штрафных санкций. Считает доводы жалобы необоснованными.
Заслушав доводы Заявителя, Заказчика, исследовав представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
03.09.2020 года Заказчиком в ЕИС на официальном сайте закупок размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений, зданий ВятГУ и прилегающих к ним территорий (номер извещения 32009462041). Начальная (максимальная) цена договора - 47 853 010,35 руб.
Относительно довода об установлении в документации критерия оценки «Опыт участника закупки по оказанию услуг по комплексному обслуживанию помещений и зданий, прилегающих к ним территорий без применения штрафных санкций по контрактам, заключенным по Федеральному закону 44-ФЗ с образовательными учреждениями», являющегося дискриминационным по отношению к другим участникам закупки, установлено следующее.
Согласно ч.1 ст.3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с ч.2 ст. 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.
Согласно ч. 4 ст. 3.4 Закона о закупках конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее в целях настоящей статьи - конкурс в электронной форме), может включать этапы, в том числе:
3) рассмотрение и оценка заказчиком поданных участниками конкурса в электронной форме заявок на участие в таком конкурсе, содержащих окончательные предложения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товаров, качестве работ, услуг и об иных условиях исполнения договора;
4) проведение квалификационного отбора участников конкурса в электронной форме.
В соответствии с ч.16 ст.3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
В соответствии с ч.17 ст.3.2 Закона о закупках Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении конкурса и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.
В соответствии с частями 9, 10 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 2, 9, 10, 13, 14 ч. 10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
9) требования к участникам такой закупки;
10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;
13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;
14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Пунктом 17 Информационной карты Закупочной документации установлены, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе в электронной форме, в том числе исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в составе заявки, а именно:
17.6 Вторая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать сведения об участнике конкурса, информацию о его соответствии требованиям, в том числе квалификационным, об иных условиях исполнения договора.
17.6.3.5 копии контракта(ов) (договора(ов)) с приложениями в соответствии с требованиями пункта 23.4.1 настоящего Раздела.
17.7 При подаче заявки, в составе второй части заявки, участник закупки подаёт информацию и документы, предусмотренные конкурсной документацией, подтверждающие соответствие участника закупки квалификационным требованиям, установленным конкурсной документацией: копии не менее 5 контрактов (договоров) (включая все дополнения, приложения, изменения к нему) заключенных в соответствии с Федеральными законами №44-ФЗ или №223-ФЗ с образовательными учреждениями на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений и зданий, прилегающих к ним территорий, и исполненных в период за последние 4 (четыре) календарных года до даты объявления настоящего конкурса. При этом цена каждого такого контракта (договора) должна быть не менее 15 миллионов рублей.
Пунктом 22 Информационной карты Закупочной документации установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в электронной форме, в том числе:
2.1. Опыт участника закупки по оказанию услуг по комплексному обслуживанию помещений и зданий, прилегающих к ним территорий без применения штрафных санкций по контрактам, заключенным по Федеральному закону 44-ФЗ с образовательными учреждениями.
Пунктом 23 Информационной карты Закупочной документации установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в электронной форме, а именно:
23.1 Для оценки заявок участников конкурса устанавливаются стоимостной критерий «Цена контракта» и нестоимостной критерий: «Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)».
23.2 Значимость критериев оценки заявок:
1) Цена договора – 30%;
2) Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация) – 70 %.
23.4.1 «Опыт участника закупки по оказанию услуг по комплексному обслуживанию помещений и зданий, прилегающих к ним территорий без применения штрафных санкций по контрактам, заключенным по Федеральному закону 44-ФЗ с образовательными учреждениями».
Шкала присвоения баллов по показателю:
Опыт участника закупки по оказанию услуг по комплексному обслуживанию помещений и зданий, прилегающих к ним территорий без применения штрафных санкций по контрактам заключенным по Федеральному закону 44-ФЗ с образовательными учреждениями |
Количество баллов |
2 и более договоров |
60 |
1 договор |
35 |
0 договоров |
0 |
При оценке по данному показателю анализируется информация об опыте Участника по оказанию услуг по комплексному обслуживанию помещений и зданий, прилегающих к ним территорий, без применения штрафных санкций по контрактам, заключенным по Федеральному закону 44-ФЗ с образовательными учреждениями, информация о наличии которых отображается участником во второй части заявки.
Оказанной услугой считается выполненный участником настоящего конкурса контракт(ы) (договор(ы)), заключенный в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ по оказанию услуг по комплексному обслуживанию помещений и зданий, прилегающих к ним территорий, без применения штрафных санкций по контрактам, заключенным по Федеральному закону 44-ФЗ с образовательными учреждениями, исполненный в период за последние 4 (четыре) календарных года до даты объявления настоящего конкурса, без применения штрафных санкций (пеней, неустоек) по таким контрактам (договорам) в отношении участника настоящего конкурса. При этом цена каждого такого контракта (договора) должна быть не менее 15 миллионов рублей.
Выполненный участником настоящего конкурса контракт учитывается в случае, если он подтвержден копией такого контракта (договора) (включая все дополнения, приложения, изменения к нему) с приложением итогового акта (ов) приемки услуг (при наличии) или всех отдельных актов о приемке услуг.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Заказчиком в п. 13.4 Информационной карты Закупочной документации установлено квалификационное требование о наличии опыта по успешному оказанию услуг по комплексному обслуживанию помещений и зданий, прилегающих к ним территорий, подтверждаемого копиями не менее 5 контрактов (договоров) (включая все дополнения, приложения, изменения к нему) заключенных в соответствии с Федеральными законами №44-ФЗ или №223-ФЗ с образовательными учреждениями на оказание данных услуг, и исполненных в период за последние 4 (четыре) календарных года до даты объявления настоящего конкурса.
Вместе с тем, критерий оценки предусматривает опыт участника закупки по оказанию услуг по комплексному обслуживанию помещений и зданий, прилегающих к ним территорий без применения штрафных санкций по контрактам, заключенным по Федеральному закону 44-ФЗ с образовательными учреждениями.
Данный критерий оценки лишает возможности получить баллы по критерию "опыт" участнику закупки, представившему договоры с образовательными учреждениями по 223-ФЗ, ставит в преимущественное положение участников, имеющих опыт оказания данных услуг для государственных или муниципальных нужд, перед участниками, которые имеют положительный (без предъявления штрафных санкций) опыт исполнения договоров в рамках Закона о закупках (223-ФЗ), что не отвечает целям проведения конкурса в электронной форме в части определения лучших условий исполнения договора, не позволяет объективно оценить заявки участников закупки на предмет установления победителя, наилучшим образом подходящего для целей исполнения договора, необоснованно ограничивает конкуренцию участников закупки и противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Таким образом, в действиях Заказчика, установившего критерий оценки заявок по опыту участника закупки, выявлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в нарушении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.
Довод Заявителя обоснован.
В соответствии с ч.20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа, в том числе принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Указанное нарушение может повлиять на результат закупки, в связи с чем его устранение возможно только посредством выдачи предписания, вместе с тем, Комиссия Кировского УФАС России до рассмотрения настоящей жалобы по существу выдала Заказчику предписание №043/07/3.2-844/2020 от 25.09.2020 года об устранении аналогичного нарушения, в связи с чем основания для выдачи предписания отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ч.20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО «Диалог» на действия Организатора торгов – ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений, зданий ВятГУ и прилегающих к ним территорий (номер извещения 32009462041).
2. Предписание не выдавать.
В соответствии с ч.23 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Заместитель председателя комиссии «..»