Постановление б/н П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 29 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы России по Кировской области <…>, рассмотрев протокол № 29р-18/29-04-2018р от 10.05.2018, в отношении юридического лица - Кировского областного государственного автономного учреждения «Издательский дом «Нива» (далее – КОГАУ «Издательский дом «Нива») ИНН 4309001462, ОГРН 1024300666004,  КПП 430901001, ОКПО 02453668,.) в связи с нарушением части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38 «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»),

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Решением Комиссии Кировского УФАС России по делу № 29/04-2018р (резолютивная часть решения оглашена 19 апреля 2018 года; в полном объеме изготовлено 24 апреля 2018 года) признана ненадлежащей реклама: «Ставка честно снижена до 0,35%. Срочные деньги федеральная сеть. <…> <…> », размещенная в газете «Нива» № 14 (13, 136) от 15.02.2018 на 7 странице, поскольку она нарушает требования ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Нарушение заключается в следующем.

В Кировское УФАС России поступило обращение физического лица от 07.03.2018 № б/н (вх. № 1832к от 14.03.2018) по вопросу размещения в газете «Нива» № 14 (13, 136) от 15.02.2018 на 7 странице информации следующего содержания: «Ставка честно снижена до 0,35%. Срочные деньги федеральная сеть<…> <…>», которая нарушает требования рекламного законодательства, так как информация, указанная в рекламе читается с трудом и не воспринимается потребителями.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация следующего содержания: «Ставка честно снижена до 0,35%. Срочные деньги федеральная сеть. Акция. <…> <…> », адресована неопределенному кругу лиц (читателям газеты «Нива»), направлена на привлечение внимания потенциальных потребителей к  финансовым услугам (займ), предоставляемым ООО Микрокредитная компания «Срочные деньги выручим всегда», способствует формированию интереса к рекламируемым услугам и их продвижению на рынке, и по своему содержанию является рекламой.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» под финансовой организацией понимается хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Таким образом, микрокредитная компания является финансовой организацией, предоставляющей финансовые услуги.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов – это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Согласно пункту 2.2. части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" микрокредитная компания - вид микрофинансовой организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность с учетом установленных частями 1 и 3 статьи 12 настоящего Федерального закона ограничений, имеющей право привлекать для осуществления такой деятельности денежные средства физических лиц, являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), а также юридических лиц.

Анализ указанных норм в совокупности с понятием финансовой услуги, установленной Федеральным законом от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», позволяет сделать вывод о том, что оказываемые организациями услуги по привлечению денежных средств (займы) являются финансовыми услугами.

Таким образом, исходя из вышеуказанных нормативно определенных понятий, указанные в спорной рекламе услуги (займы) связаны с привлечением либо размещением денежных средств физических лиц, что позволяет идентифицировать их в качестве финансовых, на рекламу которых распространяются требования статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

ООО Микрокредитная компания «Срочные деньги выручим всегда» обладает статусом микроккредитной компании, сведения о которой внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций, что подтверждается Свидетельством <…>ООО Микрокредитная компания «Срочные деньги выручим всегда» предоставляет потребительские займы физическим лицам, что подтверждается представленными документами, следовательно, ООО Микрокредитная компания «Срочные деньги выручим всегда» предоставляет финансовую услугу –займ, следовательно, реклама должна содержать наименование лица, предоставляющего финансовую услугу (займ).

В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» согласно части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги.

Целью введения данной статьи является защита прав потребителей рекламы на получение достоверной информации о рекламе финансовых услуг.

Исходя из анализа приведенных нормативных положений, целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, в части обязательного указания наименования лица, оказывающего финансовую услугу, соблюдения информационного права потребителей.

Таким образом, рекламная информация в газете «Нива» № 14 (13, 136) от 15.02.2018 на 7 странице следующего содержания: «Ставка честно снижена до 0,35%. Срочные деньги федеральная сеть. <…> <…>», не содержит сведений о наименовании лица - микрокредитной компании, оказывающей финансовую услугу (займ), что нарушает требования части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

При рассмотрении матеприалов административного дела оценен оригинал газеты «Нива» № 14 (13, 136) от 15.02.2018, а также рекламный макет, представленный для размещения в газете.

Так, в газете указана следующая информация: «Ставка честно снижена до 0,35%. Срочные деньги федеральная сеть. Акция. <…><…> ». При этом информация, указанная мелким  шрифтом внизу рекламного модуля напечатана таким образом, что  она нечитаема.

В представленном макете, планируемом к размещению, указана следующая информация: «Ставка честно снижена до 0,35%. Срочные деньги федеральная сеть. Акция. Займ под 0,35 % до 30000р. Выручим всегда. Кирово-Чепецк, ТЦ «Пирамида» (Луначарского, 9). <…>

При этом информация: «ООО МКК «Срочные деньги выручим всегда» ИНН 4345330409, ОГРН 1124345011537, номер свидетельства о внесении в реестр МФО 2120543001699 от 26.06.2012. <…>» на оригинале газеты не поддается прочтению, следовательно, информация для потребителей о рекламируемой финансовой услуге в полном объеме, с учетом требований ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» не доведена.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, такой как: «Ставка честно снижена до 0,35%. Срочные деньги. Акция. Займ под 0,35 % до 30000р. Выручим всегда» и мелким шрифтом не поддающейся прочтению информации, в том числе: наименование финансовой организации, условия предоставления финансовых услуг: «ООО МКК «Срочные деньги выручим всегда» ИНН 4345330409, ОГРН 1124345011537, номер свидетельства о внесении <…>», свидетельствует о недобросовестности вышеуказанной рекламы.

Использование мелкого шрифта затруднительного для прочтения потребителем, несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации о рекламируемой финансовой услуге, вводит потребителя в заблуждение и искажает содержание рекламы в целом в части доведения ее до потребителя должным образом.

Реклама оценивается со стороны обычного потребителя, который не обладает специальными знаниями в рекламируемой сфере. Если по причине мелкого нечитаемого текста потребителем не воспринимается необходимая информация, то такое предоставление информации равнозначно ее фактическому отсутствию.

Исходя из представленных документов, рекламораспространителем требования ч.1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» в полном объеме не исполнены.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств).

Из документов, представленных в материалы дела, а именно: договора <…>екламораспространителем спорной информации является КОГАУ «Издательский дом «Нива».

Из анализа имеющихся в деле документов следует, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине КОГАУ «Издательский дом «Нива» (рекламораспространителя).

Решением установлено, что КОГАУ «Издательсткий дом «Нива», являясь лицом, распространившим спорную рекламу, является рекламораспространителем по смыслу Федерального закона «О рекламе» и несет ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

На основании ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее –КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

О дате, месте и времени рассмотрения протокола юридическое лицо - КОГАУ «Издательский дом «Нива» уведомлено надлежащим образом.

Протокол рассмотрен в присутствии законного представителя КОГАУ «Издательский дом «Нива» директора – главного редактора <…>,которая факт нарушения признала.

Срок давности привлечения лица к административной ответственности исчисляется с  15.02.2018 (дата размещения рекламы в газете  «Нива»).

Событием административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ является установленный факт нарушения законодательства РФ о рекламе в действиях КОГАУ «Издательский дом «Нива», выразившийся в распространении ненадлежащей рекламы в газете «Нива» № 14 (13, 136) от 15.02.2018 на 7 странице, нарушающей требования части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». 

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы.

Объективной стороной административного правонарушения являются действия КОГАУ «Издательский дом «Нива» по распространению рекламы в газете «Нива» № 14 (13, 136) от 15.02.2018 следующего содержания: «Ставка честно снижена до 0,35%. Срочные деньги федеральная сеть. Акция. <…><…> », в нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Субъектом административного правонарушения является рекламораспространитель - юридическое лицо КОГАУ «Издательский дом «Нива», которое распространило  ненадлежащую рекламу в газете «Нива» № 14 (13, 136) от 15.02.2018. Поэтому нарушение рекламного законодательства произошло по  его вине.

При установлении субъективной стороны административного правонарушения следует учитывать разъяснения Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", а именно: при рассмотрении дел об административных правонарушениях понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ (пункт 16.1).

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

В данном случае установлено, что у КОГАУ «Издательский дом «Нива» имелась возможность для соблюдения требований части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законодательством требований, при рассмотрении дела не установлены.

Таким образом, рассматриваемое правонарушение произошло по вине КОГАУ «Издательский дом «Нива».

Место совершения административного правонарушения: место размещения рекламной информации: «Ставка честно снижена до 0,35%. Срочные деньги федеральная сеть. Акция. <…><…> », газета «Нива» № 14 (13, 136) от 15.02.2018, 7 страница адрес редакции: 612412, Кировская область, г. Зуевка, ул. Исполкомовская, 88а.

В ходе рассмотрения дела были исследованы все обстоятельства совершенного нарушения законодательства РФ о рекламе. Факты, изложенные в протоколе № 29 р-18/29-04-2018р от 10.05.2018 об административном правонарушении, подтверждаются в полном объеме материалами дела № 29/04-2018р.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Совершенные юридическим лицом – КОГАУ «Издательский дом «Нива» действия по распространению в газете «Нива» № 14 (13, 136) от 15.02.2018 ненадлежащей рекламы в нарушение требований части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В рассматриваемом случае состав административного правонарушения является формальным, следовательно, правонарушение является общественно-опасным с момента его совершения, независимо от наступления каких-либо последствий.

Рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным. Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 18 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 Постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Кроме того, основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях соблюдения законодательно установленных требований. Однако доказательств наличия указанных обстоятельств в материалы дела не представлено.

Следует принять во внимание и тот факт, что КОГАУ «Издательский дом «Нива» является профессиональным участником рекламного рынка, выступая в качестве рекламораспространителя, поэтому должно знать требования рекламного законодательства, и реальная возможность их соблюдения у него имелась.

КОГАУ «Издательский дом «Нива» при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности, а также осуществления надлежащего контроля за соблюдением законодательства могло не допустить совершение административного правонарушения. КОГАУ «Издательский дом «Нива» имело возможность  для соблюдения требований части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Однако каких-либо доказательств, свидетельствующих о принятии КОГАУ «Издательский дом «Нива» мер по исполнению публично-правовых обязанностей в сфере рекламного законодательства, связанных с недопущением правонарушения и невозможностью его предотвращения, представлено не было.

С учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, которое выразилось в пренебрежительном отношении к исполнению публично – правовых обязанностей в сфере рекламного законодательства, основания для освобождения КОГАУ «Издательский дом «Нива» от административной ответственности ввиду малозначительности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного правонарушения, его длительность, форма вины лица, привлеченного к административной ответственности, отягчающие и смягчающие административную ответственность обстоятельства.

В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ в качестве смягчающих обстоятельств установлено оказание лицом содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении в выявлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, совершение административного правонарушения впервые.

В соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ отягчающих вину обстоятельств не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

КОГАУ «Издательский дом «Нива» не является субъектом малого и среднего предпринимательства, следовательно, нормы части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае не могут быть применены.

Согласно ч. 3.2. ст. 4.1. КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Оснований для прекращения производства по делу не имеется.

С учетом наличия исключительных обстоятельств принято решение о наложении административного штрафа  ниже  минимального размера санкции, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Руководствуясь ст. 3, ч. 1 ст. 28 ст. 33, ст. 38 Федерального закона «О рекламе», статьями 2.1, 2.4, 14.3, 23.48, п. 6 ч. 1 ст. 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

1.Признать юридическое лицо - Кировское областное государственное автономное учреждение «Издательский дом «Нива» (ИНН 4309001462, ОГРН 1024300666004) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

2.Применить к юридическому лицу - Кировскому областному государственному автономному учреждению «Издательский дом «Нива» (ИНН 4309001462, ОГРН 1024300666004) меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе,

зачисляются в соответствующие бюджеты в следующем соотношении:

40 процентов – в федеральный бюджет;

60 процентов – в бюджет субъекта Российской Федерации.

Получатель: ИНН 4347021540

КПП 434501001 УФК  по Кировской области

     (Кировское УФАС России)    л/с 04401233690

Банк получателя

Отделение Киров

Расчетный счет:

№ 40101810900000010001

БИК 043304001

КБК 161 1 16 26000 01 6000 140

Плательщик: КОГАУ «Издательский дом «Нива»

161 1 16 26000 01 6000 140 Штраф за нарушение законодательства о рекламе

ОКТМО 33701000

К оплате:    50 000 (пятьдесят тысяч) рублей

УИН 16120062200001257022

 

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа  юридическому лицу - Кировскому областному государственному автономному учреждению «Издательский дом «Нива»  надлежит представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области копии платежных документов. В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны