Заключение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 043/01/10-1325/2023 «0... от 4 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

(...) – заместитель руководителя управления – начальник отдела товарных рынков и естественных монополий;

Члены комиссии:

(...). – главный специалист – эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий;

(...) – ведущий специалист - эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий

в присутствии представителей заявителя –(...) (доверенность № 303 от 01.12.2023 г.), (...) (доверенность № 534 от 01.12.2023 г.),

представители ответчика, уведомленные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 043/01/10-1325/2023 на рассмотрение дела не явились,

рассмотрев дело № 043/01/10-1325/2023 по признакам нарушения ООО «Техно Сити» (ИНН: 4345511444, ОГРН: 1214300005325, Кировская область, г. Киров, ул. Риммы Юровской, д. 5, кв. 8) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в непринятии всех необходимых мер для обеспечения бесперебойного оказания услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению в сентябре-октябре 2023 г., что повлекло за собой ущемление интересов неопределенного круга добросовестных потребителей,

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В Кировское УФАС России на рассмотрение поступило заявление ООО «Газпром межрегионгаз Киров» № 03-01-05/2562 от 17.11.2023 г. (вх. № 7815-ЭП/23 от 17.11.2023 г.) на бездействие ООО «Техно сити», выразившееся в непринятии всех необходимых мер для обеспечения бесперебойного оказания услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению в сентябре-октябре 2023 г., что повлекло за собой ущемление интересов неопределенного круга добросовестных потребителей.

В ходе рассмотрения данного заявления в действиях ООО «Техно Сити» установлены признаки нарушения требований ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Приказом Кировского УФАС России от 11.12.2023 г. № 102/23 возбуждено дело № 043/01/10-1325/2023 по признакам нарушения ООО «Техно Сити» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в непринятии всех необходимых мер для обеспечения бесперебойного оказания услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению в сентябре-октябре 2023 г., что повлекло за собой ущемление интересов неопределенного круга добросовестных потребителей

В целях полного и всестороннего рассмотрения дела № 043/01/10-1325/2023 определениями от 26.12.2023 г. (исх. № АР/6446/23 от 26.12.2023 г.), от 23.01.2024 г. (исх. № ИМ/381/24 от 25.01.2024 г.) антимонопольным органом у сторон были запрошены необходимые документы и информация.

Документы и информация, полученные антимонопольным органом, приобщены к материалам дела № № 043/01/10-1325/2023.

Комиссией Кировского УФАС России было установлено следующее.

ООО «Техно Сити» на праве аренды принадлежит газовая блочная котельная по адресу: г. Киров, Нововятский район, ул. Советская, д. 58ак (к/н 43:40:000025:2110) (договор аренды движимого имущества от 10.01.2022 г.).

Посредством вышеуказанной котельной ООО «Техно Сити» оказывает коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах по следующим адресам:

(...)

Для производства тепловой энергии и горячей воды ООО «Техно Сити» использует природный газ, поставщиком которого является ООО «Газпром межрегионгаз Киров» на основании договора поставки газа от 30.12.2022 г. № 22-Д-1541П/23 (далее – Договор поставки).

Согласно п. 2.1 Договора поставки поставщик обязуется поставлять с 01.01.2023 г. по 31.12.2027 г. до точки подключения при наличии технической возможности, а покупатель оплачивать и получать газ, цена которого является государственно регулируемой, а также газ цена которого определяется в размере, эквивалентном оптовой цене на газ с учетом перерасчета в соответствии с п. 5.3 договора и надбавки в размере, эквивалентному размеру платы за снабженческо-сбытовые услуги.

До 01.01.2023 г. правоотношения по поставке газа между ООО «Техно Сити» и ООО «Газпром межрегионгаз Киров» были урегулированы договором поставки газа № 22-Д-1541П/22 от 30.12.2021 г.

В заявлении № 03-01-05/2562 от 17.11.2023 г. ООО «Газпром межрегионгаз Киров» сообщило о наличии у ООО «Техно Сити» задолженности за поставленный газ за период с декабря 2022 г. по октябрь 2023 г. в размере 4381669 руб. 40 коп. и указало, что неоплата поставляемого ресурса носит систематический характер.

Наличие задолженности ООО «Техно Сити» перед поставщиком газа подтверждается представленными в антимонопольный орган актами сверки взаимных расчетов № 5900 за период с 01.10.2022 г. по 31.12.2022 г., № 1213 за период с 01.01.2023 г. по 31.03.2023 г., № 2824 за период с 01.04.2023 г. по 30.06.2023 г., № 1213 за период с 01.07.2023 г. по 12.09.2023 г.

Из данных актов сверки взаимных расчетов следует, что задолженность ООО «Техно Сити» за поставленный газ по состоянию на 01.01.2023 г. составляла – 2237148 руб. 06 коп., по состоянию на 01.04.2023 г. – 3358886 руб. 73 коп., по состоянию на 01.07.2023 г. – 3677312 руб. 83 коп., по состоянию на 13.09.2023 г. – 4027074 руб. 97 коп.

Наличие задолженности перед ООО «Газпром межрегионгаз Киров» не оспаривается и самим ответчиком (письмо ООО «Техно Сити» б/н от 11.10.2023 г., направленное в адрес Кировского УФАС России, письма ООО «Техно Сити» б/н от 26.07.2023 г., б/н от 28.09.2023 г., направленные в адрес заявителя).

Заявитель указал, что неоплата ответчиком отбираемого газа вынуждает поставщика газа применять установленные законом меры воздействия в виде ограничения поставки газа.

Письмом от 18.08.2023 г. № 517-16 ООО «Газпром межрегионгаз Киров» уведомило ООО «Техно Сити» о наличии задолженности за потребленный газ в размере 3067189 руб. 77 коп по состоянию на 18.08.2023 г. (в том числе за июль 2023 г. – 187612 руб. 60 коп.) и сообщило о прекращении поставки газа по Договору поставки с 11.09.2023 г. в случае непогашения указанной задолженности.

В связи с невыполнением ООО «Техно Сити» обязательств по оплате поставленного газа письмом от 04.09.2023 г. № 524-16 поставщик газа вновь уведомил ответчика о прекращении поставки газа с 10 час.00 мин. 11.09.2023 г. и просил его принять меры в том числе по переходу на резервное топливо.

Поскольку задолженность за поставленный газ погашена не была, а в рамках действующего договора поставки газа денежные средства за отобранный газ поставщику газа не поступали, 11.09.2023 г. поставка газа на котельную была ограничена до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемого из расчета ранее фактически оплачиваемых ООО «Техно Сити» объемов газа, а именно до 0 куб. м.

Иными словами, поставка газа на котельную ООО «Техно Сити» была фактически прекращена с 11.09.2023 г. (акт о приостановлении подачи газа юридическим лицам от 11.09.2023 г.).

На основании изложенного с 11.09.2023 г. ООО «Техно Сити» прекратило оказание своим абонентам коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а с 02.10.2023 г. не начало оказывать коммунальную услугу по отоплению (Постановление Администрации города Кирова» от 27.09.2023 г. № 4128-п «О начале отопительного периода 2023/2024 года в муниципальном образовании «Город Киров»).

06.10.2023 г. на основании определения Первомайского районного суда г. Кирова от 03.10.2023 г. по делу № 2-3512/2022 и постановления о возбуждении исполнительного производства № 110382/23/43017-ИП от 05.10.2023 г. ООО «Газпром межрегионгаз Киров» возобновило поставку газа на котельную ООО «Техно Сити».

По мнению ООО «Газпром межрегионгаз Киров» в период с 11.09.2023 г. по 06.10.2023 г. ООО «Техно Сити» не предприняло достаточных мер для обеспечения бесперебойного оказания услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению свои абонентам.

Порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям определен Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 г. № 1245 (далее - Правила № 1245).

Исчерпывающий перечень оснований для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа приведен в пункте 2 Правил № 1245, которыми являются, в том числе, полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев (пп. «е» п. 2 Правил № 1245).

Частью 2 статьи 546 Гражданского Кодекса РФ также предусмотрено, что прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Таким образом, наличие задолженности по оплате за потребленный газ и выявленные факты нарушения потребителем газа сроков исполнения обязательств по оплате, определенные договором поставки газа, являются основанием для введения ограничения подачи (поставки) и отбора газа в отношении принадлежащего данному потребителю газоиспользующего оборудования.

В соответствии с п. 11 Правил № 1245 потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.

Исполнение вышеуказанной обязанности, может осуществляться потребителем способами, установленными в п. 12 Правил № 1245, а именно путем:

а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;

в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте "б" настоящего пункта.

Следовательно, Правила № 1245 предусматривают обязанность для потребителя, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженность, по обеспечению бесперебойного ресурсоснабжения данных абонентов.

То есть пункты 11 и 12 Правил № 1245 возлагают непосредственно на потребителя (в данном случае - ООО «Техно Сити») обязанность по совершению определенных действий, направленных на обеспечение вырабатываемых при использовании газа ресурсов абонентам, не имеющим задолженности, в том числе путем предоставления поставщику расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности.

Заявитель указывает, что ООО «Техно Сити» не направляло в его адрес письменный расчет объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности.

В рамках рассмотрения ранее поступившего в Кировское УФАС России заявления Коркиной Е.В. б/н, б/д (вх. № 6118-ИП/23 от 21.09.2023 г.) на действия ООО «Газпром межрегионгаз Киров» в связи с ограничением подачи газа на котельную ООО «Техно Сити» антимонопольным органом было установлено, что в мае 2023 г. (за несколько месяцев до отключения подачи газа) поставщик газа направлял в адрес генерального директора ООО «Техно Сити» Кропотова Н.А. письмо от 26.05.2023 г. № 16-01-06/1209, в котором просил в целях обеспечения бесперебойного ресурсоснабжения населения и социально-значимых организаций представить расчет объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности. Ответа от ООО «Техно Сити» не последовало.

В письме б/н от 20.10.2023 г. ООО «Техно Сити» сообщило Кировскому УФАС России, что в целях осуществления бесперебойного ресурсоснабжения потребителей все лимиты потребления и объемы газа были согласованы заявителем с поставщиком газа в Договоре поставки.

В п. 2.1.1 Договора поставки установлен годовой объем поставки газа, который на 2023 год составляет 750 тыс. м3.

Вместе с тем, данный объем поставки газа согласован заявителем и ответчиком в целях ресурсоснабжения ООО «Техно Сити» всех своих потребителей вне зависимости от наличия либо отсутствия у них задолженности за поставленные коммунальные ресурсы.

При этом в Кировское УФАС России представлено письмо ООО «Техно Сити» б/н от 26.07.2023 г., направленное в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Киров», в котором ответчик в том числе указал на имеющуюся у его потребителей задолженность за коммунальные услуги, которая по состоянию на июнь 2023 г. составляла 592388 руб. 72 коп.

Следовательно, учитывая наличие потребителей, имеющих задолженность по оплате коммунальных услуг, ООО «Техно Сити» было обязано в порядке пп «в» п. 12 Правил № 1245 представить поставщику газа расчет объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности.

Однако данная обязанность ООО «Техно Сити» исполнена не была ни в мае 2023 г. (когда поставщик газа просил представить расчет объема газа), ни после получения уведомлений о прекращении поставки газа от 18.08.2023 г. № 517-16, от 04.09.2023 г. № 524-16. Доказательств обратного в Кировское УФАС России не представлено.

Предоставление ООО «Техно Сити» поставщику газа информации, предусмотренной п. 12 Правил № 1245, обеспечило бы гарантированную поставку добросовестным абонентам ООО «Техно Сити» коммунальных ресурсов – горячей воды и отопления.

Также необходимо учитывать следующее.

Согласно пп. «в» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее - Правила № 354) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

В соответствии с пп «а» п. 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В силу пункта 121 Правил № 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 122 Правил № 354 действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, который неразрывно связан с правом на жилище, гарантированным ст. 40 Конституции Российской Федерации.

В рассматриваемом случае именно ООО «Техно Сити», являясь исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, обязано соблюдать требования вышеуказанных положений Правил № 354 и ЖК РФ.

Согласно п. 49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 г. № 317, организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование на тепловых электростанциях и источниках тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства, обязаны обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе, а также создавать запасы топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.

В силу пункта 4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 г. № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

Таким образом, ООО «Техно Сити» обязано обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе, а также создавать запасы топлива в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, то есть использовать резервное дизельное топливо для оказания услуг добросовестным абонентам, не имеющим задолженность по оплате поставленного газа.

В заявлении № 03-01/05/2562 от 17.11.2023 г. ООО «Газпром межрегионгаз Киров» указало на наличие у ООО «Техно Сити» в котельной резервного топлива, при переходе на которое ООО «Техно Сити» имело возможность осуществлять коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению после введения в отношении котельной ограничения поставки газа.

В качестве документального подтверждения вышеуказанного довода заявителем в адрес Кировского УФАС России представлено письмо Западно-Уральского управления Ростехнадзора № 281-2222 от 31.10.2023 г., направленное в адрес заместителя генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Киров» Сабирджанова Ф.Р., в котором указано, что ООО «Техно Сити» представило в адрес Западно-Уральского управления Ростехнадзора рабочую документацию, свидетельствующую о наличии резервуара дизтоплива объемом 5 м3 и расходной емкости 1 м3, а также договор поставки, обеспечивающий наличие в котельной запасов резервного топлива.

Письмом от 30.11.2023 г. № 281-2584 Западно-Уральское управление Ростехнадзора представило в Кировское УФАС России копии вышеуказанных документов.

Из рабочей документации на газовую котельную ООО «Техно Сити» по адресу: г. Киров, Нововятский район, ул. Советская, д. 58 А-К (с пояснительной запиской) следует, что в качестве аварийного топлива в котельной предусмотрено дизельное топливо (проектом предусматривается установка емкости для жидкого топлива объемом 5 м3).

Согласно п. 1.1 Договора поставки № 14/2022-П от 30.11.2022 г. (далее – Договор поставки), заключенного между ООО «Чепецкнефтепродукт» (поставщик) и ООО «Техно Сити» (покупатель) поставщик обязуется в течение срока действия договора поставлять, а покупатель обязуется оплачивать и принимать нефтепродукты.

В соответствии п. 8.1 Договора поставки нефтепродуктов будет осуществляться транспортом поставщика в резервуар покупателя. Для осуществления поставки покупатель должен подать поставщику заявку, в которой необходимо указать количество и наименование продукции, сведения о лице, уполномоченном на получение продукции.

Из пунктов 12.1, 12.2 Договора поставки следует, что он действует с 30.11.2022 г. по 31.12.2023 г., а по расчетам до полного исполнения обязательств сторонами.

В письменных пояснениях от 25.01.2024 г. № 2163, направленных в адрес Кировского УФАС России, ООО «Чепецкнефтепродукт» сообщило, что по договору поставки № 14/2022-П от 30.11.2022 г. за период с 11.09.2023 г. по 05.10.2023 г. заявок на поставку нефтепродуктов от ООО «Техно Сити» не поступало, отгрузка не осуществлялась.

Принимая во внимание установленные обстоятельства можно сделать вывод о том, что ООО «Техно Сити» после получения уведомлений поставщика газа об ограничении поставки газа на котельную имело возможность использовать резервное топливо (дизель) для недопущения ограничения поставки коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению добросовестным потребителям. Однако такие меры ООО «Техно Сити» предприняты не были. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Письмом б/н от 20.10.2023 г. ООО «Техно Сити» сообщило, что ежемесячный расчет, начисление платы по лицевым счетам, ведение лицевых счетов абонентов осуществляет ООО «Расчетный центр» на основании агентского договора № 8 от 10.01.2022 г.

В силу п. 1.1 агентского договора № 8 от 10.01.2022 г. агент (ООО «Расчетный центр») принимает на себя обязательство за вознаграждение по поручению принципала (ООО «Техно Сити») совершать следующие действия:

- производить ежемесячно расчет и начисление платы по лицевым счетам нанимателей и собственников жилых помещений многоквартирных домов по коммунальной услуге отопление, горячему водоснабжению, а также начисление пени;

- вести лицевые счета нанимателей и собственников жилых помещений. Отражать в лицевых счетах данные о начислении и оплате, с ежемесячным выведением итоговых данных (сальдо лицевого счета). Лицевые счета нанимателей и собственников жилых помещений группировать по каждому дому, с ежемесячным выведением совокупных данных о начисленных и фактически полученных платежах.

Определением от 23.01.2024 г. об отложении рассмотрения дела № 043/01/10-1325/2023 у ООО «Расчетный центр» были запрошены сведения об объемах начисленных и собранных с потребителей ООО «Техно Сити» денежных средств за поставленные коммунальные услуги за период с января по сентябрь 2023 г.

Согласно представленной ООО «Расчетный центр» информации, за период с января по сентябрь 2023 года потребителям ООО «Техно Сити» за поставленные коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению было начислено 3 735 383 руб. 24 коп.

При этом от потребителей коммунальных услуг за указанный период в адрес ООО «Техно Сити» поступила плата в общем размере 4 304 610 руб. 16 коп.

Из актов сверки взаимных расчетов между ООО «Газпром межрегионгаз Киров» и ООО «Техно Сити» за поставленный газ следует, что за период с 01.01.2023 г. по 13.09.2023 г. ООО «Техно Сити» оплатило за поставку газа 1 474 853 руб. 29 коп.

Вместе с тем из представленной в Кировское УФАС России ведомости платежей ООО «Техно Сити» за период с 01.01.2023 г. по 05.12.2023 г. следует, что все вышеуказанные денежные средства были оплачены в счет погашения задолженности по договору поставки газа № 22-Д-1541П/22 от 30.12.2021 г., действовавшему до 01.01.2023 г. При этом большая часть данных денежных средств взыскана с ООО «Техно Сити» в пользу поставщика газа Федеральной службой судебных приставов по Кировской области.

В рамках действующего Договора поставки ответчиком не произведено ни одного платежа за поставленный газ. При этом, учитывая общую сумму денежных средств, поступивших ответчику от потребителей коммунальных услуг (4 304 610 руб. 16 коп.), возможность оплаты большей части задолженности перед поставщиком газа у ООО «Техно Сити» имелась.

Оплата ответчиком поставщику газа части задолженности, образовавшейся за период с января по сентябрь 2023 года, позволила бы (учитывая положения п. 13 Правил № 1245) избежать полного ограничения поставки газа на котельную ООО «Техно Сити» и, как следствие, прекращения оказания ответчиком коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению.

Таким образом, ООО «Техно Сити» не предприняло всех необходимых и достаточных мер в целях бесперебойного обеспечения добросовестных потребителей коммунальными ресурсами, а именно: не исполнило обязанности, предусмотренные п. 11-12 Правил № 1245, не обеспечило переход котельной на альтернативное газу топливо – дизель, не оплатило задолженность за поставленный газ, имея такую возможность.

Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения злоупотребления доминирующим положением на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольными органами мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Из Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» следует, что в тех случаях, когда Закон о защите конкуренции связывает применение его положений с наличием неопределенного круга потребителей (например, часть 1 статьи 10 Закона), необходимо исходить из того, что возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект - хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

Кировским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по теплоснабжению в зоне деятельности сетей ООО «Техно Сити» за 2022 г. и январь-сентябрь 2023 г. В результате установлено, что ООО «Техно Сити» занимает доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению в зоне деятельности сетей ООО «Техно Сити» с долей 100%. Товарный рынок характеризуется высоким уровнем концентрации и неразвитой конкуренцией.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается в том числе положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Таким образом, ООО «Техно Сити» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по теплоснабжению в зоне деятельности сетей ООО «Техно Сити» (аналитический отчет имеется в материалах дела).

Комиссия Кировского УФАС России по рассмотрению дела № 043/01/10-1325/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать бездействие ООО «Техно Сити» выразившееся в непринятии всех необходимых мер для обеспечения бесперебойного оказания услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению в сентябре-октябре 2023 г., злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, которое привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны