Предупреждение №26/05-22 Предупреждение № 26/05-22 Передача объектов водоснабжения и ... от 4 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Предупреждение № 26/05-22  

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

«04» октября 2022 г.                                                                                                        г. Киров

 

В Кировское УФАС России поступило обращение Региональной службы по тарифам Кировской области по вопросу подтверждения правомерности передачи объектов водоснабжения и водоотведения по договорам аренды ООО «Вожгальское домоуправление».

В ходе рассмотрения обращения Кировским УФАС России были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые выразились в следующем.

Администрацией Куменского района Кировской области (Арендодатель) на основании договора аренды № 3 от 25.04.2022 (далее – Договор № 3) для осуществления деятельности по организации водоснабжения и водоотведения на территории Куменского района Кировской области осуществлена передача ООО «Вожгальское домоуправление» (Арендатор) во временное владение и пользование муниципального имущества в составе:

- водопроводные сети, расположенные по адресу: Кировская область, Куменский район, д. Вичевщина, соор.16, 1965 года постройки, протяженность 7500 м с кадастровым номером 43:14:000000:434;

- водопроводные сети, расположенные по адресу: Кировская область, Куменский район, д. Плотники, сооружение № 15, 1988 года постройки, протяженностью 5000 м с кадастровым номером 43:14:000000:423;

- водонапорная башня, расположенная по адресу: Кировская область, Куменский район, п. Вичевщина, ул. Юбилейная, сооружение № 9, 1995 года постройки, площадью застройки 24 кв. м с кадастровым номером 43:14:040101:2231;

- разведочно-эксплуатационная скважина 6440, расположенная по адресу: Кировская область, Куменский район, д. Плотники, сооружение № 3, 1988 года постройки, глубиной 70 м с кадастровым номером 43:14:330234:264;

- разведочно-эксплуатационная скважина 1553, расположенная по адресу: Кировская область, Куменский район, п. Вичевщина, сооружение № 2, 1965 года постройки, глубиной 82 м с кадастровым номером 43:14:040101:2218;

- разведочно-эксплуатационная скважина 1519, расположенная по адресу: Кировская область, Куменский район, п. Вичевщина, сооружение № 1, 1965 года постройки, глубиной 72 м с кадастровым номером 43:14:040101:2217;

- разведочно-эксплуатационная скважина 4702, расположенная по адресу: Кировская область, Куменский район, д. Плотники, сооружение № 4, 1976 года постройки, глубиной 90 м с кадастровым номером 43:14:030222:521;

- водонапорная башня, расположенная по адресу: Кировская область, Куменский район, д. Плотники, сооружение № 10, 1993 года постройки, объемом 25 куб. м с кадастровым номером 43:14:030222:524;

- водонапорная башня, расположенная по адресу: Кировская область, Куменский район, п. Вичевщина, ул. Новая, сооружение № 8, 1991 года постройки, объемом 25 куб. м с кадастровым номером 43:14:040101:2221;

- водонапорные сети с. Кырмыж, расположенные по адресу: Кировская область, Куменский район, с. Кырмыж, сооружение № 11, 1967 года постройки, протяженностью 1570 м с кадастровым номером 43:14:330212:480;

- водопроводные сети д. Гаинцы, расположенные по адресу: Кировская область, Куменский район, д. Гаинцы, сооружение № 12, 1967 года постройки, протяженностью 1200 м с кадастровым номером 43:14:030217;

- водопроводные сети д. Мерины, расположенные по адресу: Кировская область, Куменский район, д. Мерины, сооружение № 13, 1967 года постройки, протяженностью 430 м с кадастровым номером 43:14:330231:40;

- водопроводные сети д. Смолины, расположенные по адресу: Кировская область, Куменский район, д. Смолины, сооружение № 14, 1967 года постройки, протяженностью 800 м с кадастровым номером 43:14:030215:144;

- водопроводные сети д. Ямное, расположенные по адресу: Кировская область, Куменский район, д. Ямное, сооружение № 17, 1967 года постройки, протяженностью 1140 м с кадастровым номером 43:14:340102:292;

- разведочно-эксплуатационную скважина на воду № 1-Д, расположенную по адресу: Кировская область, Куменский район, п. Вичевщина, сооружение № 5, 1987 года постройки, глубиной 86,7 м с кадастровым номером 43:14:040101:2216;

- разведочно-эксплуатационную скважину на воду № 2-Д, расположенную по адресу: Кировская область, Куменский район, п. Вичевщина, сооружение № 6, 1987 года простройки, глубиной 89 м с кадастровым номером 43:14:040101:2219;

- наружные сети водопровода, расположенные по адресу: Кировская область, Куменский район, п. Вичевщина, жилой район усадебного типа, 2009 года постройки, инженерные сети длиной трассы 2899,0 м с кадастровым номером 43:14:040101:1420;

- станция водоподготовки, расположенная по адресу: Кировская область, Куменский район, п. Вичевщина, жилой район усадебного типа, 2009 года постройки, нежилое здание площадью 12.1 кв. м с кадастровым номером 43:14:040101:1401;

- очистные сооружения п. Вичевщина, расположенные по адресу: Кировская область, Куменский район, п. Вичевщина, 1991 года постройки, площадью застройки 4532 кв. м с кадастровым номером 43:14:000000:441;

- канализационные сети п. Вичевщина, расположенные по адресу: Кировская область, Куменский район, п. Вичевщина, 1979 года постройки, протяженностью 4900 м с кадастровым номером 43:14:000000:425;

- канализационные сети д. Плотники, расположенные по адресу: Кировская область, Куменский район, д. Плотники, 1988 года постройки, протяженностью 2100 м с кадастровым номером 43:14:000000:422;

- наружные сети канализации, расположенные по адресу: Кировская область, Куменский район, п. Вичевщина, жилой район усадебного типа, 2009 года постройки, инженерные сети длиной 2000,0 м с кадастровым номером 43:14:040101:1408.

В соответствии с п. 7 Договора № 3 срок действия договора с 25.04.2022 по 24.04.2023.

Также администрацией Куменского района Кировской области (Арендодатель) на основании договора аренды № 5 от 01.07.2022 (далее – Договор № 5) для осуществления деятельности по организации водоснабжения и водоотведения на территории Вичевского сельского поселения Куменского района Кировской области осуществлена передача ООО «Вожгальское домоуправление» (Арендатор) во временное владение и пользование муниципального имущества в составе:

- водопроводные сети, расположенные по адресу: Кировская область, Куменский район, с. Вожгалы, ул. Заречная, ул. Комарова, ул. Октябрьская, ул. Кирова, ул. Краснооктябрьская, ул. Труда, ул. Гагарина, ул. Мира, 1968 года постройки, протяженностью 4208 м с кадастровым номером 43:14:000000:649;

- водонасосная станция 1, 2, расположенные по адресу: Кировская область, Куменский район, с. Вожгалы, площадью застройки 23,3 кв. м с кадастровым номером 43:14:000000:649;

- водопроводные сети, расположенные по адресу: Кировская область, Куменский район, с. Вожгалы, ул. Советская, ул. Заводская, ул. Нагорная, ул. Коммунальная, ул. Мопра, ул. Клубная, 1968 года постройки, протяженностью 9126 м с кадастровым номером 43:14:000000:651;

- скважины № 71775, 11899, 11891 и железобетонный резервуар, расположенных по адресу: Кировская область, Куменский район, д. Грудницы, площадью застройки 0,3 кв. м с кадастровым номером 43:14:000000:651;

- водопроводные сети, расположенные по адресу: Кировская область, Куменский район, д. Ардашиха, ул. Береговая, ул. Совхозная, ул. Дружбы, ул. Полевая, 1987 года постройки, протяженностью 4468 м с кадастровым номером 43:14:000000:650;

- скважины № 6368 и 6393, водонапорной башни, расположенных по адресу: Кировская область, Куменский район, д. Ардашиха, площадью застройки 1,4 кв. м с кадастровым номером 43:14:000000:650;

- водопроводные сети, расположенные по адресу: Кировская область, Куменский район, с. Бельтюги, ул. Советская, ул. Прокашева, ул. Новая, ул. Мира, ул. Южная, ул. Клубная, пер. Юбилейный, протяженностью 4903 м с кадастровым номером 43:14:000000:644;

- скважины № 7677 и 5738, водонапорная башня, расположенные по адресу: Кировская область, Куменский район, с. Бельтюги, площадью застройки 1,3 кв. м с кадастровым номером 43:14:000000:644;

- канализационные сети, расположенные по адресу: Кировская область, Куменский район, с. Вожгалы, ул. Гагарина, 1981 года постройки, протяженностью 104 м с кадастровым номером 43:14:030303:484;

- станция перекачки, расположенная по адресу: Кировская область, Куменский район, с. Вожгалы, ул. Гагарина, площадью застройки 21,7 кв. м с кадастровым номером 43:14:030303:484;

- канализационные сети, расположенные по адресу: Кировская область, Куменский район, с. Вожгалы, ул. Гагарина, 1981 года постройки, протяженностью 562 м с кадастровым номером 43:14:000000:647;

- железобетонный резервуар, расположенный по адресу: Кировская область, Куменский район, с. Вожгалы, ул. Гагарина, объемом 38 куб. м с кадастровым номером 43:14:000000:647;

- канализационная система, расположенная по адресу: Кировская область, Куменский район, с. Бельтюги, ул. Мира, ул. Клубная, протяженностью 988 м и объемом 38 куб. м с кадастровым номером 43:14:000000:646;

- очистные сооружения, расположенные по адресу: Кировская область, Куменский район, п. Краснооктябрьский, 1977 года постройки, площадью 17898 кв. м с кадастровым номером 43:14:000000:285;

- водонапорная башня и буровая скважина, расположенные по адресу: Кировская область, Куменский район, с. Верхобыстрица, ул. Хохрякова, площадью 19,3 кв. м высотою башни в 18,6 м и глубиной скважины в 115,8 м. с кадастровым номером 43:14:350104:203;

- водонапорная башня и буровая скважина, расположенные по адресу: Кировская область, Куменский район, с. Верхобыстрица, ул. Заречная, с кадастровым номером 43:14:350104:187;

- водопровод, расположенный по адресу: Кировская область, Куменский район, с. Верхобыстрица, протяженностью 6217 м с кадастровым номером 43:14:350104:186.

В соответствии с п. 7 Договора № 5 срок действия договора с 01.07.2022 по 30.06.2023.

Указанные договоры аренды заключены без проведения процедуры торгов.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) объектами концессионного соглашения являются: объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В соответствии с частью 2 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

 Согласно ч. 3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, если объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию более чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключено только концессионное соглашение.

На основании ч. 1 ст. 13 Закона о концессионных соглашениях по общему правилу концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Анализ имеющихся материалов свидетельствует, что предоставленные во временное владение и пользование ООО «Вожгальское домоуправление» по договорам аренды № 3 от 25.04.2022 и № 5 от 01.07.2022 объекты водоснабжения и водоотведения были введены в эксплуатацию более пяти лет назад, в связи с чем передача прав владения и (или) пользования такими объектами должна осуществляться исключительно по концессионному соглашению, заключенному по итогам проведения конкурса.

Таким образом, администрация Куменского района Кировской области, передавая без проведения торгов указанные объекты по договорам аренды № 3 от 25.04.2022 и № 5 от 01.07.2022, нарушила требования ч. 3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении о водоотведении.

Согласно ч. 33 ст. 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении договор аренды объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных вышеуказанными статьями, является ничтожным.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, включая необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.

Для признания оспариваемых актов либо действий (бездействий) органов местного самоуправления нарушающими ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции необходимо установить, что такие акты либо действия (бездействие) привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и что они не основаны на законе.

При этом для квалификации действий (бездействий) по ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления. Кроме того, из указанной нормы не вытекает обязанность антимонопольного органа устанавливать конкретные факты ущемления прав хозяйствующих субъектов, так как действия (бездействие) властного органа могут признаваться нарушающими запрет ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции и в том случае, если они могут привести к последствиям, указанным в данной норме.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 указано, что достаточным основанием для вывода о нарушении ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

 В тех случаях, когда требуется проведение конкурса либо аукциона, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса либо аукциона в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги.

Действия администрации Куменского района Кировской области по передаче указанных объектов водоснабжения и водоотведения по договору аренды без проведения торгов могут лишить иных лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, возможности получить данное имущество в пользование и владение на законных основаниях, путем участия в торгах на право заключения концессионного соглашения, препятствуют осуществлению деятельности другим хозяйствующим субъектам, путем создания преимущественных условий для отдельного хозяйствующего субъекта, тем самым приводят или могут привести к ограничению, устранению и недопущению конкуренции на рынке водоснабжения в территориальных границах Куменского района Кировской области и содержат признаки нарушения пп. 2, 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции государственные и муниципальные преференции – предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Статьи 19, 20 Закона о защите конкуренции регламентируют порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.

Согласно ч. 3 ст. 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Администрация Куменского района Кировской области, передавая ООО «Вожгальское домоуправление» по договорам аренды объекты водоснабжения и водоотведения без проведения процедуры торгов, с заявлением о предоставлении преференции в Кировское УФАС России не обращалась, чем нарушила порядок предоставления муниципальной преференции, предусмотренный ст. 19, 20 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случаях выявления в действиях органа местного самоуправления признаков нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции, возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства не допускается без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения.

В связи с наличием в действиях администрации Куменского района Кировской области признаков нарушения пп. 2, 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, Кировское УФАС России на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения в срок до 15 декабря 2022 года указанных действий путем принятия мер по возврату в казну муниципального образования Куменский район Кировской области муниципального имущества – объектов водоснабжения и водоотведения, переданных ООО «Вожгальское домоуправление» на основании договоров аренды № 3 от 25.04.2022 и № 5 от 01.07.2022.

Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (ч. 6             ст. 39.1 Закона о защите конкуренции).

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (ч. 7 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции).

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции).

 

 

И.о. руководителя управления                                                                                               <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны