Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ от 5 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 3

 

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки

нарушения антимонопольного законодательства

 

 от  «01» июля 2016 г.                                                                             г. Киров

 

   На рассмотрение Кировского УФАС поступило заявление Администрации Муниципального образования «Кильмезское городское поселение» Кильмезского района Кировской области от 28.06.2016 г. № б/н (вход. регистр. № 3991 от 28.06.2016 г.) на действия  ИП <…>,  выразившиеся в уклонении от заключения договора на утилизацию ТБО.

Из заявления, направленного в адрес Кировского УФАС, и  представленных с заявлением документов и пояснений следует, что Администрация МО «Кильмезское городское поселение» и ИП <…>  состояли в договорных отношениях по предоставлению последним услуг по утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов (ТБО). В целях оказания данных услуг между сторонами был заключен муниципальный контракт № 014000026315000001-0186726-1 от 11.02.2015 года со сроком действия с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. В 2016 году между сторонами заключались договоры на утилизацию (размещение) твердых бытовых отходов (ТБО) от 1.01.2016 г. со сроком действия до 14.04.2016 г. на сумму 4696,08 руб. и от 15.04.2016 г. со сроком действия с 15.04.2016 г. по 9.05.2016 г. на сумму 60000 руб.

31.05.2016 г. Администрация Кильмезского городского поселения обратилась к ИП <…>  с предложением о заключении в трех-дневный срок нового договора на утилизацию ТБО с размещением ТБО на полигоне у д. Зимник. Согласно пояснений курьера МКУ «Административно-хозяйственной службы» от подписи в получении данного письма ИП <…> отказался. Исходя из докладной записки директора МКУ «Административно-хозяйственная служба» в адрес Главы Администрации Кильмезского городского поселения от 16.05.2016 г. № б/н, ИП <…>  запретил въезд техники МКУ на территории свалок, расположенных у автодороги п. Кильмезь и д. Зимник Кильмезского района и у автодороги между п. Кильмезь и д. Селино Кильмезского района.

22.06.2016 г. Администрация Кильмезского городского  направила повторное письмо о заключении в трех-дневный срок договора на утилизацию (размещение) твердых бытовых отходов на сумму 30000 (тридцать тысяч) рублей на срок до 31.12.2016 г. В материалы дела представлена почтовая квитанция, подтверждающая факт направления 22.06.2016 г. Кильмезским городским поселением в адрес ИП <…>  заказной почтовой корреспонденции с почтовым идентификатором 6135709405386 5.

Письмом от 27.06.2016 г. ИП <…>  сообщил Главе Администрации Кильмезского городского поселения о том, что договор будет заключен только в том случае, когда будут выполнены со стороны Администрации условия договора на утилизацию (размещение) твердых бытовых отходов от 15.04.2016 г.

Исходя из представленных в материалы дела претензий и ответов на них, между сторонами имеется спор об объеме оказанных услуг и величине задолженности Администрации Кильмезского городского поселения перед ИП <…>  за оказанные по договору от 15.04.2016 г. услуги.

Из заявления Администрации Кильмезского городского поселения Кильмезского района Кировской области следует, что на территории Кильмезского района Кировской области услуги по утилизации (размещению) ТБО оказывает только ИП <…>. Иных полигонов для размещения и утилизации ТБО на территории административного района, кроме как принадлежащих ИП <…>, расположенных в д. Зимник и с. Селино Кильмезского района, не имеется. Следовательно, ИП <…>, осуществляя деятельность по оказанию услуг по размещению и утилизации ТБО на территории Кильмезского городского поселения Кильмезского района Кировской области в отсутствии конкуренции, занимает долю на указанном товарном рынке в географических границах пгт Кильмезь Кильмезского района Кировской области в размере 100% и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке. Администрация Кильмезского городского поселения не имеет возможности на существующих транспортных средствах осуществлять вывоз ТБО на иные полигоны, расположенные вне территории пгт Кильмезь.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Таким образом, ИП <…> занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по утилизации (размещению) ТБО на территории пгт Кильмезь Кильмезского района Кировской области (код
"ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 17.02.2016) – 38.21 «Обработка и утилизация неопасных отходов», в том числе:  утилизация и очистка перед утилизацией твердых или нетвердых неопасных отходов; деятельность полигонов по утилизации неопасных отходов; 38.22 – «Обработка и утилизация опасных отходов», в т.ч. утилизация и очистку перед утилизацией твердых или нетвердых опасных отходов I - IV класса опасности).

С учетом изложенного, на ИП Максимова С.Ф. распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Исходя из понятий, приведенных в ст. 2 Закона «О защите конкуренции», к хозяйствующим субъектам, запрет на злоупотребление доминирующим положением которых предусмотрен п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, относятся индивидуальные предприниматели, иные физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющие профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

 

Основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья урегулированы Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г.) «Об отходах производства и потребления».

Согласно ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Частью 2 ст. 24.6 упомянутого закона установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

 

В ст. 1 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ даны следующие понятия:

«оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

«региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Согласно ч. 4 ст. 24.6 Закона «Об отходах производства и потребления», юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

До настоящего времени нормативные акты, регулирующие процедуры конкурсного отбора и непосредственную организацию деятельности региональных операторов на территории страны Правительством РФ не приняты.

Из положений ст. 24.6 Закона «Об отходах производства и потреблении» следует, что до наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".

Согласно п. 17 ст. 2 Федерального закона от 30..12.2004 № 210-ФЗ, под потребителем услуг организаций коммунального комплекса по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов понимаются лица, приобретающие по договору услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для своих хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В отношениях, связанных с содержанием жилищного фонда, потребителями являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные услуги в целях содержания и ремонта жилых помещений, или непосредственно собственники помещений в многоквартирных домах в случаях, предусмотренных жилищным законодательством. Под организацией коммунального комплекса понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

Статьей 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

Статьей            5 Закона Кировской области от 06.06.2007 № 131-ЗО «Об отходах производства и потребления в Кировской области», установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в сфере обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона Кировской области от  06.06.2007 № 131-ЗО, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, обязаны:

а) осуществлять деятельность по обращению с отходами при наличии разрешительной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) обеспечивать сбор, соответствующее хранение и предотвращение уничтожения, порчи отходов, имеющих ресурсную ценность, осуществлять мероприятия по специальному складированию, консервации и безопасному хранению указанных отходов, которые временно не используются.

Согласно ст. 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ, стандарты раскрытия информация, обязательные для организации коммунального комплекса, должны обеспечивать публичность условий реализации регулируемых услуг для потребителей (цена, качество, доступность, надежность).

В соответствии со ст. 24.7 Закона «Об отходах производства и потребления», региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (ч. ч. 2 и 3 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, заключение договора на утилизацию (размещение) твердых бытовых отходов с Администрацией Муниципального образования  «Кильмезское городское поселение» является обязательным для ИП <…>., а уклонение или отказ от заключения такого договора не соответствует положениям ч. 1 ст. 426 ГК РФ, и ст. 24.7 Закона «Об отходах производства и потребления».

Частью 1 ст. 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

В письмах от 31.05.2016 г. и 22.06.2016 г. Администрация МО «Кильмезское городское поселение» просила ИП <…> направить проект договора на утилизацию (размещение) ТБО в трех-дневный срок с момента получения соответствующего  заявления. На письмо от 31.05.2016 г. ИП <…> не дал ответа. А на предложение о заключении договора от 22.06.2016 г. ИП <…> направил заказчику ответ от 27.06.2016 г., в котором возможность заключения нового договора была обусловлена выполнением со стороны Администрации МО «Кильмезское городское поселение» условий ранее заключенного договора (в части оплаты). Действующее законодательство такого основания для отказа от заключения договора не предусматривает. Следовательно, ИП <…> неправомерно отказался от заключения публичного договора на оказание услуг по утилизации (размещению) ТБО с Администрацией МО «Кильмезское городское поселение».

Таким образом, в действиях ИП <…> имеются признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 В соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», введенной Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ, в случаях выявления в действиях хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, признаков нарушения п. 3, 5, 6 и 8 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства не допускается без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения.

 

С учетом изложенного, и на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Кировское УФАС России предупреждает Индивидуального предпринимателя <…>  о необходимости прекращения в десятидневный срок с момента получения настоящего предупреждения указанных действий (бездействия) путем направления в адрес Администрации МО «Кильмезское городское поселение» (613570, Кировская обл., пгт Кильмезь, ул. Советская, 64-а) проекта договора на оказание услуг по утилизации (размещению) ТБО на сумму 30000 (тридцать тысяч) рублей.

 О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

 

Руководитель управления                                                                   <…>                                  

Связанные организации

Связанные организации не указаны