Предупреждение б/н Предупреждение от 2 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Предупреждение № 3 ф/04-2016

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

09 февраля 2016 года                                                                                                           г. Киров

 

На основании поступивших заявлений граждан приказом № 362 от 30.11.2015г.  возбуждено дело № 20/04-15а в отношении Индивидуального предпринимателя  <…> по  факту нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в совершении недобросовестных действий по отношению к  конкурентам (операторам технического осмотра) путем выдачи пустой (и/или предзаполненной) диагностической карты, договора о проведении технического осмотра, заключенных от имени ИП <…> без фактического проведения инструментального контроля транспортных средств на территории города Кирова и области, в качестве условия заключения лицом с ПАО «Росгосстрах» (до 31.12.2015г. ООО «Росгосстрах») договора обязательного страхования гражданской ответственности (далее ОСАГО), что может причинить убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

При рассмотрении дела № 20/04-15а установлено следующее.

Индивидуальным предпринимателем <…> (Заказчик) и ООО «Росгосстрах» (Исполнитель) заключен договор  № б/н от 29.11.2013г. Пунктом 1.1. (предмет договора) договора № б/н от 29.11.2013 г. определено, что Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по информированию страхователей/потенциальных страхователей или их представителей (далее Клиенты) о возможности по желанию последних получить платную услугу по контрольной диагностике аккумуляторных батарей автомототранспортных средств (тестирование) и (или) проведению технического осмотра транспортных средств, принадлежащих Клиентам, у Заказчика. При оказании услуг, указанных в настоящем пункте  договора, стороны исходят из того, что оказание Исполнителем Клиенту услуг в любой форме по настоящему договору не является гарантией и подтверждением успешного прохождения процедуры технического осмотра соответствующего транспортного средства Клиента.

В соответствии с п. 2.1.1. данного договора Исполнитель оказывает услуги, указанные в п. 1.1 договора в соответствии с  действующим законодательством РФ и посредством выдачи Клиентам (при изъявлении ими желания осуществить контрольную диагностику аккумуляторной батареи автомототранспортных средств (тестирование) и  (или) проведению  технического осмотра транспортных средств) направления по форме, указанной в Приложении № 1 к договору.

ИП <…> (письма от 01.02.2016г. вх. № 570,  от 02.02.2016г. вх. № 584) представлена информация о том, что общее количество заключенных договоров на проведение контрольной диагностики аккумуляторной батареи легковых автомобилей за  период с 01.01.2015г. по 31.12.2015г.  составляет 65861 шт.; общее количество договоров технического осмотра по направлениям ООО «Росгосстрах» за 11 месяцев 2015 года составляет 61172 шт.; перечисление денежных средств ИП <…> за проведение контрольной диагностики аккумуляторной батареи по направлениям ООО «Росгосстрах» за 1, 2, 3  квартал 2015 года составляет 10028236,8 рублей (акты сдачи - приемки оказанных услуг).

Между физическим лицом Тетериным П.Н. (транспортное средство УАЗ 33036, идентификационный номер транспортного средства – <…> , государственный регистрационный знак- <…> ) заключен договор № FC <…> от 10.09.2015г. о проведении технического осмотра,  выдано направление № FC 2000143334,  выдан пустой бланк диагностической карты № <…> в которой в качестве оператора технического осмотра указан – ИП <…>, пункт технического осмотра: Кировская область, г. Киров, <…>. Договор и пустой пронумерованный бланк диагностической карты № FC 2000143334 выдан представителем страховщика – ООО «Росгосстрах».

ООО «Росгосстрах» на основании вышеуказанных документов с <…> заключило договор ОСАГО серия <…>. срок страхования с 12.09.2015г. по 11.09.2016г. При этом на дату заключения договора ОСАГО (10.09.2015г.) технический осмотр транспортного средства отсутствовал, что подтверждается информацией УМВД России по Кировской области (письмо от 17.12.15г.), а именно: дата проведения технического осмотра -21.08.2014 г., срок действия: 21.08.2015г., диагностическая карта:. Кроме того, данная информация подтверждается пояснениями ИП <…> (письмо от 17.12.2015г. вх. № 7892), в которых указано, что  технический осмотр по договору № FC 2000143334 не проводился.

2.Гражданину <…> (транспортное средство <…>, идентификационный номер транспортного средства –6, государственный регистрационный знак- С656 ОМ 43) представителем страховщика – ООО «Росгосстрах» выдана пронумерованная диагностическая карта: № FC<…>, регистрационный номер <...> , срок действия до 23.10.2017г., номер ЕАИСТО: дата выдачи 22.10.2015г., подпись технического эксперта

На основании данного документа с <…> страховщиком ООО «Росгосстрах» заключен договор ОСАГО серия <…> № <…> , срок страхования с 09.10.2015г. по 08.10.2016г.

На дату заключения вышеуказанного договора ОСАГО технический осмотр транспортного средства отсутствовал, что подтверждается информацией УМВД России по Кировской области (письмо от 17.12.15г.), согласно которой следует, что сведения о прохождении технического осмотра автомобиля, идентификационный номер транспортного средства –, государственный регистрационный знак- в федеральных учетах ГИБДД отсутствуют.

Из анализа представленных заявителям документов и информации, при обращении в ООО «Росгосстрах» (Кировский филиал) страховщиком выдавались договоры на прохождение технического осмотра,  договоры контрольной диагностики аккумуляторной батареи, в которых уже имелись факсимильные подписи ИП <…> и заявители  в целях получения полиса ОСАГО их подписывали. Также заявителям выдавали направления на прохождение технического осмотра, составлялись расписки, в рамках которых граждане передавали представителю страховщика денежные средства  за оказание ИП <…>услуг без фактического из проведения. Гражданам выдавались пустые пронумерованные бланки диагностических карт с указанием оператора технического осмотра и места его проведения (ИП <…>).  Денежные средства  от граждан по заключенным договорам поступают на счет ИП <…> который не может не знать, что получает их не оказывая гражданам оплаченные ими услуги.

Заключение договоров на прохождение технического осмотра транспортного средства, договоров контрольной диагностики аккумуляторной батареи вне пункта техосмотра и не во время его непосредственного прохождения создает возможность для ИП <…> заключить большее количество договоров (например: в 2013г. заключено 138 договоров, в 2014г. заключено 59874 договора, в 2015г. заключен 65861 договор), чем фактически принять транспортных средств на проверку технического состояния (письма УМВД России  по Кировской области от 06.07.2015г.,от 23.12.2015г.  о количестве транспортных средств на территории Кировской области).

Такими действиями путем передачи предзаполненных документов ИП <…>.  фактически освобождал владельца транспортного средства от прохождения технического осмотра, что, безусловно, оказывает влияние на условия конкурентного функционирования рынка технического осмотра и  приводит к снижению количества заявлений о прохождении технического осмотра у лиц, предоставляющих фактическую услугу по техническом осмотру на территории Кировской области.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее Федеральный закон № 40-ФЗ) договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств вправе осуществлять страховщики – страховые организации в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Центральным Банком Российской Федерации от 19.09.2014 № 431-П утверждено «Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»  (далее Положение № 431-П).

Пунктом 1.8 Положения № 431-П определено, что при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику документы, перечень которых определен статьей 15 Федерального закона № 40-ФЗ, в том числе диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона).

Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона № 40-ФЗ установлено, что владелец транспортного средства вправе заключить договор обязательного страхования на не превышающий 20 дней срок при отсутствии документов, указанных в подпункте "е" пункта 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, в случае:

а) приобретения транспортного средства (покупки, наследования, принятия в дар и тому подобного) для следования к месту регистрации транспортного средства. При этом владелец транспортного средства до его регистрации обязан заключить договор обязательного страхования на один год в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи;

б) следования к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства.

Таким образом, документ о прохождении технического осмотра (далее ТО) (талон или диагностическая карта) необходим и обязателен для заключения договора ОСАГО. И на страховщика при заключении договора ОСАГО законодательно возложена обязанность по проверке наличия пройденного ТО владельцем транспортного средства.

Порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств, а также порядок аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (заявителей) в целях осуществления деятельности по проведению технического осмотра установлен Федеральным законом от 01.07.2011 № 170-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) «О техническом  осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 170 «О техническом осмотре»).

Согласно статье 1 Федерального закона № 170 «О техническом осмотре» технический осмотр транспортных средств - проверка технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами.

Основной целью проведения технического осмотра является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном правилами проведения технического осмотра (ст. 4 Федерального закона № 170 «О техническом осмотре»).

Согласно статье 4 Федерального закона № 170 «О техническом осмотре» проведение технического осмотра основывается на следующих принципах:

1)территориальная и ценовая доступность для населения услуг по проведению технического осмотра;

2)право выбора гражданами, юридическими лицами операторов технического осмотра;

3)доступность информации о порядке и периодичности проведения технического осмотра;

4) конкуренция операторов технического осмотра;

5)обеспечение качества услуг по проведению технического осмотра, соответствующих правилам проведения технического осмотра;

6)ответственность операторов технического осмотра за выдачу диагностической карты в отношении транспортного средства, не соответствующего обязательным требованиям безопасности транспортных средств, а также за соблюдение иных требований, установленных настоящим Федеральным законом.

На основании ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 170 «О техническом осмотре» технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в соответствии с настоящим Федеральным законом профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом № 40-ФЗ.

В силу ч. 6 ст. 5 Федерального закона № 170 «О техническом осмотре» после проведения технического осмотра оператором технического осмотра выдается диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств. Диагностическая карта  является документом строгой отчетности.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 170 «О техническом осмотре»). Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств» утверждены Правила проведения технического осмотра транспортных средств (далее Правила № 1008).

В силу п. 9 Правил № 1008 для проведения технического осмотра заявитель обращается к любому оператору технического осмотра в любой пункт технического осмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства. Пунктом 13 Правил № 1008 определено, что техническое диагностирование проводится методами визуального, органолептического контроля и (или) с использованием средств технического диагностирования, в том числе передвижных средств.

В соответствии с Правилами № 1008 техническое диагностирование должно проводиться оператором технического осмотра непосредственно после заключения договора и оплаты услуг, в течение установленного нормативного времени, результатом которого является оформление и выдача заявителю диагностической карты, содержащей заключение о возможности или невозможности эксплуатации транспортного средства.

Пунктом а части 3 Постановления Правительства РФ от 23.12.2011 № 1115 (ред. от 29.11.2012) «О единой автоматизированное информационной системе технического осмотра транспортных средств»  определено, что сбор, обработка, хранение, передача и использование информации и сведений, осуществляются для информационного обеспечения решения следующих задач, в том числе  заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Статьей 12 Федерального закона № 170 «О техническом осмотре» определено, что  сбор, хранение и использование информации о техническом осмотре осуществляются с помощью единой автоматизированной информационной системы технического осмотра. Операторы технического осмотра обязаны передавать  сведения в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра не позднее чем в течение суток с момента окончания проведения технического осмотра, в  том числе диагностическую карту в форме электронного документа.

В нарушение требований Федерального закона № 170 «О техническом осмотре», Постановления Правительства РФ от 05.12.2011 № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств» ИП <…> без фактического проведения инструментального контроля транспортных средств выдает пустую (и/или предзаполненную) диагностическую карту не содержащую необходимых сведений о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

Федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», которые вступили в силу с 05.01.2016, в том числе отменена статья 14 и введена глава 2.1 «Недобросовестная конкуренция».

Учитывая изложенное, действия ИП <…> подлежат переквалификации с части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» на статью 14.2  Федерального закона  «О защите конкуренции».

Согласно статье 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» при выявлении признаков нарушения статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольным органом выдается предупреждение об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В силу статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

ИП <…> имеет аттестат аккредитации операторов технического осмотра транспортных средств номер в реестре операторов  технического осмотра 07113 от 28.11.2013 г., имеет один  пункт  технического осмотра, область аккредитации оператора технического осмотра М 1, N 1, расположенный по адресу   г. Киров, <…>

Операторы технического осмотра: <><><>имеют аттестаты аккредитации операторов технического осмотра транспортных средств и номера в реестре операторов  технического осмотра.

Данная информация позволяет сделать вывод о том, что ИП <…> и  вышеуказанные операторы технического осмотра осуществляют свою предпринимательскую деятельность на одном товарном рынке по предоставлению услуг по техническому осмотру транспортных средств в географических границах Кировской области и соответственно являются конкурентами.

Заключение договоров о проведении технических осмотров и выдачи предзаполненных бланков диагностических карт без фактического проведения инструментального контроля транспортных средств на территории Кировской области и отсутствием данных о пройденном техническом осмотре в автоматизированной базе, в качестве условия заключения лицом с ООО «Росгосстрах» (Кировский филиал) договора ОСАГО, может причинить убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Следовательно, поведение ИП <…> выразившиеся во введении потребителей в заблуждение относительно предоставленных услуг по техническому осмотру транспортных средств на основании выдачи пустой (и/или предзаполненной) диагностической карты, договора контрольной диагностики аккумуляторной батареи, без фактического проведения инструментального контроля транспортных средств на территории Кировской области, приводит к уменьшению спроса на услугу  по техническому осмотру транспортных средств, так как освобождает потребителей от его прохождения, простою операторов и имеет целью получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности за счет нарушения правил конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами (операторами технического осмотра).

В целях  исполнения требований статьи 14.2  Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в связи с наличием в действиях Индивидуального предпринимателя <…>), выразившихся в совершении недобросовестных действий по отношению к конкурентам (операторам технического осмотра) на территории города Кирова и Кировской области на рынке услуг по техническому контролю автомобилей (код ОКВЭД 74.30.7 периодический технический осмотр легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, автобусов и других автотранспортных средств) путем незаконного получения дохода от выдачи диагностических карт, договоров контрольной диагностики аккумуляторной батареи, заключенных от имени ИП <…>., без фактического проведения инструментального контроля транспортных средств в качестве условия заключения лицом с ООО «Росгосстрах» (Кировский филиал) договора ОСАГО, что может причинить убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных статьей 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Кировское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает о необходимости в десятидневный срок с момента получения настоящего предупреждения прекратить указанные действия по недобросовестной конкуренции путем принятия индивидуальным предпринимателем Пестриковым Александром Петровичем  мер по:

1.Расторжению договора № б/н от 29.11.2013г., заключенного между ООО «Росгосстрах» и индивидуальным предпринимателем <…>

2.Прекращению выдачи страховщику ПАО «Росгосстрах» (филиал в Кировской области) (его представителям, агентам, менеджерам, иным лицам, осуществляющим заключение договоров ОСАГО от имени ПАО «Росгосстрах») на территории Кировской области подписанных со своей стороны договоров на проведение технического осмотра транспортных средств и контрольной диагностики аккумуляторной батареи.

3.Прекращению передачи страховщику ПАО «Росгосстрах» (филиал в Кировской области (его представителям, агентам, менеджерам, иным лицам, осуществляющим заключение договоров ОСАГО от имени ПАО «Росгосстрах») направлений на получение услуг у ИП <…>

4.Прекращению передачи страховщику ПАО «Росгосстрах» (филиал в Кировской области) пустых пронумерованных бланков диагностических карт технического осмотра транспортных средств без фактического проведения услуг по техническому осмотру  транспортных средств.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны