Определение б/н 1. Продлить срок рассмотрения дела № 043/05/28-671/2021 до 2... от 26 августа 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: "..." – руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области;
Членов Комиссии: "..." – начальника отдела финансовых рынков и рекламы Кировского УФАС России, "..." – специалиста 1 разряда отдела финансовых рынков и рекламы Кировского УФАС России, рассмотрев материалы дела № 043/05/28-671/2021, возбужденного по признакам нарушения "..." части 3 статьи 5, части 1, пункта 1, 2 части 2, части 5.1, части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») по факту размещения в рекламно-информационном издании журнале «Бизнес Класс Киров» № 5 (148) за май 2021 года рекламной информации с заголовком: «Трехзначный процент от FINIKO – это реально»,
УСТАНОВИЛА:
В Кировское УФАС России Отделением по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации письмом от 26.05.2021 № Т433-16-12/3101 (вх. № 3377 от 31.05.2021) направлены материалы о проведении мониторинга печатных изданий средств массовой информации города Кирова в отношении печатного СМИ – журнала «Бизнес Класс Киров» (регистрационный номер от 10.12.2009 № ТУ 43 – 19), в ходе которого выявлен факт размещения в рекламно-информационном издании журнале «Бизнес Класс Киров» № 5 (148) за май 2021 года рекламной информации следующего содержания: «FINIKO обозначает реалистичные уровни доходности, которые, например, могут составлять около 300% годовых. Согласитесь, это «несколько» больше, чем в банках, даже если учесть все различия в условиях размещения сбережений. Понятно также и то, что FINIKO является очень серьезным конкурентом на финансовом рынке»… «FINIKO вкладывает средства наших клиентов, или точнее партнёров, в операции на биржевом финансовом рынке. Но мы выходим туда не с позиций инвестора или шортселлера, которая предполагает, что ты должен купить одну из десятков тысяч ценных бумаг в расчете на то, что ее цена изменится именно в том направлении, в котором ты ожидаешь. Так можно ждать и год, и два, и 30 лет. Это нормальная тактика, но это не выбор FINIKO. Эта компания выступает на рынке с позиций трейдера, то есть зарабатывает не на росте или падении курсов, а на самом факте колебаний. И чем больше скачки, тем выше вероятность заработать. Именно поэтому FINIKO сделало выбор в пользу высоковолатильных инструментов и зарабатывает для своих клиентов на колебаниях криптавалют и фьючерсов, а также работает и на рынке Forex» … «Поэтому при взаимодействии с людьми, которые хотят вложить свои сбережения в FINIKO, говорят об абсолютно понятных и осязаемых вещах: квартира, машина, досрочное погашение кредита. Самые популярные продукты FINIKO:
- Автомобиль или квартира за 35% от стоимости за 120 дней.
- 30%, 40% и 50% скидки при планировании любых покупок на 4, 5 и 7 месяцев вперед.
- Кэшбэк 15 или 25%».
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Вышеуказанная информация содержит все юридически значимые признаки рекламы:
- распространена в рекламно-информационном издании журнале «Бизнес Класс Киров» № 5 (148) за май 2021 года;
- адресована неопределенному кругу лиц (поскольку размещена в средстве массовой информации – журнале, соответственно ознакомиться с данной информацией имеет возможность любое лицо – читатель журнала);
- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: системе FINIKO и оказываемым ею финансовым услугам.
1. Согласно пункту 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Вместе с тем, в указанной рекламе не содержится сведений об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (отсутствует наименование, организационно-правовая форма юридического лица, ФИО физического лица, индивидуального предпринимателя), следовательно, данная реклама содержит признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В спорной рекламе финансовых услуг отсутствуют сведения о лице, оказывающем финансовые услуги. Следовательно, данная реклама содержит признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
3. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.
В вышеуказанной рекламе содержатся сведения о гарантиях эффективности деятельности: «*FINIKO обозначает реалистичные уровни доходности, которые, например, могут составлять около 300% годовых*». Соответственно, данная реклама содержит признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
4. Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В спорной рекламе указано: «*Самые популярные продукты FINIKO:
- Автомобиль или квартира за 35% от стоимости за 120 дней.
- 30%, 40% и 50% скидки при планировании любых покупок на 4, 5 и 7 месяцев вперед.
- Кэшбэк 15 или 25%*».
В рекламе в качестве условий оказания финансовых услуг названы стоимость и срок оказания финансовых услуг, иных условий в рекламе не представлено, что содержит признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
5. Согласно части 5.1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама, побуждающая к заключению сделок с форекс-дилерами, должна содержать следующее указание: «Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.». Публичное объявление цен (порядка определения цен), а также иных существенных условий договора не является рекламой, побуждающей к заключению сделок с форекс-дилерами.
Согласно части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность форекс-дилера, именуется форекс-дилером. Форекс-дилер вправе осуществлять свою деятельность только после вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую форекс-дилеров, в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка».
В рекламе финансовых услуг содержатся сведения, побуждающие к заключению сделок с форекс-дилерами: «*Именно поэтому FINIKO сделало выбор в пользу высоковолатильных инструментов и зарабатывает для своих клиентов на колебаниях криптавалют и фьючерсов, а также работает и на рынке Forex*». В инвестиционном подразделении компании задействовано более ста трейдеров*». Вместе с тем, в представленной рекламе отсутствует обязательное, установленное частью 5.1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», указание, что содержит признаки нарушения части 5.1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
6. В соответствии с частью 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
Вместе с тем, согласно сведениям, представленным Отделением по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 26.05.2021 № Т433-16-12/3101 (вх. № 3377 от 31.05.2021) система FINIKO, на которую имеется ссылка в спорной рекламе, не является юридическим лицом, зарегистрированным на территории Российской Федерации, не является финансовой организацией, имеющей лицензию Банка России, не является профессиональным участником рынка ценных бумаг, не входит в список легальных форекс-диллеров, размещенный на сайте Банка России. Следовательно, данная реклама содержит признаки нарушения части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований законодательства РФ о рекламе по части 3 статьи 5, части 1, пункта 1, 2 части 2, части 5.1, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.
Под рекламодателем в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из документов, представленных редакцией СМИ журнала «Бизнес Класс Киров» ИП "...", рекламодателем спорной рекламы является физическое лицо – "...", соответственно, в отношении указанного лица возбуждено производство по делу о нарушении рекламного законодательства Российской Федерации.
Определением от 28.07.2021 рассмотрение дела № 043/05/28-671/2021 назначено на 26.08.2021.
Заявитель – Отделение по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела № 043/05/28-671/2021, на рассмотрение дела направил представителя по доверенности от 12.07.2021 № 43АА1544027 – "..."
"..." пояснила, что поддерживает позицию Кировского УФАС России, изложенную в определении о возбуждении дела № 043/05/28-671/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Ответчик – "...", надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела № 043/05/28-671/2021, на рассмотрение дела направил представителя по доверенности от 19.08.2021 № 43АА1479756 – "..."
"..." пояснил, что "..." не является рекламодателем спорной рекламной информации.
Комиссия, заслушав пояснения представителя Отделения по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, доводы представителя "...", изучив материалы дела, решила рассмотрение дела № 043/05/28-671/2021 отложить в связи с необходимостью привлечения к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица ИП "..."
Так как установленный месячный срок для рассмотрения дела № 043/05/28-671/2021 истекает 27.08.2021 года, Комиссия считает необходимым продлить рассмотрение дела на 2 месяца.
В соответствии с пунктами 31, 33, 38 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 N 1922, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Продлить срок рассмотрения дела № 043/05/28-671/2021 до 25.10.2021.
2. Отложить рассмотрение дела № 043/05/28-671/2021.
3. Привлечь в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, – индивидуального предпринимателя "..."
4. Назначить дело № 043/05/28-671/2021 к рассмотрению на 15.09.2021 в 14 часов 00 минут по адресу: г. Киров, ул. К. Либкнехта, 55, вход со двора, каб. 5.
5. Заинтересованному лицу – индивидуальному предпринимателю "..." представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в срок до 10.09.2021 следующие документы и сведения:
- копии: договоров, заявок на распространение в рекламно-информационном издании журнале «Бизнес Класс Киров» № 5 (148) за май 2021 года рекламной информации с заголовком: «Трехзначный процент от FINIKO – это реально»;
- копии: счетов, актов выполненных работ, платежных поручений на оплату оказанных услуг по распространению в рекламно-информационном издании журнале «Бизнес Класс Киров» № 5 (148) за май 2021 года рекламной информации с заголовком: «Трехзначный процент от FINIKO – это реально»;
- согласованные макеты рекламы, распространенной в рекламно-информационном издании журнале «Бизнес Класс Киров» № 5 (148) за май 2021 года с заголовком: «Трехзначный процент от FINIKO – это реально»;
- информацию об абонентском номере представителя заказчика, с которым согласовывался макет рекламной информации, размещенной в рекламно-информационном издании журнале «Бизнес Класс Киров» № 5 (148) за май 2021 года с заголовком: «Трехзначный процент от FINIKO – это реально»;
- другие документы в обосновании своей позиции по делу (при наличии).
6. Заявителю - Отделению по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, заинтересованному лицу – индивидуальному предпринимателю "...", ответчику – "...", в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в срок до 10.09.2021 принять одно из следующих решений:
- направить ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие;
- направить представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями;
- уведомить Комиссию Кировского УФАС России о возможности рассмотрения дела с использованием систем видео-конференц-связи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети «Интернет».
Уведомить антимонопольный орган о принятом решении можно, направив ответ по почте или по электронной почте на адрес to43@fas.gov.ru.