Определение б/н 1. Продлить срок рассмотрения дела № 043/05/28-671/2021 до 2... от 26 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии: "..." – руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области;

Членов Комиссии: "..." – начальника отдела финансовых рынков и рекламы Кировского УФАС России, "..." – специалиста 1 разряда отдела финансовых рынков и рекламы Кировского УФАС России, рассмотрев материалы дела № 043/05/28-671/2021, возбужденного по признакам нарушения "..." части 3 статьи 5, части 1, пункта 1, 2 части 2, части 5.1, части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») по факту размещения в рекламно-информационном издании журнале «Бизнес Класс Киров» № 5 (148) за май 2021 года рекламной информации с заголовком: «Трехзначный процент от FINIKO – это реально»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Кировское УФАС России Отделением по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации письмом от 26.05.2021 № Т433-16-12/3101 (вх. № 3377 от 31.05.2021) направлены материалы о проведении мониторинга печатных изданий средств массовой информации города Кирова в отношении печатного СМИ – журнала «Бизнес Класс Киров» (регистрационный номер от 10.12.2009 № ТУ 43 – 19), в ходе которого выявлен факт размещения в рекламно-информационном издании журнале «Бизнес Класс Киров» № 5 (148) за май 2021 года рекламной информации следующего содержания: «FINIKO обозначает реалистичные уровни доходности, которые, например, могут составлять около 300% годовых. Согласитесь, это «несколько» больше, чем в банках, даже если учесть все различия в условиях размещения сбережений. Понятно также и то, что FINIKO является очень серьезным конкурентом на финансовом рынке»… «FINIKO вкладывает средства наших клиентов, или точнее партнёров, в операции на биржевом финансовом рынке. Но мы выходим туда не с позиций инвестора или шортселлера, которая предполагает, что ты должен купить одну из десятков тысяч ценных бумаг в расчете на то, что ее цена изменится именно в том направлении, в котором ты ожидаешь. Так можно ждать и год, и два, и 30 лет. Это нормальная тактика, но это не выбор FINIKO. Эта компания выступает на рынке с позиций трейдера, то есть зарабатывает не на росте или падении курсов, а на самом факте колебаний. И чем больше скачки, тем выше вероятность заработать. Именно поэтому FINIKO сделало выбор в пользу высоковолатильных инструментов и зарабатывает для своих клиентов на колебаниях криптавалют и фьючерсов, а также работает и на рынке Forex» … «Поэтому при взаимодействии с людьми, которые хотят вложить свои сбережения в FINIKO, говорят об абсолютно понятных и осязаемых вещах: квартира, машина, досрочное погашение кредита. Самые популярные продукты FINIKO:

  • Автомобиль или квартира за 35% от стоимости за 120 дней.
  • 30%, 40% и 50% скидки при планировании любых покупок на 4, 5 и 7 месяцев вперед.
  • Кэшбэк 15 или 25%».

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Вышеуказанная информация содержит все юридически значимые признаки рекламы:

- распространена в рекламно-информационном издании журнале «Бизнес Класс Киров» № 5 (148) за май 2021 года;

- адресована неопределенному кругу лиц (поскольку размещена в средстве массовой информации – журнале, соответственно ознакомиться с данной информацией имеет возможность любое лицо – читатель журнала);

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: системе FINIKO и оказываемым ею финансовым услугам.

1. Согласно пункту 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Вместе с тем, в  указанной рекламе не содержится сведений об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (отсутствует наименование, организационно-правовая форма юридического лица, ФИО физического лица, индивидуального предпринимателя), следовательно, данная реклама содержит признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») под финансовой услугой  понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В спорной рекламе финансовых услуг отсутствуют сведения о лице, оказывающем финансовые услуги. Следовательно, данная реклама содержит признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

3. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.

В вышеуказанной рекламе содержатся сведения о гарантиях эффективности деятельности: «*FINIKO обозначает реалистичные уровни доходности, которые, например, могут составлять около 300% годовых*». Соответственно, данная реклама содержит признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

4. Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В спорной рекламе указано: «*Самые популярные продукты FINIKO:

  • Автомобиль или квартира за 35% от стоимости за 120 дней.
  • 30%, 40% и 50% скидки при планировании любых покупок на 4, 5 и 7 месяцев вперед.
  • Кэшбэк 15 или 25%*».

В рекламе в качестве условий оказания финансовых услуг названы стоимость и срок оказания финансовых услуг, иных условий в рекламе не представлено, что содержит признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

5. Согласно части 5.1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама, побуждающая к заключению сделок с форекс-дилерами, должна содержать следующее указание: «Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.». Публичное объявление цен (порядка определения цен), а также иных существенных условий договора не является рекламой, побуждающей к заключению сделок с форекс-дилерами.

Согласно части 2 статьи 4.1 Федерального закона  от  22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность форекс-дилера, именуется форекс-дилером. Форекс-дилер вправе осуществлять свою деятельность только после вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую форекс-дилеров, в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка».

В рекламе финансовых услуг содержатся сведения, побуждающие к заключению сделок с форекс-дилерами: «*Именно поэтому FINIKO сделало выбор в пользу высоковолатильных инструментов и зарабатывает для своих клиентов на колебаниях криптавалют и фьючерсов, а также работает и на рынке Forex*». В инвестиционном подразделении компании задействовано более ста трейдеров*». Вместе с тем, в представленной рекламе отсутствует обязательное, установленное частью 5.1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», указание, что содержит признаки нарушения части 5.1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

6. В соответствии с частью 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Вместе с тем, согласно сведениям, представленным Отделением по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 26.05.2021 № Т433-16-12/3101 (вх. № 3377 от 31.05.2021) система FINIKO, на которую имеется ссылка в спорной рекламе, не является юридическим лицом, зарегистрированным на территории Российской Федерации, не является финансовой организацией, имеющей лицензию Банка России, не является профессиональным участником рынка ценных бумаг, не входит в список легальных форекс-диллеров, размещенный на сайте Банка России. Следовательно, данная реклама содержит признаки нарушения части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований законодательства РФ о рекламе по части 3 статьи 5, части 1, пункта 1, 2 части 2, части 5.1, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Под рекламодателем в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» понимается  изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из документов, представленных редакцией СМИ журнала «Бизнес Класс Киров» ИП "...", рекламодателем спорной рекламы является физическое лицо – "...", соответственно, в отношении указанного лица возбуждено производство по делу о нарушении рекламного законодательства Российской Федерации.

Определением от 28.07.2021 рассмотрение дела № 043/05/28-671/2021 назначено на 26.08.2021.

Заявитель – Отделение по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела № 043/05/28-671/2021, на рассмотрение дела направил представителя по доверенности от 12.07.2021 № 43АА1544027 – "..."

"..." пояснила, что поддерживает позицию Кировского УФАС России, изложенную в определении о возбуждении дела № 043/05/28-671/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Ответчик – "...", надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела № 043/05/28-671/2021, на рассмотрение дела направил представителя по доверенности от 19.08.2021 № 43АА1479756 – "..."

"..." пояснил, что "..." не является рекламодателем спорной рекламной информации.

Комиссия, заслушав пояснения представителя Отделения по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, доводы представителя "...", изучив материалы дела, решила рассмотрение дела № 043/05/28-671/2021 отложить в связи с необходимостью привлечения к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица ИП "..."

Так как установленный месячный срок для рассмотрения дела № 043/05/28-671/2021 истекает 27.08.2021 года, Комиссия считает необходимым продлить рассмотрение дела на 2 месяца.

В соответствии с пунктами 31, 33, 38 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 N 1922, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Продлить срок рассмотрения дела № 043/05/28-671/2021 до 25.10.2021.

2. Отложить рассмотрение дела № 043/05/28-671/2021.

3. Привлечь в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, – индивидуального предпринимателя "..."

4. Назначить дело № 043/05/28-671/2021 к рассмотрению на 15.09.2021 в 14 часов 00 минут по адресу: г. Киров, ул. К. Либкнехта, 55, вход со двора, каб. 5.

5. Заинтересованному лицу – индивидуальному предпринимателю "..." представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в срок до 10.09.2021 следующие документы и сведения:

- копии: договоров, заявок на распространение в рекламно-информационном издании журнале «Бизнес Класс Киров» № 5 (148) за май 2021 года рекламной информации с заголовком: «Трехзначный процент от FINIKO – это реально»;

- копии: счетов, актов выполненных работ, платежных поручений на оплату оказанных услуг по распространению в рекламно-информационном издании журнале «Бизнес Класс Киров» № 5 (148) за май 2021 года рекламной информации с заголовком: «Трехзначный процент от FINIKO – это реально»;

- согласованные макеты рекламы, распространенной в рекламно-информационном издании журнале «Бизнес Класс Киров» № 5 (148) за май 2021 года с заголовком: «Трехзначный процент от FINIKO – это реально»;

- информацию об абонентском номере представителя заказчика, с которым согласовывался макет рекламной информации, размещенной в рекламно-информационном издании журнале «Бизнес Класс Киров» № 5 (148) за май 2021 года с заголовком: «Трехзначный процент от FINIKO – это реально»;

- другие документы в обосновании своей позиции по делу (при наличии).

6. Заявителю - Отделению по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, заинтересованному лицу – индивидуальному предпринимателю "...", ответчику – "...", в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в срок до 10.09.2021 принять одно из следующих решений:

- направить ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие;

- направить представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями;

- уведомить Комиссию Кировского УФАС России о возможности рассмотрения дела с использованием систем видео-конференц-связи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети «Интернет».

Уведомить антимонопольный орган о принятом решении можно, направив ответ по почте или по электронной почте на адрес to43@fas.gov.ru.

Связанные организации

Связанные организации не указаны