Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 32/04-2017р от 6 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 32/04-2017р

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 июня 2017 года.                                           г. Киров

В полном объеме решение изготовлено 23 июня 2017 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе в составе: Председателя Комиссии <…>заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России; Членов Комиссии: <…>– главного специалиста-эксперта отдела ФРиР Кировского УФАС России, <…>– специалиста 1 разряда отдела ФРиР Кировского УФАС России;

в отсутствие надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела № 32/04-17р заявителя – Отделения по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации;

в присутствии ответчика –  Кредитного потребительского кооператива <…>;

в присутствии ответчика –  Кредитного потребительского кооператива «<…>;

в присутствии заинтересованного лица – Индивидуального предпринимателя <…>

при ведении протокола <…>– специалистом 1 разряда отдела ФРиР Кировского УФАС России;

рассмотрев дело № 32/04-17р, возбужденное по признакам нарушения КПК «<…> и КПК «<…>п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») при распространении в газете «Источник новостей» № 4 (517) от 28.01.2017 г. на стр. 7 рекламы следующего содержания: «Сбережения до 18,8 % годовых. <…> <…>»;

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило заявление Отделения по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – Заявитель) о нарушении рекламного законодательства при размещении рекламы Кредитного потребительского кооператива «Дело и Деньги», которая является недостоверной.

Определением от 22.03.2017 Кировским УФАС России возбуждено дело № 32/04-17р в отношении КПК «<…>по признакам нарушения п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», рассмотрение дела назначено на 19.04.2017.

Определением от 19.04.2017 срок рассмотрения дела № 32/04-17р продлен до 21.06.2017, рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью привлечения к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика КПК «<…>и в качестве заинтересованного лица ИП <…> (СМИ «Источник новостей»), а также в связи с необходимостью получения дополнительных пояснений и документов от лиц, участвующих в деле. Рассмотрение дела назначено на 01.06.2017.

Определением от 01.06.2017 рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью получения дополнительных документов от лиц, участвующих в деле. Рассмотрение назначено на 15.06.2017.

15.06.2017 Комиссией принято решение об объявлении перерыва в рассмотрении дела № 32/04-17р до 21.06.2017.

Заявитель – Отделение по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, явку на рассмотрение дела № 32/04-17р не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (вх. № 4246 от 15.06.2017).

Ответчик – КПК «<…>уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте заседания Комиссии направил  <…>

Ответчик – КПК «<…>уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте заседания Комиссии направил <…>

Заинтересованное лицо – ИП <…>обеспечила явку представителя по доверенности от 01.04.2017 <…>

Изучив материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная в газете «Источник новостей» № 4 (517) от 28.01.2017 г. на стр. 7 следующего содержания: «<…>  адресована неопределенному кругу лиц, так как бесплатная городская газета «Источник новостей» распространяется по почтовым ящикам жителей города Кирова и ближайшего пригорода, т.е. информация является общедоступной для всех без исключения категорий населения. Информация направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (КПК «<…>» и оказываемым им финансовым услугам) и его продвижению на рынке товаров, работ и услуг, то есть соответствует требованиям ст. 3 Федерального закона «О рекламе» и является рекламой.

Согласно п. 20. ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Рекламный модуль содержит указание крупным шрифтом на организацию, предположительно осуществляющую деятельность по привлечению денежных средств – «<…>». Организация с указанным наименованием не внесена в реестры некредитных финансовых организаций, имеющих право осуществлять финансовую деятельность. По звучанию указанное наименование сходно с наименованием КПК «<…>), не имеющего права привлечения денежных средств пайщиков с 29.07.15г. в связи с исключением из членов СРО и находящимся с 04.02.2016 в стадии ликвидации. Согласно сведениям из ЕГРЮЛ КПК «<…>» зарегистрирован 04.12.2012 и по настоящее время является действующим. Следовательно, указанный кооператив представлен на рынке кредитных кооперативов длительное время, известен большому кругу потребителей финансовых услуг. Поэтому, не смотря на то, что в спорной рекламе мелким шрифтом указано: «Услуги предоставляются членам КПК «Дело и Деньги», информация в рекламном модуле не может считаться достоверной, поскольку у потребителя может сложиться впечатление, что лицо, которое оказывает финансовые услуги, это КПК «<…> «Дело и деньги», либо, что данные организации действуют совместно (КПК «<…>и КПК «Кредитный клуб «<…>»), так как указаны оба лица.

Использование узнаваемого логотипа Кооперативом способствует необоснованному увеличению его конкурентоспособности путем формирования у клиентов ошибочного представления о продолжительности деятельности КПК «<…>» на финансовом рынке. Кооператив же КПК «Дело и Деньги» <…>зарегистрирован лишь 08.02.2016 г.

В результате распространения такой рекламной информации, потребитель может  обратиться в КПК «<…>», не имеющий право осуществлять финансовую деятельность.

Таким образом, указана недостоверная информация о лице, оказывающем финансовые услуги, что является нарушением п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

С учетом вышеизложенного, реклама, размещенная в газете «Источник новостей» № 4 (517) от 28.01.2017 г. на стр. 7 следующего содержания: «<…>» не соответствует требованиям п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Из документов, представленных в материалы дела, а именно: Договора № 16/18 на оказание услуг по разработке, изготовлению и размещению рекламной продукции от 31.05.2016, заключенного между ИП <…> (Исполнитель) и КПК «<…>) (Заказчик), заявки № 1 от 31.05.2016, акта № 16/46 от 28.01.2017, подписанного обеими сторонами, счета № 16/46 от 01.01.2017, приходного кассового ордера от 09.01.2017, а также устных пояснений сторон на заседании, состоявшемся 21.06.2017, следует, что заказчиком и рекламодателем данной рекламы является КПК «<…>), определивший объект рекламирования и осуществивший заказ рекламы.

Имеющийся в материалах дела договор № 16/8 от 23.01.2017 и заявка № 1 к указанному договору, согласно письменным пояснениям ИП <…>, представленным на заседание Комиссии 21.06.2017,  был составлен и заключен дополнительно для того, чтобы рекламодатель мог произвести оплату за рекламу наличными средствами, так как ограничение по одному договору составляет не более 100 000 руб.

Из анализа имеющихся в деле документов следует, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине КПК «<…>

В связи с неподтверждением в действиях КПК «<…>факта нарушения рекламного законодательства, Комиссия решила производство по делу в отношении данного лица прекратить.

Порядок выдачи антимонопольным органом предписаний о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее - Правила).

Согласно пункту 44 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, Комиссия решила выдать <…> и ИП <…>предписания об устранении нарушения рекламного законодательства, поскольку в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие прекращение размещения спорной рекламы.

На основании ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении КПК «<…> и должностного лица.

Руководствуясь ст. 3, п. 20 ч. 3 ст. 5, ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Сбережения до 18,8 % годовых. <…> <…>», размещенную в газете «Источник новостей» № 4 (517) от 28.01.2017 г. на стр. 7,  которая не соответствует требованиям п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Кредитному потребительскому кооперативу «<…>) выдать предписание об устранении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Индивидуальному предпринимателю <…>выдать предписание об устранении нарушения законодательства РФ о рекламе.

4. В отношении Кредитного потребительского кооператива «<…> рассмотрение дела прекратить в связи с неподтверждением в его действиях фактов нарушения рекламного законодательства.

5. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1  ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении КПК «<…>и должностного лица.

Решение может быть обжаловано в  арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

 

 

 

Председатель Комиссии                                              <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                <…>

 

            

                                                                                                                              <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны