Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 34/04-17 р от 18 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 34/04-17 р

                                                                                                                         

Резолютивная часть решения оглашена 06 сентября  2017 года

В полном объеме решение изготовлено 14 сентября  2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел о нарушении рекламного законодательства в составе: Председателя комиссии <…> – руководителя управления Кировского УФАС России, Членов Комиссии: <…>. – специалиста отдела ФРиР Кировского УФАС России; <…> – специалиста отдела ФРиР Кировского УФАС России;

В присутствии заявителя: физического лица-  <…>

в отсутствие:

заявителей: Прокуратуры Ленинского района г. Кирова, Прокуратуры г. Кирова;

лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО «Единый центр информационных систем ЖКХ», индивидуального предпринимателя <…>;

заинтересованного лица: Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кировской области»;

при ведении протокола <…> – специалистом отдела ФРиР Кировского УФАС России;

рассмотрев материалы дела № 34/04-17р по признакам нарушения п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее -  Федеральный закон «О рекламе») по факту распространения рекламных листовок следующего содержания: «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ. Телефон. <…> Повторное уведомление № 387748-75-552 от 13.02.2017 г. Уважаемый абонент! Доводим до Вашего сведения, что приборы учета воды, установленные в Вашей квартире, имеют межпроверочный интервал и нуждаются в метрологической поверке. На основании этого обращаем Ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной поверки приборов учета воды в Вашем доме.<…>»,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступили обращения физических лиц, направленные Прокуратурой Ленинского района г. Кирова, материалы, направленные Прокуратурой г. Кирова (вх. №1285,1286 от 28.02.17, 1572 от 13.03.17), по вопросу распространения посредством почтовых ящиков рекламных листовок следующего содержания: «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ. Телефон. <…>. Повторное уведомление № 387748-75-552 от 13.02.2017 г. Уважаемый абонент! Доводим до Вашего сведения, что приборы учета воды, установленные в Вашей квартире, имеют межпроверочный интервал и нуждаются в метрологической поверке. На основании этого обращаем Ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной поверки приборов учета воды в Вашем доме. Работы по поверке будут проводиться с 13 февраля по 13 марта 2017 года. В целях соблюдения нормативов пользования приборами учета воды и дальнейшей эксплуатации, предлагаем Вам обратиться для оформления заявки на процедуру поверки по телефону <…>. Напоминаем Вам, что согласно Федеральному Закону от 26.06 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а так же Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления. Таким образом, во избежание начислении платы за потребление воды по общему нормативу, а так же в целях соблюдения требований Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры поверки приборов учета воды (в случае истечения межпроверочного интервала) по телефону <…>».

Определением от 03.04.2017 возбуждено дело № 34/04-17р в отношении ООО «Единый центр информационных систем ЖКХ», рассмотрение дела назначено на  02.05.2017. 

Заявитель –физическое лицо <..> обеспечила явку, поддержала позицию, изложенную в заявлении.

Заявители -Прокуратура Ленинского района г. Кирова и Прокуратура г. Кирова явку представителей не обеспечили.

Ответчик - ООО «Единый центр информационных систем ЖКХ» явку представителя не обеспечил, представил запрошенные документы (вх. № 2981 от 26.04.2017г.). Согласно письменным пояснениям Общество осуществляет деятельность по предоставлению услуг хозяйствующим субъектам по приему и обработке входящих телефонных вызовов (call-центра). Согласно договору на оказание услуг центра обработки вызовов № 144-3/2015 от 01.09.2016г. Общество предоставило в пользование индивидуальному предпринимателю <…> телефонный номер <…>, обслуживающий ПАО «МТС» в г. Кирове.

Заинтересованное лицо -Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кировской области» явку представителя не обеспечило.

Определением от 02.05.2017 срок рассмотрения дела № 34/04-17р продлен до 03.07.2017. Дополнительно к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства привлечен индивидуальный предприниматель <…>.  Рассмотрение дела назначено на 05.06.2017.

Определением от 05.06.2017 рассмотрение дела № 34/04-17р приостановлено в связи с установлением местонахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Определением от 16.08.2017 рассмотрение дела № 34/04-17р возобновлено и назначено на 06.09.2017.

Заявитель- физическое лицо <…> обеспечила явку, поддержала позицию, изложенную ранее.

Заявители -Прокуратура Ленинского района г. Кирова и Прокуратура г. Кирова надлежащим образом уведомленные о дате, месте и времени рассмотрения дела, явку представителей не обеспечили, ходатайств об отложении не заявляли.

Заинтересованное лицо - Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кировской области» явку представителя не обеспечило, ходатайств об отложении не направило.

Ответчик - ООО «Единый центр информационных систем ЖКХ» явку представителя не обеспечил.

Ответчик - индивидуальный предприниматель <…>  не явился, представителя не направил, ходатайств об отложении не заявлял, запрошенные документы представил (вх. № 5921 от 24.08.2017).

Изучив материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация: «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ. Телефон. <…>. Повторное уведомление № 387748-75-552 от 13.02.2017 г. Уважаемый абонент! Доводим до Вашего сведения, что приборы учета воды, установленные в Вашей квартире, имеют межпроверочный интервал и нуждаются в метрологической поверке. На основании этого обращаем Ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной поверки приборов учета воды в Вашем доме.<…>», адресована неопределенному кругу лиц (гражданам многоквартирных домов), направлена на привлечение внимания потенциальных потребителей к услугам по проведению поверки приборов учета воды, а также к лицу, оказывающему рекламируемую услугу - «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ», способствует формированию интереса к рекламируемым услугам.

Таким образом, вышеуказанная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из содержания спорной рекламной информации следует, что потребитель, позвонив по номеру телефона -<…> может воспользоваться услугой поверки приборов учета воды, которую оказывает «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ».

Как установлено в ходе рассмотрения дела Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ не является организацией, объединяющей иные хозяйствующие субъекты (юридических и индивидуальных предпринимателей), оказывающих аналогичные услуги по поверки приборов учета воды.

Согласно письменным пояснениям ООО «Единый центр информационных систем ЖКХ» (вх. № 2981 от 26.04.2017г.) Общество предоставляет информационно-диспетчерские услуги и осуществляет деятельность по предоставлению услуг хозяйствующим субъектам по приему и обработке входящих телефонных вызовов (call-центра). В соответствии с договором на оказание услуг центра обработки вызовов № 144-3/2015 от 01.09.2016 телефонный номер <…>, обслуживающий ПАО «МТС» в г. Кирове предоставлен в пользование индивидуальному предпринимателю <…>  В Кировской области ИП <…>  по заявке Общества имеет обязательство на обработку входящих вызовов с г. Кирова и области, в рамках договора на оказание услуг call-центра. Общество на территории Кировской области деятельность не осуществляет, не занималось и не занимается метрологической поверкой приборов учета, рекламные листовке не распространяло.

Так, из письменных пояснений следует, что «Единый центр информационных систем ЖКХ», указанный в рекламной информации услуги по поверки приборов учета воды не оказывает.

Так, например, из пояснений <…> следует, что он позвонил по номеру, указанному в рекламной информации- <…>, менеджер «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ» пояснил, что стоимость поверки одного прибора учета составляет 2300 рублей и обусловлена необходимостью демонтажа данного прибора учета. Работы по поверке приборов учета будут проводиться сотрудниками центра стандартизации и метрологии.

Согласно письменным пояснениям Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кировской области» (вх. № 2133 от 29.03.2017) в учреждение поступают обращения граждан, из которых следует, что «Единый центр информационных систем ЖКХ» предлагает провести метрологическую проверку установленных в квартирах граждан приборов учета воды по цене от 1000 до 1500 рублей за один прибор с привлечением специалистов ФБУ «Кировским ЦСМ». Высокая стоимость и увеличение времени поверки, по словам представителя «Единый центр информационных систем ЖКХ», обусловлена необходимостью демонтажа водосчетчика, доставки его в ЦСМ на поверку, а после поверки –установки и опломбировки по месту применения. Чтобы избежать этих неудобств гражданам настойчиво предлагают заменить поверенные и принятые к эксплуатации приборы учета воды на новые. Предоставляемая информация гражданам о работе, стоимости поверки приборов качества воды в ФБУ «Кировским ЦСМ» завышены в несколько раз и не соответствует действительности. Стоимость услуг поверки водосчетчиков, согласно действующему Прейскуранту № 2 от 01.01.2017, составляет <…> рублей. ООО «Единый центр информационных систем ЖКХ» не состоит в Реестре аккредитованных лиц на право проведения поверки средств измерений, а ФБУ «Кировским ЦСМ» не имеет договорных отношений с данной организацией. 

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений в соответствии с настоящим Федеральным законом. К указанным работам и (или) услугам относятся: 1) аттестация методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;2) испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа;3) поверка средств измерений;4) обязательная метрологическая экспертиза стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимая в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из заявлений физических лиц, пояснений Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кировской области» следует, что гражданам фактически предлагается установить новые приборы учета воды вместо проведения поверки уже установленных.

Кроме того, из сведений, содержащихся на сайте Федеральной службы по аккредитации http://fsa.gov.ru следует, что ни ООО «Единый центр информационных систем ЖКХ», ни ИП <…> не имеют аккредитации в области обеспечения единства измерений.

Таким образом, до потребителей в спорной рекламе доводятся недостоверные сведения относительно предлагаемых услуг, поскольку фактически вместо проведения поверки предлагаются услуги по установки счетчиков, что подтверждается обращениями граждан, представленными в материалы дела и письменными пояснениями Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кировской области».

Кроме того, использование в спорной рекламе следующих слов и словосочетаний «Уважаемый абонент», «обращаем Ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной поверки приборов учета воды в Вашем доме», «работы по поверке будут проводиться с 13 февраля по 13 марта 2017 года», «предлагаем Вам обратиться для оформления заявки на процедуру поверки по телефону <…>», «напоминаем Вам, что согласно Федеральному Закону от 26.06 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а так же Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354» создает у потребителей впечатление об обязательности приобретения данной услуги именно у  «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ».

Форма изложения спорной информации в виде «персонального извещения» со штрих –кодом может быть воспринята потребителями как обязательное к исполнению распоряжения снабжающей организации к совершению действий по поверки приборов учета воды в указанные в информации сроки, а также обязательности приобретения данной услуги у  «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ».

Отсутствие в спорной информации организационно-правовой формы в наименовании предприятия не позволяет сделать вывод о том, кем именно предоставляются рекламируемые услуги.

Ссылка в рекламной информации на нормативно-правовые акты, а также утверждение о том, что будут проводиться работы по коллективной поверке приборов учета воды вводят в заблуждение потребителей, создают впечатление о проведении данных работ определенной организацией и необходимости обращения в «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ» для соблюдения требований действующего законодательства.

При рассмотрении дела установлено и подтверждается письменными пояснениями  Ответчиков, что рекламируемые услуги оказывает ИП <…>, но данная информация в спорной рекламе отсутствует.

Отсутствие в спорной рекламе информации о том, что  поверку приборов воды осуществляет ИП <…>, а также сходство рекламных листовок с извещениями ресурсоснабжающих организаций искажают смысл информации и вводят потребителей в заблуждение.

Спорная реклама была вынесена на обсуждение Экспертного Совета по применению рекламного законодательства при Кировском УФАС России. Члены Экспертного Совета единогласно пришли к выводу о том, что вышеуказанная информация носит рекламный характер, вводит потребителя в заблуждение относительно обязательности заказа предлагаемых услуг и создает впечатление, что «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ» - это единственная официальная компания, уполномоченная проводить процедуру поверки и замены счетчиков. Члены Экспертного Совета высказали мнение о том, что листовки со спорной рекламной информацией эксплуатируют форму официального платежного документа. Обращение «уважаемый абонент» создает впечатление о том, сто между потребителем и «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ» имеются договорные отношения, обязывающие проводить процедуру поверки и замены счетчиков. Спорная реклама имеет элементы манипуляции сознанием потребителя, следовательно, вводит в заблуждение, так как потребитель, который подвергается манипуляции, не может объективно оценивать рекламу.  Также членами Экспертного Совета было отмечено, что распознать организацию, предоставляющую услуги по поверке и замене счетчиков с помощью штрих-кода, указанного в спорной рекламе невозможно.

Информация: «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ. Телефон. <…>. Повторное уведомление № 387748-75-552 от 13.02.2017 г. Уважаемый абонент! Доводим до Вашего сведения, что приборы учета воды, установленные в Вашей квартире, имеют межпроверочный интервал и нуждаются в метрологической поверке. На основании этого обращаем Ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной поверки приборов учета воды в Вашем доме.<…>», вводит потребителя в заблуждение относительно обязательности проведения предлагаемых услуг и создает впечатление, что «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ»– это единственная официальная компания, уполномоченная проводить процедуру поверки счетчиков, а также содержит недостоверную информацию о лице, оказывающем услуги поверки счетчиков воды, поскольку фактически услуги оказываются ИП <…>, а хозяйствующих субъектов с наименованием  «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ» в ЕРГЮЛ не зарегистрировано.

С учетом вышеизложенного, информация: «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ. Телефон. <…>. Повторное уведомление № 387748-75-552 от 13.02.2017 г. Уважаемый абонент! Доводим до Вашего сведения, что приборы учета воды, установленные в Вашей квартире, имеют межпроверочный интервал и нуждаются в метрологической поверке. На основании этого обращаем Ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной поверки приборов учета воды в Вашем доме.<…>», не соответствует требованиям п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо).

Согласно письменным пояснениям ИП <…> (вх. № 4927 от 12.07.2017) спорные рекламные листовки распространялись им. Содержание рекламы и печать осуществлена также им. ИП <…> не имеет аттестата аккредитации на совершение поверочных действий. ИП <…> заключен договор № 8/2016 от 04.01.2016 с ООО «МЕТЕР». Согласно договору ООО «МЕТЕР» имеет право осуществлять поверку индивидуальных приборов учета. ИП <…> при наличии заявки на проведение поверки, привлекает аккредитованное юридическое лицо.

Исследовав материалы дела, комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем спорной рекламы, исходя из понятия, установленного статьей 3 Федерального закона «О рекламе», является ИП <…>., который несет ответственность за нарушение требований  п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5   Федерального закона «О рекламе».

Учитывая тот факт, что на момент принятия решения в материалах дела отсутствует документальное подтверждение устранения нарушения, Комиссия решила выдать индивидуальному предпринимателю <…> предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

На основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.Признать ненадлежащей рекламу, распространенную по почтовым ящикам многоквартирных жилых домов г. Кирова: «Единый Городской Центр Обслуживания ЖКХ. Телефон. <…>. Повторное уведомление № 387748-75-552 от 13.02.2017 г. Уважаемый абонент! Доводим до Вашего сведения, что приборы учета воды, установленные в Вашей квартире, имеют межпроверочный интервал и нуждаются в метрологической поверке. На основании этого обращаем Ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной поверки приборов учета воды в Вашем доме. Работы по поверке будут проводиться с 13 февраля по 13 марта 2017 года. В целях соблюдения нормативов пользования приборами учета воды и дальнейшей эксплуатации, предлагаем Вам обратиться для оформления заявки на процедуру поверки по телефону <…>. Напоминаем Вам, что согласно Федеральному Закону от 26.06 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а так же Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления. Таким образом, во избежание начислении платы за потребление воды по общему нормативу, а так же в целях соблюдения требований Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры поверки приборов учета воды (в случае истечения межпроверочного интервала) по телефону <…>», поскольку она противоречит п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

2.Выдать индивидуальному предпринимателю <…>предписание об устранении нарушения п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

3.В отношении ООО «Единый центр информационных систем ЖКХ» (ОГРН 1161001059130, ИНН 1001313209) рассмотрение дела прекратить в связи с неподтверждением в его действиях факта нарушения рекламного законодательства.

4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя <…>).

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                    <…>

 

                                                                                                                                               <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны