Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ от 1 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 34

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

«24»  июня 2016 г.                                                                                                           г. Киров

 

По материалам, направленным прокуратурой Верхнекамского района письмом вх. №2675 от 04.05.2016, осуществлена проверка процедуры передачи в доверительное управление без проведения торгов следующего муниципального имущества:

- Водопроводные сети, протяженностью 4000 м. д. Кочкино, год вода в эксплуатацию 1975 г.

- Водопроводные сети, протяженность 4000 м. д. Кочкино, год ввода в эксплуатацию 1980 г.

-   Буровая скважина №37949 в д. Кочкино, год ввода в эксплуатацию – 1975 г.

- Внешние сети канализации п. Гарь, протяженностью 1700 м., год ввода в эксплуатацию – 1985 г.

- Очистные сооружения (Канализационная насосная станция) п. Гарь, год ввода в эксплуатацию – 1985 г.

 В результате проверки обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в следующем.

12.01.2015 администрацией Кирсинского городского поселения Верхнекамского района Кировской области с ООО «Ресурс» заключен договор аренды муниципального имущества №1-15.

В соответствии с п. 1.1 указанного договора Администрация передает ООО «Ресурс» во временное владение и пользование имущество, необходимое для оказания услуг населению д. Кочкино по водоснабжению и водоотведению.

В соответствии с приложение 2 к договору аренды от 16.01.2015 №1-15 арендодатель передает следующее муниципальное имущество:

- Водопроводные сети, протяженностью 4000 м. д. Кочкино, год вода в эксплуатацию 1975 г.

- Водопроводные сети, протяженность 4000 м. д. Кочкино, год ввода в эксплуатацию 1980 г.

- Буровая скважина №37949 в д. Кочкино, год ввода в эксплуатацию – 1975 г.

Срок действия договора 11 месяцев с момента заключения договора.

12.01.2015 администрацией Кирсинского городского поселения Верхнекамского района Кировской области с ООО «Ресурс» заключен договор аренды муниципального имущества №2-15.

В соответствии с п. 1.1 указанного договора Администрация передает ООО «Ресурс» во временное владение и пользование имущество, необходимое для оказания услуг населению п. Гарь по водоотведению.

В соответствии с приложение 2 к договору аренды от 16.01.2015 №2-15 арендодатель передает следующее муниципальное имущество:

- Внешние сети канализации п. Гарь, протяженностью 1700 м., год ввода в эксплуатацию – 1985 г.

- Очистные сооружения (Канализационная насосная станция) п. Гарь, год ввода в эксплуатацию – 1985 г.

Срок действия договора 11 месяцев с момента заключения договора.

Указанные договоры аренды заключены на основании проведенной процедуры торгов.

14.12.2015 администрацией Кирсинского городского поселения с ООО «Ресурс» заключен договор доверительного управления имуществом №61/15.

В соответствии с п. 1.1 указанного договора Администрация передает ООО «Ресурс» имущество в доверительное управление, а ООО «Ресурс» обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах администрации.

 В соответствии с приложение 1 к договору от 14.12.2015 №61/15 объектом доверительного управления является следующее имущество:

- Водопроводные сети, протяженностью 4000 м. д. Кочкино, год вода в эксплуатацию 1975 г.

- Водопроводные сети, протяженность 4000 м. д. Кочкино, год ввода в эксплуатацию 1980 г.

- Буровая скважина №37949 в д. Кочкино, год ввода в эксплуатацию – 1975 г.

Срок действия договора с 13.12.2015 по 13.01.2016.

Указанный договор доверительного управления заключен без проведения торгов.

Дополнительным соглашением от 14.01.2016 к договору доверительного управления имущества №61/15 от 14.12.2015 г. срок действия договора продлен на период 14.01.2016 по 13.02.2016 года.

14.02.2016 администрацией Кирсинского городского поселения с ООО «Ресурс» заключен договор доверительного управления имуществом №1/2016-А.

В соответствии с п. 1.1 указанного договора Администрация передает ООО «Ресурс» имущество в доверительное управление, а ООО «Ресурс» обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах администрации.

 В соответствии с приложением 1 к договору от 14.02.2016 №1/2016А объектом доверительного управления является следующее имущество:

- Водопроводные сети, протяженностью 4000 м. д. Кочкино, год вода в эксплуатацию 1975 г.

- Водопроводные сети, протяженность 4000 м. д. Кочкино, год ввода в эксплуатацию 1980 г.

- Буровая скважина №37949 в д. Кочкино, год ввода в эксплуатацию – 1975 г.

Срок действия договора с 14.02.2016 по 14.03.2016.

11.03.2016 администрацией Кирсинского городского поселения с ООО «Ресурс» заключен договор доверительного управления имуществом №2/2016-А.

В соответствии с п. 1.1 указанного договора Администрация передает ООО «Ресурс» имущество в доверительное управление, а ООО «Ресурс» обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах администрации.

 В соответствии с приложением 1 к договору от 11.03.2016 №2/2016А объектом доверительного управления является следующее имущество:

- Водопроводные сети, протяженностью 4000 м. д. Кочкино, год вода в эксплуатацию 1975 г.

- Водопроводные сети, протяженность 4000 м. д. Кочкино, год ввода в эксплуатацию 1980 г.

- Буровая скважина №37949 в д. Кочкино, год ввода в эксплуатацию – 1975 г.

Срок действия договора с 15.03.2016 по 15.04.2016.

15.04.2016 администрацией Кирсинского городского поселения с ООО «Ресурс» заключен договор доверительного управления имуществом №25/2016.

В соответствии с п. 1.1 указанного договора Администрация передает ООО «Ресурс» имущество в доверительное управление, а ООО «Ресурс» обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах администрации.

 В соответствии с приложением 1 к договору от 15.04.2016 №25/2016 объектом доверительного управления является следующее имущество:

- Водопроводные сети, протяженностью 4000 м. д. Кочкино, год вода в эксплуатацию 1975 г.

- Водопроводные сети, протяженность 4000 м. д. Кочкино, год ввода в эксплуатацию 1980 г.

- Буровая скважина №37949 в д. Кочкино, год ввода в эксплуатацию – 1975 г.

Срок действия договора с 16.04.2016 по 16.05.2016.

Указанные договоры были заключены без проведения торгов.

Кроме того 14.12.2015 администрацией Кирсинского городского поселения с ООО «Ресурс» заключен договор доверительного управления имуществом №58/15.

В соответствии с п. 1.1 указанного договора Администрация передает ООО «Ресурс» имущество в доверительное управление, а ООО «Ресурс» обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах администрации.

 В соответствии с приложением 1 к договору от 14.12.2015 №58-15 объектом доверительного управления является следующее имущество:

- Внешние сети канализации п. Гарь, протяженностью 1700 м., год ввода в эксплуатацию – 1985 г.

- Очистные сооружения (Канализационная насосная станция) п. Гарь, год ввода в эксплуатацию – 1985 г.

Срок действия договора с 13.12.2015 по 13.01.2016

Далее дополнительным соглашением от 14.12.2015 года к договору доверительного управления №58-15 от 14.12.2015 срок действия договора продлен с 14.01.2016 по 14.02.2016 г.

Дополнительным соглашением от 14.02.2016 года к договору доверительного управления №58-15 от 14.12.2015 срок действия договора продлен с 14.02.2016 по 14.03.2016 г.

11.03.2016 администрацией Кирсинского городского поселения с ООО «Ресурс» заключен договор доверительного управления имуществом №3/2016-А.

В соответствии с п. 1.1 указанного договора Администрация передает ООО «Ресурс» имущество в доверительное управление, а ООО «Ресурс» обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах администрации.

 В соответствии с приложением 1 к договору от 11.03.2016 №3/2016-А объектом доверительного управления является следующее имущество:

- Внешние сети канализации п. Гарь, протяженность 1700 м., год ввода в эксплуатацию – 1985 г.

- Очистные сооружения (Канализационная насосная станция) п. Гарь, год ввода в эксплуатацию – 1985 г.

Срок действия договора с 15.03.2016 по 15.04.2016 г.

Договор заключен без проведения торгов.

15.04.2016 администрацией Кирсинского городского поселения с ООО «Ресурс» заключен договор доверительного управления имуществом №26/2016.

В соответствии с п. 1.1 указанного договора Администрация передает ООО «Ресурс» имущество в доверительное управление, а ООО «Ресурс» обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах администрации.

 В соответствии с приложением 1 к договору от 15.04.2016 №26/2016 объектом доверительного управления является следующее имущество:

- Внешние сети канализации п. Гарь, протяженностью 1700 м., год ввода в эксплуатацию – 1985 г.

- Очистные сооружения (Канализационная насосная станция) п. Гарь, год ввода в эксплуатацию – 1985 г.

Срок действия договора с 16.04.2016 по 16.05.2016 г.

Указанный Договор также заключен без проведения торгов.

Договорами доверительного управления имуществом №32/2016 от 17.06.2016 и №31/2016 от 17.06.2016 г. срок пользование муниципальным имуществом ООО «Ресурс» продлен.

В силу пункта 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения являются объектами концессионного соглашения.

В соответствии с ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, действующим законодательством РФ прямо установлено, что объекты водоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть переданы во временное владение и (или) пользование только на основе концессионных соглашений (если дата ввода в эксплуатацию передаваемого объекта на момент проведения конкурса составляет более пяти лет, либо дата ввода в эксплуатацию передаваемого объекта не может быть определена на момент проведения конкурса) или договоров аренды (при отсутствии указанных условий).

Согласно, выписке из реестра муниципального имущества Кирсинского городского поселения Верхнекамского района:

   - Водопроводные сети, протяженностью 4000 м. д. Кочкино, год вода в эксплуатацию 1975 г.

- Водопроводные сети, протяженность 4000 м. д. Кочкино, год ввода в эксплуатацию 1980 г.

- Внешние сети канализации п. Гарь, протяженностью 1700 м., год ввода в эксплуатацию – 1985 г.

- Очистные сооружения (Канализационная насосная станция) п. Гарь, год ввода в эксплуатацию – 1985 г.

- Буровая скважина №37949 в д. Кочкино, год ввода в эксплуатацию – 1975 г.

Следовательно, для передачи подобных объектов нормой закона прямо установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования таких объектов – по концессионным соглашениям.

Императивные положения, установленные ст. 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», ст. ст. 3, 4, ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона «О концессионных соглашениях», администрацией не были соблюдены.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», к числу которых относятся обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

По смыслу вышеуказанных норм следует, что любые действия (бездействие) органов местного самоуправления, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, противоречат антимонопольному законодательству РФ.

То есть достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30, при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов, в том числе органов местного самоуправления, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Несоблюдение действующего законодательства, а именно заключение договоров аренды и последующее заключение договоров доверительного управления системами водоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, в нарушение ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» приводит и (или) может привести к ограничению конкуренции, так как лишает других хозяйствующих субъектов возможности приобрести права на указанное имущество на законных основаниях посредством участия в торгах.

Анализ вышеуказанных положений позволяет сделать вывод о том, что действия собственника по передаче муниципального имущества – объектов водоснабжения в нарушение норм Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

В нарушение указанного требования при передаче прав владения и пользования объектами водоснабжения торги не проводились.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органам или организациям запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Не проведение конкурсов и аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса, аукциона в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставить товары, выполнить работы, услуги, получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем. Не обеспечение конкурентных процедур приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение концессионного соглашения, и, соответственно, необоснованно препятствует осуществлению ими деятельности.

Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что передача прав пользования и (или) владения государственным или муниципальным имуществом – объектами водоснабжения целевым образом, без проведения торгов по договору безвозмездного пользования, является нарушением статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Администрация Кирсинского городского поселения Верхнекамского района Кировской области, в связи неоднократной передачей муниципального имущества путем заключения договора доверительного управления имуществом №61/15 от 14.12.2015, дополнительного соглашения от 14.01.2012 г к договору доверительного управления имущества №61/15 от 14.12.2015, договора доверительного управления имуществом №1/2016-А от 14.02.2016, договора доверительного управления имуществом №2/2016-А от 11.03.2016, договора доверительного управления имуществом №25/2016 от 15.04.2016, договора доверительного управления имуществом №58/15 от 14.12.2015, дополнительного соглашения от 14.12.2015 года к договору доверительного управления №58-15 от 14.12.2015, дополнительного соглашения от 14.02.2016 года к договору доверительного управления №58-15 от 14.12.2015, договора доверительного управления имуществом №3/2016-А 11.03.2016, договора доверительного управления имуществом №26/2016 15.04.2016 без проведения торгов, лишила иных лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, возможности получить данное имущество в пользование, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Данные выводы корреспондируют с позицией Высшего Арбитражного суда РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 8799/11 по делу № А66-7056/2010. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса либо аукциона, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса либо аукциона в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, действия администрации Кирсинского городского поселения Верхнекамского района по неоднократной передаче муниципального имущества путем заключения договора доверительного управления имуществом №61/15 от 14.12.2015, дополнительного соглашения от 14.01.2012 г к договору доверительного управления имущества №61/15 от 14.12.2015, договора доверительного управления имуществом №1/2016-А от 14.02.2016, договора доверительного управления имуществом №2/2016-А от 11.03.2016, договора доверительного управления имуществом №25/2016 от 15.04.2016, договора доверительного управления имуществом №58/15 от 14.12.2015, дополнительного соглашения от 14.12.2015 года к договору доверительного управления №58-15 от 14.12.2015, дополнительного соглашения от 14.02.2016 года к договору доверительного управления №58-15 от 14.12.2015, договора доверительного управления имуществом №3/2016-А 11.03.2016, договора доверительного управления имуществом №26/2016 15.04.2016  без проведения процедуры торгов содержат признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции – предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными, осуществляющими функции указанных органов, органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Статьи 19, 20 Закона о защите конкуренции регламентируют порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Администрация Кирсинского городского поселения Верхнекамского района Кировской области не обращалась в Кировское УФАС России с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции и не приняла мер по возврату имущества, переданного хозяйствующему субъекту с нарушением требований антимонопольного законодательства.

Кировское УФАС России квалифицирует передачу муниципального имущества ООО «Ресурс» без процедуры торгов как предоставление муниципальной преференции с нарушением порядка, установленного статьями 19, 20 Федерального закона «О защите конкуренции», п.7, ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

С учетом вышеизложенного, антимонопольный орган приходит к выводу о необходимости принятия мер по возврату муниципального имущества в казну муниципального образования Кирсинское городское поселение Верхнекамского района района Кировской области по договору доверительного управления имуществом №61/15 от 14.12.2015, дополнительного соглашения от 14.01.2012 г к договору доверительного управления имущества №61/15 от 14.12.2015, договору доверительного управления имуществом №1/2016-А от 14.02.2016, договору доверительного управления имуществом №2/2016-А от 11.03.2016, договору доверительного управления имуществом №25/2016 от 15.04.2016, договору доверительного управления имуществом №58/15 от 14.12.2015, дополнительного соглашения от 14.12.2015 года к договору доверительного управления №58-15 от 14.12.2015, дополнительного соглашения от 14.02.2016 года к договору доверительного управления №58-15 от 14.12.2015, договору доверительного управления имуществом №3/2016-А 11.03.2016, договору доверительного управления имуществом №26/2016 15.04.2016, договору доверительного управления имуществом №32/2016 от 17.06.2016 и договору доверительного управления имуществом №31/2016 от 17.06.2016 г.

В соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ) в случаях выявления в действиях органа местного самоуправления, признаков нарушения ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства не допускается без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения.

С учетом изложенного, и на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Кировское УФАС России предупреждает администрацию Кирсинского городского поселения Верхнекамского района Кировской области о необходимости прекращения в срок до 20.08.2016 г. указанных действий (бездействия), а именно:

Принять меры по возврату муниципального имущества в казну муниципального образования Кирсинкое городское поселение Верхнекамского района Кировской области, переданного по договору доверительного управления имуществом №61/15 от 14.12.2015, дополнительного соглашения от 14.01.2012 г к договору доверительного управления имущества №61/15 от 14.12.2015, договору доверительного управления имуществом №1/2016-А от 14.02.2016, договору доверительного управления имуществом №2/2016-А от 11.03.2016, договору доверительного управления имуществом №25/2016 от 15.04.2016, договору доверительного управления имуществом №58/15 от 14.12.2015, дополнительного соглашения от 14.12.2015 года к договору доверительного управления №58-15 от 14.12.2015, дополнительного соглашения от 14.02.2016 года к договору доверительного управления №58-15 от 14.12.2015, договору доверительного управления имуществом №3/2016-А 11.03.2016, договору доверительного управления имуществом №26/2016 15.04.2016, договору доверительного управления имуществом №32/2016 от 17.06.2016 и договору доверительного управления имуществом №31/2016 от 17.06.2016 г.

Информацию об исполнении предписания предоставить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области до 24.08.2016 года.

 

 

                             

 

Председатель комиссии                                                                         <…>

 

 

 

Члены комиссии                                                                         <…>

 

                                                                                                      

<…>

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны