Решение б/н Решение по делу № 37/02-12 в отношении ОАО «Кировская теплос... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения объявлена 18.10.2013 г.                         Дело № 37/02-12

Решение изготовлено в полном объеме 01.11.2013 г.

                                                                                                                                        

 

РЕШЕНИЕ

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

Молчанова А.В. – руководителя управления;

Членов Комиссии:

Никоновой М.Л. - заместителя управления, начальника отдела товарных рынков и естественных монополий;

Бушманова Е.С. – ведущего специалиста - эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий.

 

В присутствии представителей:

заявителя – ТСЖ «Верхосунская, 16» - … по доверенности;

ответчика – ОАО «Кировская теплоснабжающая компания» - … по доверенности;

представителя ООО «ИнТехСервис-Плюс»  - … по доверенности

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило заявление … (направленное для рассмотрения по существу из Прокуратуры Ленинского района г. Кирова) в связи с низкой температурой горячей воды и низкой температурой воздуха в жилых помещениях дома по ул. Верхосунская, 16, а также  коллективное заявление ТСЖ «Верхосунская, 16», ТСЖ «Верхосунская, 18», ТСЖ «Верхосунская, 20», ТСЖ «Верхосунская, 24», ТСЖ «Рубин», ТСЖ «Береговое-2» на действия ОАО «Кировская теплоснабжающая компания» (далее ОАО «КТК») в связи с поставкой тепловой энергии в горячей воде ненадлежащего качества, в результате чего указанные ТСЖ не имеют возможности оказать гражданам, проживающим в жилых домах, находящихся в управлении данных ТСЖ, коммунальные услуги: отопление и горячее водоснабжение в соответствии с нормативными требованиями.

Кировским УФАС России было установлено, что в указанных действиях ОАО «КТК» содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем Приказом от  29.12.2012 г. № 543 было возбуждено дело № 37/02-12.

 

Комиссией установлено, что ОАО "КТК" осуществляет передачу и распределение тепловой энергии в границах присоединенных сетей, в том числе на территории МО «Город Киров».

Объекты теплоснабжения, посредством которых осуществляется теплоснабжение потребителей г. Кирова,  переданы собственником сетей во временное владение и пользование ОАО «Территориальная генерирующая компания № 5» (далее ОАО «ТГК-5») по договорам от 18.10.2005 г. № 5449 и от 27.04.2006 г. № 5767, заключенными с Муниципальным образованием «Город Киров». В свою очередь, ОАО «ТГК-5» передало указанные объекты  во временное владение и пользование ОАО «КТК» по договорам субаренды от 30.06.2008 г. № 5507000256 и от 30.06.2008 г. № 5507000257.

Согласно п. 3.3.3 договоров субаренды на ОАО «КТК»  возложена обязанность по принятию мер бесперебойного обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения населения города Кирова, иных абонентов, присоединенных к сетям, переданным  в составе имущества, а также ОАО «КТК» обязано подготавливать указанное имущество к безаварийной эксплуатации в отопительном сезоне, самостоятельно нести ответственность за бесперебойное и качественное теплоснабжение абонентов в соответствии с условиями заключенных договоров. Пунктом 3.3.4 договоров субаренды предусмотрено, что субарендатор обязан обеспечивать сохранность арендуемого имущества, поддерживать его в надлежащем техническом состоянии, в том числе осуществлять за свой счет его текущий и капитальный ремонт (капитальный и текущий ремонт не относится к улучшению имущества). В случае аварий, пожаров, затоплений и других подобных событий, за свой счет немедленно принимать все необходимые меры к устранению последствий событий. Согласно п. 3.3.5 договоров субаренды, ОАО «КТК» предоставлено право с согласия арендатора осуществлять реконструкцию, модернизацию имущества и строительство новых объектов с отнесением указанных  расходов на арендатора, который засчитывает их в счет арендной платы за имущество  в пределах и порядке, установленном разделом 4 договора.

Собственники многоквартирных жилых домов по адресам: г. Киров, ул. Верхосунская, 16, ул. Верхосунская, 18, ул. Верхосунская, 20, ул. Верхосунская, 24, ул. Ленина, 162А ул. Ленина, 184/4, ул. в качестве способа управления многоквартирным домом выбрали управление товариществом собственников жилья - ТСЖ «Верхосунская, 16», ТСЖ «Верхосунская, 18», ТСЖ «Верхосунская, 20», ТСЖ «Верхосунская, 24», ТСЖ «Рубин», ТСЖ «Береговое-2» соответственно.

ООО «ИнТехСервис-Плюс» является обслуживающей организацией многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Киров, ул. Верхосунская, 16 (договор  на техническое обслуживание общего имущества многоквартирного дома от 01.08.2009 г. № 74),  ул. Ленина, 184/4 (договор на техническое обслуживание общего имущества многоквартирного дома от 01.10.2009 г. № 86).

ООО «ИнТехСервис» является обслуживающей организацией многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Киров, ул. Верхосунская, 18 (договор на техническое обслуживание общего имущества многоквартирного дома от 01.08.2009 г. № 69, ул. Верхосунская, 20 (договор на техническое обслуживание общего имущества многоквартирного дома от 01.08.2009 г. № 68), ул. Верхосунская, 24 (договор на техническое обслуживание общего имущества многоквартирного дома от 01.08.2009 г. № 67), ул. Ленина 162А (договор от  01.09.2009 г. № 83).

Согласно п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 № 354 (далее Правила № 354), предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Между ОАО «КТК» (поименованная в договорах как энергоснабжающая организация) и ТСЖ «Верхосунская, 16», ТСЖ «Верхосунская, 18» ТСЖ «Верхосунская, 20», ТСЖ «Верхосунская, 24», ТСЖ «Рубин», ТСЖ «Береговое-2» заключены договоры теплоснабжения в горячей воде (№ 916276, № 915931, № 915873, № 915238, № 915822, № 916389 соответственно).

По условиям указанных договоров энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде до границы балансовой принадлежности и (или) эксплуатационной ответственности сетей энергоснабжающей организации с абонентом при определенной договором максимальной тепловой нагрузке, а абонент обязуется своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию и теплоноситель (горячую сетевую воду), невозвращенный на источники теплоты и в тепловую сеть энергоснабжающей организации.

Пункты 2.1.1 и 2.1.2 данных договоров предусматривают обязанность энергоснабжающей организации соблюдать качество подаваемой тепловой энергии в соответствии со следующими требованиями: среднесуточная температура подающей сетевой воды на коллекторах источников тепловой энергии должна соответствовать температурному графику согласно приложению № 5 к договору с отклонениями не более чем +/- 3%.

Пункт 4.1 договоров устанавливает, что энергоснабжающая организация несет ответственность в соответствии с действующим законодательством и условиями договора за нарушение бесперебойного и качественного теплоснабжения абонента.

С учетом того, что ТСЖ «Верхосунская, 16», ТСЖ «Верхосунская, 18» ТСЖ «Верхосунская, 20», ТСЖ «Верхосунская, 24», ТСЖ «Рубин», ТСЖ «Береговое-2» приобретают от ОАО «КТК» тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения и отопления жилых домов, находящихся в их управлении, следовательно, ОАО «КТК» обязано обеспечить поставку абонентам ресурса такого качества, чтобы товарищества собственников жилья могли осуществить поставку коммунального ресурса для конечных потребителей (граждан), проживающих в данных домах, надлежащего качества.

Заявители сообщили, что на протяжении длительного времени ОАО «КТК» не выполняет свои обязательства по заключенным договорам теплоснабжения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы жильцов на предоставление им коммунальных услуг горячее водоснабжение и отопление ненадлежащего качества.

Посчитав, что действиями ОАО «КТК» нарушаются права и законные интересы граждан, проживающих в указанных выше домах, ТСЖ «Верхосунская, 16», ТСЖ «Верхосунская, 18», ТСЖ «Верхосунская, 20», ТСЖ «Верхосунская, 24», ТСЖ «Рубин», ТСЖ «Береговое-2» обратились в Прокуратуру Ленинского района г. Кирова с соответствующим заявлением. В свою очередь,  Прокуратура Ленинского района г. Кирова направила указанное заявление для рассмотрения по существу в УФАС по Кировской области.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Гражданским кодексом РФ (далее ГК РФ), Жилищным кодексом РФ (далее ЖК РФ), Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8.08.2012 № 808 (далее Правила № 808), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, иными нормативно - правовыми актами.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ, отношения по предоставлению коммунальных услуг, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации. В силу ст. 8 ЖК  РФ к жилищным правоотношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим кодексом.

Согласно ч. 4 ст. 3 ЖК РФ, никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (ч. 1 ст. 548 ГК РФ).  Согласно ч. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

В соответствии с частью 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

Под качеством теплоснабжения согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.

В пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (Правил № 354), даны основные понятия, используемые в Правилах.

Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.

Потребитель - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

В силу указанных понятий, ТСЖ «Верхосунская, 16», ТСЖ «Верхосунская, 18» ТСЖ «Верхосунская, 20», ТСЖ «Верхосунская, 24» ТСЖ «Рубин» ТСЖ «Береговое» являются исполнителями коммунальных услуг; ОАО «КТК» - ресурсоснабжающая организация; граждане, проживающие в многоквартирных жилых домах – потребители.

Согласно п. 4 Правил № 354, под горячим водоснабжением понимается снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме; под отоплением понимается подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

В соответствии с п. 3 Правила N 354, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

В силу ч. 5 ст. 20 Закона о теплоснабжении, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны, в частности обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Пунктом 24 Правил № 808 установлено, что показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.

Согласно п. 69 Правил № 808, при исполнении договора по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязана обеспечить передачу тепловой энергии, теплоносителя из точки приема в точку передачи, качество и параметры которых должны соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4.12 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000г. № 158-ст (ГОСТ Р 51617-2000), установлено, что потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению тепловой  энергии и горячей воды должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, непрерывность потребления.

Согласно п.п. «в» п. 3 Правил № 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1. При этом п.п. «д» п. 3 Правил № 354 предусмотрено, что качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.

Из пункта 5 приложения № 1 Правил № 354 следует, что температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09) допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства РФ о техническом регулировании – в ночное время (с 0.00 часов до 5.00 часов) не более чем на 5°С, в дневное время – не более чем на 3°С. В графе, определяющем размер платы за подачу горячей воды с отклонениями от допустимых пределов, установлено, что за каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40ºС, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

В соответствии с п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы  теплоснабжения должна быть не ниже 60ºС и не выше 75ºС.  В силу п. 1.2 указанного СанПиН, настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.

В соответствии с п. 6.2.58 Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2004 № 115, при наличии нагрузки горячего водоснабжения минимальная температура воды в подающем трубопроводе сети предусматривается для закрытых систем теплоснабжения не ниже 70 град. С. для открытых систем теплоснабжения горячего водоснабжения не ниже 60 град. С.

Пункт 15 приложения № 1 Правил № 354 предусматривает обеспечение нормативной температуры воздуха: в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C); в других помещениях - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000). Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.

В соответствии с п. 15 ст. 161 ЖК РФ, организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

С учетом изложенного, ОАО «КТК», осуществляющее поставку тепловой энергии, в том числе для нужд отопления и горячего водоснабжения жилых домов по ул. Верхосунская, 16, ул. Верхосунская, 18, ул. Верхосунская, 20, ул. Верхосунская, 24, ул. Ленина, 162А ул. Ленина, 184/4, находящиеся в управлении ТСЖ «Верхосунская, 16», ТСЖ «Верхосунская, 18» ТСЖ «Верхосунская, 20», ТСЖ «Верхосунская, 24», ТСЖ «Рубин», ТСЖ «Береговое-2», в силу положений гражданского и жилищного законодательства, а также заключенных договоров, обязано обеспечить поставку ресурса до границы балансовой принадлежности сторон (установлены в приложении № 2 к заключенным договорам теплоснабжения), с таким качеством (с соблюдением параметров по температуре), чтобы исполнители коммунальных услуг могли обеспечить поставку гражданам коммунальных услуг надлежащего качества.

В соответствии с приложением № 2 к договору теплоснабжения в горячей воде от 17.10.2008 г. № 916276, заключенному между ОАО «КТК» и ТСЖ «Верхосунская, 16, местом врезки по техническим условиям является врезка в тепловую камеру ТК-1 на внутриквартальной теплотрассе. Границей балансовой принадлежности сетей абонента является теплотрасса от места врезки до наружной стены здания по адресу ул. Верхосунская, 16, тепловая камера ТК-1 находится на балансе ТСЖ «Верхосунская, 18». Границей эксплуатационной ответственности абонента является наружная стена тепловой камеры ТК-1. Тепловая камера 12-24 и теплотрасса по ул. Верхосунской находится в субаренде ОАО «КТК».

В материалах дела представлены акты от 07.10.2011 г., от  26.10.2011 г., 07.11.2011 г., от 24.11.2011 г., 01.02.2012 г., от 02.02.2012 г., от 06.02.2012 г., от 08.02.2012 г., от 13.02.2012 г. от 27.06.2012 г., от 14.09.2012 г. от 20.09.2012 г., от 26.09.2012 г., от 19.10.2012 г., от 29.10.2012 г. (подписаны представителями ООО «ИнТехСервис-Плюс» и собственниками жилых помещений), из которых следует, что в жилых помещениях многоквартирного дома по ул. Верхосунская, 16 температура горячей воды и температура воздуха не соответствует нормативам, установленным Правилами  № 354.

13.09.2012 г. ООО «ИнТехСервис» направило в адрес ОАО «КТК» письмо, в котором указало, что подается малый расход теплоносителя  на жилые дома по ул. Верхосунская, 16, ул. Верхосунская, 18, ул. Верхосунская, 20, ул. Верхосунская, 24, ул. Ленина, 162А и  не имеется перепада давления теплоносителя, в связи с чем температура горячего водоснабжения не соответствует требованиям Правил № 354; просило наладить режим подачи теплоносителя в жилые дома, а также направить представителя ОАО «КТК» для участия в совместной комиссии по замерам температуры теплоносителя.  

Письмо аналогичного содержания было направлено в адрес ответчика 14.09.2013 г.

Письмами от 10.10.2012 г. и от 25.10.2012 г., направленными ТСЖ «Верхосунская, 16» в адрес ОАО «КТК», заявитель указал на низкую температуру подаваемого теплоносителя и просил увеличить подачу расхода теплоносителя.

10.10.2012 г. ТСЖ «Верхосунская,16» направило в адрес ОАО «КТК» письмо, в котором указало на многочисленные жалобы жителей дома по ул. Верхосунская, 16 на низкую температуру горячего водоснабжения и отопления и просило направить представителя для участия в совместной комиссии по замерам температуры теплоносителя. 

Письма аналогичного содержания были направлены в ОАО «КТК» 18.09.2012 г., 25.09.2012 г., 17.10.2012 г., 27.12.2012 г.

По результатам совместных комиссий были составлены акты замеров теплоносителя на вводе в тепловой узел дома по ул. Верхосунская, 16 (акты от 14.09.2012 г., от 20.09.2012 г., от 28.09.2012 г., 12.10.2012 г., 19.10.2012 г., 29.12.2012 г.), которые  свидетельствуют о том, что теплоноситель, поставляемый в тепловой узел на нужды отопления и горячего водоснабжения, подается с температурой, не обеспечивающей возможность предоставлять гражданам коммунальные услуги: горячее водоснабжение и отопление в соответствии с нормативами, установленными Правилами № 354.

Указанные акты подписаны представителями ТСЖ «Верхосунская,16», ООО «ИнТехСервис-Плюс», администрации г. Кирова (акт от 19.10.2012 г.), ОАО «КТК» (акты от 12.10.2012 г., от 29.12.2012 г.)

В материалы дела также представлены акты замеров теплоносителя на вводе в тепловой узел дома по ул. Верхосунская, 16 от 06.02.2012 г., от 17.12.2012, от 18.12.2012 г., от 19.12.2012 г., от 25.12.2012 г., от 27.12.2012 г., от 10.01.2013 г., от 16.01.2013 г., от 17.01.2013 г., от 05.02.2013 г.,  которые также свидетельствуют о том, что теплоноситель, поставляемый в тепловой узел на нужды отопления и горячего водоснабжения, подается с качеством, не позволяющим предоставлять гражданам коммунальные услуги: горячее водоснабжение и отопление в соответствии с действующими нормативами.

Арбитражный суд Кировской области решением от 20.12.2012 г. по делу № А28-2783/2012-105/31 обязал ОАО «КТК» обеспечить любым техническим способом поставку ТСЖ «Верхосунская, 16» коммунального ресурса, необходимого для качественного предоставления коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения. Кроме того, в ходе рассмотрения указанного дела Арбитражным судом была назначена судебная экспертиза.

Суд указал: «Как следует из экспертного заключения ООО ЭКФ «Экскон» № СЭЗ-12/228, экспертом был проведен осмотр системы горячего водоснабжения дома № 16 по ул. Верхосунской, тепловых камер ТК-1, ТК-2 и ТК 12-24 с проведением тепловизионной съемки и инструментальных измерений параметров теплоносителя, исследованы представленные истцом (ТСЖ «Верхосунская, 16») ведомости параметров теплоносителя за период с ноября 2011 года по сентябрь 2012 года. В результате проведенных исследований эксперт пришел к следующим выводам: 1) имеются отклонения от нормативных требований (Правила № 354, СанПиН 2.1.4.2496-09) по температуре горячей воды в точках разбора воды у потребителей жилого дома; 2) причиной выявленных отклонений являются низкие значения параметров теплоносителя, подаваемого для теплоснабжения данного дома; 3) устранение выявленных отклонений возможно только путем обеспечения необходимых минимально требуемых параметров теплоносителя, подаваемого для теплоснабжения жилого дома; 4) оборудование и трубопроводы системы горячего водоснабжения жилого дома способны обеспечить снабжение потребителей горячей водой надлежащего качества по температуре» (абз. 3, стр. 7 Решения).

 

Часть 1 статьи 10 Закона РФ «О защите конкуренции» запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Решением от 25 апреля 2013 г. по делу 37/02-12 Комиссия Кировского УФАС признала в действиях ОАО «КТК» факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части поставки ТСЖ «Верхосунская, 16» тепловой энергии в горячей воде ненадлежащего качества, результатом чего явилось ущемление интересов как ТСЖ «Верхосунская, 16» (исполнителя коммунальных услуг), так и граждан (потребителей коммунальных услуг), проживающих в жилом доме, расположенном по адресу: г. Киров, ул. Верхосунская, 16, которым предоставляются коммунальные услуги: горячее водоснабжение и отопление, не соответствующие нормативным требованиям, чем нарушается их право на комфортные условия проживания.

ОАО «КТК» было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

ОАО «КТК» обжаловало указанное решение и предписание в Арбитражный суд Кировской области, который Определением от 05.06.2013 г. принял заявление к производству и возбудил дело № А28-6754/2013.

В Арбитражный суд Кировской области ОАО «КТК» представило документы, которые не были представлены на заседание Комиссии Кировского УФАС, а именно: свод мероприятий по нормализации гидравлического режима Юго-Восточной части г. Кирова (МКР Зонального института, Вересники, и пр.), а также документы, подтверждающие выполнение мероприятий по реконструкции участка тепломагистрали 2-й очереди ТЭЦ-5, проводимых в рамках инвестиционной программы «Развитие системы теплоснабжения МО «Город Киров» на 2010-2014 г.» (договор подряда на выполнение проектных (изыскательных) работ от 17.03.2011 г. № 95/15/2011, договор подряда с предоставлением материалов подрядчиком и заказчиком от 27.06.2011 г. № 151/15/2011, акты о приемке выполненных работ от 31.08.2011 г. № 2-1/1, от 30.09.2011 г. № 2-1/2, от 31.10.2011 г. № 2-1/3, 22.11.2012 г. № 5, справки о стоимости выполненных работ и затрат от 31.08.2011 г. № 13/1, 30.09.2011 г. № 13/2, от 31.10.2011 г. № 13/3).

Вместе с тем, данные документы могут повлиять на выводы Комиссии.

Таким образом, в ходе рассмотрения Арбитражным судом Кировской области дела № А28-6754/2013 были выявлены обстоятельства дела о нарушении антимонопольного законодательства № 37/02-12, которые не были известны Комиссии на момент   оглашения   резолютивной   части   решения,   но   имеют существенное значение для правильного разрешения дела, что является основанием для пересмотра данного дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

В соответствии с ч. 1 ст. 51.2 ФЗ «О защите конкуренции», решение и (или) выданное на его основании предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства могут быть пересмотрены по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам комиссией, принявшей такое решение и (или) выдавшей такое предписание, по заявлению лица, участвующего в деле, а также в случае установления комиссией предусмотренных настоящей статьей оснований для пересмотра решения и (или) предписания.

В ч. 2 ст. 51.2 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрены основания для пересмотра решения и (или) выданного на его основании предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе,  выявление обстоятельств, которые не были известны на момент оглашения резолютивной части решения по делу, но имеют существенное значение для правильного разрешения дела.

10.10.2013 г. Кировским УФАС было вынесено определение о пересмотре дела               № 37/02-12 по вновь открывшимся обстоятельствам. Рассмотрение дела было назначено 18.10.2013 г.

На заседании Комиссии представитель ответчика пояснила, что Решением Кировской городской Думы от 23.12.2009 N 36/8 утверждена инвестиционная программа «Развитие системы теплоснабжения МО «Город Киров» на 2010-2014 г.», в рамках которой Обществом осуществляется реконструкция участка тепломагистрали 2-й очереди ТЭЦ-5, реализация которой позволит улучшить параметры теплоснабжения, в том числе, в доме по ул. Верхосунская, 16. Кроме того, разработаны и выполняются  мероприятия, предусмотренные сводом мероприятий по нормализации гидравлического режима Юго-Восточной части г. Кирова (МКР Зонального института, Вересники и пр.),  которые направлены на соблюдение режимов тепловой сети, что приводит к снижению перерасхода потребления тепловой энергии у потребителей в головном участке и нормализации гидравлического режима у конечных потребителей МКР Зонального института, Вересников, а также мероприятия, направленные на перераспределение нагрузки между 1 и 2 очередями ТЭЦ-5 для увеличения располагаемых напоров (перепадов давления) у конечных потребителей МКР Зонального института, Вересников.

Представители ТСЖ «Верхосунская, 16» и ООО «ИнТехСервис-Плюс» на заседании Комиссии сообщили, что параметры теплоснабжения жилого дома по ул. Верхосунская, 16 улучшились, однако уровня нормативных ещё не достигли.  

Кировским УФАС России в адрес администрации МО «Город Киров» было направлено письмо от 09.10.2013 г. № 5266/02, в котором антимонопольный орган просил представить необходимую для рассмотрения настоящего дела информацию.

Администрация МО «Город Киров» письмом от 15.10.2013 г. № 10201-04-01 сообщила, что инвестиционная программа «Развитие системы теплоснабжения МО «Город Киров» на 2010-2014 г.» направлена на улучшение качества теплоснабжения уже существуюших жилых домов и ранее подключенных к системе теплоснабжения. Мероприятия по реконструкции участка тепломагистрали 2-й очереди ТЭЦ-5, включенные в вышеуказанную инвестиционную программу, направлены на увеличение расхода и температуры теплоносителя, подаваемого на многоквартирные жилые дома районов «Дружба» и «Зональный институт», в том числе на дом № 16 по ул. Верхосунская.

 

Заслушав объяснения сторон, изучив и оценив представленные в материалы дела документы и доказательства, Комиссия приходит к следующим выводам.

Решением Кировской городской Думы от 23.12.2009 N 36/8 утверждена инвестиционная программа «Развитие системы теплоснабжения МО «Город Киров» на 2010-2014 г.», в рамках которой ОАО «КТК» осуществляется, в том числе, реконструкция участка тепломагистрали 2-й очереди ТЭЦ-5: НО-3 – НПС-3, L = 783 пог. м., и после НПС-3 (между НО-17 и НО-18), L = 70 п. м. на 2 ДУ 1000 мм (п. 4.1, п. 4.2.1 инвестиционной программы). Из материалов дела следует, что указанные мероприятия направлены на увеличение расхода и температуры теплоносителя, подаваемого, в том числе, на дом № 16 по ул. Верхосунская. Выполнение данных мероприятий подтверждается договором подряда на выполнение проектных (изыскательных) работ от 17.03.2011 г. № 95/15/2011, договором подряда с предоставлением материалов подрядчиком и заказчиком от 27.06.2011 г. № 151/15/2011, актами о приемке выполненных работ от 31.08.2011 г. № 2-1/1, от 30.09.2011 г. № 2-1/2, от 31.10.2011 г. № 2-1/3, 22.11.2012 г. № 5, справками о стоимости выполненных работ и затрат от 31.08.2011 г. № 13/1, 30.09.2011 г. № 13/2, от 31.10.2011 г. № 13/3.

 Комиссией установлено, что разработаны и выполняются мероприятия, предусмотренные сводом мероприятий по нормализации гидравлического режима Юго-Восточной части г. Кирова (МКР Зонального института, Вересники и пр.), утвержденным заместителем директора по продаже тепловой энергии – исполнительным директором по управлению ОАО «КТК» В.Ф.Шабановым, согласованным заместителем главы администрации МО «Город Киров» Г.П.Якимовым и заместителем главы администрации МО «Город Киров» А.М.Лопаткиным.

Указанный свод устанавливает выполнение, в том числе, следующих мероприятий:

- контроль и проверка режимов работы ЦТП и потребителей тепловой энергии в зоне тепломагистрали второй очереди  от ТЭЦ-5 (исполнение – постоянно в работе) (пункт 1 раздела 2);

- организация работ в части инвентаризации тепловых нагрузок и соблюдения режимов теплопотребления абонентами, присоединенных к тепловым сетям от источника ТЭЦ-5 (исполнение – в работе) (пункт 3 раздела 2);

- выдача предписаний по выполнению мероприятий о шайбировании ИТП потребителей (исполнение – выполнено) (пункт 4 раздела 2);

- выполнение работ по шайбированию ИТП (исполнение – выполнено) (пункт 5 раздела 2);

- переключение нагрузки тепломагистрали второй очереди от ТЭЦ-5 по кварталам «Б» и «14», ограниченных ул. Калинина – Горького – Некрасова – Сурикова, в зону тепломагистрали первой очереди от ТЭЦ-5 (ожидаемый результат – увеличение располагаемых напоров в ИТП потребителей мкр. Чижи и Вересники, исполнение – выполнено) (пункт 1 раздела 3);

- переключение нагрузки участка тепломагистрали второй очереди ТЭЦ-5 от 8-13 до 8-21 в зону тепломагистрали первой очереди от ТЭЦ-5 (ожидаемый результат – увеличение располагаемых напоров в ИТП потребителей мкр. Чижи и Вересники, исполнение – в работе) (пункт 2 раздела 3);

- переключение нагрузки участка тепловой сети ТК8-13 – ТК8-21к тепловой камере К-7 тепломагистрали второй очереди от ТЭЦ-5 (ожидаемый результат – увеличение располагаемых напоров в ИТП потребителей мкр. Чижи и Вересники, исполнение – выполнено) (пункт 3 раздела 3);

- перевод потребителей непосредственно запитанных с зоны основной тепломагистрали второй очереди от ТЭЦ-5 (теплотрасса по Осипенко от К-7 до 9-21) на работу с зоны первой очереди ТЭЦ-5 (ожидаемый результат – увеличение располагаемых напоров в ИТП потребителей мкр. Чижи и Вересники) (пункт 4 раздела 3);

- включение в работу участка «Южной перемычки» (ожидаемый результат – нормализация гидравлических режимов работы тепломагистрали второй очереди ТЭЦ-5,  исполнение – в работе) (пункт 5 раздела 3);

- реконструкция участка тепломагистрали второй очереди от ТЭЦ-5 с увеличением Ду 800 мм до 1000 мм от ТК под. до НПС-3 (ожидаемый результат – нормализация гидравлических режимов работы тепломагистрали второй очереди ТЭЦ-5, исполнение – в работе) (пункт 6 раздела 3);

- проведение гидравлического расчета тепломагистрали второй очереди от Кировской ТЭЦ-5 по нагрузке, согласованной с администрацией МО «Город Киров» (ожидаемый результат – оптимизация работы системы теплоснабжения в зоне тепломагистрали второй очереди от ТЭЦ-5 при подключении объектов нового строительства, исполнение – в работе) (пункт 7 раздела 3).

В письме от 14.10.2013 г. № 01-4743 ОАО «КТК» сообщило, что пункты 1,3,4,5 раздела 2 вышеуказанного свода мероприятий направлены на соблюдение режимов тепловой сети, которое приводит к снижению перерасхода потребления тепловой энергии у потребителей в головном участке и нормализации гидравлического режима у конечных потребителей МКР Зонального института, Вересников. Пункты 1-7 раздела 3 указанного свода мероприятий направлены на перераспределение нагрузки между 1 и 2 очередями ТЭЦ-5 для увеличения располагаемых напоров (перепадов давления) у конечных потребителей МКР Зонального института, Вересников.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также факт того, что ответчиком предпринимаются действия по приведению параметров теплоснабжения в доме по ул. Верхосунская, 16 в соответствии с нормативными, Комиссия считает, что материалами дела не подтверждается факт нарушения ОАО «КТК» ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции». 

Принимая во внимание, что на момент принятия решения в материалах дела не имеется информации о том, направлены ли мероприятия по реконструкции участка тепломагистрали 2-й очереди ТЭЦ-5, включенные в инвестиционную программу на 2010-2014 г., на увеличение расхода теплоносителя и температуры теплоносителя, подаваемого на жилые дома по ул. Верхосунская, 18, ул. Верхосунская, 20, ул. Верхосунская, 24, ул. Ленина, 162А, ул. Ленина, 184/4, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела, на основании части 1 статьи 47.1 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия считает необходимым выделить в отдельное производство дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении домов, расположенных по адресам: г. Киров, ул. Верхосунская, 18, ул. Верхосунская, 20, ул. Верхосунская, 24, ул. Ленина, 162А, ул. Ленина, 184/4.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 47.1, пунктом 2 части 1 статьи 48 пунктом 1 части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Отменить решение и предписание от 25.04.2013 г. по делу № 37/02-12.

2. Рассмотрение дела № 37/02-12 в отношении дома, расположенного по адресу: г. Киров, ул. Верхосунская, 16, прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях ОАО «Кировская теплоснабжающая компания».

3. Выделить в отдельное производство дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении домов, расположенных по адресам: г. Киров, ул. Верхосунская, 18, ул. Верхосунская, 20, ул. Верхосунская, 24, ул. Ленина, 162А, ул. Ленина, 184/4.

 

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    А.В.Молчанов                        

 

 

 Члены комиссии                                                                                                      М.Л.Никонова

 

                                                                                                                                

                                                                                                                                 Е.С.Бушманов                                                                                                       

                                                                                                                       

                                                                                                                         

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.            

   

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны