Решение б/н Решение по делу № 37/02-13 в отношении ЗАО «Заречье» от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения объявлена 07.11.2013 г.                         Дело № 37/02-13

Решение изготовлено в полном объеме 19.11.2013 г.

 

                                                                                                                                

 

РЕШЕНИЕ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

Молчанова А.В. – руководителя управления;

Членов Комиссии:

Бушманова Е.С. – ведущего специалиста - эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий;

Головиной Г.Ш. – главного специалиста – эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий

 

заявителя – Прокуратуры Первомайского района г. Кирова – …  по служебному удостоверению;

ответчика – … по доверенности

 

рассмотрев дело № 37/02-13 по признакам нарушения  ЗАО «Заречье» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в выводе в ремонт котельной, расположенной по адресу: г. Киров, д. Малая Субботиха, ул. Школьная, 31, без согласования с администрацией МО «Город Киров», в результате чего жилые дома по адресам: г. Киров, д. Малая Субботиха, ул. Кооперативная, 17, ул. Язевочная, 10, ул. Школьная, 27а могут не получить услугу теплоснабжения, что является (может являться) нарушением прав и законных интересов граждан, проживающих в данных домах

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области 24.09.2013 года поступили материалы из Прокуратуры Первомайского района г. Кирова  в связи с выводом ЗАО «Заречье» на реконструкцию котельной, принадлежащей Обществу, в результате чего жители жилых домов по адресам: д. Малая Субботиха, ул. Кооперативная, д. 17, ул. Язевочная, д. 10, ул. Школьная, д. 27а, в отопительный период 2013-2014 гг. могут не получить услугу по теплоснабжению и горячему водоснабжению надлежащего качества.

Определением от 27.09.2013 г. о назначении дела № 37/02-13 к участию в рассмотрении дела, в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, были привлечены администрация МО «Город Киров» и ООО «Вятка-5».

На заседании Комиссии 16.10.2013 г. представитель заявителя пояснил, что Прокуратурой Первомайского района г. Кирова была проведена проверка исполнения законодательства в части обеспечения теплоснабжением жилых домов по адресам: г. Киров, д. Малая Субботиха, ул. Кооперативная, д. 17, ул. Язевочная, д. 10, ул. Школьная, д. 27а. В ходе проверки было установлено, что теплоснабжение указанных жилых домов осуществляется ЗАО «Заречье» посредством котельной, расположенной по адресу: г. Киров, д. Малая Субботиха, ул. Школьная, д. 31, которая находится на этапе реконструкции. В ходе проверки установлено, что ЗАО «Заречье» в нарушение вышеуказанных требований закона, заявку о проведении реконструкции указанной котельной не позднее 10 октября 2012 года в орган местного самоуправления - администрацию МО «Город Киров» не подавало. В связи с этим, в предстоящий отопительный период 2013-2014 гг. жители жилых домов по адресам: д. Малая Субботиха, ул. Кооперативная, д. 17, ул. Язевочная, д. 10, ул. Школьная, д. 27а, могут не получить услугу по теплоснабжению по причине нахождения котельной ЗАО «Заречье» на этапе реконструкции. Прокуратура Первомайского района г. Кирова направило в Первомайский районный суд г. Кирова исковое заявление об обязании ЗАО «Заречье» ввести в эксплуатацию котельную, расположенную по адресу: г. Киров, д. Малая Субботиха, ул. Школьная, д. 31, и обеспечить теплоснабжением жилые дома по вышеуказанным адресам. Требование Прокуратуры Первомайского района г. Кирова было удовлетворено.

Представитель ЗАО «Заречье» сообщил, что Общество не имело возможности сообщить о реконструкции котельной путем перевода ее работы на природный газ до 10 октября 2012 года по причине отсутствия на тот момент всех необходимых согласований и технических условий осуществления подсоединения к газопроводу, что не позволяло определить возможность и сроки реконструкции котельной. О наличии технической возможности газоснабжения котельной ОАО «Газпром» сообщило только в конце октября 2012 г. В январе 2013 года на котельной ЗАО «Заречье» возникла аварийная ситуация, по факту которой было проведено служебное расследование. Согласно акту о проведении служебного расследования комиссия пришла к выводу, что замена всех вышедших из строя систем не является целесообразной, требуется срочная реконструкция котельной в 2013 году. Письмом от 22 апреля 2013 года № 97 ЗАО «Заречье» известило администрацию города Кирова о намерении провести ремонтные работы на котельной по окончании отопительного сезона 2012/2013 г.г. Указанное письмо соответствовало всем требованиям заявки, предусмотренным пунктом 6 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, за исключением конечного срока проведения ремонта, который не мог быть установлен по причине несогласованности срока проведения ремонтных работ с подрядчиком. Ответа на данное письмо в адрес предприятия не поступило. В июне 2013 г. ЗАО «Заречье» также  направило в адрес администрации г. Кирова письмо, в котором сообщило о начале реконструкции котельной. ЗАО «Заречье» в июле 2013 г. передало наружные тепловые сети, расположенные в д. Малая Субботиха, в муниципальную собственность.

В целях всестороннего и полного исследования обстоятельств дела заседание Комиссии было отложено до 31.10.2013 г.

Представитель администрации г. Кирова на заседании Комиссии 31.10.2013 г. указала, что Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей определен порядок вывода в ремонт источников тепловой энергии. Заявка на вывод в плановый ремонт котельной ЗАО «Заречье» в администрацию г. Кирова до 10.10.2012 г. не направлялась.  О выводе в ремонт котельной ЗАО «Заречье» сообщило администрации г. Кирова в апреле 2013 г.  Однако, в данном письме не указан срок проведения ремонтных работ. Процедура согласования вывода в ремонт источника тепловой энергии соблюдена не была. Администрация г. Кирова приняла тепловые сети от ЗАО «Заречье» для того, чтобы в дальнейшем организовать альтернативный источник теплоснабжения жилых домов.

Для получения дополнительной информации и документов в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 07.11.2013 г.

На заседании Комиссии 07.11.2013 г. представитель ЗАО «Заречье» сообщила, что одним из признаков действий (бездействий), характеризуемых как злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, является нарушение прав и законных интересов третьих лиц. Однако действия предприятия во многом были обусловлены объективными причинами, в частности: с 2011 года ЗАО «Заречье» и администрацией города Кирова обсуждается необходимость подсоединения жилых домов к альтернативным источникам тепловой энергии, расположенным в деревне Малая Субботиха города Кирова. После получения письма от 22.04.2013 г. № 97 администрация города Кирова предприняла меры по приему тепловых сетей, ведущих к жилым домам, в муниципальную собственность. В соответствии с письмами, направленными администрацией г. Кирова как в адрес ЗАО «Заречье», так и в адрес граждан, проживающих в вышеуказанных домах, тепловые сети приняты в муниципальную собственность, ведутся проектно-сметные работы и решается вопрос увеличения мощностей котельной, запрошены технические условия. Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), указанные в части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции». Проведение ремонтных работ на котельной ЗАО «Заречье» осуществлялось в соответствии со следующими целями: устранение последствий аварийной ситуации, возникшей в январе
2013 г.,          замена вышедшего из строя оборудования, увеличение
производственных мощностей, повышение технико-экономических
показателей путем газификации. Путем проведения ремонтных работ обеспечено повышение надежности теплоснабжения всех объектов, в том числе жилых домов, поставленные цели достигнуты. Без проведения ремонтных работ надлежащее обеспечение тепловой энергией объектов на протяжении всего отопительного сезона 2013/2014 гг. стало бы невозможным. Таким образом, действия ЗАО «Заречья» соответствуют признакам допустимости, указанным в ч. 1 ст. 13 ФЗ «О защите конкуренции». В ходе проведения пуско-наладочных работ выявились технические проблемы, препятствующие подаче тепловой энергии к объектам теплоснабжения, в связи с чем работы были приостановлены. Подача тепловой энергии была осуществлена 04 октября 2013 г. Представитель ЗАО «Заречье» просил прекратить рассмотрение дела № 37/02-13 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях Общества.

Представитель Прокуратуры Первомайского района г. Кирова на заседании Комиссии 07.11.2013 г. указал, что по информации, имеющейся у прокуратуры, администрация г. Кирова планировала подключить вышеуказанные дома к иной котельной, расположенной в д. Малая Субботиха. Учитывая аварийную ситуацию, возникшую на котельной в январе 2013 г., работы по выводу котельной в ремонт имели внеплановый характер. По сути, нарушения прав граждан, проживающих в вышеуказанных домах, не последовало. Фактически тепловая энергия стала поступать в дома 04.10.2013 г. Согласно Постановлению администрации МО «Город Киров» от 09.07.2013 г. № 2593-П отопительный сезон 2013-2014 гг. начался 27.09.2013 г. Как правило, в десятидневный период с начала отопительного периода осуществляется пуск источников теплоснабжения. В настоящее время теплоснабжение вышеуказанных жилых домов осуществляется от котельной ЗАО «Заречье», ни одной жалобы от граждан по поводу теплоснабжения данных жилых домов в Прокуратуру не поступало. По мнению Прокуратуры Первомайского района г. Кирова в рассматриваемых действиях ЗАО «Заречье» не содержится нарушения антимонопольного законодательства.

 

Заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

ЗАО «Заречье» является собственником здания котельной, расположенной по адресу: г. Киров, д. Малая Субботиха, ул. Школьная, 31. (свидетельство о государственной регистрации права от 19.02.2008 г. 43 АВ 004372).

ООО «Вятка-5» является управляющей организацией в отношении жилых домов по адресам: д. Малая Субботиха, ул. Кооперативная, д. 17, ул. Язевочная, д. 10, ул. Школьная, д. 27а (договоры управления жилым домом от 18.11.2010 г. и от 30.01.2009 г.).

Теплоснабжение указанных домов осуществляется от котельной ЗАО «Заречье» на основании договора на подачу тепловой энергии и ГВС от 01.03.2011 г., заключенного между ЗАО «Заречье» и ООО «Вятка-5». Пунктом 6.1 указанного договора установлено, что срок его действия определяется с 01.12.2010 г. до 31.12.2011 г. Договор считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.

Дополнительным соглашением от 27.12.2012 г. к данному договору срок его действия продлен до 31.05.2013 г.

Помимо указанных жилых домов от котельной ЗАО «Заречье» осуществляется теплоснабжение производственных объектов ответчика.

Письмом от 24.04.2013 г. № 01-00/38-юр, направленным в адрес ООО «Вятка-5», ЗАО «Заречье» сообщило, что с мая 2013 г. котельная, от которой производится поставка тепловой энергии в вышеуказанные жилые дома, подлежит реконструкции, в связи с чем ответчик заявил о прекращении договора на подачу тепловой энергии с 01.06.2013 г.

ЗАО «Заречье» письмом от 21.06.2013 г. № 155, направленным в адрес администрации г. Кирова, сообщило о проведении реконструкции котельной ЗАО «Заречье» и о  расторжении договора на поставку тепловой энергии с ООО «Вятка-5».

Администрация г. Кирова обратилась к Прокурору г. Кирова с письмом от 05.08.2013 г. № 7570-04-01 с просьбой провести соответствующую проверку в отношении ЗАО «Заречье» и принять меры прокурорского реагирования. Прокурор г. Кирова перенаправил материалы в Прокуратуру Первомайского района г. Кирова.

Прокуратурой Первомайского района г. Кирова была проведена проверка исполнения законодательства в части обеспечения теплоснабжением жилых домов по адресам: г. Киров, д. Малая Субботиха, ул. Кооперативная, д. 17, ул. Язевочная, д. 10, ул. Школьная, д. 27а. Посчитав, что в действиях ЗАО «Заречье» содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, Прокуратура Первомайского района г. Кирова направила материалы в УФАС по Кировской области.

 

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее – ФЗ «О теплоснабжении») правоотношения, возникающие в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, определяет права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Статья 2 ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает основные понятия, используемые в  Федеральном законе:

тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление);

источник тепловой энергии - устройство, предназначенное для производства тепловой энергии;

тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок;

теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности;

система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями;

потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;

теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

ЗАО «Заречье» является теплоснабжающей организацией, что подтверждается наличием на праве собственности источника тепловой энергии (котельная), от которого осуществляется подача тепловой энергии к жилым домам, расположенным по адресам:  д. Малая Субботиха, ул. Кооперативная, д. 17, ул. Язевочная, д. 10, ул. Школьная, д. 27а.  Решением правления РСТ Кировской области от 02.11.2012 N 45/2 "О тарифах на тепловую энергию" установлены тарифы на тепловую энергию на 2013 г. для потребителей ЗАО «Заречье», в том числе для населения.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны обеспечить, в том числе, безаварийную работу объектов теплоснабжения, надежное теплоснабжение потребителей.

Пункт 1 части 1 статьи 6 ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 889 установлены Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (Правила № 889).

Пункт 2 Правил № 889 определяет понятия, используемые в Правилах:

- внеплановый ремонт - ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей, осуществляемый в случаях:

наступления обстоятельств, вызванных необходимостью выполнения работ для предотвращения повреждения оборудования или аварийных отключений либо ликвидации последствий аварий и инцидентов;

возникновения в процессе эксплуатации либо плановых эксплуатационных испытаний оборудования причин, которые невозможно было предвидеть заранее и которые потребуют незамедлительного проведения ремонтных работ;

- вывод в ремонт - временная остановка работы оборудования источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях проведения комплекса технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление исправного состояния указанных объектов либо на изменение технико-экономических показателей состояния этих объектов, и во время которой допускается ограничение или прекращение теплоснабжения потребителей тепловой энергии;

- плановый ремонт - ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей, осуществляемый в сроки, установленные обязательными требованиями нормативных правовых актов и (или) инструкциями по эксплуатации оборудования.

Согласно п. 3 Правил № 889, вывод в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого осуществляется теплоснабжение с использованием указанных объектов.

Пункт 4 Правил № 889 устанавливает, что вывод в ремонт осуществляется в соответствии со сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей, утверждаемым органом местного самоуправления на основании результатов рассмотрения заявок на вывод в плановый ремонт, а также уведомлений о внеплановом ремонте.

В соответствии с 5 Правил № 889, заявки подаются в орган местного самоуправления не позднее 10 октября года, предшествующего планируемому.

Согласно п. 6 Правил № 889, заявка подается собственником или иным законным владельцем источника тепловой энергии и тепловой сети, а также уполномоченными этими собственниками лицами и организацией, уполномоченной на эксплуатацию бесхозяйных объектов.

Заявка должна содержать наименование источников тепловой энергии и тепловых сетей с указанием оборудования, требующего ремонта, сроки проведения ремонта, виды ремонта, перечень объектов потребителей тепловой энергии с указанием места нахождения указанных объектов, теплоснабжение которых может быть ограничено или прекращено вследствие проведения ремонта.

Пункт 10 Правил № 889 предусматривает, что при необходимости внесения изменений в сводный план, в том числе продления сроков ранее начатых ремонтов, владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей подают в орган местного самоуправления заявку на внесение изменений в сводный план, которая должна содержать обоснование изменения сроков ремонтов.

Заявка на внесение изменений в сводный план должна быть рассмотрена органом местного самоуправления в течение 5 дней со дня ее поступления. В случае если в указанный срок орган местного самоуправления не направит мотивированный отказ от согласования корректировки сроков вывода в ремонт по причине невозможности обеспечить соблюдение положений пункта 8 настоящих Правил, владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей вправе проводить ремонт в срок, указанный в заявке на внесение изменений в сводный план.

Пункт 12 Правил № 889 устанавливает, что в случае осуществления внепланового ремонта собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии и тепловых сетей направляет в орган местного самоуправления в течение 24 часов со дня начала внепланового ремонта уведомление с указанием объектов, выведенных во внеплановый ремонт, и сроков ремонта.

 

Комиссией установлено, что ЗАО «Заречье» направляло в адрес администрации г. Кирова письмо от 05.04.2011 г. № 131, в котором сообщало о дефиците мощности котельной ЗАО «Заречье» для теплоснабжения жилых домов, а также просило принять меры к организации иного источника теплоснабжения указанных домов к началу отопительного сезона 2011-2012 годов.

 Письмом от 17.05.2011 г. № 3862-04-01 МО «Город Киров» указало на отсутствие альтернативного источника теплоснабжения для обеспечения коммунальными услугами жилых домов, а также сообщило о намерении обратиться в Правительство Кировской области с целью строительства газовой котельной по программе газификации в районе указанных жилых домов.

Вместе с тем, в Кировское УФАС от администрации МО «Город Киров» было представлено письмо от 06.11.2013 г. о том, что сведений об обращении либо не обращении администрации в Правительство Кировской области по вышеуказанному вопросу не выявлено.

В августе 2011 г. специалистами ООО «ВТК Эксперт» (свидетельство о допуске к работам по проведению энергетического обследования (энергоаудит) серия ТР-10 № 7433) было проведено техническое обследование котельной и системы теплоснабжения ЗАО «Заречье». Целью работ являлось определение соответствия  фактической теплопроизводительности котельной присоединенной нагрузке системы теплоснабжения. По результатам обследования составлен технический отчет, из которого следует, что максимальная теплопроизводительность котельной не обеспечивает качественного теплоснабжения подключенной отопительной нагрузке на 60,67 % ввиду недостаточной теплопроизводительности котлов, массовый расход теплоносителя на выходе из котельной при существующем графике температурного регулирования ниже необходимого на 21,9 % ввиду недостаточной пропускной способности трубопроводов;  необходима реконструкция котельной с заменой или модернизацией существующего оборудования, средств КИПиА, АСУ ТП, головных участков трубопроводов системы теплоснабжения.

Из материалов дела следует, что в целях перевода работы котельной на природный газ ЗАО «Заречье» обратилось с соответствующим письмом в ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» для установления наличия либо отсутствия технической возможности подачи газа на котельную ЗАО «Заречье».

Письмом от 03.05.2012 г. № 2784 ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» указало на отсутствие технической возможности подачи газа на котельную Общества, а также сообщило о возможности рассмотрения технической возможности подачи газа после реализации комплексной программы реконструкции и технического перевооружения на 2011-2015 гг.

Письмом от 30.10.2012 г. № 6695 ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» подтвердило техническую возможность подачи природного газа на котельную ЗАО «Заречье» и сообщило о том, что подготовка и выдача согласований ОАО «Газпром» на использование природного газа возложена на Управление распределения ресурсов газа ОАО «Газпром».

ОАО «Газпром» письмом от 07.12.12 № 06/1440-5144 сообщило, что Управление распределения ресурсов газа ОАО «Газром» согласовывает использование природного газа производственной котельной ЗАО «Заречье».

Письмом от 16.01.2013 г. № 12-55-04-03 Департамент Энергетики и газификации Кировской области сообщил об установлении природного газа в качестве основного вида топлива для котельной ЗАО «Заречье», дизельного топлива - в качестве резервного вида топлива.

Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что в январе 2013 г. произошла аварийная остановка работы производственной котельной ЗАО «Заречье». Из акта о проведении служебного расследования, подписанного исполнительным директором ЗАО «Заречье» Ронжиным В.А., главным инженером ЗАО «Заречье» Ляминым С.Г., главным энергетиком ЗАО «Заречье» Шихалевым С.И., следует, что в конце декабря 2012 г. ООО «Нефтересурс» поставило ЗАО «Заречье» (по договору поставки от 01.01.2008 г.) мазут для производственной котельной. 03 января 2013 г. после слива данного мазута в рабочие емкости в системе мазутопроводов котельной топливо начало коксоваться и затвердевать, насосы, фильтры, системы мазутопроводов вышли из строя. В целях поддержания системы отопления в рабочем состоянии было принято решение о переводе водогрейных котлов на резервный источник топлива (дрова), что не обеспечило нужную температуру теплоносителя на выходе котельной. В связи с тем, что от котельной осуществляется подача тепловой энергии жилому фонду о факте аварийной остановки работы котельной было сообщено в администрацию г. Кирова. Установлены следующие последствия аварии: система разогрева и подачи мазута полностью выведена из строя, восстановлению не подлежит. Для возобновления теплоснабжения объектов котельная временно была переведена на резервный вид топлива.

По результатам служебного расследования были сделаны следующие выводы:

- замена вышедших из строя систем представляется нецелесообразной, необходимо полностью перейти на резервный вид топлива до окончания отопительного сезона 2012/2013 гг., для чего необходимо срочно провести работы по установке двух наземных емкостей, монтажу системы подачи печного топлива к котлам;

- подготовить котельную к реконструкции с переводом ее работы на природный газ, провести реконструкцию в 2013 г.

Аварийная ситуация в январе 2013 г. на котельной ЗАО «Заречье» подтверждается письмом администрации МО «Город Киров» от 28.10.2013 г. № 10585-04-01, из которого следует, что по причине некачественного топлива было остановлено несколько котлов, на место выезжали представители администрации г. Кирова и территориального управления администрации г. Кирова по Первомайскому району.        

На основании технического задания ответчика ООО «ИТ Проект» была разработана рабочая документация «Техническое перевооружение водогрейной котельной, установленной теплопроизводительностью 5,0МВт, расположенной по адресу: г. Киров, д. Малая Субботиха, ул. Школьная, 31».

03 апреля 2013 г. ОАО «Газпром газораспределение» выдало ответчику технические условия № 89/12 на присоединение к сети газораспределения объекта газификации природным газом.

Между ООО «ВТК Оптима» (подрядчик) и ЗАО «Заречье» (заказчик) заключен договор от 24.04.2013 г. № 49ПТ-13, в соответствии с п.1.1 которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя выполнение работ по техническому перевооружению водогрейной котельной установленной производительностью 5,0 МВт для теплоснабжения ЗАО «Заречье».

ЗАО «Заречье» направило в адрес администрации МО «Город Киров» письмо от 22 апреле 2013 г. № 97 (копия данного письма направлена также Прокурору Первомайского района г. Кирова), в котором указало на исчерпание мощности котельной ЗАО «Заречье» и исчерпание ресурса оборудования указанной котельной, необходимых для теплоснабжения жилых домов, а также сообщило, что по окончании отопительного периода все оборудование будет демонтировано и осуществлена реконструкция котельной с переходом на газовое топливо. Основным видом топлива станет природный газ.

Ответа на данное письмо со стороны администрации г. Кирова не последовало.

Вместе с тем, довод ЗАО «Заречье» о том, что вышеуказанное письмо от 22.04.2013 г. № 97, направленное в адрес администрации г. Кирова, соответствовало признакам заявки, предусмотренным Правилами № 889, Комиссия отклоняет, поскольку данное письмо не соответствует всем требованиям заявки, указанным в п. 6 Правил № 889 (не указан срок проведения ремонтных работ).

ЗАО «Заречье» письмом от 21.06.2013 г. № 155, направленным в адрес администрации г. Кирова, сообщило, что подача тепловой энергии к домам № 17 по ул. Кооперативной, 27А по ул. Школьной, 10 по ул. Язевочной в д. Малая Субботиха будет осуществляться от газовой котельной, находящейся по адресу: д. Малая Субботиха, ул. Центральная, 20. Для этих целей ЗАО «Заречье» направило в администрацию г. Кирова договор о передаче в муниципальную собственность участков тепловых сетей, ведущих к жилым домам. Котельная ЗАО «Заречье» реконструируется для работы на газовом топливе.

Письмом от 01.07.2013 г. № 6258-04-01, направленном в адрес ЗАО «Заречье», администрация г. Кирова сообщила, что администрация г. Кирова планирует переключить вышеуказанные дома на котельную, находящуюся по адресу: ул. Центральная, 20, с прокладкой новой теплотрассы и использованием существующих инженерных сетей, подготовлен проект постановления о приемке действующих коммуникаций в муниципальную собственность, который проходит согласование, параллельно ведется проектирование новой трассы и решается вопрос увеличения мощностей котельной.

Аналогичное письмо администрация МО «Город Киров» направила в адрес граждан, проживающих в домах по ул. Кооперативная, 17, ул. Язевочная, 10, ул. Школьная, 27а д. М. Субботиха г. Кирова (письмо от 11.07.2013 г. № 5962-18-06).

Комиссией установлено, что  котельная, расположенная по ул. Центральная, 20 в д. М. Субботиха, принадлежит ООО «Кировтеплоэнерго».

Письмом от 01.10.2013 г. № 9669-04-01, направленным в адрес ООО «Кировтеплоэнерго», администрация МО «Город Киров» просила сообщить о возможности теплоснабжения многоквартирных домов по вышеуказанным адресам от котельной, расположенной по ул. Центральная, 20.

 Письмом от 01.10.2013 г. № 527 ООО «Кировтеплоэнерго» сообщило, что мощности котельной, расположенной по ул. Центральная, 20, для обеспечения теплоносителем многоквартирных жилых домов по адресам: д. Малая Субботиха, ул. Кооперативная, д. 17, ул. Язевочная, д. 10, ул. Школьная, д. 27а не достаточно. Для теплоснабжения данных домов от указанной котельной необходима реконструкция котельной. В связи с тем, что потребителем тепла от котельной является школа, мероприятия по реконструкции котельной можно выполнить только в межотопительный период.

09.07.2013 г. администрацией г. Кирова принято Постановление № 2593-П, в соответствии с которым администрация приняла безвозмездно в муниципальную собственность наружные тепловые сети ЗАО «Заречье», расположенные в д. М.Субботиха.

ЗАО «Заречье» направило адрес администрации г. Кирова письмо от 19.07.2013 г.  № 199, в котором сообщило, что Общество осуществляет реконструкцию котельной с целью перевода ее работы на природный газ. Завершение работ по реконструкции и подача газа планируется в течение 2 месяцев. ЗАО «Заречье» передало в муниципальную собственность тепловые сети, ведущие к вышеуказанным жилым домам для их обеспечения тепловой энергией от альтернативных источников теплоснабжения. Восстановление работы котельной и опрессовка тепловых сетей, переданных в муниципальную собственность, станет возможным после завершения всех работ и подачи газа.

Договор поставки газа между ООО «Газпром межрегионгаз Киров» и ЗАО «Заречье» заключен 31.07.2013 г.

Комиссией установлено, что в ходе проведения пуско-наладочных работ, осуществляемых в рамках договора от 24.04.2013 г. № 49ПТ-13, заключенного между ООО «ВТК Оптима» и ЗАО «Заречье», возникли трудности с подачей тепловой энергии к объектам потребления.

Из акта от 18.09.2013 г. (составлен представителем ООО «ВТК Оптима» и представителем ЗАО «Заречье») следует, что причиной отсутствия тепловой энергии, подаваемой к объектам, является заполнение систем теплоснабжения отложениями накипи, произошедшее в ходе эксплуатации мазутной котельной и тепловых сетей в годы, предшествующие техперевооружению котельной. Сторонами принято решение о приостановлении проведения пуско-наладочных работ по вышеуказанному договору с 18.09.2013 г. до окончания проведения работ по устранению неисправности. Срок возобновления пуско-наладочных работ указан не позднее 06 октября 2013 г.   

Постановлением администрации города Кирова от 24.09.2013 N 3659-П  отопительный период 2013 - 2014 гг. в городе Кирове начат с 27.09.2013 г.

Как пояснили стороны на заседании Комиссии 07.11.2013 г. подача тепловой энергии в многоквартирные жилые дома по адресам: г. Киров, д. Малая Субботиха, ул. Кооперативная, 17, ул. Язевочная, 10, ул. Школьная, 27а была осуществлена 04 октября 2013 г.

 

Приказом УФАС по Кировской области от 22.03.2012 № 87 ЗАО «Заречье» включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов» по распределению тепловой энергии (код ОКВЭД 40.30.3) в границах присоединенных тепловых сетей на территории МО «Город Киров» с долей более 50 процентов.

Кроме того, деятельность по оказанию услуг по передаче тепловой энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии (ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях"). В силу п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» и п. 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно п. 1 и 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответтсвии с ч. 2 ст. 13 ФЗ «О защите конкуренции», хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), указанные в части 1 настоящей статьи, могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.

Часть 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает, что действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, предусмотренные частью 1 статьи 10 настоящего Федерального, могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием) не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), а также если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия).

Комиссия, изучив и оценив представленные в материалы дела документы и доказательства, учитывая обстоятельства того, что

- еще в 2011 г. ЗАО «Заречье» направляло в адрес администрации МО «Город Киров» письмо (от 05.04.2011 г. № 131), в котором сообщало о дефиците мощности котельной ЗАО «Заречье» для теплоснабжения жилых домов, в ответ на которое администрация МО «Город Киров» указало на намерение обратиться в Правительство Кировской области с целью строительства газовой котельной по программе газификации в районе указанных жилых домов (письмом от 06.11.2013 г. администрации МО «Город Киров» сообщила, что сведений об обращении либо не обращении администрации в Правительство Кировской области по указанному вопросу не выявлено);

- в апреле 2013 г. ЗАО «Заречье» направило в адрес администрации МО «Город Киров» письмо (от 22.04.2013 г. № 97), в котором указало на исчерпание мощности котельной ЗАО «Заречье» и исчерпание ресурса оборудования указанной котельной, необходимых для теплоснабжения жилых домов (ответа на данное письмо от администрации г. Кирова не последовало);

- администрация МО «Город Киров» письмами от 01.07.2013 г. № 6258-04-01 (направлено в адрес ЗАО «Заречье») и от 11.07.2013 г. № 5962-18-06 (направлено в адрес граждан, проживающих в домах по ул. Кооперативная, 17, ул. Язевочная, 10, ул. Школьная, 27а д. М. Субботиха г. Кирова) сообщила, что администрация планирует переключить вышеуказанные дома на котельную, находящуюся по ул. Центральная, 20 в д. М. Субботиха, с прокладкой новой теплотрассы и использованием существующих инженерных сетей;

- ЗАО «Заречье» не имело возможности осуществить подачу тепловой энергии в начале отопительного периода 2013-2014 гг. (27 сентября 2013 г.), поскольку в ходе проведения пуско-наладочных работ выявились технические неисправности, препятствующие подаче тепловой энергии к объектам теплоснабжения (подача тепловой энергии была осуществлена 04 октября 2013 г.);

- хотя ЗАО «Заречье» и нарушило порядок вывода в ремонт источника теплоснабжения, вместе с тем рассматриваемые действия ЗАО «Заречье» соответствуют признакам допустимости, указанным в ч. 1 ст. 13 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку работы по реконструкции котельной обеспечивают повышение надежности теплоснабжения всех объектов, которые снабжаются тепловой энергии от данной котельной (в том числе жилых домов); целями проведения ремонтных работ на котельной являлись устранение  последствий аварийной ситуации, возникшей в январе 2013 г., замена вышедшего из строя оборудования, увеличение мощностей котельной

приходит к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) ЗАО «Заречье» злоупотребления своим доминирующим положением.

Учитывая  вышеизложенное, Комиссия считает необходимым прекратить производство по делу в отношении ЗАО «Заречье» ввиду отсутствия в действиях ответчика нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 47.1  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 37/02-13 прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях ЗАО «Заречье» нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    А.В.Молчанов                        

 

  Члены комиссии                                                                                               Г.Ш.Головина

 

                                                                                                                                 Е.С.Бушманов                                                                                                       

                                                                                                                       

                                                                                                                         

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.            

   

Связанные организации

Связанные организации не указаны