Решение б/н РЕШЕНИЕ от 1 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 38/04-15р

                                                                                                                                                       г. Киров

Резолютивная часть решения оглашена 22 сентября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 30 сентября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия Кировского УФАС России) в составе: Председателя Комиссии – <…> –  и.о. руководителя управления, Членов Комиссии – <…>– начальника отдела финансовых рынков и рекламы, <…> - специалиста отдела финансовых рынков и рекламы,

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела:

заявителей – <…>, <…>, <…>,  <..>, <…>), <…>, <…>, <…>, <…>;

ответчика – ООО «ЭКСПРЕССКРЕДИТСЕРВИС» (445037, Самарская обл., г. <…>, булл. <…>);

заинтересованного лица – ООО «Карат» (610000, г. Киров, ул.<…>);

при ведении протокола <…> – начальником отдела финансовых рынков и рекламы,

рассмотрев дело № 38/04-15р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения ООО «ЭКСПРЕССКРЕДИТСЕРВИС» (445<…>, Самарская обл., г. <…>, булл. <…>) рекламы следующего содержания «Займы. Поможем в любой ситуации. Выгодные условия. Низкий %. Т. 77 8<…>, 8 922 977 85 51. ООО «ЭКСПРЕССКРЕДИТСЕРВИС». <…> Подробности на сайте ru-eks.ru» - части 7 статьи 5  Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»),оссийскрой Федерации о

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Кировское УФАС России поступили заявления физических лиц по факту размещения  рекламы следующего содержания «Займы. Поможем в любой ситуации. Выгодные условия. Низкий %. Т. 77 8<…>, 8 922 977 8<…>. ООО «ЭКСПРЕССКРЕДИТСЕРВИС». <…> Подробности на сайте ru-eks.ru» на 1 странице в газете «Источник новостей» № 16 (424) от 18 апреля 2015 г., на 6 странице в газете «Источник новостей» № 20 (428) от 16 мая 2015 г., на 6 странице в газете «Источник новостей» № 21 (429) от 23 мая 2015 г., на 6 странице в газете «Источник новостей» № 22 (430) от 30 мая 2015 г.

По мнению заявителя в рассматриваемом рекламном модуле указаны только часть условий оказания финансовых услуг, а именно сообщается только о низком проценте. Иные условия оказания финансовых услуг, такие как постоянная процентная ставка, порядок уплаты взносов и другие условия, влияющие на фактическую стоимость займа и расходов заемщика – в рекламе не указаны.

Отсутствие каких-либо из указанных условий предоставления займа может привести к искажению смысла информации, содержащейся в рекламе, и ввести в заблуждение потребителей данной рекламы.

Определением от 30.06.2015 Кировским УФАС России возбуждено дело №38/04-15р по признакам нарушения ООО «ЭКСПРЕССКРЕДИТСЕРВИС» ч.7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), выразившегося в определении содержания рекламы финансовых услуг, в которой отсутствует часть существенной информации о товаре, об условиях его приобретения, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. В качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Карат». Рассмотрение дела назначено на 16.07.2015.

На заседание комиссии лица, участвующие в деле, на рассмотрение дела не явились, запрошенные документы не представили. В материалах дела отсутствовали документы, подтверждающие надлежащее уведомление лиц о дате, времени и месте рассмотрения дела №38/04-15р.

Определением от 16.07.2015 срок рассмотрения дела №38/04-15р продлен до 30.09.2015 в связи с необходимостью запроса у лиц документов и сведений, а также надлежащего уведомления лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «ЭКСПРЕССКРЕДИТСЕРВИС», о дате, времени и месте рассмотрения дела №38/04-15р, а также в связи с привлечением к рассмотрению дела в качестве заявителей <…>  

На заседание комиссии лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела №38/04-15р, не явились, запрошенные документы не представили. В материалах дела отсутствуют доказательства уведомления Общества о дате, времени и месте рассмотрения дела №38/04-15р.

Согласно информации с официального сайта ФГУП «Почта России» определение не получено в связи с временным отсутствием адресата по юридическому адресу.

Определением от 18.08.2015  рассмотрение дела №38/04-15р отложено в связи с необходимостью запроса у лиц документов и сведений, а также повторного уведомления лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «ЭКСПРЕССКРЕДИТСЕРВИС», о дате, времени и месте рассмотрения дела №38/04-15р.

На заседание комиссии, состоявшемся 22.09.2015, ответчик - ООО «ЭКСПРЕССКРЕДИТСЕРВИС», надлежащим образом уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела №38/04-15р, не явилось,  запрошенные документы не представило.

Заявители – физические лица,  надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела №38/04-15р, на рассмотрение дела не явились.

Заинтересованное лицо – ООО «Карат», надлежащим образом уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела №38/04-15р, на рассмотрение дела не явилось. Представило письменные пояснения, согласно которым 02.01.2015 ООО «Карат» заключило договор № 30/1 на оказание услуг по разработке, изготовлению и размещению рекламной продукции с ООО «ЭКСПРЕССКРЕДИТСЕРВИС». Рекламный макет был представлен ответчиком по электронной почте. Содержание рекламы было определено рекламодателем.

Комиссией Кировского УФАС принято решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закон «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая организация – хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, к которым в том числе относится и кредитно-потребительские кооперативы.

Финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Информация следующего содержания «Займы. Поможем в любой ситуации. Выгодные условия. Низкий %. Т. 77 8<…>, 8 922 977 8<…>. ООО «ЭКСПРЕССКРЕДИТСЕРВИС». <…> Подробности на сайте ru-eks.ru» на 1 странице в газете «Источник новостей» № 16 (424) от 18 апреля 2015 г., на 6 странице в газете «Источник новостей» № 20 (428) от 16 мая 2015 г., на 6 странице в газете «Источник новостей» № 21 (429) от 23 мая 2015 г., на 6 странице в газете «Источник новостей» № 22 (430) от 30 мая 2015 г., адресована неопределенному кругу лиц (читателям газеты), направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – финансовым услугам (предоставление займов) и их продвижению на рынке услуг, то есть соответствует требованиям статьи 3  Федерального закона «О рекламе» и является рекламой.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Исходя из анализа положений Федерального закона «О рекламе», целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге). Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях приобретения рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить.

Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» реклама должна отвечать критериям достоверности, которые имеют объективное подтверждение в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В рассматриваемом случае из содержания рекламной информации следует, что Ответчик предоставляет займы на выгодных условиях под низкий процент. Кроме того ООО «ЭКСПРЕССКРЕДИТСЕРВИС» помогает в любой ситуации.

Согласно Толковому словарю русского языка (под редакцией С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой – М., 1999г.), значение слова:

  ЛЮБОЙ, -ая, -ое, мест. определит. Какой угодно; всякий, каждый. В любое время. Л. ценой добиться успеха. В любых условиях. Л. (сущ.) из нас.

Соответственно фраза «Поможем в любой ситуации» означает возможность оказания помощи каждому обратившемуся в любой ситуации, в любое время, на любых условиях.

ВЫГОДНЫЙ, -ая, -ое;  -ден,  -дна. 1. Приносящий выгоду. В. договор.  2. Положительный,   оставляющий  хорошее  впечатление.  Представить  что-н.   в выгодном свете. Новый  начальник выгодно (нареч.) отличается от старого.  || сущ. выгодность, -и, ж.

Соответственно фраза «выгодные условия» означает предоставление таких условий, которые выгодны потребителю.

НИЗКИЙ,  -ая,  -ое;  -зок,  -зка,  -зко, -зки  и -зки;  ниже; низший  и (устар.)  нижайший. 3.  Не достигающий  среднего  уровня,  средней  нормы,  небольшой,  незначительный. Низкое давление. Низкая температура.  Ток низкого напряжения.  Низкие  цены. Низкая квалификация. Н. уровень  знаний. Низкая вода (стоящая ниже  обычного уровня,  отступившая   от   берегов).

Соответственно фраза «низкий %» означает предоставление займов под проценты ниже среднего уровня.

Спорная реклама финансовых услуг  воспринимается неоднозначно, так как она не  сообщает о конкретных критериях, а именно среди каких финансовых организаций осуществляется сравнение и по каким характеристикам условия предоставления займов  соответствуют словосочетанию «Выгодные условия. Низкий %», что означает возможность проведения сравнения по условиям предоставления займов среди любых финансовых организаций.

На территории города Кирова присутствуют иные финансовые организации, оказывающие аналогичные услуги на более выгодных условиях и под более низкий процент. Например, согласно информации на официальном сайте ОАО «Сбербанк России»  www.sberbank.ru получение кредита в размере 15000 рублей на 6 месяцев возможно с процентной ставкой 22,5 % годовых и суммой переплаты 999,6 рублей. В то время как кредитный калькулятор на официальном сайте ООО «ЭКСПРЕССКРЕДИТСЕРВИС» www.ru-eks.ru рассчитывает размер процентов годовых на аналогичных условиях от 281,25% до 49,08% и суммой переплаты 15999,6 рублей.

То есть неуказание в рекламе критериев займа, по которым процентная ставка будет являться низкой среди однородных услуг, а условия предоставления кредита выгодными для потребителя, может ввести потребителя в заблуждение и создать ложное представление о том, что любой из предоставляемых Обществом займов будет иметь более низкую процентную ставку и более выгодные условия его предоставления по сравнению с условиями иных финансовых организаций.

Указание в рекламе фразы «Поможем в любой ситуации» в отсутствие характеристики ситуации (финансовые проблемы, проблемы со здоровьем, психологические проблемы и т.д.) также является недостоверной информацией, поскольку не содержит существенных условий при которых возможна реализация указанной услуги. Данная информация может восприниматься как предложение оказания помощи любому лицу в любой ситуации, в любое время, на любых условиях, что фактически Организацией не осуществляется.

Факт введения потребителя в заблуждение подтверждается поступлением в антимонопольный орган жалоб конкретных потребителей. Кроме того, на заседание Экспертного совета по применению законодательства РФ о рекламе при Кировском УФАС России, состоявшемся 25.06.2015, был вынесен вопрос о возможности введения в заблуждение потенциальных потребителей рекламы фразами «поможем в любой ситуации», «выгодные условия», «низкие ставки». Члены Экспертного Совета единогласно пришли к мнению о том, что спорная реклама вводит потенциального потребителя финансовой услуги в заблуждение, отсутствие условий по предоставлению займов приводит к искажению смысла информации, содержащейся в рекламе. Данная позиция была озвучена с точки зрения восприятия рекламы в качестве потребителей и расценена как ненадлежащая. В состав Экспертного Совета при Кировском УФАС России входят представители органов местного самоуправления, научных организаций, общественных организаций, экспертов и специалистов в области лингвистки, психологии, журналистики., соответственно их мнение можно принять в качестве надлежащего доказательства факта введения в заблуждение потребителей рекламы.

Указывая в рекламе информацию о наличии выгодных условий, низких процентах при предоставлении займов, а также утверждение об оказании помощи «в любой ситуации», ООО «ЭКСПРЕССКРЕДИТСЕРВИС» привлекает внимание к оказываемым им финансовым услугам, вместе с тем информация о том, что помощь оказывается при решении только финансовых вопросов и существуют критерии, определяющие условия предоставления займа как выгодные и подтверждающие низкую процентную ставку, является существенной, и ее отсутствие в любом случае вводит потребителей в заблуждение относительно возможности получения займа (кредита).

Поскольку распространенная реклама финансовой услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие условий предоставления займа при указании заманчивых для потребителя фраз «выгодные условия. Низкий %. Поможем в любой ситуации» может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

С учетом названных обстоятельств и положений части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» следует признать, что рассматриваемая реклама не отвечает требованиям данного закона.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель. Рекламопроизводитель несет ответственность в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что спорная реклама, следующего содержания: «Займы. Поможем в любой ситуации. Выгодные условия. Низкий %. Т. 77 8<…>, 8 922 977 8<…> ООО «ЭКСПРЕССКРЕДИТСЕРВИС». <…> Подробности на сайте ru-eks.ru» была размещена на 1 странице в газете «Источник новостей» № 16 (424) от 18 апреля 2015 г., на 6 странице в газете «Источник новостей» № 20 (428) от 16 мая 2015 г., на 6 странице в газете «Источник новостей» № 21 (429) от 23 мая 2015 г., на 6 странице в газете «Источник новостей» № 22 (430) от 30 мая 2015 г. по инициативе ООО «ЭКСПРЕССКРЕДИТСЕРВИС» в соответствии с договором от 02.01.2015 №30/1 на оказание услуг по разработке, изготовлению и размещению рекламной продукции, заключенным ООО «ЭКСПРЕССКРЕДИТСЕРВИС» (Заказчик) с ООО «Карат» (Исполнитель).

Из Договора от 02.01.2015, заявки №1 от 02.01.2015, заявки №2 от 02.03.2015 следует, что Исполнитель принимает на себя обязательства по организации и проведению кампании по рекламному и/или информационному обслуживанию Заказчика в СМИ Исполнителя, а именно размещению в газете «Источник новостей» готового материала Заказчика, а Заказчик обязуется оплатить это размещение. ООО «Карат» выставлены счета от 01.04.2015 №30/181, от 30.04.2015 №30/231 за рекламные услуги в печатном издании «Источник новостей» 04, 11, 18, 25 апреля 2015 года, 02, 09, 16, 23, 30 мая 2015 года. Составлены акты оказанных услуг по размещению рекламно – информационного материала от 25.04.2015 №30/181, от 30.05.2015 №30/231.

В соответствии с пунктом 5 договора от 02.01.2015 №30/1 Заказчик несет полную ответственность за содержание и соответствие действующему законодательству материалов.

В материалы дела представлена электронная переписка, подтверждающая согласование рекламного макета Заказчиком.

Комиссией Кировского УФАС России сделан вывод о том, что в рассматриваемой ситуации ООО «ЭКСПРЕССКРЕДИТСЕРВИС», являясь продавцом товара, то есть единственным лицом, имеющим интерес к рекламированию товара (в том числе путем доведения до сведений потенциальных потребителей информации о финансовых услугах, предоставляемых ООО «ЭКСПРЕССКРЕДИТСЕРВИС»), в совокупности с имеющимися в материалах дела доказательствами, является рекламодателем по смыслу Федерального закона «О рекламе» и несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Учитывая тот факт, что на момент принятия решения отсутствует документальное подтверждение, что спорная реклама не распространяется, Комиссия решила  выдать предписание об устранении нарушения рекламодателю - ООО «ЭКСПРЕССКРЕДИТСЕРВИС» и рекламораспространителю – ООО «Карат».

Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Займы. Поможем в любой ситуации. Выгодные условия. Низкий %. Т. 77 85 51, 8 922 977 85 51. ООО «ЭКСПРЕССКРЕДИТСЕРВИС». <…> Подробности на сайте ru-eks.ru», размещенную на 1 странице в газете «Источник новостей» № 16 (424) от 18 апреля 2015 г., на 6 странице в газете «Источник новостей» № 20 (428) от 16 мая 2015 г., на 6 странице в газете «Источник новостей» № 21 (429) от 23 мая 2015 г., на 6 странице в газете «Источник новостей» № 22 (430) от 30 мая 2015 г., поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2. Признать в действиях ООО «ЭКСПРЕССКРЕДИТСЕРВИС», выразившихся в определении содержания рекламы, указанной в пункте 1 настоящего решения, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемой финансовой услуге (критерии, определяющие условия предоставления займа как выгодные и подтверждающие низкую процентную ставку; характеристики ситуации, при которой оказывается помощь), и при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, факт нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

3. Выдать ООО «ЭКСПРЕССКРЕДИТСЕРВИС», ООО «Карат» предписания об устранении нарушения законодательства о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд - в порядке,  предусмотренном ст. 198 АПК РФ, в суд - в порядке, предусмотренном ст. 131 ГПК РФ.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                           <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                      <…>

 

 

                                                                                                                    <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны