Решение б/н РЕШЕНИЕ от 14 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе в составе: Председателя Комиссии <...> руководителя управления; Членов Комиссии: <...> – начальника отдела ФРиР Кировского УФАС России, <...> – специалиста 1 разряда отдела ФРиР Кировского УФАС России;

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: Общество с ограниченной ответственностью «Авторемстрой» (ИНН 4324006514) в лице представителя по доверенности <...>;

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: Общество с ограниченной ответственностью «Авторемстрой» (ИНН 4345048988);

в отсутствие заинтересованного лица: Общество с ограниченной ответственностью «Юникор».

При ведении протокола <...> – специалистом 1 разряда отдела ФРиР Кировского УФАС России;

рассмотрев дело № 39/04-2018р, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Авторемстрой» (ИНН 4345048988) (далее по тексту – ООО «Авторемстрой») (127422, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 1, стр. 2), Обществом с ограниченной ответственностью «Авторемстрой» (ИНН 4324006514) (далее по тексту – ООО «Авторемстрой») (613117, Кировская обл., Слободской район, Автодорога а/д Вятка, ул. 15-й км, здание 1) ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ  «О рекламе» (далее по тексту – Федеральный закон «О рекламе») при размещении на сайте сетевого издания <...> на странице <...> рекламной информации в виде всплывающего баннера следующего содержания: «Дилерский центр <...>. Лодочные моторы <...> у официального дилера! Либо <...> либо грЕбля»;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Кировское УФАС России поступило обращение физического лица от 22.03.2018г., перенаправленное Управлением Роскомнадзора (<...>), о нарушении, по мнению заявителя, рекламного законодательства при размещении на сайте сетевого издания <...> на странице <...> рекламной информации в виде всплывающего баннера следующего содержания: «Дилерский центр <...>. Лодочные моторы <...> у официального дилера! Либо <...> либо грЕбля», которая содержит признаки нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона от «О рекламе».

Определением от 16.05.2018 г. Кировским УФАС России возбуждено дело № 39/04-2018р в отношении ООО «Авторемстрой» (ИНН 4345048988) по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона«О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 14.06.2018 г.

Определением от 14.06.2018г. срок рассмотрения дела продлен, рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью привлечения ООО «Авторемстрой» (ИНН 4324006514) в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, а также ООО «Юникор» в качестве заинтересованного лица с целью получения дополнительных документов и сведений. Рассмотрение назначено на 23.07.2018г.

Заявитель - физическое лицо, уведомленный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела № 39/04-2018р, явку на заседание Комиссии не обеспечил, ходатайств не заявлял.

Ответчик - ООО «Авторемстрой» (ИНН 4345048988), надлежащим образом уведомленный о дате, месте и времени рассмотрения дела, факт нарушения не признал, запрошенные Управлением документы представил в полном объеме, явку на заседание Комиссии не обеспечил, ходатайств не заявлял. Согласно письменным пояснениям (вх. № 4203 от 09.06.2018) Общество не является рекламодателем, а только выступило в качестве финансового обеспечения, осуществив оплату услуг за размещение рекламы ООО «Юникор», оказанных другому юридическому лицу ООО «Авторемстрой» (ИНН 4324006514) в счет имевшихся взаимных расчетов. ООО «Авторемстрой» (ИНН 4324006514) имеет дилерский договор на реализацию продукции <...>, самостоятельно согласовало с ООО «Юникор» объект рекламирования и содержание рекламы.

Ответчик - ООО "Авторемстрой" (ИНН 4324006514), надлежащим образом уведомленный о дате, месте и времени рассмотрения дела, факт нарушения признал, запрошенные Управлением документы представил в полном объеме, обеспечил явку представителя <...>. На заседании комиссии <...> пояснила, что Общество осуществляет деятельность в сфере реализации товаров <...> на основании соглашения о передаче прав и обязанностей от <...> и договора поставки <...>, таким образом является официальным диллером продукции <...>. На основании договора, заключенного между ООО "Авторемстрой" (ИНН 4345048988) и ООО "Юникор", дополнительного соглашения к договору была размещена спорная рекламная информация, макет и содержание которой были представлены ООО "Авторемстрой" (ИНН 4324006514), а ООО "Авторемстрой" (ИНН 4345048988) выступило в качестве финансового обеспечения, осуществив оплату услуг за размещение рекламы в счет имевшихся взаимных расчетов.

Заинтересованное лицо - ООО "Юникор", надлежащим образом уведомленный о дате, месте и времени рассмотрения дела, запрошенные Управлением документы представил в полном объеме, явку на заседание Комиссии не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (вх. № 4720 от 29.06.2018).

Изучив материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная на сайте сетевого издания <...> на странице <...>, следующего содержания: «Дилерский центр <...>). Лодочные моторы <...> у официального дилера! Либо <...> либо грЕбля», адресована неопределенному кругу лиц (пользователям сети Интернет), направлена на привлечение внимания потенциальных потребителей к товарам <...>, способствует формированию интереса к рекламируемым товарам (лодочные моторы <...>) и их продвижению на рынке, и по своему содержанию является рекламой.

Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Федерального закона «О рекламе», в которой определено, что реклама должна быть достоверной. Недостоверная реклама не допускается (часть 1 названной статьи).

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не до-пускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Таким образом, данное положение Федерального закона "О рекламе" запрещает использовать в рекламе бранные слова, непристойные образы, сравнения, выражения, оскорбительные образы, сравнения, выражения.

К бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам могут быть отнесены слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления.

Правовая защита потребителей от восприятия неэтичной информации закреплена в Конституции РФ. Так, из содержания ст. 29 Конституции РФ следует, что российское государство гарантирует защиту личных неимущественных прав граждан, в том числе умаление общепризнанных норм морали, нравственности в обществе.

Согласно Толковому словарю русского языка (под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой – М., 1999г.) значение слов:

-непристойный – неприличный, бесстыдный;

-брань - осуждающие и обидные слова, ругань;

-бранный - содержащий брань.

Согласно Новому толково-словообразовательному словарю (под ред. Ефремовой Т.Ф. М.: Русский язык, 2000) значение слов:

-непристойный – крайне неприличный,  бесстыдный, предосудительный;

-неприличный - не отвечающий,  противоречащий правилам приличия;

-предосудительный - заслуживающий осуждения, порицания;

-брань - оскорбительные, бранные слова; ругань.

Следует отметить, что кроме регулирующих существуют и рекомендательные акты в области рекламы, например, Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты. Согласно Международному кодексу рекламной практики, принятому на 47-ой сессии Исполнительного совета Международной торговой палаты (с изменениями и дополнениями от 02.12.1986 г.), определяющему основные принципы рекламы, вся реклама должна быть законной, пристойной, честной и достоверной. Всякая реклама должна разрабатываться с высокой степенью ответственности перед обществом.

Согласно статье 1 Кодекса реклама не должна содержать заявлений или изображений, нарушающих общепринятые нормы пристойности.

В тексте вышеуказанной рекламной информации используется слово «грЕбля», употребляемое в ненормативной лексике как эвфемизм, недопустимое в литературной речи, является непристойным, воспринимается потребителями как оскорбительное.

С помощью языковой игры, в которой намеренно графически выделена буква «е», заимствовании выразительности нецензурного слова, возникает этически неприемлемый смысл рекламной информации.

Кроме того, необходимо учитывать месторасположение данной рекламы (баннер на сайте сетевого издания <...>) и доступность спорной рекламы неопределенному кругу лиц, то есть не только потенциальным покупателям продукции <...>, но и посетителям сайта сетевого издания <...> различных возрастов и социальных категорий в том числе, несовершеннолетним, которые должны быть ограничены от влияния подобной рекламы.

В зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее), рекламная информация воспринимается каждым человеком индивидуально.

Таким образом, важным обстоятельством является тот факт, что способом распространения рекламы является общедоступный сайт сетевого издания <...>, что ограничивает потенциального потребителя рекламы в возможности ее игнорировать.

Кроме того спорная реклама была вынесена на обсуждение Экспертного Совета по применению рекламного законодательства при Кировском УФАС России от 29.05.2018г. Члены Экспертного Совета единогласно пришли к мнению о том, что указанная информация носит рекламный характер и по своему содержанию является непристойной. Визуальное оформление слова «грЕбля» обращает внимание потребителя. Выделение буквы «е» с помощью использования ее жирного начертания и графического элемента в виде лодки однозначно несет в себе отсылку к бранному слову. Кроме того, члены Экспертного  Совета  сошлись во мнении, что формулировка с использованием конструкции «либо…либо…» несет в себе некорректность по отношению к конкурентам, поскольку формирует у потребителя впечатление, что только рекламируемый производитель способен предложить товар, а использование бранного слова усиливает этот эффект манипуляции.

В состав Экспертного Совета при Кировском УФАС России входят представители органов местного самоуправления, научных организаций, общественных организаций, экспертов и специалистов в области лингвистки, психологии, журналистики, соответственно их мнение можно принять в качестве надлежащего доказательства восприятия потребителем рекламы как непристойной и оскорбительной.

С учетом вышеизложенного, реклама, размещенная на сайте сетевого издания <...> на странице <...>, следующего содержания: «Дилерский центр <...>. Лодочные моторы <...> у официального дилера! Либо <...> либо грЕбля», размещена с использованием бранных слов, является непристойной, оскорбительной рекламой, что не соответствует требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

Согласно имеющимся в материалах дела документам, а именно в соответствии с договором на оказание услуг <...>, заключенным между ООО «Авторемстрой» (ИНН 4345048988) и ООО «Юникор», дополнительным соглашением <...>, соглашением о передаче прав и обязанностей <...>, договором поставки <...>, счетом на оплату № <...>, актом <...> от <...> ООО "Авторемстрой" (ИНН 4324006514) произведен заказ на размещение рекламных материалов на сайте сетевого издания <...> на странице <...>.

Исследовав указанные документы, комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем спорной рекламы, размещенной на сайте сетевого издания <...> на странице <...>, следующего содержания: «Дилерский центр <...>. Лодочные моторы <...> у официального дилера! Либо <...> либо грЕбля», с использованием бранных слов, является лицо, определившее объект рекламирования, которое сделало заказ. Поэтому в рассматриваемой ситуации ООО «Авторемстрой» (ИНН 4324006514) является рекламодателем по смыслу Федерального закона «О рекламе» и несет ответственность за нарушение требований, установленных  ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, действия ООО «Авторемстрой» (ИНН 4324006514), выразившиеся в определении содержания спорной рекламы, не соответствуют требованиям ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Комиссия Кировского УФАС России считает, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине ООО «Авторемстрой» (ИНН 4324006514).

В связи с неподтверждением в действиях ООО «Авторемстрой» (ИНН 4345048988) факта нарушения рекламного законодательства, поскольку данное лицо не определяло содержание спорной рекламы, Комиссия решила производство по делу в отношении данного лица прекратить.

Поскольку в материалах дела представлены документы, подтверждающие прекращение размещения спорной рекламы, Комиссия решила не выдавать ООО «Авторемстрой» предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.

На основании ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица ООО «Авторемстрой» (ИНН 4324006514), а также его должностного лица.

Руководствуясь ст. 3, ч. 6 ст. 5, ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Дилерский центр <...>. Лодочные моторы <...> у официального дилера! Либо <...> либо грЕбля», с использованием бранных слов, размещенную на сайте сетевого издания <...> на странице <...> воспринимаемую как оскорбительную, непристойную, поскольку в ней нарушены требования ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2.Производство по делу в отношении Общества с ограниченной ответственностью  «Авторемстрой» (ИНН 4345048988, ОГРН 1024301332274) прекратить в связи с неподтверждением в его действиях факта нарушения рекламного законодательства.

3.Предписание Обществу с ограниченной ответственностью «Авторемстрой» (ИНН 4324006514, ОГРН 1034314502265) о прекращении  нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» не выдавать.

4.Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Авторемстрой» (ИНН 4324006514, ОГРН 1034314502265), должностного лица Общества с ограниченной ответственностью «Авторемстрой».

 

 

Решение может быть обжаловано в  арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны